Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс




НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
страница1/6
Дата публикации06.12.2014
Размер0.73 Mb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Астрономия > Конкурс
  1   2   3   4   5   6



Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013-2014 учебный год)

Министерство образования Оренбургской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 171»

Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогика

Практико-ориентированный проект «Коррекционно-развивающая система по формированию мелкой моторики у старших дошкольников со стертой дизартрией».

^ Автор: Мутовина Оксана Викторовна, учитель-логопед МБДОУ №171, первой категории

Место выполнения работы: МБДОУ №171, г. Оренбург Оренбургской области, ул. Ноябрьская, д. 50

Содержание

Введение ___________________________________________________________3

Глава 1.Теоретические аспекты формирования мелкой моторики у дошкольников _______________________________________________________5

1.1.Научно-теоретические основы изучения мелкой моторики у дошкольников_______________________________________________________5

1.2.Особенности развития мелкой моторики у дошкольников со стертой дизартрией_________________________________________________________9

Глава 2.Система работы по формированию мелкой моторики у старших дошкольников со стертой дизартрией___________________________________12

2.1.Организация, методы и результаты экспериментального исследования мелкой моторики у дошкольников со стертой дизартрией_________________________________________________________12

2.2.Опыт работы по формированию мелкой моторики у старших дошкольников со стертой дизартрией_______________________________________________16

Заключение________________________________________________________28

Список литературы__________________________________________________30

Приложение________________________________________________________33

Введение

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Статистические данные свидетельствуют, что количество детей имеющих отклонения в речевом развитии, постоянно увеличивается. По данным М.Аксеновой [2], Л.И.Беляковой [2], Е.А.Дьяковой [2], Е.Ф.Архиповой [4]. Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дети с дизартрией. В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием – до 35% детей имеют стертую дизартрию [4]. У этих детей вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной речевой патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи. При этом следует учитывать взаимосвязь между состоянием речи и мелкой моторики ребенка. Еще В.М.Бехтерев пришел к выводу о тесной взаимосвязи движений рук и речи. Выводы В.М.Бехтерева подтвердили исследования М.М.Кольцовой, которые показали, что развитие движений руки способствует развитию речи. Из этого вытекает необходимость изучения своеобразия ручной сферы у данной категории детей, учета выявленных особенностей в практической деятельности, а также поиска научно-обоснованных путей, условий, средств, для совершенствования двигательной и речевой систем детей. Хотя мелкая моторика у детей со стертой дизартрией изучалась, но не целенаправленно, без полноценного учета всех компонентов двигательной сферы. Что обуславливает актуальность дальнейшего практического исследования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и определяет пути коррекции мелкой моторики у детей со стертой дизартрией, которые могут способствовать повышению эффективности преодоления данного речевого расстройства.

^ Цель исследования: разработать систему коррекционно-развивающей работы по формированию мелкой моторики у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Задачи исследования:

1) изучение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;

2) выявление особенностей мелкой моторики у дошкольников со стертой дизартрией;

3) разработка системы коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие мелкой моторики у дошкольников со стертой дизартрией;

4) оценка эффективности и результатов данного исследования

^ Методы исследования:

-Организационные: сравнительный;

-Эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент;

-Психодиагностические: тесты, диагностические задания;

-Биографические: сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации

^ Глава 1. Теоретические аспекты формирования мелкой моторики у дошкольников

    1. Научно-теоретические основы изучения мелкой моторики

у дошкольников

Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

Формирование движений у человека происходит при участии речи, под влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. Поскольку человек совершает движения, различающиеся по степени произвольности, по участию в двигательном акте речи, то и степень управления этими движениями различна. В частности, уровневая система организации движений Н.А.Бернштейна [5] включает пять звеньев. Каждая двигательная задача находит себе, в зависимости от содержания и смысловой структуры, тот или иной уровень, или сенсорный синтез, который наиболее адекватен по качеству и составу образующих его афферентаций и по принципу их синтетического объединения для решения задачи. Дифференцированных реакций многих мышечных групп

Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речи и т.д., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Структурные и функциональные особенности двигательного анализатора, заключающееся в том, что он имеет чрезвычайно богатые связи со всеми структурами центральной нервной системы и принимает участие в их деятельности, дают повод предполагать особое значение двигательного анализатора в развитии деятельности мозга.

Н.А.Бернштейн [5] определил этапы выполнения произвольного движения, которые необходимо учитывать при коррекционной работе с различными формами речевой патологии, характеризующейся нарушением произвольных моторных актов. На начальном этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включенным в данную ситуацию. На втором этапе намечается двигательная задача и образ того, что должно быть. Двигательная задача постепенно усложняется. По ходу выполнения движения ЦНС осуществляет коррекцию с тем, чтобы поставленная двигательная задача и модель (эталон) будущего движения совпали. На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, т.е. индивид сам намечает цель и содержание движений и адекватные средства, с помощью которых он может решить двигательную задачу. На четвертом этапе осуществляется фактическое выполнение движений: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений. Нарушение одного из компонентов координации (точность, соразмерность, плавность) ведет к нарушению движения.

Координация движений развивается постепенно на основе опыта и упражнений, поскольку это сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного потока и кончающийся адекватным центральным ответом.

Н.А.Бернштейн [5] определил координацию движений как организацию управляемости двигательного аппарата. Понятие координации связано с понятием темпа. Темп движений зависит от индивидуальных особенностей человека. Возможность быстро выполнять равномерные движения в значительной степени зависит от уравновешенности нервных процессов. Умение быстро переходить от одного темпа к другому, связано с подвижностью нервных процессов.

Многоуровневая организация двигательной функции есть результат длительной эволюции. Н.А.Бернштейн [5] отмечал, что анатомические субстраты координационных уровней, последовательно формируясь в филогенезе обязательно включают как моторные, так и сенсорные центры. На тесные взаимоотношения сенсорных и моторных процессов указывал Л.С.Выготский [9]. Он подчеркивал, что сенсомотория представляет собой единое психофизиологическое целое, имеющее отношение как к речевым, так и речевым двигательным программам.

Эти исследования указывают на взаимосвязь речевых движений с общими движениями. Особого внимания заслуживают исследования, доказывающие корреляцию между степенью развития моторики кисти рук и уровнем развития речи у детей, при изучении речевого онтогенеза. Так Кольцова М.М. [14] считает, что развитие движений в преддошкольном возрасте оказывает чрезвычайно благоприятное влияние на формирование речи.

М.М.Кольцовой [14] описан следующий эксперимент. Л.В.Фомина в доме ребенка взяла три группы детей в возрасте от 10 месяцев до года 3 месяцев, все не говорящие. В первой группе проводились ежедневные занятия по развитию речи 2,5 минут. Во второй группе занятия по развитию речи и развитию общей моторики. Детям давалась возможность 20 минут свободно передвигаться по полу, а не в манеже, как обычно. В третьей группе проводились ежедневные занятия по развитию речи и 20 минутные тренировки пальцев рук в играх. На занятиях по развитию речи у детей пытались вызвать простые звукоподражания. Результаты эксперимента: в первой группе голосовые реакции появились на 20 день, но они были слабы и стереотипны; во второй группе голосовые реакции появились на 6 день, а после 15 дня 10% детей смогли точно воспроизвести звуки; в третьей группе результаты оказались неожиданными; голосовые реакции отмечались уже на третий день, с 7 дня 41% детей, а с 15 дня – 67,3% детей имели правильное звукоподражание [15, c. 124].

Таким образом, звукоподражание при тренировке тонких движений рук удалось получить раньше, и оно оказалось более совершенным. Далее Л.В.Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики [14, c. 125]

М.М.Кольцова [14] считает, что уровень развития речи дошкольника находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Она отмечает, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи, то же в пределах нормы, если развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика может быть в норме и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.

Как показывают наблюдения исследователей, начало развития словесной речи ребенка связано с достижением достаточной тонкости движений пальцев его рук. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву, способствует формированию функциональной готовности речедвигательного анализатора, особенно его коркового отдела, для последующего развития произносительной стороны речи.

«Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук» [4].

Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев [5] писал, что функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие первой способствует развитию второй. М.М.Кольцовой с сотрудниками Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков АНМ СССР установлено:

- около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны;

- работа над движениями пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы, что проявляется, в частности, в ускорении
развития речи ребенка.

Величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели многих ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка.

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи речевой функции и двигательной функции руки. Так, было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачивается не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, даже когда сама область двигательной проекции пальцев не затронута. Н.А.Бернштейн [5 ]

Физиологические исследования свидетельствуют, что речь является высшей формой развития, она связана с произвольными движениями и представляет собой условно-рефлекторный моторный акт, подчиняющийся тем же законом что и локомоторное логоведение. Нейрофизиологи доказали, что речевая функция обеспечивается чрезвычайно сложной сенсорно-моторной организацией с множеством иерархических уровней и высшим интегративным центром в коре больших полушарий. А.Р.Лурия [19].

Таким образом, можно считать, что развитие речевой функции неотделимо от организации центральных механизмов моторных функций в целом. Уровень развития речи детей зависит от степени развития тонких движений пальцев рук. Треть всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекций речевой моторной зоны. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.
^ 1.2 Особенности мелкой моторики у дошкольников со

стертой дизартрией

Стертая дизартрия – сложное речевое расстройство, характеризующееся

вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи [цит. Архипова 4]

Общемоторная сфера детей со стертой дизартрией характеризуется замедленными, неловкими и, скованными, недифференцированными движениями.
Характерны нарушения ручной моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений. Дети со стертой дизартрией отстают от сверстников в ловкости и точности движений. Практика показывает, что дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма. Задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.

Наиболее ярко недостаточность моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения. Это говорит о том, что у детей со стёртой дизартрией недостаточно развита кинестетическая основа движений рук [4].

Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать: шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие дети не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальчиковой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики. Большинство детей со стертой дизартрией справляются с заданиями, направленными на выполнение одновременно организованных движений. При выполнении дети допускают многократные ошибки, сжимая одновременно обе руки в кулак или расправляя его. Выполнение заданий при этом характеризуется дизметрией, выражающейся в дополнительной работе предплечья. У многих детей наблюдается разновременное выполнение движений [7].

Выполнение пальчиковых проб на поочередное сгибание пальцев, начиная с большого и мизинца, характеризуется в большинстве случаев медленным темпом, одновременными движениями нескольких пальцев. Кроме того, отмечается напряженность пальцев, невозможность удерживать их согнутыми. У части детей при выполнении задания для одной конечности наблюдаются сопутствующие синкинезии — движения пальцев другой руки. Большинство детей выполняют задания в медленном, напряженном темпе, напряженными пальцами, не в полном объеме. Анализ выполнения пальчиковых проб показал, что несколько сложнее для воспроизведения оказались пробы на поочередное выпрямление пальцев, а не сгибание.

У детей со стертой дизартрией значительные трудности вызывает динамическая организация двигательного акта. Наиболее нарушенным является возможность одновременного выполнения движений, что свидетельствует об определенном функционировании премоторных систем, обеспечивающем кинестетическую организацию движений.

Таким образом, учитывая выше сказанное, можно сделать вывод: детям со стертой дизартрией характерны нарушения мелкой моторики рук. Наиболее ярко моторная недостаточность рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет — конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
«Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались на конкурс чтецов»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Предварительная работа: конкурс рисунков по творчеству К. Чуковского, чтение произведений писателя

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогическое творчество (2012/13 учебный год)

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница