Администрация городского округа «город чита» комитет образования администрации городского округа «город чита»




НазваниеАдминистрация городского округа «город чита» комитет образования администрации городского округа «город чита»
страница1/5
Дата публикации03.04.2014
Размер0.81 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №69»

c:\users\таня\dropbox\вова\логотип сада 2.png

Организация деятельности ресурсных центров по развитию инновационных процессов в системе дошкольного образования: «Лекотека»

Конспекты занятий специалистов, работающих на СП «Лекотека» с детьми с ДЦП 5-8 лет

Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога для детей с ДЦП старшего дошкольного возраста с сохранным интеллектом, средствами продуктивной деятельности

ДЦП представляет собой группу синдромов нарушения движений, которые являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном периодах. Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов, параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев недостаточностью психических процессов. Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям. Двигательные нарушения: ограничена предметно-практическая деятельность, недостаточное развитие предметного восприятия, затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь.

Для детей с нарушениями ОДА характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Это проявляется в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей.

Наиболее часто наблюдаются диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что интеллектуальное достаточное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. У ребенка формируется иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности т.к. ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания.

Дети с нарушениями ОДА нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психологической коррекции. Необходимо приспособить детей к условиям социальной среды, так как для них характерны расстройства эмоциональной сферы, слабо развитой мелкой моторики и мимических мышц, поведение в целом.

Цель занятий: преодоление эмоционально-волевых нарушений

Задачи:

  • стимулирование и активизирование мышечного тонуса;

  • снятие эмоционального напряжения;

  • создание позитивного настроя;

  • воспитание уверенности в себе;

  • формирование устойчивости эмоционально-волевой регуляции поведения

Структура и содержание занятий

Содержание психокоррекционной работы представлено индивидуальной формой работы совместно с родителями ребёнка.

Данная форма работы предполагает коррекционное воздействие не только на ребенка, посещающего занятие, но и на всех участников коррекционного процесса. Все задания предлагаются в игровой форме и подаются по образцу (показу и одновременно по развернутой речевой инструкции). Ведется контроль над правильностью выполнения тех или иных движений. При необходимости используется метод «рука в руке» и при не возможности речевого сопровождения игры ребёнком предлагаются карточки – символы.

Каждое занятие имеет пять этапов работы. Этапы работы могут иметь иную последовательность.

Во время занятий важно постоянно менять позу ребёнка (сидит, стоит, полусидит) и контролировать его самочувствие.

  1. Релаксационное кресло.

Снимает эмоциональное напряжение, создает позитивный настрой на работу.

Ребёнок удобно усаживается в кресле, под спокойную музыку проводится тактильный массаж с помощью сенсорной палочки или сенсорного дождика.

  1. Дыхательные упражнения

Улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Важно научить ребенка (с проблемами) чувствовать свое дыхание, т.е. обращать внимание на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание. Основу дыхательных упражнений, способствующих расслаблению, составляют упражнения с углублением и замедлением вдоха и выдоха, что достигается путем длительного произнесения гласных звуков (а, у, о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ах-ох ух).

  1. Развитие мелкой моторикии координации движений

Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (непроизвольных движений конечностей) и мышечных зажимов.

Упражнения с пуговицами

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сначала выполняются движения одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно. Подбираются разные по массе, размеру, форме пуговицы. Пуговицы размещаются на ладонной поверхности концевых фаланг пальцев. Ребенок должен научиться удерживать на кончиках пальцев монеты от самых тяжелых до самых легких, а так же разных по форме. Упражнения сначала выполняются с открытыми глазами, а затем с открытыми. Так же отрабатываются навыки сортировки материалов, сгребания, захватывания, пересыпания и др. действий одной рукой и двумя руками вместе.

Упражнения с бусами

Перебирание пальцами бус (лучше использовать природный материал-дерево, желуди, орехи и т.д.) позволяет сосредоточить внимание на форме перебираемых бусин, постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличивая темп (для детей с замедленным темпом деятельности). Перебирание бус нормализует ритм дыхания, успокаивает.

Полезно перебирать бусы, сопровождая движение рук речью-чтением стихотворения либо скороговорки.

Упражнения с шишками

Большинство упражнений выполняются для каждой руки попеременно, затем двумя руками одновременно.

Упражнения с дидактическими играми: куб-сортер, ключ-замок, почта, лабиринты, вкладыши и другие.

Работа по инструкции к играм.

Упражнения с мини предметами

Рассматривание, перебирание, сортировка предметов выполняются по словесной инструкции взрослого. При ЗРР используются игры на звукоподражание.

  1. Продуктивная деятельность.

Продуктивная деятельность направлена на развитие способности чувствовать, принимать и понимать партнера, учит навыкам взаимодействия. Готовый продукт совместной деятельности создает ситуацию успеха для ребёнка, воспитывает уверенность в себе, формирует устойчивость эмоционально-волевой регуляции поведения. Для детей с разной степенью ограничения движения используются одинаковые творческие игры, но с разной степенью помощи при выполнении поделки, работы.

  1. Снятие эмоционального напряжения и создание положительного настроя

Заключительная часть занятия предполагает проведение релаксационных упражнений на снятие напряжения, чувства беспокойства. С помощью данного вида работы у детей развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, ощущения и чувства. Релаксация проводится с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса.

Подводим итоги: хвалим ребёнка, демонстрируем его работу, спрашиваем о его настроении, что ему понравилось. С не говорящими детьми при ответе на вопросы предлагаются карточки - ответы, с которыми ребёнка обучают работать предварительно. Например (настроение : веселок-грустное). Используется релаксационное упражнение что и в начале работы с подчеркиванием усилий ребёнка, например: наши ручки молодцы, отлично поработали, устали, а теперь они отдохнут и выполняем поглаживания, покачивания.

Дети и родители получают домашнее задание, которое содержит рекомендации по пройденному материалу, указывается на сильные и слабые стороны при работе с ребёнком, на что обратить внимание. Предлагаются различные пособия для домашнего пользования из фонда кабинета, памятки по работе с материалами для детского творчества и нетрадиционными материалами (например поделки, массажи, игры с ватой, салфетками, тканью, пальчиковые игры и другие).

Занятие №1.

Тема: Осень. Сад-фрукты.

  1. Релаксационное кресло

«Вот я палочкой (дождиком) взмахну, загадаю чудо, самой доброй на земле я с тобою буду. Наши ручки отдохнут: правая ручка (проводим сенсорной палочкой от плеча до кончиков пальцев правой руки, затем нежно берем руку ребёнка в свою ладонь и слегка покачиваем, чтобы рука расслабилась. Аналогичные действия выполняем на разные части тела), левая ручка, правая ножка, левая ножка,наша спинка, наш животик, голова и веселый ротик» (улыбаемся с ребёнком друг другу).

  1. Работа с мини-фигурками «Фрукты»

Рассортировать фрукты и овощи. Составить мини-беседу или мини-опрос «Твой любимый фрукт», «Почему фрукты полезны». Для детей с сохранной двигательной активностью можно использовать лабиринт – нить «Фрукты-витамины», где будет в виде картинок указано, для чего этот витамин нужен (например витамин «А» - глаза).

  1. Дыхательное упражнение «Ароматные фрукты»

Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями, затем небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный равномерный выдох.



  • Упражнение с бусами «Бусы-фрукты»

Перебирают бусины-фрукты и называют их. Возможно усложнить игру, называя не фрукты, а их цвет и вкус. Возможно использовать простые крупные бусины и перебирая так же называть, если ребёнок затрудняется нужно сначала разложить пере ним картинки, чтобы он имел представление о фруктах. Если у ребёнка отсутствует речь, то используем разборные бусины и карточки-фрукты. Предлагаем играть так: вы называете фрукт, ребёнок снимает бусину и ложит на карточку с соответствующим фруктом.

  • Упражнение с пуговицами.

Выбрать пуговицы похожие на яблоко, банан или другие фрукты и на заранее заготовленное дерево «развесить».

  1. Продуктивная деятельность: «Разносол»

Оборудование: лист альбомной бумаги, карандаш, краски (лучше гуашь), кисть, стакан с водой, яблоко и нож.

Ход работы:

1. Рисуем банку (можно обвести банку по заранее заготовленному шаблону).

2. Разрезаем яблоко на 2 половины

3. Наносим на срез яблока краску

4. «Печатаем» яблоком, не заходя за границы банки

5. Вторую половинку яблока красим в другой цвет и «печатаем»

6. Обводим контур банки краской.

7. Заключительная часть. Релаксация, обратная связь.

Занятие №2.

Тема: Зима. Зимние забавы.

1. Релаксационное кресло

«Вот я палочкой (дождиком) взмахну, загадаю чудо, самой доброй на земле я с тобою буду. Наши ручки отдохнут: правая ручка (проводим сенсорной палочкой от плеча до кончиков пальцев правой руки, затем нежно берем руку ребёнка в свою ладонь и слегка покачиваем, чтобы рука расслабилась. Аналогичные действия выполняем на разные части тела), левая ручка, правая ножка, левая ножка,наша спинка, наш животик, голова и веселый ротик» (улыбаемся с ребёнком друг другу).

2. Дыхательное упражнение «Снежинка»

^ Как подул Дед Мороз в воздухе морозном

Полетели, закружились ледяные звезды.

Дети берут снежинки на ниточках (заранее заготовленные) и долго дуют на них (глубокий вдох через нос и длинный медленный выдох через рот), наблюдая за кружением снежинок, пока взрослый читает стихотворение.

^ Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звезды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай. Снежинка, подожди немножко. ( Н. Нищева.)

3.

  • Дидактическая игра «Куб-сортер». Найти фигурки похожие на снежинку (звездочка, цветочек, кружок) и найти им окошечки.

4. Продуктивная деятельность: «Клоунский колпак»

Оборудование: красная цветная бумага, блюдо диаметром 12 см, ножницы, цветные наклейки, клей, мишура, резинка.

Ход работы:

1.Обводим на цветной бумаге круг и вырезаем (примерный радиус 12 см).

2.Проводим под прямым углом линию от центра до края круга и разрезаем.

3.Сворачиваем круг в конус и склеить его, чтобы получилась шапочка.

4.Украшаем шапочку при помощи цветных наклеек (заранее приготовленных взрослым).

5.На края шапочки с внутренней стороны приклеиваем мишуру (это волосы), оставляя место для лица пустым.

6.По бокам шапочки проделываем дырочки и вставляем резинку, чтобы можно было закрепить на голове ребёнка.
Итог работы:http://delausam.ru/upload/pict/kolpak_6_big.jpg

5.Заключительная часть.

Занятие №3.

Тема: Весна.

  1. Релаксационное кресло

«Вот я палочкой (дождиком) взмахну, загадаю чудо, самой доброй на земле я с тобою буду. Наши ручки отдохнут: правая ручка (проводим сенсорной палочкой от плеча до кончиков пальцев правой руки, затем нежно берем руку ребёнка в свою ладонь и слегка покачиваем, чтобы рука расслабилась. Аналогичные действия выполняем на разные части тела), левая ручка, правая ножка, левая ножка,наша спинка, наш животик, голова и веселый ротик» (улыбаемся с ребёнком друг другу).

  1. Дыхательное упражнение «Пальчики замерзли»

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.



  • Игры с пуговицами. Удерживание пуговичек различной массы на пальчиках. Затем выложить контуры солнышка из пуговичек, а лучики из палочек. Если ребёнок не может самостоятельно справиться с заданием покажите ему заранее заготовленную карточку: солнышко.




  1. Продуктивная деятельность «Ярче солнышко свети»

Оборудование: пенопластиковые лотки, ножницы, кисть, краски, лист бумаги, ручка или острая палочка.

Ход работы:

  1. Из пенопластового лотка вырезаем плоское дно.

  2. Взрослый рисует пунктиром контуры солнышка (если это не под силу ребёнку), затем обычной шариковой ручкой наносим рисунок, слегка надавливая. Если нужны более толстые границы, то и продавить нужно получше.

  3. Теперь наносим ровным слоем краску. Прикладываем лист бумаги.

Итог работы:
нетрадиционные техники рисования

5. Заключительная часть.

Занятие №4.

Тема: Лето. Цветы.

1. Релаксационное кресло

«Вот я палочкой (дождиком) взмахну, загадаю чудо, самой доброй на земле я с тобою буду. Наши ручки отдохнут: правая ручка (проводим сенсорной палочкой от плеча до кончиков пальцев правой руки, затем нежно берем руку ребёнка в свою ладонь и слегка покачиваем, чтобы рука расслабилась. Аналогичные действия выполняем на разные части тела), левая ручка, правая ножка, левая ножка,наша спинка, наш животик, голова и веселый ротик» (улыбаемся с ребёнком друг другу).

2. Дыхательное упражнение «Шарик» (по Б. Толкачеву)

^ Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал: - Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Ш-ш-ш…

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым. Как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш». Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

3.

  • Массаж шишками. Предложите 1 еловую шишку покатать ладонями по столу правой рукой, затем левой рукой, затем 2 шишки катать двумя руками одновременно. Затем подняв вертикально ладони вверх, зажать 1 шишку и покатать на весу между ладоней.

4. Продуктивная деятельность «Солнечный калейдоскоп»

Оборудование: диск, пластилин, рис, пшено, макароны ракушки и простые трубочки. Для декора можно использовать любые подручные мелкие материалы.

Ход работы:

1. Готовим основу. Попросите ребенка намазать ровным толстым слоем пластилин на диск.

2. Декор: вылаживаем вместе с ребенком из крупы и макарон цветок. Если у ребёнка возникают затруднения можно использовать несколько картинок – цветков, которые можно выложить из предложенным материалов. Например: сердцевину цветка выложите мелкой крупой (пшено, рис, гречка), лепестки сделайте из макарон, ракушек, стебеллек сделайте из тонких макарон трубочек, Затем раскрасьте изделие красками и готово!

Итог работы:

http://www.millionpodarkov.ru/podelki/wp-content/uploads/2010/10/p1040154.jpg



5.Заключительная часть.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Администрация городского округа «город чита» комитет образования администрации городского округа «город чита» iconОтдел образования администрации городского округа город Буй
Мдоу детский сад №15 «Огонёк» общеразвивающего вида является муниципальным дошкольным образовательным учреждением города Буя. Учредитель...

Администрация городского округа «город чита» комитет образования администрации городского округа «город чита» iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Отдел образования молодежной политики администрации городского округа город Нововоронеж мкдоу «Детский сад №10 общеразвивающего вида...

Администрация городского округа «город чита» комитет образования администрации городского округа «город чита» iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Отдел образования молодежной политики администрации городского округа город Нововоронеж мкдоу «Детский сад №10 общеразвивающего вида...

Администрация городского округа «город чита» комитет образования администрации городского округа «город чита» iconНачальник мку «Отдел образования администрации городского округа город Стерлитамак рб»
Организаторы акции: мку «Отдел образования городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан», маоу дод «Детский экологический...

Администрация городского округа «город чита» комитет образования администрации городского округа «город чита» iconАнализ работы моу гимназия №3 городского округа город шарья костромской...
Губернатора Костромской области, приказами и нормативными документами Департамента образования и науки Костромской области, локальными...

Администрация городского округа «город чита» комитет образования администрации городского округа «город чита» iconМобу сош №14 городского округа г. Нефтекамск
Учредитель – администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Администрация городского округа «город чита» комитет образования администрации городского округа «город чита» iconМобу сош №14 городского округа г. Нефтекамск
Учредитель – администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Администрация городского округа «город чита» комитет образования администрации городского округа «город чита» icon«День пожилого человека»
Муниципальное учреждение «Отдел Образования» Администрации городского округа «Город Волжск»

Администрация городского округа «город чита» комитет образования администрации городского округа «город чита» iconПоложение об оплате труда работников мбоу сош №48 с уиоп городского округа город Воронеж
Положение) регулирует порядок оплаты труда работников мбоу сош №48 с уиоп городского округа город Воронеж (далее учреждение). Положение...

Администрация городского округа «город чита» комитет образования администрации городского округа «город чита» iconМетодические рекомендации для участников
Муниципальное учреждение «отдел образования администрации городского округа город стерлитамак»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница