Конкурс: Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) Номинация




Скачать 100.72 Kb.
НазваниеКонкурс: Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) Номинация
Дата публикации20.11.2014
Размер100.72 Kb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Астрономия > Конкурс
Конкурс: Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)

Номинация: Педагогические идеи и технологии в дошкольном учреждении

Название: Фронтальное логопедическое занятие по лексической теме:

«Сопоставление ранней и поздней осени» в подготовительной группе с общим недоразвитием речи у детей с нарушением зрения.

Автор: Л. А. Плахотникова, учитель – логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 32 «Сказка» муниципального образования город-курорт Геленджик.


Фронтальное логопедическое занятие по лексической теме:

«Сопоставление ранней и поздней осени»

в подготовительной группе с общим недоразвитием речи у детей с нарушением зрения


Город-курорт Геленджик

2013г.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятие представлено по развитию связной речи для детей с общим недоразвитием речи III уровня с нарушением зрения в подготовительной группе. Тема занятия: «Сопоставление ранней и поздней осени».

Группы для занятий комплектовалась из детей с однородными нарушениями речи и зрения (20детей, по 5 человек в каждой подгруппе), направленных психолого-медико-педагогической комиссией.

Набранная группа обучается второй год. В неё входят дети логопаты имеющие общее недоразвитие речи III уровня.

Дети имеют грубые нарушения мелкой моторики, нарушена координация движений.

Работа ведётся по коррекционной программе детского сада для детей с нарушением зрения / Под. ред. Л.И. Плаксиной. М.., 2003. Используется планирование и конспекты Н.В. Нищевой

В логопедической группе для детей с ОНР фронтальные занятия проводятся 4 раз в неделю (по 30 мин.). На изучение темы «Осень», отводится в программе отводится 2 недели (8 занятий).

Данное занятие – это итоговое занятие по пройденным темам: «Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Деревья осеню». (Сентябрь. 4-я неделя)

«Поздняя осень. Грибы. Ягоды». (Ноябрь. 1-я неделя)

Занятие строилось с учётом речевого нарушения, зрительного диагноза, возрастными, психическими, двигательными, интеллектуальными возможностями группы.

Основные этапы и методы работы:

- организационный момент (отгадывание загадок), проведён для игрового введения в тему и создания эмоционального положительного фона занятия, стимулирование мышления у детей;

- беседа об осени с опорой на личный опыт детей






- игра «Эхо», применяется методом словообразования прилагательных с помощью суф. –ов-, -ев-;

- подвижное упражнение, развитие общей моторики, чувства ритма, координация речи с движением;

- сопоставление описаний ранней и поздней осени, с использованием предметных картинок;

- зрительная гимнастика, профилактика зрительного утомления и предупреждения прогрессирования глазных болезней;

- обводка и раскрашивание осенних листьев, развитие тонкой моторики.

Была использована запись из «Времён года» П.И. Чайковского «Осень».

Во время занятия, на все его этапах дети были активными участниками.



^ Коррекционно-образовательные цели. Закрепление знаний об осени в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных. Обогащение лексики синонимами и антонимами. Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам.

^ Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плав­ного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

^ Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

^ Материал по методическому обеспечению. Запись фрагментов из «Времён года» П.И. Чайковского, также голосов природы (шум ветра, дождя, падающих листьев);

- предметные картинки (цветы, овощи, фрукты, белка, ёж, стая птиц, солнце);

- опорные картинки к стихотворению об осени;

- засушенные листья деревьев;

- альбомные листы на каждого ребёнка, цветные карандаши, фломастеры;

- корзина с дарами осени;

- сказочные персонажи: «Осень» (логопед), «Туча», «Ветер», «Дождь» (дети) с эмблемами на груди.

^ Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за осенними изменениями в природе. Лексико-грамматические игры и упражнения на образование согласование относительных прилагательных, подбор признаков, действий, родственных слов, синонимов и антонимов. Разучивание слов, для зрительной и двигательной гимнастики.



^ Ход занятия

I. Организационный момент. [Создание эмоционального положительного фона занятия, стимулирование мышления у детей.]

(Кабинет украшен осенними листьями, на полу рассыпаны листья, стоят вазы с осенними букетами. Звучит фрагмент из цикла «времена года» П.И. Чайковского. В кабинете детей встречает «Осень» со своими спутниками «Тучей», «Ветром», «Дождём»).

Осень. Здравствуйте ребята! Отгадайте, кто я?

Утром я во двор иду –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят…летят…летят…

^ Дети. Осень.

Туча. Я лечу орлицей

Через тридевять земель,

Крылья распластаю,

Солнце закрываю.

Дети. Туча.

Ветер. Я берёзку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можете угадать?

^ Дети. Ветер.

Дождь. Меня часто зовут,

Дожидаются,

А приду – от меня

Укрываются.

Дети. Дождь.



Осень. Молодцы! Вы правильно отгадали загадки про меня и моих

помощников.



II. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. [Сообщение темы занятия, закрепление представлений об осенних изменениях в природе и их характерных особенностях, совершенствование грамматического строя речи.]

^ Осень. Ребята, мы приглашаем вас в осенний лес. Посмотрите вокруг, почему

я лес назвала осенним?

Дети. Потому что трава осенью желтая, листья разноцветные.

^ Осень. Сейчас какая осень – поздняя или ранняя?

Дети. Поздняя осень.

Осень. Как вы думаете, почему позднюю осень называют хмурой?

Дети. Поздней осенью часто идут дожи.

Осень. Скоро я вас покину, и после меня прейдет моя сестра, Зима. Но

прежде, чем вас покинуть, я хочу послушать, как вы умеете различать

раннюю осень с поздней.



III. Игра «Эхо». [Умение правильно образовывать признаки.]

(^ Игра поводится с мячом)

Осень. Предлагаю вас поиграть в игру «Эхо». Я называю предмет, а вы

признак слова «осень».

Небо, осенью какое?

^ 1-й ребёнок. Осеннее.

Осень. Лес осенью, какой?

2-й ребёнок. Осенний.

Осень. Погода осенью, какая?

3-й ребёнок. Осенняя.

Осень. Листья осенью, какие?

4-й ребёнок. Осенние

Осень. Дождь осенью, какой?

5-й ребёнок. Осенний.

IV. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие физиологического дыхания, развитие артикуляционной моторики.]


IV. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие физиологического дыхания, развитие артикуляционной моторики.]

^ Осень. Понюхайте, чем пахнет осень?

(Дети наклоняются к букету и делают глубокий вдох через нос, не

поднимая плечи.)

Дети. Осень пахнет опавшими листьями, последними цветами, сыростью и

прохладой.

Осень. Это действительно так. Сядьте ровно перед зеркалом. Нам радостно и

весело в осеннем лесу, улыбнемся, друг другу и лесным обитателям

(губы и зубы сомкнуты).

«Хомячок – толстячок». Покажите, какие толстые щёчки у хомячка, который

несёт в норку запасы (надуть обе щеки

одновременно). Хомячок высыпал зерно в норку

(втянуть щёки).

«Белочка грызёт орешки». Улыбнутся, и постучать зубами.

«Язычок в лесу». Показать, как язычок пролезает между густыми деревьями

(зубами).

«Мелькает беличий хвостик». Рот открыт, губы в улыбке, поворачивать

сильно высунутый язык вправо и влево, так,

чтобы его кончик касался уголков рта.

«Очень вкусная брусника». Полакомимся брусникой. Рот открыт, кончиком

языка облизать верхнюю губу, затем нижнюю.
«Почистим зубки». Белочка угостила орешками, мы их съели, почистим

зубки.

V. Заучивание стихотворения Н.Егоровой «Осень». [Развитие просодической стороны речи, общих речевых навыков, автоматизация правильного произношения всех звуков.]

^ Осень. Тучка, почему ты загрустила?

Туча. Я нашла стихотворение и никак не могу выучить.

Осень. Давай прочитаем твоё стихотворение.

(Осень берёт листочек и зачитывает детям)

Листья клёна пожелтели,

Птицы к югу улетели,

Дождику идти не лень

И всю ночку, и весь день.

Ребята давайте поможем тучке? У меня есть картинки. Я буду читать стихотворение, а вы расставьте в нужной последовательности.

(^ Дети расставляют серию сюжетных картин в нужной последовательности, чтение стихотворения ещё раз).

Дети запоминают и рассказывают вместе с тучкой стихотворение наизусть с опорой на картинки.



VI. Упражнение «Тихо, громко». [Формирование умения изменять силу

голоса, высоту тона в игровых упражнениях над силой голоса.]

^ Осень. Дует осенний лёгкий ветерок: «У-у-у-у-у-у». (Тихо.) Листочки

(пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у-у!»

(Громко.) Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (сначала

громко, потом тихо.)

Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами

говорят: «А-о-у-и».

VII. Подвижное упражнение. [Развитие общей моторики, чувства ритма, координация речи с движением.]

^ Осень. Вставайте вокруг меня. И делайте как я, повторяя слова.

(Осень делает упражнения вместе с детьми, закрепление.)

Ветер северный подул: (поднимаем руки вверх, выполняем

«С-с-сс», все листья маятникообразные движения руками)

С липы сдул…

Полетели, закружились (побежали по кругу, закружились)

И на землю опустились. (присели на корточки)

Дождик стал по ним стучать: (^ Постучать пальцами по столу)

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

Град по ним заколотил, (встали, затопали ногами)

Листья все насквозь пробил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд-

Одеялом их накрыл. назад)

(сомкнуть руки над головой)

VIII. Сопоставление описаний ранней и поздней осени. [Составление сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.]

(^ Дети садятся, на стульчики. Осень выставляет предметные картинки: цветы, овощи, фрукты, белка, ёж, стая птиц).

Осень. Посмотрите на эти картинки, что и кто на них изображены? (дети

перечисляют) А теперь с помощью этих картинок составьте

предложения, чем отличается ранняя осень с поздней. Например,

ранней осенью в полях собирают урожай, поздней осенью поля пусты.

^ 1-й ребёнок. Ранней осенью в садах собирают фрукты, а поздней осенью

деревья стоят голые.

2-й ребёнок. Ранней осенью птицы улетают на юг, а поздней осенью остались

зимующие птицы.

^ 3-й ребёнок. Ранней осенью цветут осенние цветы, а поздней осенью цветов

нет.



4-й ребёнок. Ранней осенью животные готовятся к спячке, заготавливают

запасы, а поздней осенью животные спят, белка и заяц линяют,

меняют цвет шерсти.

^ 5-й ребёнок. Ранней осенью чаще светит солнышко, небо ясное, деревья

покрыты разноцветными листьями, а поздней осенью солнышко

не греет, небо хмурое, серое, идёт холодный дождь, дуют ветра.

IX. Зрительная гимнастика. [Расслабление мышц глаз.]

Вот стоит осенний лес (выполняем круговые движения глазами)

В нём много сказок и чудес!

Слева сосны, справа дуб. (выполняем движения глазами лево-право)

Дятел сверху тук да тук. (выполняем движения глазами вверх-вниз)

Глазки ты закрой открой.

И скорей бегом домой.

X. Обводка и раскрашивание осенних листьев. [Развитие тонкой моторики].

(Осень показывает осенний букет, цветные карандаши разложены на столах).

^ Осень. Посмотрите, какие я принесла листочки с деревьев. Назовите, с какого

дерева эти листочки (дети перечисляют листья: дубовый, берёзовый,

кленовый, каштановый, платановый).

Давайте сделаем осенний подарок для мам. Возьмите любой листочек

из этого букета, и скажите, какой листочек вы взяли.

^ 1-й ребёнок. Я выбрала кленовый листочек.

2-й ребёнок. Я выбрал берёзовый листочек…

Осень. Обведите листочек фломастером и раскрасьте его карандашом.

(После выполнения работы, дети говорят, что они сделали).

XI. Заключительное слово «Осени».

Осень. Вот и пришла пора расставаться, заканчивается последний осенний

месяц. Все вы хорошо отвечали, старались правильно и красиво

говорить, были активными. Я дарю вам угощения из леса. До

свидания, ребята, до будущей осени


Список используемой литературы


  1. Коррекционная программа детского сада для детей с нарушением зрения / Под. ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003




  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.,2005



  1. Е.А. Лапп Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006.




  1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. Ронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.-М.:»Издательство ГНОМ и Д», 2003.




  1. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс: Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) Номинация iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014...
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год

Конкурс: Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) Номинация iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014...
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год

Конкурс: Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) Номинация iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Конкурс: Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) Номинация iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Конкурс: Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) Номинация iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Конкурс: Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) Номинация iconКонкурс: Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества...
Номинация: Организация праздников и мероприятий в дошкольном образовательном учреждении

Конкурс: Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) Номинация iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013 2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013 – 2014 учебный год)

Конкурс: Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) Номинация iconНоминация конкурса
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013- 2014 учебный год)

Конкурс: Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) Номинация iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)

Конкурс: Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) Номинация iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница