Урок-конференция по предмету окружающий мир в 4 классе на тему: «Экология Волгоградской области»




Скачать 113.03 Kb.
НазваниеУрок-конференция по предмету окружающий мир в 4 классе на тему: «Экология Волгоградской области»
Дата публикации14.11.2014
Размер113.03 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Астрономия > Урок
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии Название работы: «Урок-конференция по предмету окружающий мир в 4 классе на тему: «Экология Волгоградской области» Автор: Коваленко Людмила Николаевна, учитель начальных классов, Место выполнения работы: МОУ гимназия № 12, г. Волгоград

2013-2014 учебный год

Тема урока: Экология Волгоградской области. (Слайд 1 - Тема) Цель урока: углубление и активизация экологических знаний обучающихся; Задачи урока: - воспитание гуманного отношения к природе родного края, чувства ответственности за всё живое на Земле; - развитие экологической этики обучающихся. Тип урока: урок-конференция Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация на тему: «Экология Волгоградской области»; Красная книга России, Красная книга Волгоградской области. Ход урока: (2 слайд – Колокола тревоги) На фоне лирической музыки звучит стихотворение С. Смирнова «Есть просто храм…» 1-й ученик. Есть просто храм, есть храм науки, (3 слайд) А есть ещё природы храм - С лесами, тянущими руки. Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, (4 слайд) Открыт для всех в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь! Учитель: Все мы жители одного большого дома под названием планета Земля. (Слайд 5- Земля - наш дом.) Наша планета, единственная на которой есть жизнь. Она очень хрупкая и в то же время очень красивая. Всё на нашей планете: от мельчайшего организма и до самого человека живёт в постоянной гармонии. Но в настоящее время на Земле исчезает очень много растений, животных… Окружающая среда в опасности! Мы должны приложить все усилия, чтобы спасти свою планету, свой край от экологической катастрофы. И наша сегодняшняя конференция посвящена охране природы родного края! Ведь спасая природу родного края, мы вносим свой вклад в спасение всей планеты. 2-й ученик. Я – природа! Я – великий мастер! Слайд 6 Вечный мастер жизни. Я могу,
^

Человек, тебе за соучастье подарить -


В моей всё это власти! -

Слайд 7,8 Гриб в лесу; ромашку на лугу;

9, 10 Небо в час восхода и заката, иву над рекой .
^

И, наконец, солнцем прокалённый, рыжеватый Слайд 11 Хлебный колос! Как всему венец… Только ты мой дар, моё уменье,


Не прими за дань: я не раба.
^

Не забудь: ты сам – моё творенье!

И у нас с тобой – одна судьба!


Да ты вырос. Ты простился с детством.

Шире, что ни год – твои шаги…

Но не занимайся самоедством!
^

Слайд 12 И былинку даже, что в наследство Я тебе вручила, береги



Учитель: Посмотрите вокруг: какой прекрасный удивительный мир нас окружает. (Слайды 13-23). Леса, луга, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это Природа! Она нас кормит. Поит, одевает, даёт нам всё необходимое для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней.

Посмотрите на глобус. (Слайд 24- Глобус). Землю иногда называют «Голубая планета». Как вы думаете почему? (Потому что большую часть нашей планеты занимает вода). Воды на Земле очень много, гораздо больше, чем суши, Вода занимает свыше 2/3 поверхности нашей планеты. Воды на Земле много, но мы испытываем дефицит воды. Почему? (Слайд 25- Дефицит пресной воды). Пресная вода, которая необходима человеку составляет менее 3% от объёма земной гидросферы. Поэтому пресную воду нужно беречь.

(Слайд 26 «Охрана вод»)

Сообщение № 1. Охрана вод. (Все сообщения – это дополнительный материал, который подготовили и рассказывают сами обучающиеся))

Говорят, что вода – кровь Земли. Вода живая, она движется и даёт жизнь и движение всему её окружающему. Но в настоящее время многие реки и красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы. Учённые подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы поступает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

(Слайд 27 – Реки Волгоградской области) В Волгоградской области насчитывается более 190 рек, Среди них великая русская река – Волга. (Слайд 28 – Река Волга). Долгое время Волга славилась рыбным промыслом. Но к концу 20 века положение начало стремительно меняться. (Слайд 29). Промышленные отходы, выбрасываемые в Волгу и другие реки нашей области, представляют собой огромную опасность для водной среды.

(Слайд 30- Отходы, сбрасываемые в реки) Каждый год в Волгу сбрасываются отходы из ответных сооружений, нефтепродукты, металлы, лакокрасочные материалы, отходы пищевой промышленности, бытовые отходы. (Слайд 31 – Берегите воду!) Учитель: Во многих реках нашей области из-за большого загрязнения даже нельзя купаться. А виноваты в этом сами люди. Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Прогулка», которое послужит примером , того, как не следует вести себя по отношению к природе.

^ 3-й ученик. Мы приехали на реку воскресенье провести,

Слайд 32 А свободного местечка не найти.

Тут сидят и там сидят, загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли и поляночку нашли,

Но на солнечной полянке, тут и там пустые банки

И как будто нам назло, даже битое стекло.

Слайд 33 Мы по бережку прошли, место новое нашли,

Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли, насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо.

- Эй, ребята, - крикнул Дима, -

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода, чудный вид, прекрасный пляж.

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли.

Веселились, как могли: хороводом песни пели…

Отдохнули и ушли.

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки.

Словом, мусора гора…

Слайд 34 Мы приехали на реку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не нашли.

Учитель: Что же мальчики сделали не так, отдыхая на природе? А как поступаете вы в таких случаях?

Мы должны с вами беречь воду, не загрязнять реки, моря и океаны! Потому что беречь воду – это, значит беречь жизнь, своё здоровье, красоту окружающей природы.

На нашей планете 4 океана. Но кроме этих четырёх есть ещё один океан – самый большой из всех. Океан этот не солёный и не пресный и к тому же без берегов и без воды. Как вы думаете, что это за океан? (Это воздушный океан над Землёй) Сообщение № 2. Охрана атмосферы. (Слайд 35 «Охрана атмосферы»)

Гудят заводы, всюду пыль.

Бежит, дымит автомобиль.

А между тем деревья стонут,

В грязи и пыли просто тонут.

Только за год в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов промышленных отходов. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода.

(Слайд 36- Источники загрязнения воздуха) К источникам загрязнения воздуха относятся промышленные отходы, транспортные и бытовые выбросы. (Слайд 37) Загрязнение атмосферы в промышленных городах и городских агломерациях, какими являются Волгоград и Волжский значительно выше, чем в атмосфере в целом. (Слайд 38- Мероприятия для охраны атмосферы) В нашем городе и области разработаны и внедряются различные мероприятия для охраны атмосферы. Это: строительство очистных сооружений, безотходная технология производства, защита воздуха и атмосферы от выхлопных газов, прекращение сжигания бытовых отходов в черте города, озеленение улиц.

(Слайд 39)

Учитель: Загрязнения воздуха вызывает глубокие изменения в биосфере, наносит ущерб народному хозяйству, оказывает вредное влияние на организм человека, животных и растений. Многие растения и животные находятся на грани исчезновения. (Слайд 40 – Красная книга ) Они занесены в Красную книгу Волгоградской области. Ребята, кто из вас знает, что такое Красная книга природы. ( Это книга, в которую занесены редкие виды животных и растений; представителей природы, занесенных в эту книгу нужно охранять особенно бережно; красный цвет книги предупреждает нас – стой! Остановись! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно).

^ 4-й ученик. На земле исчезают цветы,

(Слайды С каждым годом заметнее это.

41, 42, 43, 44) Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «стой»!

Нам казалось всё мало и мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели как из под ног

Молчаливо, дыша еле-еле.

Слайды 45,46 Обречёно глядел василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели!

(Слайд 47 «Охрана растительности»)

Учитель: Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Сорванные растения быстро вянут, а, оставаясь в природе, они ещё долго могли бы радовать людей.

^ Сообщение № 3. Охраняемые растения Волгоградской области. (Слайд 48 – Фауна Волгоградской области). Богата и разнообразна фауна Волгоградской области. Это разнообразие определилось сложной историей формирования растительного покрова, разнообразием климатических и экологических условий на её территории, особенностями географического положения.

Всего в пределах области произрастает около 1700 высших растений. В связи с усиливающимися неблагоприятными воздействиями человека на естественный растительный покров отдельные виды растений оказались на грани исчезновения. Среди них имеются как редкие, так и бывшие до недавнего времени вполне обычные виды (ковыли, тюльпаны, хохлатки и другие), которые по разным причинам в последние годы резко сократили свою численность и оказались под угрозой исчезновения.

Список охраняемых растений Волгоградской области включает 130 видов. Вот некоторые из них: можжевельник, ковыль меловой, осока низкая, валериана, колокольчик, тюльпан, ландыш, ирис, пион, кувшинка, фиалка, полынь, василёк., девясил.

Учитель: Когда ты входишь в лес -

(Слайд 49 - Лес) Душистый и прохладный

Средь пятен солнечных

И строгой тишины

Встречает грудь твоя

Так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав

И аромат сосны.

Лес – чудесное творение природы. Без него бы давно прекратилась жизнь. Он даёт нам самое дорогое – кислород.

(Слайд 50 «Леса Волгоградской области»)

На долю леса приходится 4% всей территории Волгоградской области. Все леса относятся к первой группе. Это – зелёные зоны вокруг городов и посёлков, леса вдоль рек, лесопосадки вдоль полей и дорог.

А какие правила поведения в лесу вы знаете? (не шуметь, не разжигать костров, не ломать веток, не разорять птичьих гнёзд).

(Слайд 51 «Лесные пожары)

Важное место в охране лесов принадлежит борьбе с пожарами. В результате лесных пожаров погибает огромное количество животных, многие из которых также занесены в Красную книгу.

(Слайд 52 «Охрана животных»)

Сообщение № 4. Редкие исчезающие животные Волгоградской области.

(Слайд 53) Фауна животных Волгоградской области отличается рядом особенностей и характеризуется, прежде всего, значительным видовым разнообразием. На суше и в водоёмах области постоянно или временно обитает свыше 370 зверей, птиц, рептилий, амфибий и рыб. Только птиц известно более 230 видов; из них каждый десятый числится в официальных списках редких находящихся под угрозой исчезновения: 16 – во всесоюзной и 5 республиканской красной книге. Три вида обитающих в области млекопитающих попали на страницы национальной Красной книги.

^ Редкие птицы Волгоградской области: чёрный аист, савка, степной орёл, журавль-красавка, дрофа, большая белая цапля и другие.

Редкие млекопитающие: выхухоль, перевязка. Летучая мышь – гигантская вечерница.

^ Редкие и ценные осетровые рыбы: белуга, осётр русский озимый, персидский осётр, севрюга, стерлядь. Редкие насекомые: кузнечик тёмнокрылый, жужелица венгерская, красотел пахучий, жук-олень, шмель, пчела-плотник и другие. 6-й ученик. Мы безумно богаты.

(Слайд 54, 55, 56 В наших чащах и рощах

Птицы) Столько всяких пернатых

Просто диву даёшься!

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково -

И, гляди, удивится.

Как же, фауна, дескать,

Как же, наше богатство -

На полях в перелесках,

Так сказать, птичье царство.

Птичье царство, и только? Ну, дрозды, ну синички…

Слайды 57, 58. Где запомнить все клички,

Просто птички – и только!

^ 7-й ученик. А цветы разве знаем на лугах?

(Слайд 59 – Луг) Разве ценим? Всё травой называем,

60 -ель А покошены – сеном.

И с деревьями тоже:

Роща в общем и целом…

Ель от пихты не можем

Отличить грешным делом.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем Не щадим, не жалеем.

Ни за что ни в ответе,

Словно, самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро своё губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

Учитель: Люди всего мира обеспокоены состоянием природы на Земле. Они договариваются о мерах по её сохранению: (Слайд 61- Меры по сохранению природы)

- была принята Конвенция (Международное соглашение) по ограничению торговли редкими исчезающими видами диких животных и растений;

- организован Всемирный фонд дикой природы, выделяются средства на охрану редких видов животных и растений и на проведение исследований по их сохранению;

- активно работает международная организация «Гринпис» («Зелёный мир»), которая борется за чистоту окружающей среды; - создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов, который в 1963 году учредил Международную Красную книгу. В нашей стране Красная книга появилась в 1974 году;

- в разных уголках мира образованы заповедники и национальные парки.

Все мы – дети Земли. Земля – наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология. И сейчас мы проведём экологическую викторину, чтобы посмотреть насколько хорошо вы знаете этот удивительный природный мир.

^ Экологическая викторина.

1) Какую пользу приносят лиственные и хвойные леса?

( 1 гектар дубового леса выделяет в год 830 кг кислорода, берёзового – 725 кг, соснового – 540 кг. 1 гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 тонн пыли, а лиственный – 50-70 тонн. Можжевельник в сутки выделяет 30 кг веществ, убивающих бактерии)

2) Какие правила поведения в лесу вы знаете?

( Не шуметь, не разжигать костров, не ломать веток, не разорять птичьих гнёзд)

3) Куда занесены редкие и исчезающие растения и животные? (В Красную книгу)

4) В каком году Красная книга появилась в России? ( В 1974 году)

8-й ученик. Мы любим лес в любое время года,

(Слайд 62- Мы слышим речек медленную речь…

Лес, река) Всё это называется – Природа!
^

Давайте же всегда её беречь!


(Слайд 63- В лугах ромашки солнечного света,

Ромашки) Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется всё это,

Давайте же с Природою дружить!

(Слайд 64-дождь Летят, звеня, дождинки с небосвода.

65 - туман Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется – Природа!

Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето.

66 – веч. звезда Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется всё это,

Давайте же любить её всегда!

^ Учитель: (Слайд 67) Уникальность природы Волгоградской области в значительной степени нарушена. Воздействие на природу со стороны человека продолжается и дальше. Но только разумное, бережное отношение ко всему живому поможет нам, сосуществовать без особого беспокойства, сохранить ценные виды не в вольерах и на грядках ботанических садов, а в природе. Сберечь как памятники природы. А сохранить их – наш долг перед настоящим и будущим! (Слайд 68) Замечательный писатель и большой любитель природы, Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Двадцать второго апреля мы будем отмечать Всемирный день Земли. Этот праздник был основан в 1970 году. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды. И мне хочется закончить нашу конференцию прослушиванием песни «Двадцать первый век!», которая призывает беречь природу, беречь мир, беречь наш дом под названием – планета Земля! (Слайды 69-94)






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-конференция по предмету окружающий мир в 4 классе на тему: «Экология Волгоградской области» iconУрок по предмету «Окружающий мир» в 4 классе по программе
Оборудование: оформление доски: плакат с изображением человека, который занимается разными видами спорта

Урок-конференция по предмету окружающий мир в 4 классе на тему: «Экология Волгоградской области» iconМеждународная научно-практическая конференция «Дети и окружающая...
Окружающий мир глазами детей: философия, психология, педагогика, история, литература, религиоведение, этнография

Урок-конференция по предмету окружающий мир в 4 классе на тему: «Экология Волгоградской области» iconКонкурс «Мой лучший урок по предмету «Окружающий мир»
Формировать навыки работы в группах, исследовательской деятельности и поискового труда

Урок-конференция по предмету окружающий мир в 4 классе на тему: «Экология Волгоградской области» iconМодель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе...
Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир

Урок-конференция по предмету окружающий мир в 4 классе на тему: «Экология Волгоградской области» iconМодель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе...
Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир

Урок-конференция по предмету окружающий мир в 4 классе на тему: «Экология Волгоградской области» iconРабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир» 1-2 классы
Ч ( издательство: Москва «Просвещение», 2010 г.); авторской программы О. Т. Поглазовой «Окружающий мир. 1-4 классы» (издательство:...

Урок-конференция по предмету окружающий мир в 4 классе на тему: «Экология Волгоградской области» iconУрок по предмету «Окружающий мир» 2 класс по умк «Школа России»
Каждого из вас я просила принести на урок фотографии членов своей семьи. Расскажите нам о своей семье. (Выступление детей с сообщением...

Урок-конференция по предмету окружающий мир в 4 классе на тему: «Экология Волгоградской области» iconУрок 2012» Проскурякова Лариса Владимировна Сценарий урока «Государственная символика России»
Урок построен по программе «Окружающий мир. Мир вокруг нас» А. А. Плешаков по умк «Школа России» но его можно провести для обучения...

Урок-конференция по предмету окружающий мир в 4 классе на тему: «Экология Волгоградской области» iconКонспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения»
Красную книгу Волгоградской области, их категориями редкости, расширять кругозор обучающихся

Урок-конференция по предмету окружающий мир в 4 классе на тему: «Экология Волгоградской области» iconУрок «Окружающий мир» в 3 классе Тема: «Дикие животные: лось»
Хмао югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Нижневартовская специальная (коррекционная)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница