Скачать 42.58 Kb.
|
Содержание Понедельник – «встреча».Вторник – «заигрыш» Четверг – «разгуляй». Пятница – «тёщины вечера» Воскресенье – «прощёный день». |
Познавательно - игровое мероприятие «Масленица» Цель занятия: - познакомить детей с традициями народного праздника «Масленица». Задачи занятия: - развивать у детей интерес к народным традициям и обычаям, - развивать умение общаться друг с другом через игры и конкурсы. Оборудование и материалы: презентация о празднике «Масленица», мяч. Ход праздника: Как на масляной неделе В потолок блины летели. Ой, блины мои, блины, Блины масляные…. - Здравствуйте, гости дорогие! Поговорим сегодня мы о народном празднике «Масленица». Этот древний народный праздник не закреплён за определённым числом календаря. Масленица относится к «переходящим» праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится 7 недель и заканчивается Пасхой. Во время Великого поста церковь предписывает верующим воздерживаться от некоторых видов пищи. А название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты ещё можно употреблять – вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей. (презентация «Масленица») Во время презентации ведущий рассказывает о каждом дне Масленицы. Масленица – самый весёлый, шумный народный праздник. Каждый день недели говорит о том, что в этот день полагается делать. ^ В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай. А ещё для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше. ^ в этот день начинаются весёлые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. Среда – « акомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: « Что есть в печи – всё на стол мечи!» Конечно же, на первом месте среди всех угощений – это блины. ^ Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» ( по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день – оборона и взятие снежного городка. ^ , в этот день зять едет к тёще на блины, а тёща зятя привечает, угощает. Суббота – «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам. И, конечно же, везде угощение – блины. ^ В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесённые обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу. Зиму принято изображать в виде соломенного чучела. В начале масленичной недели чучело с комической торжественностью встречают, а в последний день с шумом, смехом, плачем сжигают на костре. В наше время в «прощёный день» устраивают обычно народные гулянья, ярмарки, концерты. - Посмотрим, как вы запомнили названия дней масленичной недели. -Как называется первый день? (ответы детей). - Как называется второй день? (ответы детей). - Во второй день Масленицы всегда играли, и мы с вами поиграем. Играем в игру «Нос к носу». Необходимо чётное количество участников и один ведущий. Все ходят под музыку по кругу, ведущий в центре. Музыка заканчивается, ведущий говорит: « Нос к носу!». Все должны встать по парам нос к носу, ведущий может занять место в любой паре. Тот, кто остался без пары, становится ведущим. Игра продолжается дальше таким же образом. Надо менять команды. Можно сказать: «Ухо к уху» или « нога к ноге» и так далее. - Молодцы! А как же называется третий день масленичной недели? - Третий день – лакомка. И сейчас мы будем готовить вкусную кашу. Я вам зачитываю стихотворение. Если названный в стихотворении продукт нужен для приготовления каши, вы говорите « Да», если не нужен, вы говорите « Нет». (Игра «Сорока-белобока») Сорока-белобока Задумала кашу варить, Чтобы деток накормить. На рынок пошла И вот что взяла… Парное молоко – да! Куриное яйцо – нет! Крупа манная – да! Капуста кочанная – нет! Солёный огурец – нет! Мясной холодец – нет! Сахар да соль – да! Белая фасоль – нет! Масло топлёное - да! Рыбка солёная – нет! Лавровый лист – нет! Китайский рис – да! Чернослив да изюм – да! Шоколадный лукум – нет! Перец болгарский – нет! Соус татарский - нет! Клубничное варенье – да! Бисквитное печенье – нет! Молодцы! Вот и кашку вкусную сварили! А что же делали на четвёртый день? (ответы детей) Мы сейчас крепость брать не будем, но состязания устроим. Ни один народный праздник не обходился без петушиных боёв. Выходите молодцы-удальцы, будем устраивать «Петушиные бои»! (Конкурс «Петушиные бои») На раз одну ногу согнули в колене, на два – руки за спину. Задание: вытолкнуть соперника из круга. - А есть ли среди вас силачи? Выходите в центр, покажите вашу силушку! (Конкурс «Силачи») Задание: смять одной рукой газету, не помогая второй. -Что же делали на пятый и шестой дни масленичной недели? (ответы детей). - Все угощались и угощали блинами. А сейчас мы сыграем в игру «Передай блин». Вместо блина будет мяч. Все встают в круг. Музыка играет, передаём «блин» (мяч). Музыка закончилась, тот, у кого в руках остался мяч, выходит из игры. Игру повторяем несколько раз. Те, кто вышел из игры, выполняют фанты. - На седьмой день в воскресенье было….(ответы детей). Давайте попросим друг у друга прощения. А сейчас все дружно будем пить чай с блинами. (чаепитие). Используемая литература: Н.В. Чудакова,- М.: ООО « Фирма « Издательство АСТ», 1998 г. Журналы: «Педсовет», № 12, 1999., 2002. «Последний звонок», № 5, 2003. |
![]() | Сделать традицией школы проведение праздника «Масленица», как праздника, сочетающего в себе воспитательную, образовательную, спортивно-массовую,... | ![]() | Цель: Знакомство с русскими традициями, обычаями праздника «Масленица», как одной из форм организации активного досуга учащихся |
![]() | ... | ![]() | Целую неделю гуляет Масленица. И каждый ее день – новое название. Понедельник – «встреча», вторник – «Заигрыш». Среда – «Лакомка»,... |
![]() | Цель: вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать световосприятие... | ![]() | Место занятия в программе: образовательная область «Познание», раздел «Формирование элементарных математических представлений», подразделы... |
![]() | Цель: закрепить знания учащихся о вежливости, о культуре поведения, употреблении вежливых слов | ![]() | Воспитывать у ребят интерес и бережное отношение к книге – источнику знаний, интеллекта и культуры |
![]() | Масленица исконно русский праздник, сохранившийся с языческих времен. В 2011 году московская Широкая Масленица пройдет с 28 февраля... | ![]() | Что такое «Масленица»? Румяные блины, дружные песни, веселые пляски, хороводы, разнообразные игры, обилие вкусной сытной пищи! |