«Про колосок и хлеба кусок»




Скачать 117.76 Kb.
Название«Про колосок и хлеба кусок»
Дата публикации02.11.2014
Размер117.76 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Астрономия > Документы
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад «VII, VIII вида»

Воспитательный час

Тема: «Про колосок и хлеба кусок»

2 класс (VIII вид)

Печенцова Елена Евгеньевна

г.Куса, 2013г.

Задачи:

  • Сообщить детям новую информацию о труде людей, о традициях,

повторить уже имеющиеся знания.

  • Развивать мышление, эстетические чувства, нравственные качества детей.

  • Воспитать в детях чувство любви и уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.


Оборудование:

кроссворд,

мультимедийная презентация,

письмо от пекаря

раскраска пекарь, цветные карандаши

^ Ход мероприятия

Вводная часть.

Организационный момент.

- Я прочту вам стихотворение, а вы догадаетесь, о чем мы сегодня будем с вами говорить.

^ Введение в тему занятия и актуализация опорных знаний через стихотворение.

Вот он – хлебушек душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!»

- Кто догадался о чем мы поговорим сегодня

-(ответы воспитанников)
^ Основная часть.

Сообщение темы.

- Да, правильно, сегодня мы поговорим о хлебе. Как он появляется на нашем столе?

Беседа по теме занятия.

- А кто мне скажет, какую пользу человеку приносит хлеб?

-(ответы воспитанников)

- Верно ребята, хлеб это наше здоровье, наша сила, поэтому, сегодня мы с вами поговорим о хлебе.

-Вы каждый день едите хлеб, а знаете ли вы, какой путь проходит хлеб к нашему столу? Кто расскажет?

-А вы когда-нибудь видели пшеничное или ржаное поле?

-На что оно похоже? В начале лета пшеничное поле похоже на зеленое море.

Ветер колышет колоски словно волны.

-А в конце лета колоски становятся сухими, золотистыми и ветер слабо колышет их. Тронешь колосок - и в ладони окажутся зерна. В каждом зернышке – жизнь.

-А как вы думаете, давно ли человек научился готовить хлеб? Да, много тысячелетий живут вместе человек и хлеб. Они дарят друг другу жизнь. Человек растит зерно, зерно кормит человека. Еще когда люди жили в пещерах, они научились сеять зерно и готовили из него кашу, только со временем они научились печь лепешки, хлеб, сдобные булочки.

-Ребята, а кто помнит, какой праздник скоро будет?

- (ответы воспитанников)

-Да, праздник победы – 9 мая. Что вы знаете об этом празднике? На нашу страну напали фашисты и наши деды и прадеды защищали свою родину. Хлеба не было, так как враги в первую очередь сжигали поля пшеницы. Знаете ли вы, какой кусочек хлеба давали человеку в день?

^ Чтение стихотворения.

Многие художники и писатели с теплом описывают хлеб и отношение людей к нему. Сейчас я вам прочту одно из таких стихотворений.

Я видела однажды, по дороге.

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла

Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.

Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.

Поднялся и к мальчишке подошел

« Зачем - спросил он, голосом усталым –

-Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны.

Все при параде, в школу, ту, пришли.

Мальчишке показалось очень странным,

Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране.

Седого старика, на той скамье.

Он замер, тишина стояла в зале.

И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном.

Сидела рядом, грудь вся в орденах.

В глазах мальчишки голубых, бездонных.

Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.

Мальчишке, нежно, в руки подала.

И быль, рассказанная, той старушкой.

Его в блокадный Ленинград перенесла.

Вот перед ним возник холодный город.

Во вражеском кольце, кругом бои.

Свирепствует зима и лютый голод.

И тот батон, что поднят был с земли.

Прижав батон, он мчится по дороге.

Он знает, мать его, больная, ждет.

Торопится он к ней, замерзли ноги.

Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома, бережно, батон он режет.

Куски считая, чтоб хватило им.

Пусть он сухой и пусть не очень свежий.

Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.

И матери, ее кусок, несет.

В глазах ее он видит боль и муку.

И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

Но, вспомнив, как он бил батон ногою.

Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук

Мать закричала « Что, сынок, с тобою.

Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами.

Старушка, что батон с земли берет.

Она стоит и нежными руками.

Мальчишке, хлеб душистый, подает.

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.

Бежит домой, там, мать больная, ждет.

Боль матери всем сердцем понимает.

И оправданий он себе не ждет.

Он входит в дом, сидят в нем ветераны.

Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.

Все сном прошло, остались только раны

От боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу.

Который, дерзко, превратил он в мяч.

На землю, вновь его вернули с неба.

Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

Стоит она и гладит по головке.

В глаза глядит, так, как глядела мать.

Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.

« Простите» - только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге.

Идет мальчишка, голову склонив.

И дед седой все курит на пороге.

Всю боль души, молчаньем сохранив.

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем этот теплый хлеб на белом свете!»

-Кто и как понимает слова этого стихотворения?

-(ответы воспитанников)

-Да, вы правы. Хлеб доставался с трудом. И люди относились к нему с любовью как к родной маме.

-Вы уже говорили, как хлеб попадает к нам на стол. Действительно, прежде чем попасть на стол, хлеб проходит длинный путь. Сначала, весной в распаханную землю сеют зерно. Потом из зернышек вырастают колоски и в колосья снова созревают зерна. С помощью комбайна зерно обмолачивают. Затем сушат, моют, снова сушат и смалывают в муку. И только из муки пекут хлеб.

- А сейчас, ребята я предлагаю вам отгадать загадки.


1.Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стволе золотом. (колос)
2. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
3.Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины.)
4.В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог.)
5. С неба солнце золотое

Золотое льет лучи

В поле дружною стеною

Золотые усачи. (Пшеница в поле.)

6. Пузырюсь я и пыхчу

Жить в квашне я не хочу

Надоела мне квашня

Посадите в печь меня! (Тесто.)
7.Мнут и катают,

В печи закаляют

А потом за столом

Ножом нарезают. (Хлеб)
8. Для уборки урожая

На поля я выезжаю

И за несколько машин

Там работаю один. (Комбайн)
9.Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье...

Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)



-Молодцы ребята! Только люди, пережившие голод, по-настоящему ценят каждую крошку хлеба. Сейчас хлеба хватает всем, но цена его высока. Но не смотря на это, к нему относятся с неуважением, выбрасывают. Наши предки говорили, что выброшенный хлеб поднимает черт. Еще по русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но и поцеловав, попросить прощение. Но, к сожалению, не всегда можно увидеть бережное отношение к хлебу. Хлеб - дар Божий, говорили наши предки. Они относились к хлебу благоговением и считали главным богатством. Всегда ли хорошо дети относятся к хлебу?

- ^ Стихотворение, которое я вам прочту, не выдумано автором, он взял его из жизни. Послушайте его внимательно:

Мальчик, ногой пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года.

Хлеб - это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали.

Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

ты человеком быть перестал!».

-Ребята, а кто может объяснить мне смысл этого стихотворения?

- (ответы воспитанников)

- А вы наблюдали плохое отношение к хлебу? А где? Так как же нужно относиться к хлебу?

- (ответы воспитанников)

- Да, к хлебу нужно относиться уважительно, только потому что это труд многих людей.

- ^ Ребята, мне сегодня почтальон принес письмо, а кто его прислал, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. Но отвечать нужно только поднимая руку.

1. Где готовят хлеб? (Печь) Слайды 1, 2

2. Где же растет пшеница? (Поле) Слайды 3, 4

3. Как называется хлеб, которым принято встречать гостей? (Каравай) Слайды 5, 6

4. Во что перемалывают зерна? (Мука) Слайды 7, 8

5. Кто распахивает поле? (Пахарь) Слайды 9, 10

6. Как называется высохший хлеб? (Сухарь) Слайды 11, 12

7. Какое же слово у нас получилось? (Пекарь) Слайды 13, 14

- Правильно. Так давайте посмотрим, что же в нашем письме?

- Пекарь не смог прийти сам и прислал нам свой портрет. Я предлагаю вам его раскрасить.

- ^ А теперь я прочитаю вам письмо Пекаря. Он хотел рассказать вам об истории хлеба.

История хлеба. Свыше 10-ти тысяч лет назад человек жил в пещерах. Дикие предки начали употреблять в пищу пшеницу. Свежие зерна пшеницы можно было есть, но сухие были слишком тверды. Попробовали разбивать их камнем. Затем зерна стали растирать в муку. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Первоначально ели сырую. Затем стали её варить. Позднее пекли пресные на горячих камнях лепешки. Первые хлебопеки – египтяне. 5-6 тысячелетий назад они открыли способ разрыхлять тесто путем брожения. Древние греки дали имя хлебу. Хлеб выпекали в глиняном горшке -«хлибанос». От него и появилось слово «хлеб». Они первыми начали печь тесто с дрожжами, и им понравился более лёгкий и вкусный хлеб. Тесто, выпеченное на диких дрожжах, получается всё время разным. Это происходило потому, что в тесто попадали разные виды дрожжей.

- А знаете ли вы, из каких зерновых культур выпекают хлеб в наше время?

- (ответы воспитанников)

- Основными зерновыми культурами на Руси были рожь, пшеница, просо, овес, ячмень. Сначала рожь воспринимали как сорняк на полях пшеницы.

- Кто знает, что такое сорняк? Верно, это вредные растения, которые мешают расти другим.

- Но со временем люди заметили, когда от непогоды погибала пшеница, рожь спасала людей от голодной смерти. И потом люди ели обычно ржаной хлеб, а белый, пшеничный ели с медом, как лакомство в праздники. Землю возделывали вручную, или на лошадях. Процесс выпечки был непрост, поэтому хлеб делали не часто.

Пекарей - умельцев ценили и уважали, а женщина, выпекавшая хлеб, пользовалась в доме особым уважением. Если простых людей называли просто Ванька, Федька, то пекарей называли полным именем Иван Иванович, Федор Петрович. Хлебом гордились. И не случайно наш хлеб в качестве особенного лакомства отправляли иноземным послам в далекие страны. Особой славой на Руси пользовались калачи, их дарили иностранным гостям. Преподносили их и на царских приемах, как изысканное угощение.

- ^ Любовь и уважение к хлебу выразились в загадках, пословицах, поговорках и среди них такие.

- «Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе». Как вы понимаете?

- (ответы воспитанников)

- Это значит, что с неба хлеб не упадет, что его нежно вырастить и испечь.

- «Хлеб - всему голова». Как вы понимаете?

- (ответы воспитанников)

- Эта поговорка пошла еще с Руси, тогда хлеб главной едой на столе.

- «Хлеб - батюшка, водица матушка». Как вы понимаете?

- (ответы воспитанников)

- В голодные времена для того, что бы выжить людям хватало хлеба и воды.

- «Плох обед, коли хлеба нет». Как вы понимаете?

- (ответы воспитанников)

- Считается, что если на столе нет хлеба, человек не будет сыт. А кто же скажет, что еще можно назвать хлебом?

- (ответы воспитанников)

- Правильно, булочки, пирожки, печенье, и даже торт - все это тоже хлеб.
^ Заключительная часть.

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь!

Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь.

Зерна наших дней светить

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

^ Подведение итогов.

- Вам понравилась ваша беседа? Ребята, чего нового вы узнали?

- (ответы воспитанников)

- А чему новому вы научились? Кто скажет, как нельзя относиться к хлебу?

- (ответы воспитанников)

- Да, к хлебу всегда нужно относиться с уважением, ведь он спасает людей от голода и достается людям трудом.

Источники:

http://www.comgun.ru/repair/1831-shuba-dlya-pechki.html - печка

http://gotowall.com/show_wallpaper.php?id=12895- поле пшеницы

http://foodi.ru/karavai-zakaz-tortov-nedorogo-v-moskve-lobne-i-himkah/k9- каравай

http://www.parentaladvisory.de/_vti_cnf/%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%8B-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80-%D0%B8-%D0%BC%D1%83%D0%BA%D1%83 – мука

http://www.bankreceptov.ru/skazki/skazki-0019.shtml - пахарь

http://www.1tv.ru/prj/contrzak/vypusk/2136- сухарь

http://www.photoline.ru/photo/1263536387?rzd=new – пекарь

http://www.playroom.ru/content/view/1169/18/- стихи пословицы о хлебе

http://tinygrads.com/jobscoloringpages/- пекарь раскраска



Приложение 1

Раскраска пекарь

c:\users\дом\desktop\лена\2530014.gif c:\users\дом\desktop\лена\2530014.gif
c:\users\дом\desktop\лена\2530014.gif c:\users\дом\desktop\лена\2530014.gif
Приложение 2































































































Кроссворд


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Про колосок и хлеба кусок» iconПознакомить детей с процессом выращивания хлеба
...

«Про колосок и хлеба кусок» iconМошенники в судейских мантиях давид Тритенбройт
С большим трудом закончил чтение книги. Редактируя текст, я часто задавался вопросом в чем суть написанного? А какого читателю, для...

«Про колосок и хлеба кусок» iconРассказ «Зеленые сливы для мамы» Поиск рецептов военного хлеба Показать...
Способствовать формированию представления о трудностях, которые испытывали советские люди во время войны

«Про колосок и хлеба кусок» iconУрок по теме: «Уроки хлеба»
Оборудование класса: проекционное оборудование (для демонстрации презентации к уроку), каравай хлеба на столе, связки баранок на...

«Про колосок и хлеба кусок» iconЖизнь подготовительной группы «Колосок» в фотографиях
В осеннюю пору дошколята группы «Колосок» весело и продуктивно проводили свое время

«Про колосок и хлеба кусок» iconПеречень художественной литературы для формирования нравственных...
«Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,...

«Про колосок и хлеба кусок» iconХуд обед, когда хлеба нет. П роект
...

«Про колосок и хлеба кусок» iconАнализ муниципального дошкольного образовательного учреждения детский...
Дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» ст. Безменово создано в 1980 году

«Про колосок и хлеба кусок» iconКонспект занятия в младшей группе Воспитателя мдоу «Гнездниковский детский сад «Колосок»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Гнездниковский детский сад «Колосок» Солигаличского муниципального района Костромской...

«Про колосок и хлеба кусок» icon«Фестиваль успеха» в детском саду «Колосок»
В ноябре в нашем детском саду «Колосок» проходил «Фестиваль успеха», целью которого являлось выявление и развитие способностей и...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница