Урок повторения и обобщения изученного по теме «Лексика»




Скачать 40.61 Kb.
НазваниеУрок повторения и обобщения изученного по теме «Лексика»
Дата публикации26.07.2014
Размер40.61 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Астрономия > Урок

Ланг Светлана Николаевна

Урок повторения и обобщения изученного по теме «Лексика» в 5 классе.
Цель: 1. Повторить и обобщить все, что изучили в этом разделе в 5 классе.

2. Уметь различать однозначные и многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы и средства выразительности: градацию, метафору, олицетворение, эпитет, оксюморон.
Ход урока
I. Прочтите на доске тему урока.

- Какая у нас сегодня цель на уроке?

(Открывают тетрадь, записывают число и тему)
II. Фронтальный опрос

-Что такое лексика? Лексикология? Слово?

-Чем отличаются слова друг от друга?

-Что такое лексическое значение слова?

-Откуда можно узнать лексическое значение слова?
^ III. На доске написаны слова: лиловый, сапфировый, фиолетовый

-Чтобы узнать, какое из этих слов «третье лишнее», что нужно знать?

(Ищем лексические значения слов в толковом словаре учебника)

^ Стреляный воробей, тертый калач, калачом не заманишь

-Что еще написано на доске?

-Что такое фразеологизм?

-В каком словаре можно узнать, что обозначают эти фразеологизмы и найти среди них «третье лишнее»?

(Работают с фразеологическим словарем)
^ IV. Словарный диктант

По лексическому значению записать само слово

1. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг)

2. От какого латинского слова образовалось оно? Запишите еще одно слово, образованное в этим же элементом (аквариум)

3. Спортивная командная игра, которая заключается в том, чтобы забросить как можно больше мячей в корзину противника (баскетбол)

4. Запишите еще названия спортивных игр, какие вы знаете (футбол, хоккей, волейбол)

5. Летательный аппарат, с помощью которого опускаются с помощью самолета на землю (парашют)

6. Небольшая книжечка, листы которой скреплены или сшиты (брошюра)

7. Отопительный прибор в квартире (батарея)

-Какое это слово? Что называется многозначными словами?
^ V. Послушайте стихотворение Л. Мартынова и скажите: в одном ли значении употреблено слово «след» в этом стихотворении.

-В каких сточках слово «след» в прямом значении? А в каких – в переносном?

- Что происходит со словом, когда оно приобретает переносное значение?

-Какие средства художественной выразительности вы знаете? (метафора, эпитет, олицетворение)
^ VI. Запишите в тетради два предложения-загадки:

1. На зеленой тонкой ножке висят белые сережки (ландыш).

2. Из-за леса, из-за гор показался помидор (солнце).

-Кто отгадал загадки?

-Какие орфограммы спрятались в этих предложениях?

-На каком изобразительно-выразительном средстве построены эти загадки?
^ VII. Замените в диктуемом словосочетании слово с прямым значением на слово с переносным значением

ледяная глыба – (ледяной взгляд)

горячий чай – (горячее сердце)

бархатный костюм – (бархатный голос)

-Чем стало это прилагательное в полученных словосочетаниях? (эпитетом)
^ VIII. На доске схема:

ое е ет а

[ ~~~~~ _______ ====== из-за _._._._. ]
-Какое предложение я загадала схемой? (Огромное солнце встает из-за леса.)

-«Солнце встает». Какое это изобразительное средство.

-Какими словами можно заменить слово «встает»? (поднимается, всходит, выкатывается)

-Как мы называем эти слова?

-Какие это синонимы: лексические или контекстуальные?

-А какие на доске?

^ Талантливый, одаренный, способный

-Расположите эти слова в порядке возрастания признака. Какой это стилистический прием?

-Возможно ли такое словосочетание «горький мед» или «светлая печаль»? (эти словосочетания существуют в художественной литературе и обозначают стилистический прием, который называется оксюморон. Он основан на сочетании слов с противоположным значением)

-Образуйте оксюморон:

снег (горячий)

труп (живой)
^ IX. Как называются слова с противоположным значением? Играем в игру «Подскажи антонимы».

Петя и Коля

Живут в нашем доме два одноклассника Петя и Коля. Они давно дружат, хотя мальчики совсем разные. Петя разговорчивый, веселый, а Коля, наоборот, …?

^ Вот однажды вышли приятели во двор, сели на скамейку.

-Как тепло сегодня! – сказал Коля.

-Нет, - возразил Петя.

-Сегодня вовсе не тепло, а …?

Помолчали, потом Петя снова заговорил:

-Смотри: облака высоко поднялись; наверное, и завтра будет сухая погода.

-А мне кажется, - засомневался Коля, - что завтра погода будет …?

Приятели опять помолчали, потом Петя предложи:

-Пойдем к ребятам на спортивную площадку. Сегодня там интересная игра.

-Нет, - отказался Коля, - не пойду. Эта игра вовсе не интересная, а …?
^ X. –Почему синонимию называют явлением, противоположным омонимии?

Найдите омонимы в трех загадках:

1. Любая мода не вечна.

Не изменяюсь я одна.

И девочки всегда и всюду

Меня носить, конечно, будут (коса).

2. Сейчас я, правда, устарела,

А прежде было много дела –

Как выйду на зеленый луг,

Так забываю про досуг. (коса)

3. Хоть и всякий полуостров

Более меня раз в сто,

Я водою как и он

Омываюсь с трех сторон. (песчаная коса)
-Чем отличаются омонимы от многозначного слова?
XI. Итоги урока.
XII. Для домашнего задания выдается каждому учащемуся карточка с текстом, в котором учащийся должен найти синонимы, антонимы, многозначные слова и изобразительно-выразительные средства. И определить их роль в тексте.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок повторения и обобщения изученного по теме «Лексика» iconУрок по теме "Лексика" в 5-м классе
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика” в нетрадиционной форме

Урок повторения и обобщения изученного по теме «Лексика» iconУрок с использованием технологии критического мышления по теме: «В...
Тип учебного занятия: урок повторения ранее изученного материала и закрепление имеющихся знаний по теме

Урок повторения и обобщения изученного по теме «Лексика» iconПлан-конспект урока по английскому языку в 3 классе на тему «Мои занятия в разные дни недели»
Тип урока: комбинированный (урок повторения, обобщения и систематизации изученного по теме «Мои занятия в разные дни недели»)

Урок повторения и обобщения изученного по теме «Лексика» iconУрок обобщения и повторения по теме “У нас много общего, мы все одна...
Урок обобщения и повторения по теме “У нас много общего, мы все – одна семья”.(«We have a lot in common».)

Урок повторения и обобщения изученного по теме «Лексика» iconПутешествие в страну Лексика
Учитель: Ребята, сегодня мы должны отправиться в путешествие с целью повторения изученного на последних уроках материала. Объект...

Урок повторения и обобщения изученного по теме «Лексика» iconУрок по теме Обобщение изученного по теме "Лексика"
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по основным разделам темы, обогатить речь учащихся; развивать языковое чутьё;...

Урок повторения и обобщения изученного по теме «Лексика» iconУрок обобщения, повторения, систематизации знаний по теме: «Электрические явления»
...

Урок повторения и обобщения изученного по теме «Лексика» iconУрок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе...
Обучающая: актуализация теоретических знаний по теме «Имя существительное», формирование орфографического навыка и пунктуационной...

Урок повторения и обобщения изученного по теме «Лексика» icon«Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» в 5 классе»
Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №4 Г. Ртищево саратовской области»

Урок повторения и обобщения изученного по теме «Лексика» iconТема: Систематизации и обобщения изученного по теме «Наречие»
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся, совершив космическое путешествие … в мир наречий



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница