11. Коммерческий банк основное звено банковской системы Понятие, природа и организационное устройство коммерческого банка




Скачать 147.67 Kb.
Название11. Коммерческий банк основное звено банковской системы Понятие, природа и организационное устройство коммерческого банка
Дата публикации06.08.2013
Размер147.67 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Банк > Документы


11. Коммерческий банк - основное звено банковской системы


    1. Понятие, природа и организационное устройство коммерческого банка


Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю, товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой таких банков были торговцы - отсюда и название «коммерческий банк». С развитием промышленного производства возникли операции по кратко­срочному кредитованию производственного цикла. Сроки кредитов постепенно удлиня­лись, часть банковских ресурсов начала использоваться для вложений в основной капи­тал, ценные бумаги и другие инструменты денежного рынка и рынка капиталов. Иначе говоря, термин «коммерческий» в названии банка утра­тил cвой первоначальный смысл. Он обозначает «деловой» характер банка, его ориентирован­ность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов независимо от рода их деятельно­сти.

Характерная особенность коммерческих банков заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли. В этом состоит их «коммерческий интерес» в системе рыночных отношений. В Республике Молдова создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе №550-XIII от 21 июля 1995 г. «О финансовых учреждениях».

В соответствии с этим законом банк - это финансовое учреждение, принимающее от физических или от юридических лиц депозиты или их эквиваленты, которые могут быть переведены посредством различных платежных инструментов, и использующее эти средства полностью или частично для предоставления кредитов или для инвестирования за свой счет и на свой риск.

В Республика Молдова банки создаются в основном в виде акционерных обществ, уставный ка­питал которых разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических лиц и граждан.

Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акционерным обществом. Высшим органом управления является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет бан­ка, который выполняет, кроме того, функции надзора и разрабатывает политику банка.

Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление (дирекция), возглавляемое председателем правления банка, который назначается советом банка и входит в его состав. Контроль за исполнением законов и регламентов, применяемых к банку, осуществляет ревизионная комиссия банка, состоящая из трех членов.

Для обеспечения оперативного обслуживания клиентов банка, территориально удаленных от места расположения коммерческого банка, он может организовывать филиалы, агентства или представительства.

Внутренняя структура банка, количество отделов, специализация служб, состав руководства, распределение полномочий и т. д. зависит от различных факторов и определяется экономической целесообразностью. Так, небольшой провинциальный банк имеет иную структуру, чем крупный банк, находящийся в финансовом центре; банк в сельском районе - иную, чем в промышленном; банк с филиалами - иную, чем без филиалов. При этом сле­дует учесть, что нет двух банков с одинаковой структурой. Банки изменяют набор отде­лов и региональных подразделений, структуру и состав руководящих органов в соответствии с меняющимися условиями работы банка и новыми задачами, формулируемыми в политике банка. Учитываются также рекомендации экспертов по менеджменту, вытекающие из стратегических устремлений того или иного банка.


    1. ^ Мотивация и риск в банковском деле


Как и любой экономический агент, работающий в условиях рынка, банк подвержен риску потерь и банкротства. Ставя цели максимизировать прибыль, руководство банка стремится одновременно свести к минимуму возможность возникновения убытков и потерь. Эти две цели в известной мере противоречат друг другу, что обусловлено противоположностью интересов акционеров банка и его вкладчиков. Владельцы банка, то есть ак­ционеры, ориентируются на получение максимального дохода и готовы идти на риск, чтобы извлечь дополнительную прибыль. Для вкладчиков же главное значение имеет сохранность их средств, доверенных банку. Поддержание оптимального соотношения между доходностью и риском составляет одну из главных и наиболее сложных проблем управления банком.

Риск ассоциируется с неопределенностью, последняя же связана с событиями, кото­рые трудно или невозможно предвидеть. Для банка основные виды риска связаны со структурой его портфеля, то есть с набором финансовых активов, в которые вложены ресурсы банка.

Различают три главных вида портфельных рисков: кредитный риск, риск ликвидно­сти и риск изменения процентных ставок.

^ Кредитный риск - это риск неплатежа по банковской ссуде. Он связан с качеством портфеля ссуд. Различают три разновидности кредитного риска: риск злоупотреблений, риск по иностранным кредитам, риск неплатежа по внутренним займам.

^ Риск злоупотреблений - наиболее распространенная причина безнадежной задолженно­сти банкам. В данном случае речь идет о выдаче руководством банков, так называемых, «дружеских креди­тов» - родственникам, друзьям или деловым партнерам без должного обеспечения и достаточ­ного обследования финансового положения заемщика.

^ Риск иностранных кредитов имеет место в связи с задержками платежей по кредитам заемщиками из развивающихся стран (характерен для высокоразвитых капиталисти­ческих стран).

^ Риски неплатежей по внутренним займам связаны с трудностью учета всех факторов, влияющих на платежеспособность заемщика. Эффективное средство борьбы с неплате­жами такого рода - диверсификация портфеля банковских ссуд, ведущая к рассредо­точению риска.

^ Риск ликвидности связан с невозможностью быстрой конверсии финансовых акти­вов в платежные средства без потерь. Банки располагают двумя источниками обеспече­ния ликвидности - внутренними и внешними. Внутренняя ликвидность воплощена в определенных видах быстрореализуемых активов, для которых имеется устойчивый рынок и которые являются надежным объектом помещения денег в глазах инвестора. Примером могут служить краткосрочные государственные ценные бумаги (казначейские векселя сроком на 1,3,6,9 месяцев), которые легко реализуются на денежном рынке. Внешняя ли­квидность может быть обеспечена путем приобретения банком на рынке таких обяза­тельств, которые увеличат его запас ликвидных средств.

^ Риск изменения процентных ставок связан с крайней нестабильностью процентных ставок, их скачкообразными изменениями в результате развития инфляционных процес­сов, дерегулирования и т.д. Скачкообразные изменения ставок на различных сегментах рынка могут пагубно отразиться на прибыльности операций банка, так как разница между процентами, взимаемым банками по активным операциям (например, ссудам), и уплачиваемыми по вкладам служат основой банковской прибыли.


    1. ^ Принципы деятельности и стратегия коммерческого банка


Итак, основной ориентир банковской деятельности в рыночном хозяйстве состоит в максимизации прибыли от операций при сведении к минимуму риска потерь от банкротства. Прибыль образуется как разница между процентами и прочими доходами, получае­мым по активным операциям, и процентами и другими расходами, уплачиваемыми банком по привлекаемым денежным ресурсам.

Таким образом, при всей сложности и много­образии конкретных форм банковских операций можно построить весьма простую функциональную мо­дель банка, где отражен основной принцип деятельности этого учреждения (см. рис. 1).




БАНК



Капитал

Капитал, услуги


Процентная ставка 2

(ПС 2)


Процентная ставка 1

(ПС 1)



Процентная

маржа

(ПС 2 – ПС 1)
^ ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ КЛИЕНТЫ
Рис. 11.1. Базовая схема банковских операций
Стратегия деятельности коммерческого банка строится на следующих принципах:

  • как можно дешевле приобрести капитал (то есть уплатить возможно более низкую процентную ставку ПС1);

  • продать капитал и услуги по рентабельной процентной ставке (то есть получить возможно бо­лее высокую процентную ставку ПС2);

  • снизить риск путем:

а) отбора надежных клиентов и получения достаточных гарантий;

б) диверсификации операций и освоения различных рынков ссудного капитала.

В целом же работа коммерческих банков основывается на следующих основополагающих принципах деятельности:

  • работа только в пределах реально имеющихся ресурсов;

  • полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности;

  • строение взаимоотношений банка со своими клиентами на основе взаимовыгодно­го партнерства;

  • регулирование деятельности банка осуществляется только косвенными экономи­ческими (а не административными) методами. То есть государство определяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.




    1. ^ Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих бан­ков


Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории Республики Молдова определен Законом №550-XIII от 21 июля 1995 г. «О финансовых учреждениях».

В соответствии с этим законом действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности. Банковские операции могут проводиться только на основании специальной лицензии, выдаваемой Национальным банком Молдовы.

Для получения лицензии НБМ представляется письменное заявле­ние, к которому прилагаются:

  1. сведения о квалификации, опыте работы и профессиональной деятельности руководителей будущего банка за последние десять лет;

  1. данные о размере капитала будущего банка;

  1. бизнес-план будущего банка, в котором находят отражение организационная структура создаваемого банка, виды предполагаемой финансовой деятельности и другие данные;

  2. сведения о наименовании, местонахождении, коммерческой или профессиональной деятельности за последние десять лет и доле участия каждого лица, которое выразило
    намерение обладать десятью и более процентами акций банка, дающих право голоса.

НБМ дает предварительное согласие на выдачу лицензии, если есть уверенность, что:

  1. банк будет осуществлять свою деятельность в соответствии с законом «О финансовых учреждениях»;

  2. квалификация, опыт работы и моральные качества руководителей соответствуют
    бизнес - плану и видам финансовой деятельности, на которую банку будет выдана лицензия;

  3. финансовое положение банка будет удовлетворительным.

После этого НБМ уста­навливает следующие требования для получения лицензии:

  1. внесение первоначального капитала в размере не ниже минимально необходимо­го капитала;

  2. прием на работу специалистов;

  3. заключение контракта с аудиторской организацией;

  4. взятие в аренду или приобретение оборудования для осуществления банковских
    операций и зданий для банка.

Если указанные требования выполнены, НБМ в месячный срок выдает лицензию.

Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица после регистрации его устава в НБМ, который ведет основной регистр банков. В регистр вносятся: наименование и местонахождение центрального офиса банка и его филиалов, организационная структура и функции банка, компетенция его руководящих и контроль­ных органов и другие данные (согласно статье 17 закона «О финансовых учреждениях»).

Созданный банк обладает юридической, операционной, финансовой, администра­тивной независимостью по отношению к любому лицу, в том числе к НБМ, Правительст­ву и иным органам публичного управления.

Ни одно лицо не имеет право ограничивать независимость банка, оказывать воздей­ствие на его руководителей при выполнении ими своих функций или вмешиваться в дея­тельность банка, за исключением выполнения определенных обязанностей и полномочий, предусмотренных законодательством.

В случае если установлено, что банк нарушил закон «О финансовых учреждениях», нормативные акты НБМ или принял участие в рискованных или сомнительных операци­ях, Национальный банк Молдовы может принять меры воздействия и санкции, вплоть до отзыва лицензии и назначение куратора. В этом случае решение об отзыве лицензии коммерческого банка и о начале его ликвидации публикуется в печати. Куратор имеет полное и исключительное право управ­лять и контролировать банк и принимать любые меры в целях эффективной ликвидации банка и получения максимальной суммы от продажи активов.


    1. ^ Взаимоотношения коммерческих банков с Национальным банком Молдовы


Функции общего регулирования деятельности каждого банка в рамках единой денежно-кредитной системы возложены на НБМ. Это регулирование призвано содействовать обеспечению:

  1. устойчивости работы и укреплению финансового положения коммерческого банка;

  2. ориентации и стимулированию деятельности банка в области кредитования на
    выполнение приоритетных задач развития экономики страны и повышения благосостояния населения;

  3. научной организации денежного обращения в народном хозяйстве.

При этом со стороны НБМ используются, в первую очередь, экономические методы управления и только при их исчерпании (в отдельных случаях) - административные. Организация взаимоотношений НБМ с коммерческими банками и методы регулирования деятельности последних предусмотрены соответствующим банковским законодательством (см. главу VI «Отношения с финансовыми учреждениями» Закона № 548-XIII от 21 июля 1995 года «О Национальном банке Молдовы).

Так, с учетом складывающейся ситуации в экономике, НБМ регулирует дея­тельность коммерческих банков посредством использования такого комплекса экономи­ческих методов, как:

  1. изменение норм обязательных резервов, размещаемыми коммерческими банками
    в НБМ;

  2. изменение нормативов резервирования коммерческими банками средств в фонд
    риска;

  3. ограничение допуска коммерческих банков ввиду ухудшения их финансовых показателей к аукционам, проводимым НБМ по продаже кредитных ресурсов;

  4. ограничение на проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.

Вышеуказанные методы регулирования коммерческих банков могут быть в достаточной степени эффективны только в случае проведения государством согласованной де­нежно-кредитной и финансовой политики.

Наряду с экономическими методами, посредством которых НБМ регулирует деятельность коммерческих банков им могут использоваться в этой области и административные методы.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов, НБМ может применять к ним, как уже выше отмечалось, самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Однако использование административного воздействия со стороны НБМ по отно­шению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а приме­няться в порядке исключительно вынужденных мер.


    1. ^ Краткая характеристика бухгалтерского баланса коммерческого банка


Баланс банка характеризует в денежном выражении строение ресурсов коммерче­ских банков, источники их формирования и направления использования, а также финан­совые результаты деятельности банков на начало и конец отчетного периода.

Баланс банка выступает основным документом бухгалтерского учета, отражающим суммы остатков всех лицевых счетов аналитического учета, расположенных в порядке возрастания их номеров. Последние сгруппированы в разделы баланса по экономически однородным признакам учитываемых денежных средств и банковских операций.

Анализ данных баланса дает комплексную характеристику деятельности банка за определенный период. Анализ бухгалтерского баланса позволяет определить наличие собственных средств, изменения в структуре источников ресурсов, состав и динамику активов и т.д. Кроме то­го, на основе баланса можно судить о состоянии ликвидности, доходности, возможных перспективах развития коммерческих банков.

Согласно ст. 35 закона «О финансовых учреждениях» коммерческие банки в 4-х ме­сячный срок по окончании финансового года должны публиковать в газетах, распростра­няемых по всей территории республики, а также в местностях, в которых у банка есть территориальные подразделения, баланс и заключение внешнего аудитора, а также изда­вать годовой отчет, копии которого предоставляются банками общественности бесплатно.

Консолидированный баланс всех коммерческих банков Республики Молдова предоставляет возмож­ность охарактеризовать состояние экономики государства в целом. Данные балансов коммерческих банков являются основным источником для выработки НБМ основных на­правлений денежно-кредитной политики и регулирования деятельности первых.

Состав и структура баланса банков зависят от характера их деятельности, принци­пов построения бухгалтерского учета в банках и используемых банковских операций.

Счета банка подразделяются на балансовые и внебалансовые.

На балансовых счетах учет ведется по системе двойной записи с отражением каж­дой банковской операции по дебету одного и кредиту другого счета.

На внебалансовых счетах учитываются данные о движении ценностей и докумен­тов, поступающих в банк на хранение, инкассо или комиссию, а также знаки оплаты госпошлины, бланки строгой отчетности, ценные бумаги. Как правило, учет на этих счетах ведется по простой схеме: приход, расход, остаток.

Балансовые счета состоят из счетов первого порядка (основные счета) и счетов второго порядка, детализирующих первые.

Оперативный (ежедневный) баланс должен составляться по балансовым счетам первого порядка в форме оборотной ведомости. Однако на практике, как правило, оперативный, месячный, квартальный, годовой балансы составляются по балансовым счетам вто­рого порядка с подведением итогов по счетам первого порядка.

Коммерческими банками используются различные формы баланса. Наиболее распространенной является наличие в балансе левой и правой сторон, отражающих операции по активу и пассиву раздельно.

Счета баланса банка подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.

На активных счетах учитывается состав и показывается размещение ресурсов банка (денежная наличность в кассах банка, финансирование капитальных вложений, вложение ресурсов в ценные бумаги, приобретение инвалюты, ссудные операции, дебиторская задолженность, основные средства и т.п.).

На пассивных счетах отражаются источники формирования ресурсов банков (фонды и прибыль банка, доходы бюджета, средства для финансирования капитальных вложений, остатки средств на расчетных и текущих счетах, в депозитах, средства в расчетах, кредиторская задолженность и т.д.).

На активно-пассивных счетах в основном учитываются операции, связанные с расчетами банка с другими банками, с клиентами, вкладчиками и прочими кредиторами.

Балансовые и внебалансовые счета группируются в разделы баланса, отражающие определенные функции, выполняемые коммерческими банками. Так, например, в отдель­ные разделы сгруппированы счета по учету: фондов банка, эмиссионно-кассовых опера­ций, иностранной валюты и расчетов по иностранным операциям, внутрибанковских опе­раций и средств банков и др.

Финансовая отчетность коммерческих банков включают балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках (см. таблицу 11.1), отдельные отчеты. Все вместе взятые отчеты мо­гут дать полное представление о реальном финансовом положении коммерческого банка.

С 1 января 1998 года коммерческие банки приступили к составлению финансовой отчетности, исходя из нового плана счетов бухгалтерского учета, что является определенным этапом приближения норм бухгалтерского учета к международным стандартам и практике.

Главное назначение международных стандартов состоит в том, чтобы финансовая отчетность отвечала потребностям наибольшего числа пользователей (акционеров банка, депозиторов, заимодавцев, сотрудников банка, специалистов центрального банка, финансовых органов и др.). Всем пользователям необходима информация, дающая оценки реального финансового состояния бан­ка.
Андрей Балынский – доктор экономических наук, профессор маркетинга
Литература

  1. Балынский А.В. Общая теория денег и кредита: Учебное пособие. Кишинэу, Еврика, 1998, с. 115 – 126.

  2. Банковское дело: Учебник / Под ред. В.И. Колесникова и Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 1996, с. 18-27, 32-56.

  3. Закон №548 - XIII от 21 июня 1995 г. «О Национальном банке Молдовы» // Monitorul Oficial al Republicii Moldova, nr. 56 – 57 din 12.10.1995.

  4. Закон №550-XIII от 21.07.1995 г. «О финансовых учреждениях» // Monitorul Oficial al Republicii Moldova, nr. 1 din 01.01.1995.

  5. Общая теория денег и кредита: Учебник/ Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995, с. 143-149.

6. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. ИПЦ «Вазар-Ферро», 1994, с. 27-29, 73-90.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

11. Коммерческий банк основное звено банковской системы Понятие, природа и организационное устройство коммерческого банка iconКурсовая работа по дисциплине «Статистика» на тему «Статистический...
Система показателей, характеризующих финансовое состояние коммерческого банка

11. Коммерческий банк основное звено банковской системы Понятие, природа и организационное устройство коммерческого банка iconЭль Башир Даляль Связи с общественностью как ресурс коммерческого банка (2011)
Связи с общественностью – один из важнейших ресурсов коммерческого банка. От его эффективности зависит прибыль банка. Поэтому необходимо...

11. Коммерческий банк основное звено банковской системы Понятие, природа и организационное устройство коммерческого банка icon«Ликвидность и платежеспособность банка»
Управление платежеспособностью и регулирование деятельности коммерческого банка Национальным банком 30

11. Коммерческий банк основное звено банковской системы Понятие, природа и организационное устройство коммерческого банка iconВ данной бакалаврской работе объемом 45 страницы, включающим 2 таблицу,...
Истики состояния Банковской системы РФ на современном этапе, причин кризиса банковской системы, методы определения надежности коммерческими...

11. Коммерческий банк основное звено банковской системы Понятие, природа и организационное устройство коммерческого банка iconПлан содержание и принципы управления безопасностью банка Оценка...
Оценка кредитоспособности заёмщика как один из методов управления безопасностью банка

11. Коммерческий банк основное звено банковской системы Понятие, природа и организационное устройство коммерческого банка iconПрирода коммерческого (предпринимательского) права (Попондопуло В....
Ургюа и некоторые другие. Содержание курсов коммерческого права и принципы их построения, судя по учебникам и учебным пособиям, порой...

11. Коммерческий банк основное звено банковской системы Понятие, природа и организационное устройство коммерческого банка iconУчетная политика акционерного коммерческого банка «транскапиталбанк»...
Отдельные элементы учета налогов банка 11. Порядок и срок составления годового бухгалтерского отчета

11. Коммерческий банк основное звено банковской системы Понятие, природа и организационное устройство коммерческого банка iconАудит организации системы бухгалтерского учета, внутреннего контроля...
Аудиторская организация в ходе аудиторской проверки обязана проверить соответствие организации системы бухгалтерского учета проверяемого...

11. Коммерческий банк основное звено банковской системы Понятие, природа и организационное устройство коммерческого банка iconПояснительная записка Урок основное организационное звено процесса...
И от того насколько мастерски организованно его начало, может зависеть сохранение и дальнейшее приумножение пробуждённого в юных...

11. Коммерческий банк основное звено банковской системы Понятие, природа и организационное устройство коммерческого банка iconИмя и адрес отправителя
Проект”) с (“Банк-партнер”), являющийся одним из российских банков-участников в рамках Российской Программы Финансирования Устойчивой...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница