Урок рассуждение по теме: «Город. Отчуждение людей»




Скачать 131.91 Kb.
НазваниеУрок рассуждение по теме: «Город. Отчуждение людей»
Дата публикации26.03.2014
Размер131.91 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Астрономия > Урок
6 класс.

Урок – рассуждение по теме:

«Город. Отчуждение людей » (слайд 1).

Информация для учителя.

Тип урока - изучение нового материала. По форме может быть проведен не только, как рассуждение, но и как беседа, дискуссия, круглый стол и т. д. В качестве познавательной мотивации успешно применяются случаи из школьной жизни и любые другие проблемные ситуации, суть которых состоит в безнравственном поведении, в демонстрации отчуждения. Для повышения продуктивности работы можно увеличить количество инсценировок, стихов, подготовленных учениками, добавить задания в рабочий лист.

^ Цель урока: формирование знаний об особенностях городской жизни, ее влиянии на процесс отчуждения между людьми через: развитие умения устанавливать причинно – следственную связь между поведением и моральными установками коллектива и индивида, актуализацию работы по формированию самостоятельной жизненной позиции, нравственных ценностей и воспитания толерантного отношения друг другу.

^ Оборудование урока: персональные компьютеры, проектор, экран, рабочие листы (электронный вариант или бумажный), таблица учета активности учащихся (бумажный или электронный вариант), памятка толерантного поведения (слайд), карточки с характеристиками оценки урока и ключевыми понятиями темы.

^ Ход урока.

Побудительная мотивация, (слайд 2) ( стихотворение Асадова)

Заяц труслив, но труслив оттого,

Что вынужден жить в тревоге,

Что нету могучих клыков у него,

А все спасение – ноги.
Волк жаден, скорее всего, потому,

Что редко бывает сытым,

А зол оттого, что наверно, ему,

Не хочется быть убитым.
Лисица хитрит и дурачит всех

Тоже не без причины:

Чуть зазевалась – и все! Твой мех

Уже лежит в магазине.
Щука жестоко собратьев жрет,

Но сделайте мирными воды,

Она кверху брюхом тотчас всплывет

По всем законам природы.

Меняет окраску хамелеон

Бессовестно и умело.

-Пусть буду двуличным, - решает он.

-Зато абсолютно целым.
Деревья глушат друг друга затем,

Что жизни им нет без света,

А в поле, где солнца хватает всем,

Друг к другу полны привета.
Змея премерзко среди травы

Ползает, пресмыкается.

Она б, может, встала, но ей, увы,

Ноги не полагаются…
Те жизнь защищают. А эти – мех.

Тот бьется за лучик света.

А вот – человек. Он сильнее всех!

Ему – то зачем все это?

Инсценировка ситуации одиночества: в класс приходит новичок. Приглашаются несколько учеников, которым предлагается невербально (без слов) показать отчуждение. Затем ставится задача без помощи слов исправить ситуацию, преодолеть отчуждение. Варианты предлагаются обеими сторонами. Просьба сделать вывод о том, от кого зависит исправление подобной ситуации. Кто именно должен сделать первый шаг в рассматриваемой ситуации.

Учитель выделяет ключевые понятия урока (слайд 3):

  • отчуждение,

  • уединение,

  • одиночество

Задается вопрос: «Как вы понимаете данные слова? В чем их суть?»

( они записаны на доске (на экране) и в рабочем листе )

Далее учитель предлагает изучить пояснения данных слов, согласно словарю Ожегова С. И. (электронный вариант). Учащиеся находят пояснения и записывают в рабочий лист (при недостаточной компьютерной грамотности ученика можно подсказать порядок действий или поручить помощнику). Ученикам сообщается. Что в течение урока помощник будет фиксировать количество ответов учащихся в таблице для последующего оценивания. Можно объявить конкурс на самого результативного ученика.

Отчуждение – прекращение близких отношений между кем – нибудь, отдаление (слайд 4)

Уединиться – уйти от других, в какое – нибудь место, перестать общаться.

Одинокий – А) не имеющий семьи, близких; Б) отдаленный от других, без других, себе подобных.

Ставится проблемная задача: сопоставить определения и сделайте вывод (похожесть, идентичность, расхождения).

Учитель спрашивает учащихся о том, где по ходу инсценировки можно применить каждое из данных понятий? Предлагает подумать, можно ли связать данные слова причинно – следственной связью. То, что может быть причиной или следствием покажите с помощью стрелок в рабочих листах (одному из учеников можно предложить показать связь между словами на доске). Ученики предлагают варианты связи и объясняют свой выбор.

Учитель предлагает определить, какие из них исходят скорее от самого человека, а какие больше от других?

Специалисты – социологи утверждают, что именно в городе отчуждение стало наиболее типичной чертой отношений между людьми, и причина этого, по их мнению, кроется в самой организации городской жизни.

Ученикам предлагается актуализировать знания по предыдущему материалу и вспомнить характерные черты жизни в городе и селе. Условно можно разделиться на две группы: одна называет черты сельской жизни, другая – городской.

После повторения предлагается поднять руки тем, кто знает по имени всех своих соседей.

Что доказывает мнение специалистов? Чтобы понять, что организация городской жизни действительно предопределяет отчуждение предлагается сравнить условности и простоту общения в городе и селе.

Учитель спрашивает учеников у кого из них родители родом из села, отличается ли их поведение и образ жизни, когда они в селе и, когда они – в городе? Через рассуждения по данному вопросу осуществляется выход на то, что не только место определяет поведение человека, но и от него самого зависит многое.

Где бы мы ни находились, мы всегда убеждены, что наш дом – наша крепость. Какое понятие темы связано с определенным местом? (уединение). Предлагается привести пример, когда по поведению человека можно определить его уединение. Необходимо сделать вывод, что уединение отделяет нас от других людей. В дальнейшем это может привести к равнодушию.

У Г. Остера есть шуточное стихотворение, которое можно назвать попыткой сделать прогноз (слайд 5).

«Когда состаришься – ходи

По улице пешком.

Не лезь в автобус, все равно

Стоять придется там.

И нынче мало дураков,

Чтоб место уступать,

А к тем далеким временам

Не станет их совсем»


^ Какие выводы по поводу видения поэтом будущего людей можно сделать?

Прогнозы – отрицательные. Давайте обратимся к действительности. Видеофрагменты из передачи «ЧП» («Дежурная часть»), фильма «Чучело». (Можно привести пример с брошенным на улице младенцем и равнодушным наблюдением жителей дома за лежащим на земле ребенком). Перенос ситуации в сельскую местность. Изменился ли бы ход событий?

Пример с избиением школьников и съемкой на мобильный телефон. Почему это происходит?

^ Какова связь стихотворения Остера и данных примеров? (доказывают примерами жизни возможность ухудшения ситуации)

Мы к этому придем, если ничего не менять. Нашелся же человек и в городе, который помог младенцу. Это, конечно – не типичное для многих горожан поведение, но и не единичный случай. Если не только от места жительства зависит ситуация, то от чего еще?

^ Я предлагаю поработать с текстом стихотворения о толерантности (слайд 6).

У каждого свой нрав и к прочим нетерпенье.

На плаху иль на пьедестал --------------------------------------------------------

Разбрасывают всех без ложного стесненья. --------------------------------------------------------

И хоть бы кто от этого устал!
Сличают все с имеющимся знаньем точно.

Особо в сложностях не усомнясь, ----------------------------------------------------------

Выносят приговор «порочным» ----------------------------------------------------------

И тут же судят не таясь.
Но как вдруг жалобны они бывают,

Когда ошибка налицо ----------------------------------------------------------

К тем, кто от них уже страдает, ----------------------------------------------------------

Страдает, может быть давно.
Раскаявшийся раз, урока не запомнит.

И к следующей судьбе он весь непримирим. -----------------------------------------------------------

Сомнение его, увы, не тронет ------------------------------------------------------------

И славы горькой шлейф потянется за ним

Пояснение сути данного термина есть в рабочем листе. Попробуйте на основе смысловых частей стихотворения записать типичные особенности в поведении современных людей (5 минут). Читаем строки и называем суть поведения.

Данную ситуацию необходимо менять. Как? Попытайтесь назвать то, что для этого нужно. Ваши предложения верны и интересны, а обобщить их я предлагаю. Стихотворением школьника, которого тоже волнует проблема отчуждения и одиночества (стихотворение Скопинцева рассказывает ученик, выучивший его заранее).

Как добиться успеха

В этом мире безумном?

Надо много трудиться

И стремиться быть умным.

Кругозор свой расширить,

Свой характер улучшить.

И немного усилий,

Чтобы выглядеть лучше.

Да, про чувства людские

Не забыть очень нужно.

Про порядочность, честность,

Благородство и дружбу.

На душе одинокой

Доброту вновь лелеять.

И тогда можешь смело,

Ты в удачу поверить.

Пред тобою тотчас

Все откроются двери.

Вернемся к нашим понятиям и сценке. Мы брали два участника – индивида и коллектив. ^ Однако остановились на индивиде, его работе над самим собой. Выходит, мы не все охватили и ушли в сторону?

Нет, коллектив состоит из индивидов, поэтому, работая над собой, мы воздействуем и на коллектив.

Давайте покажем, что мы против отчуждения, что мы коллектив. Ведь есть у вас и те, кто побывал в роли новеньких. Как нам это сделать? (вариант – взяться за руки).

^ Попробуйте прочитать стихотворение – пожелание вместе со мной, я думаю, вы догадаетесь, как нужно продолжать строки в рифму.

Кто воздвигнет тебя к небесам?

-Только сам.

Кто низвергнет тебя с высоты?

-Только ты.

Где ключи в твоей горькой судьбе?

- Лишь в тебе.

Чем расплатишься ты за проигранный бой?

-Лишь собой!

^ Вот и закончился урок – рассуждение, попробуйте определиться, как вам было на нем, поработав с предложенными словами в третьей части рабочего листа.

А давайте сделаем обобщенную оценку урока с помощью этих слов (слайд 7). Вы поднимаете руки , если данное слово выбрано, я подсчитаю и запишу цифру.

В заключение помощник объявляет результаты активности учащихся на уроке.

^ Домашнее задание (слайд 8).

Учитель предлагает изучить памятку толерантного поведения и внести в нее дополнения. Параграф № 21

Дуглас Мэллок говорит о том, что силы, заложенные в человеке, не имеют подобных в природе, и лишь ему самому дано узнать, на что он способен (слайд 9).

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь деревцем в долине, но только будь

Самым лучшим деревцем у родника;

Будь кустиком, если ты не можешь стать деревом.

Если ты не можешь быть кустиком, стань травой

И сделай дорогу счастливее;

Если ты не можешь быть щукой, будь просто окунем –

Но будь самым красивым окунем в озере!

Если ты не можешь быть дорогой, будь тропинкой,

Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой;

Выигрываем мы или проигрываем – неважно,

Проявляй лучшее, что в тебе есть.

^ Рабочий лист

по теме: «Город. Отчуждение людей».

Ф.И.

Ключевые понятия темы:

Отчуждение – _______________________________________________________________________

Уединиться – _______________________________________________________________________

Одинокий – _________________________________________________________________________

(Словарь русского языка С. И. Ожегова)

I. а) Установите причинно – следственную связь между понятиями (схема):

Отчуждение Одиночество

Уединение

б) Определите, что чаще всего исходит от самого человека (субъекта), а что – от группы (коллектива).

II. Определите, какие современные подходы в общении имеются ввиду в стихотворении.

У каждого свой нрав и к прочим нетерпенье.

На плаху иль на пьедестал --------------------------------------------------------

Разбрасывают всех без ложного стесненья. --------------------------------------------------------

И хоть бы кто от этого устал!
Сличают все с имеющимся знаньем точно.

Особо в сложностях не усомнясь, ----------------------------------------------------------

Выносят приговор «порочным» ----------------------------------------------------------

И тут же судят не таясь.
Но как вдруг жалобны они бывают,

Когда ошибка налицо ----------------------------------------------------------

К тем, кто от них уже страдает, ----------------------------------------------------------

Страдает, может быть давно.
Раскаявшийся раз, урока не запомнит.

И к следующей судьбе он весь непримирим. -----------------------------------------------------------

Сомнение его, увы, не тронет ------------------------------------------------------------

И славы горькой шлейф потянется за ним

Толерантность – терпимость; уважение права быть «иным»; непричинение вреда «другому»; взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех.

^ III. Подумайте и подчеркните те 3 характеристики, которые, соответствуют вашему восприятию темы и урока.

поучительно,

не понятно,

весело,

доступно,

интересно,

скучно,

понятно,

необычно,

трудно,

занимательно,

легко.


Памятка толерантного поведения.

  1. Полное понимание и терпимость друг к другу.

  2. Взаимное уважение.

  3. Быть внимательным.

  4. Не оскорблять собеседника.

  5. Быть милосердным.

Таблица учета активности учащихся на уроке



^ Ф. И. О. учащегося

Количество ответов






































Примечание: в ЕХЕL вводится формула суммирования результатов


Приложение.

Стихотворение ученика Скопинцева Ивана.


Как добиться успеха

В этом мире безумном?

Надо много трудиться

И стремиться быть умным.

Кругозор свой расширить,

Свой характер улучшить.

И немного усилий,

Чтобы выглядеть лучше.

Да, про чувства людские

Не забыть очень нужно.

Про порядочность, честность,

Благородство и дружбу.

На душе одинокой

Доброту вновь лелеять.

И тогда можешь смело,

Ты в удачу поверить.

Пред тобою тотчас

Все откроются двери.



Если жизненный путь представить в виде бесконечной лестницы, ведущей вверх, то получится, что идущий по ней с каждой ступенькой делается чуть-чуть лучше, чем был. Человеческая душа остается живой до тех пор, пока есть необходимость чего-то добиваться, стремиться вперед. Возможно, одним из самых ценных качеств является способность творить. Каждый из нас обладает свободой выбора, возможностью самостоятельно решать, каким будет его внутренний мир. Каждый волен создавать то, что посчитает нужным. Чем больше будет красоты в душе каждого, чем гармоничнее будет его личность, тем прекраснее мы сделаем окружающий мир.

У. Теккерей.

Посеешь поступок – пожнешь привычку.

Посеешь привычку – пожнешь характер.

Посеешь характер – пожнешь судьбу.

Памятка толерантного поведения.

  1. Полное понимание и терпимость друг к другу.

  2. Взаимное уважение.

  3. Быть внимательным.

  4. Не оскорблять собеседника.

  5. Быть милосердным.

Памятка толерантного поведения.

  1. Полное понимание и терпимость друг к другу.

  2. Взаимное уважение.

  3. Быть внимательным.

  4. Не оскорблять собеседника.

  5. Быть милосердным.

Памятка толерантного поведения.

  1. Полное понимание и терпимость друг к другу.

  2. Взаимное уважение.

  3. Быть внимательным.

  4. Не оскорблять собеседника.

  5. Быть милосердным.

Памятка толерантного поведения.

  1. Полное понимание и терпимость друг к другу.

  2. Взаимное уважение.

  3. Быть внимательным.

  4. Не оскорблять собеседника.

  5. Быть милосердным.

Памятка толерантного поведения.

  1. Полное понимание и терпимость друг к другу.

  2. Взаимное уважение.

  3. Быть внимательным.

  4. Не оскорблять собеседника.

  5. Быть милосердным.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок рассуждение по теме: «Город. Отчуждение людей» icon«Добру откроются сердца». Урок-рассуждение (сценарий)
«Добру откроются сердца». Урок-рассуждение (сценарий)/ Гривкина Л. А./Межпоселенческая библиотека имени М. А. Ульянова Муромцевского...

Урок рассуждение по теме: «Город. Отчуждение людей» iconУрок русского языка в 5 классе по теме: «Сочинение-рассуждение на...
Прочитайте стихотворение и выделите в каждой строке слова, на которые падает логическое ударение

Урок рассуждение по теме: «Город. Отчуждение людей» iconУрока: Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»
Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»; формирование навыков культуры речи

Урок рассуждение по теме: «Город. Отчуждение людей» iconУрок по теме: «Христос и его Крест»
Урок разработала: Князева Оксана Николаевна, учитель предмета «Истоки» и предмета орксэ муниципального общеобразовательного учреждения...

Урок рассуждение по теме: «Город. Отчуждение людей» iconСочинение-рассуждение на тему «Почему автор оставляет город в повести «Чучело»
Задание 3: Выучите стихотворение С. и Т. Никитиных наизусть (можете исполнить песню в классе)

Урок рассуждение по теме: «Город. Отчуждение людей» iconУрок в 1 классе по теме: Звук и буква ц
Моку «Специальная (коррекционная) основная общеобразовательная школа №22 (VII вида) городского округа «город Якутск» рс(Я)

Урок рассуждение по теме: «Город. Отчуждение людей» iconНа город с окрестностями похожи были, и по своим законам людей судили...
Когда-то в Греции в отдельных областях они возникли типа мини-государства. На город с окрестностями похожи были, и по своим законам...

Урок рассуждение по теме: «Город. Отчуждение людей» iconСочинение-рассуждение 1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в...

Урок рассуждение по теме: «Город. Отчуждение людей» iconУрок по теме
Урок мировой художественной культуры в 9-м классе по теме " Времена года в произведениях русских поэтов, музыкантов, художников"

Урок рассуждение по теме: «Город. Отчуждение людей» iconНедели: "Город мастеров"
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме «Город мастеров» рекомендуем



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница