Классный час "Мужество и трусость"Классный час Тема «Мужество и трусость. Каковы их последствия?»




НазваниеКлассный час "Мужество и трусость"Классный час Тема «Мужество и трусость. Каковы их последствия?»
Дата публикации11.08.2014
Размер63.8 Kb.
ТипКлассный час
lit-yaz.ru > Астрономия > Классный час
Классный час "Мужество и трусость"Классный час

Тема «Мужество и трусость. Каковы их последствия?»

Цель: формирование навыка критического анализа жизненных ситуаций, умения высказывать и отстаивать свои взгляды.
Ход классного часа.
I. Вступительное слово учителя.

У Ярослава Смелякова есть замечательные строки, с которых мне бы хотелось начать наш классный час:

Спервоначалу и доныне,

Как солнце зимнее в окне,

Должны быть все-таки святыни

В любой значительной стране?

Как вы считаете должны быть святыни, к которым должен стремиться каждый человек?

Да, конечно, этот вопрос нашего южно-уральского поэта на сегодняшний день звучит очень актуально. Нужны ли святыни современному человеку, который стремится добиться успеха любой ценой? Нужны ли святыни эпохе, которая сомневается во всем без исключения: в любви, вере, культуре, благородстве?

Но разве могут не волновать и сегодня нравственные категории, ставшие вечными?

Наш русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту.

Главное на сегодняшний день – необходимость поиска и возвращения в нашу жизнь духовности. Библия говорит: «Беды приходят тогда, когда человек забывает заботиться о своей душе».

Если душа бьется, тоскует, вспыхивает страстью, озарена милосердием, добротой, значит, жив человек, значит, есть в нем человеческое.

Как же предостеречь всех нас от опасности душевного очерствения, как усвоить и пополнить духовный багаж, накопленный предыдущими поколениями? Что поможет нам это сделать? Я думаю, что это скорее всего то, о чем говорит Василий Шукшин: Я хочу, чтобы наши люди… чаще привлекали бы для решения вопросов в тех или иных ситуациях совесть, силу своего сердца, мужество… – вот это не должно исчезать». Именно эти святыни помогают человеку оставаться человеком в самых немыслимых условиях, помогают любить жизнь, ценить ее радости.

И сегодня мне бы хотелось поговорить об одной из нравственных категорий, благодаря которой совершаются подвиги, и о противоположном качестве, оно очень часто встречается в нашей жизни.

И речь сегодня пойдет - Мужество и трусость. Каковы их последствия? И эпиграфом нашего часа я взяла слова какого-то мудрого человека:

Будь тверд –

И пускай надвигаются беды лавиной.

Ты все их осилишь отвагою львиной.

Каждый человек ставит себе цель, к достижению которой он стремится. Одному хотелось бы изобрести нечто нужное людям, другому – стать выдающимся мастером своего дела, третьему – завоевать спортивный разряд и достичь рекордов, четвертому – вызвать восторженные рукоплескания своей игрой на музыкальном инструменте. Есть цели и более скромные: получить высокую оценку за ответ на уроке, найти работу по избранной специальности, поступить учиться. Чтобы достичь той или иной цели, мы совершаем сознательные действия, одни действия совершаются легко, а другие – только после преодоления трудностей.

В чем же суть этих трудностей?

Мы попробуем разобраться в этом.
II. Проблемный блок.

Мы очень часто задумываемся о жизни, задаем себе вопрос, почему это происходит так, а не иначе. А когда-нибудь вы задавали себе вопрос, С чем можно сравнить человеческую жизнь. Представьте себе на минутку, что вы не на занятии, а на свежем воздухе. Прекрасное летнее утро, может быть, и день. Вы сидите в лодке и управляете ею. У каждого из вас своя река и своя лодка. Никого рядом с вами нет.

1. Что собой представляет река?

2. Что вы будете делать?

3. А если река с сильным течением?

4. Каковы ее глубинные воды?

5. Что может происходить на поверхности реки?

6. Можно ли справиться с волнами, не будучи умным лодочником?

7. Как вы думаете, легко ли бороться с трудностями?

8. Какие качества для этого нужны? (предполагаются ответы – мужество, смелость, отвага)


III. Ролевая игра «Мой выбор»

Предлагаю детям обсудить следующую ситуацию: «Пусть каждый из вас представит, что он с одноклассником или одноклассницей нашел потерянный учителем листок с ответами на тесты, которые будут даны в классе на уроке» Ты и только ты должен решить, отдать этот листок учителю или нет.
Прошу одному из вас сыграть роль этого человека.

Второму – роль мужества, третьему – роль трусости.

Вывод по результатам игры:

Почему человеку было трудно сделать выбор, почему вообще возникают эти жизненные трудности? Давайте попробуем сформулировать причины жизненных трудностей.

Причины жизненных трудностей человека:

1. тебя могут неправильно понять;

2. ты рискуешь остаться в меньшинстве или в одиночестве;

3. ты должен отказаться от удовольствий;

4. ты должен принять болезненное решение для себя самого и для окружающих;

5. ты должен предвидеть последствия своих поступков для окружающих и для себя.

6. …

IV. Блок анализа и оценки.

А сейчас мне бы хотелось обратиться к фильму , который мы посмотрели на каникулах, фильм «Чучело» и посмотреть три эпизода.

1. Какие качества личности лежат в основе этих двух поступков?

2. Что побудило Леночку Бессольцеву на такой мужественный поступок?

3. Трудно ли быть мужественным?

4. Что труднее совершить хороший поступок или дурной?

5. Почему хорошее дело порою бывает нелегким?

6. Каковы последствия этих поступков?
Героиня сделала такой выбор, Сомов сделал выбор свой. Каждый из вас, оказавшись на месте героев, сделал бы свой выбор, решил для себя, как говорит Киплинг в своей сказке, из какого он лагеря, ведь мужество и благородство, трусость и подлость идут в нашей жизни рука об руку. Что выбрать человеку мужество или трусость? С каким качеством легче прожить? Выбор остается за каждым.
V. Анализ ситуаций.

1. Ребята, а в вашей жизни встречались ли подобные ситуации, где проявлялось то или иное качество: мужество или трусость? Может быть кто-нибудь сегодня во время этого серьезного разговора сможет рассказать об этом. Помните, ребята, что признать свои ошибки это тоже проявление мужества. (предполагаются примеры учащихся)

2. Рассмотрение предложенных ситуаций:

a) Ситуация 1. Ваш лучший друг или подруга поступают с вами несправедливо. Вам нужно расставить все точки над «и», но при этом вы не хотите терять своих друзей.

b) Ситуация 2. Вы совершаете плохой поступок и знаете заранее реакцию на него ваших родителей. Вы признаетесь сразу или будете оттягивать финал?

c) Ситуация 3. Самые лучшие друзья пытаются заставить тебя курить. Как ты поступишь?

Вывод после обсуждения:

Памятка

Как преодолеть жизненные трудности:

Учись управлять собой;

Только тот победит любые трудности, кто сам себе командир, кто способен самому себе приказать;

Решительно и твердо приказывай себе, когда тебе надо преодолеть лень, усталость, робость, страх, дурное настроение.

Упорно побеждай все, что мешает достижению цели, прежде всего недостатки своего характера.
VI. Рефлексия.

Мы много сегодня говорили о мужестве и трусости.

И больше всего мне бы хотелось узнать какое же качество вам все-таки ближе и почему?

И я хочу, чтобы сделали это в форме синквейна.

Синквейн – это «стихотворение», состоящее из пяти строк.

В синквейне человек выражает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор выражает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Пример синквейна: МУЖЕСТВО

Благородное, безграничное.

Воспитывает, сохраняет, помогает.

Мужество подобно подвигу.

Честь.
Говорить о мужестве можно бесконечно. Главное, мужеству учиться, ведь учиться никогда не поздно. Поэтому продолжением памятки, которую вы получили, пусть станут слова Э. Асадова:
Учитесь мечтать, учитесь дружить,

учитесь милых своих любить

И жить горячо и смело.

Воспитывать душу и силу чувств

Не только труднейшее из искусств,

но сверхважнейшее дело!
- Позвольте, - воскликнет иной простак, -

Воспитывать чувства? Но как же так?

Ведь в столбик они не множатся!

Главное в жизни без лишних слов –

Это найти и добыть любовь.

А счастье само приложится!
Спорщики, спорщики! Что гадать,

Реку времён не вернете вспять,

Чтоб заново жить беспечно.

Так для чего повторять другим

Всех наших горьких ошибок дым,

Жизнь-то ведь быстротечна.
Нельзя, не учась, водить самолёт,

но разве же проще любви полет,

где можно стократ разбиться?

Веру, тепло и сердечность встреч

Разве легко на земле сберечь?

Как же тут не учиться?!
Учитесь, товарищи, уступать,

Учитесь по совести поступать

И даже в пиру – не упиться.

Не просто быть честным всегда и везде.

И чтобы быть сильным в любой беде,

Трижды не грех учиться.
С готовой, с красивой душой навек

Отнюдь не рождается человек.

Ничто ведь само не строится.

Уверен, что скромником и бойцом,

отзывчивым, умницей, храбрецом

Учатся и становятся!
Но как это сделать? Легко сказать!

Как сделать? А душу тренировать

На искренность, на заботы,

Как в спорте, как в музыке, как в труде,

Тренаж нужен людям везде-везде.

Вот так и берут высоты.
Высоты всяческой красоты,

любви и действительной доброты.

И нечего тут стыдиться!

Ведь ради того, чтоб не зря весь век

Носили мы звание «Человек», -

Стоит, друзья, учиться!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час \"Мужество и трусость\"Классный час Тема «Мужество и трусость. Каковы их последствия?» iconКлассный час «Символы войны»
Воспитать гордость за свою историю и благодарность к старшему поколению за их мужество и героизм

Классный час \"Мужество и трусость\"Классный час Тема «Мужество и трусость. Каковы их последствия?» iconКлассный час. Тема: «Две войны две правды»
Родине, постоянной готовности к ее защите; показать воинскую доблесть, несгибаемое мужество и стойкость русского народа

Классный час \"Мужество и трусость\"Классный час Тема «Мужество и трусость. Каковы их последствия?» iconКлассный час «Давайте познакомимся!»
Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса»

Классный час \"Мужество и трусость\"Классный час Тема «Мужество и трусость. Каковы их последствия?» icon8 марта. 5 класс. Классный
Классный дорогие девочки, сегодня наши мальчики не пришли на классный час – у них какое-то тайное собрание. Но мы не будем отменять...

Классный час \"Мужество и трусость\"Классный час Тема «Мужество и трусость. Каковы их последствия?» iconКлассный час. Учитель: Аюева Валентина Павловна Класс: 4б тема: «Здоровый сон»
«Классный час как средство развития индивидуальности ребёнка». Классный час. Учитель: Аюева Валентина Павловна Класс: 4б тема

Классный час \"Мужество и трусость\"Классный час Тема «Мужество и трусость. Каковы их последствия?» iconКлассный час для учащихся 9 класса
Предлагаемый классный час – час общения на тему любви. В сценарии использованы различные воспитательные методы (беседа, дилемма,...

Классный час \"Мужество и трусость\"Классный час Тема «Мужество и трусость. Каковы их последствия?» iconТайны леса классный час
Классный час направлен на развитие познавательного интереса к изучению природы и ее охране; воспитывает любовь к природе, лесу

Классный час \"Мужество и трусость\"Классный час Тема «Мужество и трусость. Каковы их последствия?» iconКлассный час на тему: «Семья в пословицах и поговорках»
На доске вывешен ребус, посвященный семье. Разгадав его, вы узнаете чему посвящен наш классный час

Классный час \"Мужество и трусость\"Классный час Тема «Мужество и трусость. Каковы их последствия?» iconКлассный час «Толерантность путь к миру». Классный Малышева Л. С....
Муниципальное казённое образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3с углублённым изучением отдельных предметов...

Классный час \"Мужество и трусость\"Классный час Тема «Мужество и трусость. Каковы их последствия?» iconКлассный час Тема: «Мамам с любовью!»
Особенности: классный час литературоведческой направленности; учащиеся заранее участвуют в проекте «Мамам с любовью!» и на классном...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница