Скачать 40.76 Kb.
|
Содержание ЗАДАНИЕ: соединить начало и конец каждой фразы, определив средство связи между ними.Плетень – частокол 4. Знаком ли вам суффикс – |
Приложение №1 План – конспект урока «Решение лингвистических задач». Учитель - Калля А. Н. Цели урока:
Ход урока. 1.Работа с текстом. - Что такое текст? Из каких единиц он состоит? Какие средства связи предложений в тексте вам знакомы? ( Замена существительного местоимением, лексический повтор, замена синонимом.) -Перед вами стихотворение известной русской поэтессы М Цветаевой. Полюбил богатый - бедную, Полюбил учёный - глупую, Полюбил румяный - бледную, Золотой- полушку медную. -О чём, по-вашему, это стихотворение? Сколько в нём предложений? Как они связаны между собой? (Перечисление параллельных фактов - синтаксический параллелизм как средство связи предложений в тексте). -Анализ лексического состава отдельных предложений: богатый - бедный учёный - глупый румяный - бледный золотой - медный -Какая из пар слов лишняя в ряду? Почему? (3 первые ряда состоят из антонимичных слов, а в последнем они не являются прямыми антонимами, но в тексте приобретают значение противопоставления. Вывод: это так называемые текстовые антонимы.) (Запись названий новых понятий с примерами в ученический словарь.) 2.Существует множество языковых средств, помогающих строить тексты. Чтобы стать мастером, следует учиться у мастеров, каковыми являются, к примеру, восточные сказители. Так вот, в одной персидской книге сказок повествуется о том, как рабыня царя возвела ложное обвинение на царевича и царь, поверив ей, повелел казнить сына. Однако визирь(министр) рассказал царю о коварстве женщин и убедил его не спешить с казнью. Эти события повторяются несколько раз: в каждый следующий день рабыня приходит к царю, требуя, чтобы царевича наказали, но очередной раз визирь своим рассказом успокаивает царя. Перед вами фразы из этой книги на русском языке, но они даны вразброс: в 1 столбике - начала фраз, а во 2- их концы.
^ Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи предложений в тексте, как понятия одного и того же ряда: Зерцало–солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало. Сорвали покров ночи – без покрова Пламя солнца – с пылающим сердцем Из посудного шкафа небосклона – бутылку нефти 3.Следующая задача из очень старой, изданной ещё в 1921 году книги «Изучение родного языка». Её автор – замечательный педагог и исследователь М.А.Рыбникова. Она считала очень важным для человека умение вдумываться в слово, в его корень, в его живые связи с другими словами. Даны следующие пары слов: ^ Сад – роща Перчатки – рукавицы Задание 1. По какому принципу составлены пары? (Одно общее значение для каждой пары.) Задание 2. Почему одинаковые понятия названы разными словами? (Каждое слово в паре конкретизирует общее значение, по нему можно получить дополнительные сведения: из чего предмет, для чего, как выглядит;) плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей частокол – изгородь из тесно, часто вбитых кольев сад - деревья в нём посадили роща – деревья в ней выросли сами; от «расти» ^ ну -? Каково значение этой морфемы? Примеры использования? У некоторых глаголов с суффиксом – ну – корень оканчивался в древности на согласный звук, который впоследствии был утрачен . Например: Дви-нуть - дви Г- нути Ки-нуть – Ки Д-нути Задание 1.Восстановите данный согласный в словах современного русского языка. Как это можно сделать? тро _ нуть вя _ нуть то _ нуть тя _ нуть гля _ нуть опроки _ нуть Для решения данной задачи используется метод сравнительного анализа языковых единиц . Следует к каждому слову подобрать ряд однокоренных слов и сравнить их. Получим следующую картину. троГнуть сравни : соврем. «троГать» вяДнут «увяДать» тоПнуть» «утоПить» тяГнуть «тяГа» гляДнуть «гляДеть» опрокиДнуть «киДать» ВЫВОД: следы былого в языке довольно просто обнаружить Задание 2.Постарайтесь то же самое сделать для глагола ка _ нуть Какую особенность имеет это слово в отличие от предыдущих? Ответ: КаПнуть –каПать Но в отличие от предыдущих слов данное используется и в устаревшем варианте. Кануть в лету = исчезнуть, уйти в прошлое. 5. Домашнее задание. В древнем языке всех славян был глагол «зыбати» со значением «качать, колебать». Найдите не менее 3 слов с этим корнем в современном русском языке, определите их эначения. |
![]() | Звучит русская народная песня “Лучина”. Учащиеся стоят. Учитель объявляет тему, цели, план урока | ![]() | Конспект урока математики в 6-ом классе на тему «Решение задач», посвящённого Великой Победе |
![]() | Учитель: And today Alex will help me. Alex, what date is it today and who is absent, please? | ![]() | Тема урока: «О двух способах проверки слов с безударными гласными в корне слова» |
![]() | Тема урока: Звонкие и глухие согласные в середине слова. Их обозначение на письме | ![]() | Разработка включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока с видеороликом, памятку «Схема анализа стихотворений», памятку... |
![]() | Таблица самооценки для подведения итога урока, раздается каждому обучающемуся и собирается учителем в конце урока | ![]() | Постановка цели и задач урока. Short information about the aims and the objectives |
![]() | Цели деятельности учителя: показать необходимость выполнения важнейших правил гигиены (чистка зубов и мытьё рук) | ![]() | Цель урока: Сформировать представление о зоне лесов, научить выделять части лесной зоны, характерные признаки растений |