Памятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»; Мультимедийная установка; Портфолио воспитанников группы. Участники: Родители; Учитель-логопед; Воспитатель. Повестка: Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»




Скачать 128.73 Kb.
НазваниеПамятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»; Мультимедийная установка; Портфолио воспитанников группы. Участники: Родители; Учитель-логопед; Воспитатель. Повестка: Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»
Дата публикации09.06.2014
Размер128.73 Kb.
ТипПамятка
lit-yaz.ru > Астрономия > Памятка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13»

Родительское собрание

(в старшей группе детского сада)
Наймушина М.Е.

воспитатель

высшая категория

МДОУ «Детский сад № 13»
Тема: «Мелкая моторика у детей – речевое развитие детей»
Цель:

  • Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

Задачи:

  • Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;

  • Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук у детей.

Форма проведения: собрание – практикум

Подготовительная работа:

  • Организация выставки продуктов детской деятельности (рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина и т.п.), портфолио дошкольников;

  • Изготовление приглашений на собрание для родителей;

  • Подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;

  • Подбор пособий для практикума с родителями;

  • Изготовление кроссворда по теме собрания;

  • Организация выставки развивающих игр: шнуровки Монтессори и др.;

Оборудование:

  • Плакаты с высказываниями:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский

«Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель

«Рука – это своего рода внешний мозг» Э.Кант

«Играем пальчиками – развиваем речь» М.Н.Кольцова и др.

  • Пластилин, доски для лепки, салфетки;

  • Листы бумаги для оригами;

  • Пособия для игровых упражнений «Бабушкин сундучок»;

  • Памятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»;

  • Мультимедийная установка;

  • Портфолио воспитанников группы.

Участники:

  • Родители;

  • Учитель-логопед;

  • Воспитатель.

Повестка:

  1. Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»

Отв. Учитель-логопед Якимова Елена Евгеньевна;

  1. Практикум «Приемы развития моторики рук с помощью…»

Отв. Воспитатель группы Наймушина Марина Евстафьевна;

  1. Игровой калейдоскоп «Развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук»

Отв. Председатель родительского комитета группы Тунегова Е.Г.;

  1. Отгадывание кроссворда «Развитие мелкой моторики рук у ребёнка»

Отв. Воспитатель Наймушина М.Е.

  1. Организационные вопросы

Отв. Председатель родительского комитета группы

1. ^ Отгадайте загадку:

«Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать?»

(пальцы)
Верно, речь идет о пальцах.

Тема нашей встречи-практикума посвящена –

развитию мелкой моторики рук у ребенка.



  1. Сообщение учителя-логопеда:

Очень часто вы спешите, усаживая ребенка за прописи. А он чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает ваши надежды. Или, что еще хуже, начинает бояться школы и всего, что с ней связано. Лучший способ подготовить руку ребёнка к письму – игра.

Почему так важно подготовить руку ребенка к письму?

Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребенок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Однако педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности при овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решают сразу две задачи:

- косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

Готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Если ребенок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить.

В таком случае дошкольник заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3-4 см. (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или рисовать ее он будет в несколько приемов, передвигая руку.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:

  • Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, взаимодействия тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

  • В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.).

  • В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.

^ Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.

Главное понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, хваля ребенка, создавая ситуацию успеха.

2. Практикум

«Приемы развития мелкой моторики рук с помощью…»

2.1. Лепки из пластилина.

Предлагаю вам способ изготовления пластилинового Петушка.

  • Начинаем с изготовления гребешка и туловища.

Скатываем три маленьких красных и один большой желтый шарики. Придайте последнему форму яйца. Соедините три красных шарика вместе и прикрепите получившийся гребешок к голове петушка.

  • ^ Далее изготавливаем глаза и клюв.

Скатываем два маленьких белых шарика – глаза, черные малюсенькие бусинки-зрачки и оранжевый шарик – клюв.

Прикрепите зрачки к глазам, а из оранжевого шарика скатайте валик с заостренными краями и согните его пополам. Оформите голову петушка этими деталями.

  • ^ Приступаем к выполнению крыльев и хвоста.

Для крыльев понадобятся два зеленых одинаковых шарика, для хвоста – три разноцветных. Зеленые шарики для крыльев сминаем в плотные лепешки и немного загибаем концы лепешек вверх. Из шариков для хвоста катаем колбаски и соединяем их вместе по форме петушиного хвоста.

  • ^ И, наконец, оформляем петушка.

Катаем два оранжевых шарика для ног, сминаем в лепешки и делаем надрезы стекой в виде пальцев. Прикрепляем детали крыльев, хвоста и ног к туловищу.

Петушок готов.

Правда здорово!

Такие разные получились поделки.

Теперь предлагаю оформить выставку работ.

(родители выставляют работы на импровизированную лесенку)
2.2. Далее расскажем вам о «Многообразии способов развития мелкой моторики рук у ребенка»

Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма у детей, успешно используются различные виды исценирования:

  • Спектакли-игры, напоминающие театральные представления, фигурками пальчикового театра, где дети и взрослый могут показывать небольшие игры-инсценировки в форме диалога: по русским народным сказкам, самостоятельно придуманным детьми; где, кистью или пальчиками руки ребенок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы;

(показ несколько фигур, родители пробуют повторить)

Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках –

  • это оригами

Оригами древнее искусство создания разного рода фигурок из бумаги, оно пришло из Китая, откуда Япония черпала неисчислимые богатства. Оригами в настоящее время приобретает все большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление.

Развивать мелкой моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты превращать его в цветы, животных, птиц.

Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному:

Бабочка, пчелка, зайчик, цветы и так до целой сказки с несколькими персонажами. Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребенком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок.

( предлагаю родителям, взять квадратные листы бумаги и сделать фигурку по схеме)

Сейчас расскажем, как можно организовать игры с ребенком (на развитие мелкой моторики рук) в домашних условиях:

  • работа с раскрасками – штриховка;

  • пальчиковая гимнастика – шнуровка;

  • игры с конструктором, мозаикой;

  • лепка из глины и пластилина;

  • изготовление бус (нанизывание бусинок, бисера);

  • сматывание цветных ниток в клубочки;

  • работа с ножницами и т.д.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук – это и различные шнуровки Монтессори, вкладыши, сенсорные игры и т.д.

Подробно остановлюсь на играх - шнуровках

- развиваем сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развиваем пространственное ориентирование, способствующее усвоению понятий: вверх, вниз, справа, слева;

- развитие речи;

- развитие творческих способностей;

- косвенно готовят руку к письму и развитию усидчивости.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоении новых двигательных навыков. Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.

Поэтому, наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами развивать мелкую моторику рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребенком практического и двигательного опыта.

Предлагаем поиграть…

^ 3. Игровой калейдоскоп на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук.

(провести помогут родители – члены родительского комитета)

  • «Резиночка»

Ребенок вставляет все пальцы в резинку и двигает ими так, чтобы резинка переместилась на 360 градусов.

Упражнение выполняем сначала в одну, а затем в другую сторону; сперва одной, потом другой рукой.

  • «Перекаты»

Ребенок перекатывает карандаш между пальцами (от большого к мизинцу и обратно) поочередно каждой рукой.

  • «Рисунок на крупе»

Проводим пальчиком по крупе, рассыпанной тонким слоем на подносе, коробке. Получается яркая контрастная линия. Затем предлагаем ребенку нарисовать несколько произвольных линий. Далее рисуем какой-нибудь предмет (заборчик, дождик, солнышко, волны), буквы, цифры и т.п.

Также можно рисовать пуговицами (выкладывая их на фланели).

  • «Разложи горох»

Читаем любое стихотворение (например «Мишка косолапый по лесу идет…), на каждое слово перекладываем горошину по одной из полного стаканчика в пустой. Сначала одной рукой, затем двумя одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

^ Вариант «Набери горох»

Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берем следующую горошину и так еще и еще – набирая целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

  • «На лыжах»

Ставим пальцы (указательный и средний) в две пробки – это лыжи. Двигаемся на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы…

То же пробуем проделать двумя руками одновременно и меняя пальчики.

  • «Дом из палочек»

Собираем палочки подушечками пальцев правой и левой рук одновременно: двумя указательными, двумя средними, двумя мизинцами – строим сруб дома. Чем выше и ровнее, тем лучше.

  • «Спрячь платочек»

Комкаем носовой платочек (можно полиэтиленовый мешочек), начиная с уголка так, чтобы он целиком уместился в кулачке. Одной затем другой рукой или обеими сразу.

  • «Котенок кусается»

Бельевой прищепкой «кусаем» ногтевые фаланги поочередно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

(предварительно проверить, чтоб прищепка не была слишком тугой)

И так далее…

^ 4. Кроссворд «Мелкая моторика рук ребенка»
c:\users\ovs\pictures\samsung\scx-3200_20120128_20333001.jpg

Кроссворд «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

  1. Учебно-воспитательное учреждение;

  2. Согласованность движений частей тела;

  3. Умение писать или система графических знаков для передачи, запечатления речи;

  4. Одна из отделённых друг от друга подвижных конечностей кисти или стопы;

  5. Двигательная активность;

  6. Изменения положения тела или его частей;

  7. Одно из внешних чувств человека и животного, органом которого является глаз;

  8. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования;

  9. Центральный отдел нервной системы человека и животных – нервная ткань, заполняющая череп и канал позвоночника; орган высшей нервной деятельности;

  10. Взаимная часть между чем-нибудь;

  11. Способность говорить, говорение;

  12. Верхняя конечность человека от плеча до кончиков пальцев.

  13. Кроссворд «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

  1. Учебно-воспитательное учреждение (школа);

  2. Согласованность движений частей тела (координация);

  3. Умение писать или система графических знаков для передачи, запечатления речи (письмо);

  4. Одна из отделённых друг от друга подвижных конечностей кисти или стопы (палец);

  5. Двигательная активность (моторика);

  6. Изменения положения тела или его частей (движение);

  7. Одно из внешних чувств человека и животного, органом которого является глаз (зрение);

  8. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования (игра);

  9. Центральный отдел нервной системы человека и животных – нервная ткань, заполняющая череп и канал позвоночника; орган высшей нервной деятельности (мозг);

  10. Взаимная часть между чем-нибудь (соотношение);

  11. Способность говорить, говорение (речь);

  12. Верхняя конечность человека от плеча до кончиков пальцев (рука).

  13. К сожалению, о проблемах ребенка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника:

- кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш, ручку.

^ Надеемся, что нашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.

(вручить)

Памятка «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»
Благодарим за внимание и активность.
Высказывания умных людей:

«Ум ребёнка находится

на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский

«Рука –

это инструмент

всех инструментов»

Аристотель

«Рука –

это своего рода внешний мозг»

Э.Кант

«Играем пальчиками – развиваем речь»

М.Н.Кольцов
Объявление для родителей:
^ УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Приглашаем вас на встречу, посвященную теме:

Мы ждем вас 26 января в четверг в 17.45.

На встрече

  1. обсудим:

  • важность работы по развитию мелкой моторики рук;

  • обозначим взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;

  • познакомим с психотехническими играми и упражнениями по развитию мелкой моторики рук;

  1. проведем практикум по развитию мелкой моторики рук с помощью…

  2. консультация специалиста: в гостях учитель-логопед Якимова Елена Евгеньевна.



Страницы для демонстрации на собрании:

  1. Сообщение

« Значение работы по развитию

мелкой моторики рук у ребенка»

учитель-логопед Якимова Елена Евгеньевна

  1. Практикум

«Приемы развития мелкой моторики рук с помощью…»воспитатель

Марина Евстафьевна

  1. Игровой калейдоскоп

«Развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук»

  1. Отгадывание кроссворда

«Развитие мелкой моторики рук у ребёнка»

  1. Организационные вопросы

c:\users\ovs\pictures\samsung\scx-3200_20130129_18185504.jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Памятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»; Мультимедийная установка; Портфолио воспитанников группы. Участники: Родители; Учитель-логопед; Воспитатель. Повестка: Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка» iconВлияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы...

Памятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»; Мультимедийная установка; Портфолио воспитанников группы. Участники: Родители; Учитель-логопед; Воспитатель. Повестка: Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка» iconРазвитие мелкой моторики рук
Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого развитию речевой...

Памятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»; Мультимедийная установка; Портфолио воспитанников группы. Участники: Родители; Учитель-логопед; Воспитатель. Повестка: Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка» iconПрактикум для родителей с детьми по развитию мелкой моторики «Играем...
Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность,...

Памятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»; Мультимедийная установка; Портфолио воспитанников группы. Участники: Родители; Учитель-логопед; Воспитатель. Повестка: Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка» iconКнига “Чудеса на песке” адресована родителям, педагогам и психологам,...
Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук “чувствительные ладошки”

Памятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»; Мультимедийная установка; Портфолио воспитанников группы. Участники: Родители; Учитель-логопед; Воспитатель. Повестка: Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка» iconКонсультация для родителей
В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только...

Памятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»; Мультимедийная установка; Портфолио воспитанников группы. Участники: Родители; Учитель-логопед; Воспитатель. Повестка: Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка» iconВ работе с дошкольниками очень важным является развитие мелкой моторики пальцев рук

Памятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»; Мультимедийная установка; Портфолио воспитанников группы. Участники: Родители; Учитель-логопед; Воспитатель. Повестка: Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка» iconСеминар-практикум
Повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук

Памятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»; Мультимедийная установка; Портфолио воспитанников группы. Участники: Родители; Учитель-логопед; Воспитатель. Повестка: Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка» iconПутешествие «Осенняя мозаика»
...

Памятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»; Мультимедийная установка; Портфолио воспитанников группы. Участники: Родители; Учитель-логопед; Воспитатель. Повестка: Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка» iconИгровой самомассаж как средство развития мелкой моторики кистей рук детей дошкольного возраста

Памятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»; Мультимедийная установка; Портфолио воспитанников группы. Участники: Родители; Учитель-логопед; Воспитатель. Повестка: Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка» iconМетодическая работа Семинар в детском саду (доу)
Цель семинара: повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница