Скачать 124.34 Kb.
|
Сценарий классного часа «Толерантность спасёт мир» "Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Б. Шоу) Цели и задачи: 1.Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения. 2. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем; 3. Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей. 4. Сформировать представление о толерантном отношении. Основные понятия: толерантность, интолерантность, терпение. Оборудование: 1. Компьютер, телевизор, презентация «Толерантность спасёт мир» (авторская разработка); Видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith); видеоролики на тему толерантности; 2. Распечатка памятных закладок для книг для каждого воспитанника и гостей классного часа. ^ ![]() ![]() I. Вступление(фон) Ученик читает стихотворение Е. Евтушенко «С. Преображенскому». Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил, Он интересен был среди людей Самой неинтересностью своей. У каждого свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, Но это все неведомо для нас; И если умирает человек, С ним умирает первый его снег, И первый поцелуй, и первый бой Все это забирает он с собой. Да, остаются книги и мосты, Машины и художников холсты, Да, многому остаться суждено, Но что-то ведь уходит все равно! Таков закон безжалостной игры: Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных, А что мы знаем, в сущности, о них? Что знаем мы про братьев, про друзей, Что знаем о единственной своей? И про отца родного, своего мы, Зная все, не знаем ничего. Уходят люди. Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять От этой невозвратности кричать. Учитель: Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребята, понятна его основная мысль: поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность». Знаете, существует такое красивое слово «толерантность». Описать его трудно из-за того, что в разных языках она определяется по-разному ![]() Что такое толерантность? tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность; терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. ![]() Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. ![]() На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития Мир- это вселенная. Мир – это наша Земля. Это наша страна. Наш город. Наша школа. Наш класс. Класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и понимание. Что же для этого нужно? Давайте послушаем притчу « Ладная семья» ![]() ^ Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: *любовь;(слайд) *прощение; *терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. Обсуждение притчи: Учитель.: О чем же притча, ребята? (Ответы учеников: об уважении друг друга, умении избегать ссор, считаться с мнением других.) Как вы думаете, ребята, прав был старик? Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. ^ Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы. - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка. - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку. - Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине. - А нам-то что? Он сам виноват. - Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. - Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? - Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку. - Я тебя не пушу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее. - Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку. - Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой. - Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно. - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую». - Спасибо, леди, спасибо... - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню. - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу. - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом. Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь. - У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату. - Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье. Вопросы к учащимся: Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь? Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню? Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты. Сейчас вам, дорогие ребята, я предлагаю просмотреть видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith). Вы изучаете английский язык со второго класса, и поэтому всё, о чём поёт мальчик, вам будет понятно. Хочу обратить ваше внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия видеоклипа. (просмотр видео клипа «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith) с помощью Adobe Media Player 1.7, презентация на некоторое время сворачивается) Учитель: Ребята, я понимаю вас, без слёз сострадания и сочувствия этот клип смотреть нельзя. Какие эмоции вы испытали? Какова основная идея видеоклипа? (выслушать ответы воспитанников и перейти к просмотру слайдов презентации) Видеоролик мальчик Учитель: Толерантность вовсе не отменяет собственного мнения. Скорее наоборот, лишь обладая сформировавшимся взглядом на многие окружающие вещи и системой жизненных принципов, можно определить границу, переход которой окажется малоприятной. Можно ли вас считать обладателем этого качества? Или вам еще предстоит набраться опыта, чтобы его приобрести? На эти вопросы нам помог ответить следующий тест, который мы с вами проводили на классном часе, посвящённом дню «Толерантности» «Проявляешь ли ты толерантность?» (обсуждение результатов тестирования) Предлагаю вашему вниманию ещё один видеоролик ^ ![]() У толерантности должно быть лицо! У толерантности должны быть какие-то свои качества. Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением, а для этого вырастим свой Цветок толерантности. Для начала мы с вами разделимся на три группы. (работа в группах). Учитель: Итак, давайте попробуем. У вас на столах для каждой группы лежит конверт с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку (на группы класс разбивается по рядам, конверт кладет на первую парту каждого ряда-группы). Конверт№1.доброта, уважение прав других, сострадание, Злорадство, бессердечность, конфликт, Конверт№2.прощение, сотрудничество, уважение человеческого достоинства Хвастовство, грубость, зазнайство, Конверт№3.милосердие, пригятие другого таким какой он есть, терпимость Вспыльчивость, раздражение, злость. Учитель Ребята! Давайте проверим, что у нас с вами получилось (представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы, затем карточки с качествами, которые чаще всего встречаются, крепятся на доску). Таким образом, ребята, мы с вами вырастили свой цветок «Толерантности» Интолерантный человек – характеризуется представлением человека о собственной исключительности низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности. ^ Ученик : Толерантность - это не простое чувство, Его не в раз приобретешь: Сколько надо проявить благородства и сочувствия, Только тогда сам все это поймешь. Толерантным быть – это искусство, Твердо в этом мы убеждены: В дружбе и согласии жить должны Русские и украинцы, башкиры и татары Ответим друг другу чувством высоким- И хрупкий мир мы сможем сохранить. (авт. Александров П.) Видеоролик «Спільного у нас більше ніж ми думаємо»(про национальности) ![]() ^ Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне толерантности». Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Украина всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля. ![]() (Звучит тихая музыка.) ^ Я пришел в этот мир не для того, чтобы оправдывать твои надежды, не для того, чтобы отвечать твоим интересам, не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в это мир не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, не для того, чтобы отвечать моим интересам, не для того, чтобы оправдывать мои надежды. Потому что я - это я, а ты - это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно! А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь. Учитель: Мы все такие разные: взрослые и дети, брюнеты и блондины, добрые и злые, толстенькие и худые, с хвостиками и без них… И все же мы должны жить и понимать друг друга. Вот и наш класс – это единое целое, а каждый ученик в нём – пазл, составляющая, без которой нет единого целого. Каждый из вас по-своему важен и интересен. Но мы все разные. ![]() ^ Учитель: 1.Что же означает толерантность? Может это к бабушке любовь? 2. А быть может это то, что маме Я на день рождения принес? 3. Понял я, что это – уважение К мнению не только своему. 4.Видеть огорченье, боль чужую Я всегда спокойно не могу. 5.Дам монетку нищему бродяге, Пожилым охотно помогу. 6.Товарища в беде никак не брошу, Злобу в класс, друзья, я не пущу. 7. Если ты к товарищам терпим, Выслушать всегда любого сможешь. 8.Если трудно другу, тяжело, Ты всегда готов прийти на помощь. 9. Веришь в чудо, счастье, доброту. Взрослых непременно уважаешь, 10.Маме с папой ты не нагрубишь, Младших никогда не обижаешь. 11.Значит, не случайно говорят, Что ты дружелюбен, толерантен. 12.Оставайся им всегда, везде Да к тому же будь еще галантен. 13.Что же означает толерантность? Доброта, любовь, улыбки, смех. 14.Что же означает толерантность? Счастье, дружба и во всём успех. Все вместе: Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным наш мир. Только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. ![]() Техасские объятья! Все вместе: Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным наш мир. ^ (раздача памятных закладок «Условия для реализации принципа толерантности» для книг всем участникам классного часа. Учитель: Спасибо за внимание! ![]() Список литературы : 1. Ванюшкина Л.В. Формирование толерантного мировоззрения / Л.В.Ванюшкина // Народная школа.-2010.- № 2. 2. Гаркуша Н.С. Мир толерантности / Н.С.Гаркуша // Классный руководитель.-2010.-№8. 3.Летяга Д.С., Панова Т.А. Воспитание толерантности / Д.С.Летяга, Т.А.Панова // Справочник классного руководителя.-2008.-№3. 4.Никулина О.В. Формирование основ толерантного сознания /О.В.Никулина//Справочник классного руководителя.-2008.-№10. 5.Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / С.Панченко // Воспитание школьников.-2008.-№7. 6.Попова Л.В. Я в мире…мир во мне…толерантность – путь к миру/ Л.В.Попова // Завуч начальной школы.-2007.-№7.-с.105-109 |
![]() | Для чего? От этого светлеет на душе и человек радуется. Сама природа дает нам эту красоту. Тема нашего классного часа «Красота спасет... | ![]() | Сценарий классного часа для 10-11 классов «Мир. Прогресс. Права человека.» — тема Нобелевской лекции А. Д. Сахарова |
![]() | С 24 ноября был проводён Всекубанский классный час «Святая мать добром спасёт», посвящённый Дню матери | ![]() | Методическая разработка представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и... |
![]() | Цель классного часа: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы как высшего человеческого чувства | ![]() | Цель классного часа Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках |
![]() | «Здраствуйте, дорогие мама, папа, Люда и Славик! Пишу из Джелалабада…Мама, ты только не плачь, крепись…» | ![]() | Рождественских праздников со студентами техникума. Цели проведения этого мероприятия – возобновление традиций празднования православных... |
![]() | Цель: Формирование позитивной любви к детям. Воспитание ответственности за жизнь своих будущих детей | ![]() | Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир |