Скачать 104.8 Kb.
|
Элективный курс «Русский язык и культура речи» Практикум Авторы - составители: Руднева Н.И. МОУ «Саюкинская сош», Чуприкова А.И. МОУ «Зеленовская сош» 2005г. Тема 1. Понятие о культуре речи (правильность речи и речевое мастерство) Упражнение 1. Определите, какие грамматические, стилистические, словообразовательные, орфографические, этикетные нормы русского литературного языка отражены в приведенном ниже тексте. Какие орфоэпические нормы должны соблюдаться при произношении текста? Послушайте! Ведь если звезды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной? ^ целует ему жилистую руку, просит- чтоб обязательно была звезда! — клянется — не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому — то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! (В.Маяковский. «Послушайте!») У применение 2. Разграничьте варианты (допустимые способы выражения) и речевые ошибки. Проверьте себя по Орфографическому словарю русского языка (под редакцией Р.И. Аванесова) и справочнику «Грамматическая правильность русской речи» (авторы Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская). Медлен — медленен; прецедент — преце[н/дент; кура — курица; кухонный — кухонный; покамесь — пока; альтернатива чего — альтернатива чему; пенсия — пе£н]сия; брала - брала; ждать поезд - ждать поезда; феномен - феномен; яи{чн]ица — яи[шн]ица; звонит — звонит; килограмм абрикосов — килограмм абрикос; инспектора - инспекторы; выборы - выбора; выезжай - выедь; согласно чего - согласно чему; езжу - ездию; благодаря чего - благодаря чему. Контрольные вопросы 1.Что изучает раздел языкознания «Культура речи»? Когда возникла эта научная дисциплина? ^ характер нормы? 5.Какие две разновидности литературного языка мы используем при общении? Тема 2. Акцентологические нормы русского языка Упражнение 1. Расскажите о характере ударения в русском языке. Докажите на приведенных ниже примерах, что ударение в русском языке имеет разноместный и подвижный характер. Приведите собственные примеры, демонстрирующие характер русского ударения. ^ Упражнение 2. Покажите на следующих примерах смыслоразличительную и форморазличительную функцию ударения. Приведите собственные примеры подобной функции ударения. ^ Упражнение 3. Образуйте все формы кратких прилагательных, поставьте в них ударения, отметьте случаи колебания в постановке ударений. Умеренный, красивый, полезный, быстрый, правдивый, умный, святой, простой, важный, гибкий, гнусный, тонкий, ветхий, немыслимый, милосердный, азартный, грешный, развязный, учтивый, вязкий, годный, великий, грузный, уживчивый, питательный, гулкий, пьяный, дерзкий. Упражнение 4. Прочитайте слова, правильно ставя ударение. Проверьте себя по Орфоэпическому словарю русского языка или Школьному грамматико-орфографическому словарю. Какие ненормативные ударения встречаются в словах? Где возможно, объясните появление ненормативных ударений. Средства, инженера (инженеры), свекла, красивее, завидно, лиловее, досуг, шофер, ненависть, баловать, договор, позвонит, оптовый, добыча, брала, сливовый, закупорить, процент, кладбище, двоюродный, гнала, каталог, украинский, крови (анализ), звонят, бензопровод, ходатайство, жалюзи, включит, цыган, танцовщица, ждала, издавна, мастерски, мельком. Контрольные вопросы
Какие активные тенденции развития ударения наблюдаются в современном русском языке? Тема 3. Морфологические нормы русского языка Упражнение 1. Определите характер ошибок, допущенных в следующих примерах. Какие языковые нормы оказались нарушенными в приведенных словах? 1. Брат подскользнулся на льду и сломал ногу. 2. Почему ты все время надсмехаешься надо мной? 3. Петя не с нами, он идет взади. 4. Позвольте, я вам зацитирую пришедшее к нам письмо. 5. Какой-то мужчина пытался обкрасить соседей. 6. У Маши подчерк совершенно неразборчивый, попытайся ты прочитать ее письмо. 7. Скипяти чайник и сними обвертку с этого печенья. 8. Узнав о наших неприятностях, сосед не переминул добавить свое ехидное замечание. 9. Весил доктор мальчика? Сколько же он весит? Упражнение 2. От приведенных ниже существительных образуйте форму именительного падежа единственного числа. Отметьте существительные, которые употребляются только во множественном числе. Банкноты, белила, брызги, брюки, бобры, будни, ворота, воры, грабли, дебри, дары, дуэли, джинсы, джунгли, деревни, дрова, духи, жмурки, жабы, именины, кавычки, каскады, кандалы, каникулы, качели, корни, козни, консервы, усы, кудри, мысли, макароны, ссоры, очки, перила, соты, сумерки, четки, шахматы, щи, щипцы. Упражнение 3. Определите род следующих географических названий. Миссисипи, Тбилиси, Чикаго, Мали, Капри, Чили, Баку, Торонто, Буэнос-Айрес, Перу, Нагасаки, Рио-де- Жанейро, Конго, Найроби, Хонсю, Киото, Уссури, Хоккайдо, Саппоро. Контрольные вопросы
Тема 4. Качества хорошей речи (чистота, богатство речи) Упражнение I. Расскажите об одном из перечисленных понятий, не называя его. Все ли слушающие определят, о чем шла речь? ^ Упражнение 2. Определите значение англицизмов, которые активно употребляются в современной периодике. Какие слова, с вашей точки зрения, без ущерба можно заменить русскими эквивалентами? Какие заимствования необходимо сохранить? Как вы думаете, зависит ли оценка явления от того, каким словом оно обозначается - русским или английским (убийца - киллер)? Провайдер, эксклюзивный, тинэйджер, маркетинг, менеджер, спикер, пиар, шоппинг, клип, топ-модель, рэкет, спонсор, пресс-атташе, фан, дайвинг, продюсер, холдинг, шоу-бизнес, мобильный телефон, пейджер, супермаркет, олигарх, брокер, хакер, ди-джей, олигарх. Контрольные вопросы
^ 4. Почему русский язык называют одним из наиболее богатых и развитых языков мира? Тема 5. Выразительность речи Упражнение 1. Определите, какие тропы употреблены в приведенных ниже фрагментах художественных текстов. В каких примерах можно отметить использование фигур? 1. Шутила зрелость, пела юность (А.Твардовский). 2. Литейный залили блузы и кепки ( В Маяковский). 3. Редкая птица долетит до середины Днепра (Н.Гоголь). 4. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. Пушкин). 5. Весной, что внуки малые, /С румяным солнцем-дедушкой / Играют облака (Н.Некрасов). 6. Его (сонета) игру любил творец Макбета (А.Пушкин). 7. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх (Н. Гоголь). 8. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М.Шолохов). 9. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. /На печальные поляны льет печально свет она (А. Пушкин). Упражнение 2. Какой основной троп использовал Н.Некрасов в следующем поэтическом фрагменте? Какие слова обретают в тексте значение, противоположное буквальному? Я горячим рожден патриотом. Я весьма терпеливо стою, Если войско, несметное счетом, Переходит дорогу мою. Ускользнут ли часы из кармана, До костей ли прохватит мороз Под воинственный гром барабана, Не жалею: я истинный Росс! Контрольные вопросы
Тема 6. Фигуры речи - средства синтаксической выразительности Упражнение 1. Какие фигуры использованы в следующих фрагментах художественных текстов? 1. Милый друг, и в этом тихом доме /Лихорадка бьет меня./ Не найти мне места в тихом доме / Возле мирного огня! (А.Блок). 2. Не жалею, не зову, не плачу, /Все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. 4. Молодым везде у нас дорога, Гоголь по линии лирических отступлений ярко и полно раскрыл образы своих героев. 4. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 5. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 6. Им овладела ностальгия по родине. 7. Туркины проживают в губернском городе С. 8. Вернув коров на зимнее содержание, мы провели большую разъяснительную работу. 9. Это люди честные, добрые, у них есть нравственный потенциал, который нам так необходим. 10. Я хочу остановить ваше внимание на очень важной актуальной проблеме. 11. Это лекарство не является панацеей от всех бед. 12. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей. Контрольные вопросы 1. Сколько стилей существует в русском литературном языке? Какие из них можно назвать функциональными разновидностями языка? 2. Каковы основные особенности разговорной речи? На каких языковых уровнях они выявляются? Какими особенностями характеризуются тексты разговорного стиля?
старикам везде у нас почет (В. Лебедев - Кумач). 5. Милая, добрая, старая, нежная, /С думами грустными ты не дружись (С. Есенин). 6. Легкой поступью, качая головой, /Конь в упряжке прошагал по мостовой. /Как по травке, по обломкам кирпича / Прошагал себе, телегой грохоча (Н. Рубцов). Упражнение 2. Прочитайте стихотворение Н. Асеева. Какие фигуры определяют его художественную выразительность? ^ Мне без тебя каждый час - с год, если бы время мельчить, дробя; мне даже синий небесный свод кажется каменным без тебя. ^ Контрольные вопросы
Тема 7. Культура речи и стили языка Упражнение 1. Найдите и исправьте стилистические ошибки в приведенных ниже примерах. Распределите предложения со стилистическими ошибками по следующим типам: 1. Смешение разностильной лексики. 2. Тавтология. 3. Употребление канцеляризмов. 4. Речевые штампы. 5. Плеоназм, т. е. появление лишних слов. 6. Пропуск необходимых слов. 1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Согласно фактам, приведенным в «Мертвых душах», можно сделать вывод, что Тема. Дискутивно - полемическая речь Упражнение 1. Предложите ряд аргументов, доказывающих или опровергающих парадоксальные суждения А.П. Чехова (из записных книжек). I. У бедных просить легче, чем у богатых. 2.Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу. З.Чужими грехами свят не будешь. 4.Ничто так не усыпляет и не опьяняет, как деньги; когда их много, то мир кажется лучше, чем он есть. 5.Сотни верст пустынной однообразной выгоревшей степи не могут навеять такой скуки, как один человек. б.Голодная собака верит только в мясо. 7.Не так связывает любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-нибудь. 8.Университет развивает все способности, в том числе — глупость. 9.У насекомых из гусеницы получается бабочка, а у людей наоборот: из бабочки гусеница. 10. Если боитесь одиночества, то не женитесь. II. Россия - громадная равнина, по которой носится лихой человек.
Контрольные вопросы
3. Какие существуют типы спора в зависимости от цели, которую ставят перед собой полемисты?
|
![]() | Элективный курс «Стилистика. Культура речи.» предназначен для учащихся 9-го класса. Данный курс тесно связан с основным, обязательным... | ![]() | Курс «Русский язык и культура речи (для нефилологов)» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным... |
![]() | Данный практикум помогает учителю и учащимся подготовиться к написанию изложения и сочинения-рассуждения на экзамене в новой форме,... | ![]() | Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:... |
![]() | Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений по дисциплине «Русский язык и культура речи». Книга может быть полезна... | ![]() | В соответствии с учебными планами студенты заочного отделения всех специальностей и направлений ргтэу, выполняют письменную контрольную... |
![]() | Одобрены на заседании кафедры «Русского языка и культура речи», протокол №2 от 13. 09. 2011 г | ![]() | Учебное пособие «Опорные конспекты лекций в схемах и таблицах по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлено в соответствии... |
![]() | По дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов III курса заочного отделения | ![]() | Культура речи невозможна без правильности речи, а значит, без знания языковых норм. Сегодня мы обсудим, что такое норма, какими бывают... |