План – конспект урока «Решение лингвистических задач». Учитель Калля А. Н. Цели урока




Скачать 40.76 Kb.
НазваниеПлан – конспект урока «Решение лингвистических задач». Учитель Калля А. Н. Цели урока
Дата публикации07.09.2014
Размер40.76 Kb.
ТипКонспект
lit-yaz.ru > Астрономия > Конспект
Приложение №1

План – конспект урока «Решение лингвистических задач».

Учитель - Калля А. Н.
Цели урока:



  1. познакомить учащихся с некоторыми методами исследования языка; уделить внимание слову как носителю объёмной информации;

  2. углубить знания о средствах связи предложений в тексте.


Ход урока.
1.Работа с текстом.

- Что такое текст? Из каких единиц он состоит? Какие средства связи предложений в тексте вам знакомы? ( Замена существительного местоимением, лексический повтор, замена синонимом.)
-Перед вами стихотворение известной русской поэтессы М Цветаевой.
Полюбил богатый - бедную,

Полюбил учёный - глупую,

Полюбил румяный - бледную,

Золотой- полушку медную.
-О чём, по-вашему, это стихотворение? Сколько в нём предложений? Как они связаны между собой? (Перечисление параллельных фактов - синтаксический параллелизм как средство связи предложений в тексте).
-Анализ лексического состава отдельных предложений: богатый - бедный

учёный - глупый

румяный - бледный

золотой - медный
-Какая из пар слов лишняя в ряду? Почему? (3 первые ряда состоят из антонимичных слов, а в последнем они не являются прямыми антонимами, но в тексте приобретают значение противопоставления. Вывод: это так называемые текстовые антонимы.)
(Запись названий новых понятий с примерами в ученический словарь.)
2.Существует множество языковых средств, помогающих строить тексты. Чтобы стать мастером, следует учиться у мастеров, каковыми являются, к примеру, восточные сказители.

Так вот, в одной персидской книге сказок повествуется о том, как рабыня царя возвела ложное обвинение на царевича и царь, поверив ей, повелел казнить сына. Однако визирь(министр) рассказал царю о коварстве женщин и убедил его не спешить с казнью. Эти события повторяются несколько раз: в каждый следующий день рабыня приходит к царю, требуя, чтобы царевича наказали, но очередной раз визирь своим рассказом успокаивает царя.

Перед вами фразы из этой книги на русском языке, но они даны вразброс: в 1 столбике - начала фраз, а во 2- их концы.



На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,…
На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,…
На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,…
На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,…

…рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.
…рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости.
…рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.
…рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».




^ ЗАДАНИЕ: соединить начало и конец каждой фразы, определив средство связи между ними.

Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи предложений в тексте, как понятия одного и того же ряда:
Зерцало–солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало.

Сорвали покров ночи – без покрова

Пламя солнца – с пылающим сердцем

Из посудного шкафа небосклона – бутылку нефти
3.Следующая задача из очень старой, изданной ещё в 1921 году книги «Изучение родного языка». Её автор – замечательный педагог и исследователь М.А.Рыбникова. Она считала очень важным для человека умение вдумываться в слово, в его корень, в его живые связи с другими словами.

Даны следующие пары слов:

^ Плетень – частокол

Сад – роща

Перчатки – рукавицы
Задание 1.

По какому принципу составлены пары? (Одно общее значение для каждой пары.)
Задание 2.

Почему одинаковые понятия названы разными словами? (Каждое слово в паре конкретизирует общее значение, по нему можно получить дополнительные сведения: из чего предмет, для чего, как выглядит;)
плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей

частокол – изгородь из тесно, часто вбитых кольев

сад - деревья в нём посадили

роща – деревья в ней выросли сами; от «расти»
^ 4. Знаком ли вам суффикс – ну -? Каково значение этой морфемы? Примеры использования?

У некоторых глаголов с суффиксом – ну – корень оканчивался в древности на согласный звук, который впоследствии был утрачен .

Например: Дви-нуть - дви Г- нути

Ки-нуть – Ки Д-нути

Задание 1.Восстановите данный согласный в словах современного русского языка.

Как это можно сделать?

тро _ нуть

вя _ нуть

то _ нуть

тя _ нуть

гля _ нуть

опроки _ нуть
Для решения данной задачи используется метод сравнительного анализа языковых единиц . Следует к каждому слову подобрать ряд однокоренных слов и сравнить их.

Получим следующую картину.

троГнуть сравни : соврем. «троГать»

вяДнут «увяДать»

тоПнуть» «утоПить»

тяГнуть «тяГа»

гляДнуть «гляДеть»

опрокиДнуть «киДать»
ВЫВОД: следы былого в языке довольно просто обнаружить
Задание 2.Постарайтесь то же самое сделать для глагола

ка _ нуть
Какую особенность имеет это слово в отличие от предыдущих?
Ответ: КаПнуть –каПать Но в отличие от предыдущих слов данное используется и в устаревшем варианте.

Кануть в лету = исчезнуть, уйти в прошлое.

5. Домашнее задание.

В древнем языке всех славян был глагол «зыбати» со значением «качать, колебать».
Найдите не менее 3 слов с этим корнем в современном русском языке, определите их эначения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План – конспект урока «Решение лингвистических задач». Учитель Калля А. Н. Цели урока iconПлан-конспект урока
Звучит русская народная песня “Лучина”. Учащиеся стоят. Учитель объявляет тему, цели, план урока

План – конспект урока «Решение лингвистических задач». Учитель Калля А. Н. Цели урока iconКонспект урока математики в 6-ом классе на тему «Решение задач»
Конспект урока математики в 6-ом классе на тему «Решение задач», посвящённого Великой Победе

План – конспект урока «Решение лингвистических задач». Учитель Калля А. Н. Цели урока iconПлан-конспект урока английского языка Учитель: Носова Е. Н. Тема урока : My favourite book
Учитель: And today Alex will help me. Alex, what date is it today and who is absent, please?

План – конспект урока «Решение лингвистических задач». Учитель Калля А. Н. Цели урока iconПлан-конспект урока по русскому языку Подготовила и провела учитель высшей категории
Тема урока: «О двух способах проверки слов с безударными гласными в корне слова»

План – конспект урока «Решение лингвистических задач». Учитель Калля А. Н. Цели урока iconПлан-конспект урока Отинова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов маоу «Кувинская сош»
Тема урока: Звонкие и глухие согласные в середине слова. Их обозначение на письме

План – конспект урока «Решение лингвистических задач». Учитель Калля А. Н. Цели урока iconПлан-конспект урока, презентацию урока с видеороликом, памятку «Схема...
Разработка включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока с видеороликом, памятку «Схема анализа стихотворений», памятку...

План – конспект урока «Решение лингвистических задач». Учитель Калля А. Н. Цели урока iconПлан конспект урока
Таблица самооценки для подведения итога урока, раздается каждому обучающемуся и собирается учителем в конце урока

План – конспект урока «Решение лингвистических задач». Учитель Калля А. Н. Цели урока iconDevelopment of the Lesson Ход урока
Постановка цели и задач урока. Short information about the aims and the objectives

План – конспект урока «Решение лингвистических задач». Учитель Калля А. Н. Цели урока iconУрока: решение частных задач. Планируемые образовательные результаты
Цели деятельности учителя: показать необходимость выполнения важнейших правил гигиены (чистка зубов и мытьё рук)

План – конспект урока «Решение лингвистических задач». Учитель Калля А. Н. Цели урока iconПлан-конспект урока (Тема урока)
Цель урока: Сформировать представление о зоне лесов, научить выделять части лесной зоны, характерные признаки растений



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница