Тема. Буква Ё. Звуки буквы Ё




Скачать 87.33 Kb.
НазваниеТема. Буква Ё. Звуки буквы Ё
Дата публикации27.04.2014
Размер87.33 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Астрономия > Документы
МБОУ «Анцирская СОШ»
Образовательная система «Школа 2100»

Обучение грамоте, Р.Н.Бунеев

1 класс
Тема. Буква Ё. Звуки буквы Ё.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели. Знакомство с особенностями буквы “Ё” в разных позициях.

Задачи:

  1. Формировать представление у обучающихся о том, что буква “Ё” в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [й, о], а после согласных букв - один звук [о] и смягчает его.

  2. Развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, сознательное выразительное чтение слогов, слов, предложений и связную речь.

  3. Воспитывать любознательность, интерес к чтению, трудолюбие и дисциплинированность.

Оборудование: презентация, учебник, карточки с изображением лиц, карточки с гласными буквами

^ Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

^ 1.Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

Дети улыбаются учителю и друг другу

^ 2.Актуализация знаний

-Назовите и покажите гласные буквы, которые указывают на твёрдость согласного звука

-Какие из изученных гласных букв служат на письме для обозначения мягкости согласных?

-В чём хитрость буквы е ?

Приведите примеры и обоснуйте свой ответ

Обучающиеся показывают карточки с гласными буквами (а, о, у, ы)

и, е

Буква е обозначает два звука [й’,э], когда находится в начале слова или после гласных. Если находится после согласных, то обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э] Дети приводят свои примеры

^ 3. Выявление темы урока

На экране появляются весёлые буквы: В,Д,С,Ё,Ш,М

-Назовите буквы, которые вы видите. Какая буква здесь «лишняя»? Почему?

-Назовите тему сегодняшнего урока

Буква Ё, так как она гласная

Буква Ё. Звуки буквы Ё

Физкультминутка (по выбору учителя)




^ 4. Работа по теме урока

- Послушайте сказку о букве Ё

Сидят однажды гласные А,О,У,Э на скамейке и поют песенки на все голоса. Вдруг слышат что-то странное: «Й, й, й», а это к ним в гости звук [й’] пришёл. Слушает, как гласные поют, сам пытается им подпевать:

-Й, й, й…

^ О предложила спеть вместе. Й согласился, и они запели:

-Йо, йо, йо

Так и получилась новая буква-Ё

Дети слушают сказку

-Дайте характеристику букве Ё

-Составьте схемы к своим словам

-По схеме угадайте спрятанное слово

Буква Ё обозначает два звука [й’,о], когда находится в начале слова или после гласных. Если находится после согласных, то обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [о] Дети приводят свои примеры

Ёрш



Закрепления нового материала

Дети смотрят звуковую презентацию о букве Ё

Игра «Моя вообразилия»

-На что похожа буква Ё?

Учитель читает стихотворение

Е и Ё – родные сёстры, Различать сестёр не просто, Но у буквы Ё две точки, Словно к лесенке гвоздочки. (В. Степанов)


На грабли, на лесенку……


Игра «Услышь слово с буквой Ё»


Если в слове есть буква Ё, то дети приседают

^ 5. Работа в Букваре, стр.104




- Как вы думаете, почему наши схемы – «человечки» букв Е и Ё взялись за руки?

-Каким цветом раскрасим башмачки?

-Какие шляпки нарисуем? Обоснуйте свой ответ

Это буквы, которые могут обозначать два звука…

Один башмачок наполовину красный, наполовину зелёный, а другой красный

Шляпок нет

Чтение слогов и слов с буквой ё. Продолжение наблюдения за словами с буквой е.

-Прочитайте слог, теперь слово (ел - ёлка) и т.д.

-Прочитайте три слова

-Найдите однокоренные слова, прочитайте, выделите корень.

-Какую часть слова можно ещё выделить в слове ёршик?

-Прочитайте слова парами в 1-м столбике.

-Сравните первые звуки.

-Какие звуки после этих согласных звуков?

-Почему разные буквы гласных в этих словах?

Ёр-ёршик, вё-вёл, лё-лёд и т.д

Ёлка, ёрш, ёршик.

Ёрш - ёршик.

Суффикс -ИК-
Нос-нёс, вол-вёл…….

[н], [h’]

[о]

Буква е обознача­ет звук [о] после согласных и показывает, что этот согласный мяг­кий. Буква о обозначает звук [о] и показывает, что согласный звук перед ней твёрдый.


^ Лексическая работа:

-Что такое соло?
-Прочитайте слова следующего столбика про себя, поставьте в сло­вах ударение.

-На что обратили внимание?

-Зная, что этот звук всегда ударный, знак ударения над словом, где есть буква ё, мы не будем ставить.
^ Лексическая работа:

-Что такое дрёма?

-Какие два слова написаны с большой буквы и почему?

-Сёйчас я вам расскажу сказку «Почему звук, обозначенный бук­вой Ё, всегда ударный».
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву - букву Ё. Вот, оказывается, почему звук, обозначенный буквой Ё, всегда ударный..
-Прочитайте про себя слова следующего столбика.

-Назовите приставки в словах
-Составьте предложения с данными словами

Главная музыкальная партия в оркестре

Вёсла, дрёма, Лёша, Тёма

На звук, обозначенный буквой ё, па­дает ударение

Полусон

Имена людей пишутся с заглавной буквы

Шёл, пошёл, нашёл, пришёл.

-по, -на, -при

Дети составляют предложения и чертят к ним схемы

Чтение слов и предложений (с. 104). .
Чтение однокоренных слов, выделение корня

-Прочитайте слова, обозначающие детёнышей животных.
-Что придаёт этим словам уменьшительно-ласкательное значе­ние?
Рассматривание картинок и прочитывание подписей к ним.

-Где изображено взрослое животное, а где детёныш?

-Как меняет суффикс -ёнок- смысл слова?

-Назовите других детёнышей с суффиксом

-ёнок-.

Дети, детки, дет­ские, детёныши , корень -дет-

Кот-котёнок, кит-китёнок, лиса-лисёнок

Суффикс -ёнок-

Мамонт-мамонтёнок

Тигрёнок, львёнок….

Чтение предложений.

- Прочитайте первое предложение. Что значит проворонила?

-А что интересного в словах этой скороговорки? Назовите корень

- Это скороговорки. Повторяя их, можно научиться правильно произносить звуки. Их даже рекомендуют взрослым артистам, пото­му что скороговорки развивают органы речи.

- Прочитайте первую скороговорку быстрее, старайтесь не оши­баться, думайте о смысле. Теперь ещё быстрее.

Аналогично проводится работа с остальными скороговорками.


Проворонила ворона воронёнка.^ Не заметила, как он счез.)

Все слова однокоренные

Дети учатся произносить скороговорку (работа в парах)

Физкультминутка (по выбору учителя)




^ 6. Работа в Букваре, стр.105

Работа над текстом Н. Сладкова «Земля!».

А) Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте название текста, рассмотрите иллюстрацию.

- Интересно, причём тут земля?

Б) Работа с текстом во время чтения.

  • Чтение текста вслух с комментированием.


Земля!

Сосна была высоченная, мачтовая. (То есть такие высокие со­сны обычно идут на изготовление корабельных мачт, очень высокая!) И на ней, как на корабельной мачте, было воронье гнездо. На­стоящее воронье гнездо на настоящей корабельной сосне. (Чему удивляется автор?)

В гнезде сидел зоркий наблюдатель - воронёнок, сын ворона. (Почему писатель так его называет?) Он вылупился из яйца очень рано, когда вокруг ещё лежал снег. И вот сегодня он первый раз в своей жизни увидел среди безбрежного снежного моря тёмное большое пятно - проталину. (А откуда взялось море?) Над про­талиной струился пар, и она плыла и колыхалась, как далёкий мираж. (Как это проталина могла плыть, колыхаться?)

- Ко-рр! Ко-рр! - на весь лес крикнул удивлённый воронёнок. -Кор-рр!

Вот так наблюдательный моряк, завидя далёкий берег, кри­чит радостно и громко: «Земля! Земля!»

  • Выявление первичного восприятия

- Чему же мог удивиться воронёнок?

  • Обобщающая беседа.

- Какие сравнения использовал автор в тексте?

- Обратили ли вы внимание, что через весь текст автор проводит «морские» сравнения? С чего всё началось в тексте?

-Почему автор сравнивает проталину с миражом?
-Почему писатель сравнивает воронёнка с наблюдательным моря­ком?
-Что крикнул воронёнок? Почему?

-С какой интонацией надо прочитать «слова» воронёнка?
В) Работа с текстом после чтения.

-Вот, оказывается, почему свой рассказ Николай Сладков назвал «Земля!» Согласны ли вы с заглавием текста? Почему?

- О чём рассказал Н. Сладков?

-Каким показал нам Н. Сладков воронёнка?


- Что же можно сказать о писателе, который написал такой текст?



От солнца снег тает, проталину окружает вода, которая колышется от ветра.

Предположения детей

Не верится, что уже наступает весна.

Воронёнок увидел проталину, землю, первые признаки весны, которые его очень удивили и обрадовали, как и моряка, увидевшего долгожданную землю.

Он очень удивился увиден­ному.

Как воронёнок познаёт мир Воронёнок любозна­тельный, наблюдательный, интересующийся жизнью птенец.

^ 7. Подведение итогов

- Мы сегодня хорошо потрудились.

- Чему учились на уроке?





8. Аналитический этап.

Цель: Побудить детей к анализу собственной деятельности.


Дети анализируют собственную деятельность на уроке

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…




9. Рефлексия настроения и эмоционального состояния


Дети используют карточки с изображение лиц

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема. Буква Ё. Звуки буквы Ё icon«Предложение. Большая буква в начале предложения, точка в конце»
Тема: «Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ]. Буквы и, а, у в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу. Сочетания чк, чн, кч, нч»

Тема. Буква Ё. Звуки буквы Ё iconУрок обучения грамоте на тему «Согласные звуки [х], [х, ], буква...
«Согласные звуки [х], [х,], буква Х. Слова-междометия. Написание строчной буквы Х, слогов, слов с буквой х»

Тема. Буква Ё. Звуки буквы Ё iconТема интегрированного урока: «Буква Б, обозначающая согласные звуки [б], [б’]. Строчная буква б»
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Буланихинская средняя общеобразовательная школа Зонального района Алтайского края

Тема. Буква Ё. Звуки буквы Ё iconУрок обучения грамоте. Система Л. В. Занкова Тема: «Буквы З,з. Звуки...
Учить выделять из слов звуки з, з,, давать им характеристику, дифференцировать их, узнавать практический образ буквы, формировать...

Тема. Буква Ё. Звуки буквы Ё iconТема. Повторение и закрепление изученного материала по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение»
Цель: повторить и закрепить изученный учащимися материал по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение»; развивать наблюдательность, грамматическую...

Тема. Буква Ё. Звуки буквы Ё iconУрок обучения грамоте Тема : Согласные звуки и буква С. Чтение слогов...
Тема: Согласные звуки и буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Строчная буква С, письмо слогов и слов с новой буквой

Тема. Буква Ё. Звуки буквы Ё iconУрок обучения грамоте Тема : Звуки с, с', буква с с. Чтение текста,...
Тема: Звуки с, с', буква с с. Чтение текста, состоящего из напечатанных и условно обозначенных слов

Тема. Буква Ё. Звуки буквы Ё iconУрок обучения грамоте в 1 «В» классе. Тема: Согласные звуки [в] и [в’]. Буквы в, В
Нужно выйти к доске, разделить буквы на группы, и по возможности составить пары. (На доске карточки с изученными буквами и 2 рисунка...

Тема. Буква Ё. Звуки буквы Ё iconУчимся различать буквы о – а Занятие 1
Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и жили. Со временем люди...

Тема. Буква Ё. Звуки буквы Ё iconУрок по теме «Звуки [м], [м’], буква «М»
Учитель: Сегодня мы знакомимся с письмом буквы м (строчной), учимся читать, вспомним стихи и скороговорки, развиваем речь и кругозор....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница