Скачать 105.13 Kb.
|
Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап 2007 / 2008 учебный год Литература 10 класс Критерии проверкиОбщее время выполнения работы — 180 минут. Задание состоит из шести пунктов. Максимальная суммарная оценка 30 баллов. Из них 20 могут быть получены за задания 1–5 (3+3+4+4+6), 10 — за задание 6, предполагающее элементы анализа. Для каждого задания указывается максимальное количество баллов и условия, при которых выставляется каждый промежуточный балл. Дробные баллы не выставляются. В заданиях 1–5 объяснение ответов, исправление неверных вариантов от участника не требуется. Задание 6 оценивается в соответствии с критериями, распечатанными на отдельном листе. Формулы, содержащиеся в модели ответа, являются примерными. В них приводится только основная фактура вопроса. Полное совпадение (текстовое и тезисное) ученических ответов с моделью не предполагается и не требуется. __________________ ^ Задание 1 Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению. а) Назовите оба произведения; б) укажите, какой персонаж является «исключением»; в) назовите автора (авторов) обоих произведений. Отсап, Янкель, Андрий, Мазепа, Кукубенко, Бовдюг, Голокопытенко. ^ Ответ: а) «Тарас Бульба», «Полтава» б) Мазепа в) Н. Гоголь, А. Пушкин. Ставится по 1 баллу за полный верный ответ на каждый из вопросов а, б, в. Задание 2 Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.
Количество баллов — 3. ^ а) А.С. Грибоедов; б) А.С. Пушкин; в) Ф.М. Достоевский. Ставится по 1 баллу за каждый верный ответ. Задание 3 В приведенной таблице найдите четыре ячейки, содержащие фактические ошибки. При выполнении задания указывайте только индекс ячейки (например: 1а, 2б и т.п.). Внимание! Указывайте не более четырех ячеек.
^ Ответ: 1г, 2г, 3б, 4в Ставится 1 балл за каждую верно указанную ячейку. Задание 4. Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1а — ВАРИАНТ IV).
^ Ответ: 3а – вариант III; 2б – вариант III; 1в – вариант II; 4г – вариант I. Ставится 1 балл за каждый верный ответ. Задание 5 Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно). а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ — всё это жанры эпоса. б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике. в) Жанр «стихотворений в прозе» относится к лирике. г) Эпилог — это заключительная часть большого повествовательного произведения. д) Эпиграмма — это вступеление к большому литературному произведению. е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем. ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов. з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер. и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением. Прочтитайте текст в рамке и ответьте на вопросы «к», «л», «м»:
к) Выделенные слова образуют анафору. л) Выделенные слова являются эпитетами. м) Выделенные слова имеют метафорическое значение. ^ Ответы:
Два верных ответа оцениваются одним баллом: 11-12 — 6 баллов 9-10 — 5 баллов 7-8 — 4 балла 5-6 — 3 балла 3-4 — 2 балла 1-2 — 1 балл 0 — 0 баллов Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы. Задание 6 Проанализируйте символику стихотворения Ф. Тютчева «Лебедь».
^ Модель ответа на задание № 6. Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен: – Обнаружить понимание проблематики стихотворения, ее философского характера. Ф. Тютчев сопоставляет два символа — образы лебедя и орла,— и размышляет о законах человеческого существования и познания. – Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения. Орел — образ рационального, активного познания и покорения мира. Лебедь — образ интуитивного, эстетического восприятия мира. Зрение орла физическое, оно воспринимает только одну сторону мира. Зрение лебедя сверхъестественное («сон», глаз во время сна закрыты), оно воспринимает всю полноту мироздания. Орлу видны лишь самые яркие элементы мира, лебедю — весь мир в целости. Символичен белый («чистый») цвет лебедя. Символично его положение между небом и отражением неба в воде — между двух «бездн». Только на грани мировых стихий, на грани миров человеку доступно познание вселенной. – Отметить поэтические средства, составляющие символику стихотворения. Кроме центральных символов – орла и лебедя – символическое значение имеют: способности орла и лебедя (летать и плавать), их цвет, их зрительные способности (приписываемые им поэзией, культурным сознанием, автором текста); символичны пространства неба и земли (воды); традиционно символическим значением наделяются в поэзии молния и гром. Типичны для Ф. Тютчева приемы бинарного композиционного противпоставления (1-го четверостишия и остального текста), риторического обращения. Символическая обобщенность текста подчеркивается отбором лексических средств архаического (в том числе старослявянского) характера: «полет», «звездный» (с «е» вместо современного «ё»); «впивает», «бездна», «всезрящий», «твердь» и др. На основании двоемирия, поэтизации стихий, сна, интуиции стихотворение может быть оценено как романтическое. Слово «твердь» в контексте стихотворения означает небо.1829> |
![]() | «Читаем, думаем, спорим Дидактические материалы по литературе. 9 класс» тех же авторов, «Российской школьной хрестоматией. 9 класс»... | ![]() | Литература. 5 класс. Учеб для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 13-е... |
![]() | Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 10 класс». Москва, «Русское слово», 2010 | ![]() | Средства обучения: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, учебник «Литература» Г. С. Меркин 7 класс 2-я часть |
![]() | Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010 | ![]() | Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 10 класс». Москва, «Русское слово», 2010 |
![]() | Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | ![]() | Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» под ред. В. П. Журавлева. I полугодие. II полугодие... |
![]() | Об использовании учебников: В. И. Сахаров, С. А. Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Русская литература... | ![]() | Методическая разработка урока по элетивному курсу «Романтическая литература 19 века» (10-11 класс) |