Актуальность темы исследования; Интеграция! России I Bi мировое сообщество, прежде; всего вступление в'- вто, повлечет за собой не столько формальные требования




Скачать 169.57 Kb.
НазваниеАктуальность темы исследования; Интеграция! России I Bi мировое сообщество, прежде; всего вступление в'- вто, повлечет за собой не столько формальные требования
Дата публикации21.07.2013
Размер169.57 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Банк > Документы
Введение

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования; Интеграция! России i Bi мировое сообщество, прежде; всего вступление в'- ВТО, повлечет за собой не столько формальные требования со стороны! международных органов, сколько повышение реальных запросов: потребителей к услугам; в том числе и к банковским. Прежде всего, интеграция? в мировое сообщество; требует информационной: прозрачности банковского рынка, достижение которой; возможно; путем? формирования с системы стандартизации и сертификации услуг коммерческих банков в соответствие с: международными стандартами семейства ISO 9000;
Стандартизация и сертификация финансовых и банковских технологий ш услуг становится: все более актуальными вопросом; правовой; практики» и международного признания; качества финансовых услуг, инструментом стимулирования конкурентоспособности банковских; услуг и защиты имущественных прав субъектов;финансового рынка; объектом;пристального внимания коммерческих банков и кредитных учреждений, органов лицензирования их деятельности:
Учитывая значительныйшнтерес российских банков к рынку розничных услуг в 2003-2004гг.,. а также нарастающую: конкуренцию со; стороны, дочерних компаний крупнейших банковских корпораций; мира, целесообразно уделять внимание формированию системы; управления качеством банковских услуг. Кроме: того,, необходимость> формирования системы менеджмента» качества предусматривается стратегией развития банковского сектора до 2007 года, утвержденной Правительством РФ:
Все вышеперечисленное: делает актуальной проблему* формированиям системы менеджментам качества банковских услуг гармонизированной! с международными стандартами.
Степень разработанности проблемы. На данном этапе развития российской; экономики* когда банковская система в значительнойi степени
4
ориентирует развитие собственного бизнеса на розничный рынок, когда возникает значительная конкуренция со стороны крупнейших иностранных финансовых институтов, предлагающих на рынке услуги высочайшего качества, российские банки вынуждены также формировать продуктовый ряд, соответствующим международным стандартам. В области формирования и развития' систем менеджмента качества в различных отраслях, в том числе добывающей и перерабатывающей промышленности, тяжелом машиностроении и сфере услуг существует множество- исследований, как: российских, так и зарубежных специалистов. Широко рассмотрены вопросы, связанные с международными; стандартами качества в работах И. Чайки, В. Лапидуса, Mi Свиткина, Ю. Адлера, В: Белобрагина, В. Левшиной и других. Вопросы развития и функционирования российской банковской системы освещены в работах таких авторов, как Т. Белоглазова, Bi Усоскин, А. Сарчев, О. Мартынова, А. Колесников, а также многих других. При этом практически отсутствуют публикации s об особенностях систем менеджмента качества банковских услуг, что и определило тему данного исследования; -гармонизация систем менеджмента качества банковских услуг в соответствие с международными стандартами.
Цель и задачи исследования: Целью диссертационного исследования является разработка, ш научное обоснование методологических положений и практических рекомендаций по гармонизации системы менеджмента качества банковских услуг в соответствие с международными стандартами.
Для достижения г цели? исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- сформировать концепцию качества банковских услуг, доказать необходимость внедрения системы менеджмента качества банковских услуг в Российской Федерации;
- проанализировать условия формирования системы менеджмента качества банковских услуг в Российской Федерации;
- выявить особенности, критерии и принципы системы менеджмента
5
качества банковских услуг в Российской Федерации;
- адаптировать процесс разработки иi внедрения системы менеджмента качества к особенностям банковского рынка;
- разработать методику мониторинга качества банковских услуг;
- разработать методические рекомендации <¦ по использованию процессно-стоимостного подхода к разработке банковских продуктов в рамках системы менеджмента качества! гармонизированной- с международными стандартами в Российской Федерации:
Объектом исследования являются; банковские услуги, предоставляемые кредитными организациями Российской Федерации.
Предметом исследования является»< гармонизация- системы менеджмента* качества банковских услуг.
Научная новизна диссертационной работы заключается: в определении; процессов, отражающих механизмы, гармонизации * системы менеджмента качества банковских услуг с международными стандартами серии ISO 9000. К конкретным положениям элемента новизны можно отнести:
- сформирована концепция качества банковских услуг при,разработке и предоставлении услуг, которая основывается* на; понимании; качества; как способности банковского продукта удовлетворить потребности и ожидания каждого конкретного потребителя; доказана необходимость, внедрения системы менеджмента качества банковских услуг, как одного из необходимых условий интеграции России и ВТО;
- выявлены особенности, критерии и принципы системы менеджмента i качества банковских услуг с точки зрения различных оценивающих субъектов; в том числе инвесторов, клиентов, государственных органов и поставщиков;
- разработана методика мониторинга качества? банковских услуг, основанная на подходе SERVQUAL;
- адаптирован процесс разработки и внедрения<системы менеджмента качества, учитывающий особенности функционирования банковского сектора Российской Федерации;
6
- разработана методика формирования СМК банковских услуг, гармонизированной с международными стандартами, их оценки, позволяющая разрабатывать процедуры, направленные на формирование продуктовой политики, согласованной с потребностям рынка и соответствующей стандартам семейства ISO 9000.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что методические положения и выводы диссертационной • работы могут быть использованы коммерческими банками при-разработке систем; менеджмента качества услуг, программ* ш процедур повышения; эффективности
* деятельности и совершенствования.комплексного обслуживания клиентов.
Теоретические положения могут быть использованы в учебном процессе при разработке курсов по банковскому делу, банковскому менеджменту и> банковскому маркетингу. Методические рекомендации могут быть, использованы Центральным банком РФ' при* разработке положений по совершенствованию организационных структур и бизнес - процессов *, коммерческих банков.
Апробация результатов исследования: Результаты данного исследования обсуждены и получили одобрение международной научно-практической конференции «Качество XXI века» (г. Томск, 2002 г.); региональной* научно-практической конференции* «Наука;. Техника., Инновации» (г. Новосибирск, 11-13 декабря 2001г.); научно-практической •' конференции «Уровень жизни? населения. Красноярского края» (г.
Красноярск, 26 июля 2001г.); научной конференции «Лесной и химический комплексы — проблемы и решения» (г. Красноярск, 2003г.)..
Развиваемый, в работе подход, выводы и предложения; вытекающие из диссертационной; работы, были использованы при формировании политики привлечениями удержания клиентов в Филиалах ОАО Банк «МЕНАТЕП СПб»
• и АКБ «РОСБАНК» в городе Красноярске, кроме того, филиал ОАО ? Банк «МЕНАТЕП СПб» был использован в качестве экспериментальной' площадки, где была апробирована методика разработки и внедрения!
7
банковских продуктов, основанная на процессно-стоимостном подходе. Также: результаты исследования использовались в учебном процессе Сибирского государственного технологического университета в курсах «Банковский маркетинг», «Банковский менеджмент».
Теоретическая и методологическая основа исследований. Теоретической основой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных специалистов по вопросам международных стандартов; качества семейства ISO, банковского менеджмента и маркетинга, организационных бизнес-процессов. Для решения поставленных в работе задач применялся: диалектический метод, методы системного, анализа. Использовались законы. Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, инструкции, положения и письма Центрального банка РФ, статистические данные, характеризующие состояние банковской системы.
Публикации. Основные положение и результаты диссертационного исследования получили свое отражение в 3 публикациях, общим объемом 1,6 печатного листа.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав; заключения,, библиографического списка использованной литературы, включающего 120 источников, 11 приложений. Работа изложена на 158 страницах, содержит 8 рисунков, 10 таблиц. Приложения занимают 29 страниц.
¦ f
^ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
БАНКОВСКИХ УСЛУГ
1.1 Концепция качества банковских услуг
Долгие годы наука и практика менеджмента утверждали приоритетность прибыли в её* абсолютных и относительных характеристиках [42,52]. Однако в 70-е годы в мировой науке и практике возник неожиданный* вывод, что уровень прибыльности или доходности - не основная задача управления; так как он не гарантирует сам шо себе ничего, даже того, что организация:вообще завтра1 будет существовать. [3^7,10]. Во главу угла была поставлена контролируемая доля рынка [52]. Началась борьба, направленная на освоение и захват новых, и передел существующих рынков. Целью многих топ-менеджеров стала монополия, к которой стремились даже в ущерб доходности [42,52]. Даже компании, занимающие очень существенные доли рынка и даже близкие к полному контролю над ним,, удивительным образом могут неожиданно прекратить существование или резко потерять свои позиции. В 80-х наука и практика вновь поменяли ориентиры, провозгласив, что доходность, долярынка, масштаб деятельности и т.п. — это только следствия качественного удовлетворения потребностей реальных клиентов [52] .Вот уже более 20 лет эта позицияподтверждается: в практике, работы многих ведущих компаний мира; в,том числе и кредитных организаций.
Сегодня основное в. борьбе: за. клиента — качество, которое в современном расширенном толковании > понимается как способность продукта или услуги: удовлетворить потребности: и ожидания- каждого конкретного потребителя, должно служить гарантией не: только его сегодняшних предпочтений; но и будущего сознательного выбора.
В< контексте сказанного меняется; представление и о конкурентоспособности. В' настоящее: время конкурентоспособность - это не: 2"лучше (или не хуже), чему конкурента» [52, 107], а «так, как необходимо
9
потребителю»[107]. Если товар; или услуга не соответствуют ожиданиям клиента, то они заведомо неконкурентоспособны и некачественны сегодня, независимо от того, что в данный момент предлагают другие организации. Поэтому менеджеры должны ориентироваться, прежде всего, на удовлетворение потребностей клиента и совершенствование системы контроля; и управления качеством.
Менеджмент качества (до недавнего времени больше использовали термин «управление качеством») зародился в, США перед второй мировой войной; В условиях очевидных агрессивных намерений Германии американцы обнаружили, что их вооружение по качеству непригодно для успешного ведения возможных военных действий [31]. Крупные производители решили исправить положение путем ужесточения закладываемых в стандарты требований к продукции их поставщиков. Как вынужденная мера-улучшения качества конечною продукции были введены операции контроля:: входной: контроль материалов и комплектующих;, пооперационный в ходе технологического процесса; приемочный контроль готовой продукции. Резкое увеличение объемов и стоимости контрольных операций обусловило быстрое развитие статистических методов, введение выборочного контроля. О качестве принимаемой партии продукции стали судить по результатам испытаний не всех изделий партии, а выборки из нее нескольких изделий [52,54].
Эти меры не были управлением качеством в сегодняшнем понимании. Это было просто уменьшением: ширины прохода, установленной; для годной* продукции, и способами удешевления надзора за тем, чтобы правила прохода не нарушались. Но и эти меры оказались весьма полезными, ибо они заставили специалистов искать пути улучшения качества продукции в ходе изготовления.
В середине 20-х гг. Вальтер Шухарт, работник лаборатории Александра Белла, сделал революционный прорыв в методике обеспечения качества. Он ввел понятия обычных и особых причин изменчивости результата деятельности [67]. К первым отнес многочисленные незначительные изменения^ условий процесса производства, носящие случайный характер и бороться с которыми экономически
10
нецелесообразно. Результат воздействия таких причин подчиняется закону нормального распределения Гаусса, поле разброса результата при этом вполне предсказуемо. Особые причины, изменчивости - это вполне определенные однозначные изменения условий процесса: отклонение технологического режима: от установленного документацией; нарушение регулировки: некоторого элемента оборудования, использование некондиционного материала: Особые причины, вызывают вполне однонаправленные изменения результата процесса. Шухарт придумал инструмент, позволяющий обнаружить. появление особой причины, -контрольную карту [52,67].
Джозеф Джуран [52, 66] применил в работах по качеству старый принцип. Парето - подавляющая> часть благ достается? небольшой части населения; Использованные Джураном анализ ш диаграмма Парето позволили ¦ проводить объективное ранжирование проблем качества; концентрируя; первоочередные усилия на решении наиболее злободневных.
Каору Исикава [15,52,54] разработал методику использования шричинно- следственной диаграммы - графического отображения, связи проблемы» (дефекты, излишние затраты и т.п.) с. условиями: (факторами), в которых осуществляется процесс. Анализ такой диаграммы позволяет искать, находить и устранять особые причины изменчивости.
Такие исследователи в области управления качеством как Деминг, Джуран, Кросби, Фейгенбаум [ 15,52,54,107,112] после окончания второй мировой войны, заложили: теоретические основы ¦. управления i качеством в японской? промышленности.' Японские же: специалисты, в свою очередь, наладили системное обучение всех бригадиров, мастеров; рабочих.
Успех японского промышленного производства в 60-70-х гг., который получил. название. японского экономического чуда ¦ - следствие повсеместного использования,так называемых семи простых.японских инструментов качества. Кроме: трех названных к ним относятся гистограммы, диаграммы рассеяния;. расслоение, диаграммы потоков..
Освоив. американские: методы, японские специалисты пошли; значительно
11
дальше в методологии управления i качеством. Система Канбан (принцип «точно вовремя») [54], структурирование функции качества [107], всеобщее вовлечение работников через кружки качества, методы экспериментального проектирования Тагуги — ¦ очень эффективные меры, которые европейцы и* американцы, заимствовали уже у японцев.
Не полагаясь* на наличие у западного рабочего присущих японцам обязательности,. добросовестности, коллективизма, кропотливости, европейцы решили сделать применение управления качеством обязательным за счет стандартизации. По определению: стандартизация — деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления» положений для» всеобщего и многократного использования \ в отношении / реально < существующих или > потенциальных задач. Положение - это логическая единица содержания» нормативного документа, которая может иметь форму сообщения^ инструкции, рекомендации! или. требования [31].
В конце 70-х гг. в Великобритании, затем в Швейцарии* и Нидерландах начали разработку национальных стандартов обеспечения * качества. Британский: стандарт BS 5750 [21,22], введенный в 1979* г., стал отправнош точкой, прототипом для разработки международных стандартов ISO серии 9000; Первая редакция стандартов ISO серии? 9000, содержавшая 6 документов, была, опубликована в 1987 г. К 1994 г. вышли в свет почти все документы второй \ версии этих стандартов — более 20 [69]. О Г января 2001 г. действуют стандарты этой серии третьей редакции - версии 2000 г. [70] (рис. 1.1).
После появления международных стандартов * ISO серии; 9000 на систему качества специалисты стали различать два подхода к управлению качеством:
1) создание системй качества в соответствии? со стандартами? ISO* серии* 9000 (в;последующем и по другим*международным стандартам). Считается, что этот подход преследует и обеспечивает достижение ограниченных целей -соответствия записанным в стандартах требованиям, без необходимости: постоянного совершенствования;
12
Семейство МС ISO 9000:1994
МС ISO 8402 МС ISO 9000 МС ISO 9004
1
1
МС ISO 9001 МС ISO 9002 МС ISO 9003
Болев 20 международных стандартов
Семейство МС ISO 9000:2000
ISO 9000 Системы менеджмента качества Основы и словарь
ISO 9001 Системе менеджмента качества Требования
\
ISO 9004 Системы менеджмента качества Рекомендации по улучшению деятельности
ISO 19011 '—.-------.—------ Сиситемы менеджмента качества Методические указания по проверке систем качества и охране окружающей среды
Рис. 1.1 Изменения* при переходе от версии (стандартов ИСО 9000:1994 к версии ИСО 9000:2000
2)тотальное управление качеством! (Total Quality Management - TQM), при котором используется весь арсенал разработанных методов; и приемов, обеспечивается всеобщее вовлечение персонала в улучшение качества, на первое место ставятся интересы потребителей; Подход ориентирован на постоянное совершенствование всей: работы, постоянное улучшение качества,
13
изменяющиеся требования потребителя.
Базовые принципы, которые легли> в основу концепции TQM;. впервые изложены Э. Демингом как идеи преобразования экономики Японии. Основными принципами являются [52,107]:
1) улучшение качества продукции и услуг, должно стать постоянной и приоритетной задачей для всей организации, в том числе - и для высшего руководства;
2) необходимо внедрять новую философию и отношение к окружающим процессам;
3) постоянно соотносить качество и удовлетворенность потребителя с ценой;
4) вести постоянное обучение, прежде всего на рабочем месте;
5) устранять барьеры между подразделениями;
6) искоренять страх перед переменами;
7) дать возможность всем служащим гордиться принадлежностью к компании;
8) всячески поощрять образование и самосовершенствование;
9) вовлекать каждого в работу по преобразованию компании;
10) избегать пустых лозунгов;
11) организовать руководство таким образом, чтобы его основным предназначением была помощь работникам;
12) отказаться от контроля качества только посредством проверок и ревизий;
13) стремится к постоянному улучшению всей системы функционирования организации;
14) искоренять «уравниловку» персонала.
Основная идея концепции всеобщего управления качеством, основанная на этих принципах, заключается в глобальном расширении понятия качества и утверждении процесса управления им как основного инструмента менеджмента.
14
Согласно концепции TQMV общее управление качеством (системой качества) включает такие составляющие, как оперативное управление качеством на всех стадиях жизненного цикла, обеспечение внутреннего и внешнего качества,, планирование и? улучшение качества. Вместе со стратегической* нацеленностью на упомянутые выше принципы и участием руководства и всех сотрудников организации»в этих процессах - возникает всеобщее управление качеством. >
Оперативное управление качеством, в свою очередь, включает средства достижения необходимых требований по* управлению качеством планирования; разработки, производства или оказания услуг, эксплуатации оборудования, переработки сырья;
Обеспечение: качества включает комплекс средств,, направленных на; достижение уверенности в качестве у внешних и внутренних потребителей' (существующих и потенциальных клиентов, персонала и партнеров организации);
Планирование и улучшение качества являются: также постоянными составляющими, обеспечивающими прогнозирование и постоянное увеличение требований к оперативному управлению -и«обеспечению качества услуг.
Основной целью всеш этой системы качества, как уже отмечалось, должно стать максимально полное удовлетворение потребностей клиента.
Хотелось < бы отметить значимость всего вышесказанного именно для банков.
После августовского кризиса надежды на нормальное развитие российской банковской системы рухнули. При этом для многих, очевидно, что в сложившейся; ситуации можно говорить о двух тенденциях,, отчетливо наблюдаемых сегодня:
1) растет роль зарубежных банков в отечественной экономике. Помимо объективных причин экономического характера, это объясняется более высоким уровнем сервиса и качества предоставляемых услуг;
15
2) растет конкуренция между российскими, банками за стабильную клиентуру.
Если принимать во внимание перечисленные тенденции; то работа по улучшению ^ качества банковских услуг приобретает принципиальный характер. Это позволяет сделать вывод, что при формировании системы менеджмента качества банковских услуг может быть использована концепция всеобщего управления качеством (TQM).
Существует несколько международных стандартов в области управления качеством услуг. Самые распространенные из них в настоящее время -стандарты серии ISO 9000.
Современные концепции менеджмента качества рассматривают качество как главный фактор конкурентоспособности и формирования устойчивого бизнеса, подчеркивают непосредственную связь между качеством продукции и услуг предприятия и качеством организации его деятельности.
На сегодняшний день стандарты ISO семейства 9000-2000 [70] являются, не только наиболее распространенными: и проработанным предложением*по повышению качества, но и единственным общепризнанным: стандартом системного управления предприятием. Поэтому, мы полагаем,, что создание системы менеджмента качества;, соответствующей требованиям' стандартов; серии ISO' 9000-2000 является прекрасной возможностью для банковского бизнеса повысить уровень менеджмента и привести его в» соответствие с мировой; практикой. Сертификат, в таком случае становится; лишь, дополнительным; подтверждением достигнутого уровня управления« и способности компании: гарантированно^ поставлять продукцию и услуги высокого качества для своих заказчиков.
Считается, что достижение требуемого качества возможно благодаря* строгому следованию этапам, или основным? составляющим; процессов; описанных в стандарте, и; работе по общему управлению качеством, или системе качества. Применительно к системе менеджмента качества банковских услуг, следует применять методику подготовки услуги,
16
соответствующей стандарту ISO 9000, учитывающую специфические особенности банковских продуктов (услуг).
Данная методика включает следующие этапы [91,107]:
1) определение услуги.
• Определение, будущей услуги базируется i на аналитическом
исследовании деятельности и потребностей существующих и потенциальных клиентов кредитной организации. При этом должна учитываться точка зрения потребителя на все аспекты услуги; Процедура определения может состоять из следующих шагов.
Шаг 1. Определить и; наименовать потребность, подлежащую удовлетворению банковской услугой.
Шаг 2. Определить, в какой потенциальной:, группе клиентов > банка эта потребность существует.
Шаг 3. Описать>ту часть услуги, которая ~. удовлетворив выполняемую потребность. К составной; части продукта (услуги) можно отнести работу, результаты работы и т.д.
Шаг 41 Определить, по каким характеристикам клиент будет оценивать услугу банка и степень удовлетворения данной услугой своей потребности;
2) спецификация услуги.
Спецификация; услуги $ - основополагающий i документ, содержащий? основные составляющие и потребительские свойства услуги, разрабатываемой; на основе разработанного определения услуги. Документ является первым в пакете проектной документации по услуге. После утверждения документ используется в процессе продвижения и управления качеством услуге;
3) спецификация процессов предоставления банковской услуги. Спецификация процессов \ предоставления банковской услуги -
документ, определяющий этапы, шаги, работы и ресурсы, гарантирующие предоставление требуемой услуги. Спецификация процессов; должна содержать: методики предоставления:услуги (методики представляют собой инструкции' персоналу поставщика по выполнению работ), способы
17
предоставления (описание: инициирующих условий, организационных действий поставщика и потребителя, форм и способов взаимодействия, временных w территориальных ограничений), информационные материалы, процедуры; разрешения спорных ситуаций, шаблоны договоров; и прочие документы-по услуге;,
4) спецификация управления качеством.
Должна включать определение ключевых работ, существенно влияющих на качество предоставления услуги, выборку и* анализ; характеристик предоставляемой услуги, определение: методов оценки характеристик в процессе предоставления услуги,. определение средств влияния; на улучшение качества услуг;
5) подготовка персонала.
Персонал - основной- ресурс, определяющий; качество услуги. Руководитель подразделения, участвующий i в предоставлении < услуги, обязан: определить квалификационные требования, необходимые и. достаточные для выполнения* конкретной работы, подбирать/назначать, сотрудников, удовлетворяющих квалификационным требованиям, обеспечить условия выполнения работы, обращать внимание сотрудников на их прямое влияние на уровень качества услуги, стимулировать и поощрять усилия персонала, направленные на повышение качества. Руководитель подразделения? в плановом порядке обязан* проводить мероприятия по повышению профессиональных навыков персонала;
6) реклама и продвижение услуги.
Для формирования рекламной политики и разработки; программы продвижения* услуг необходимо использовать спецификации услуг и процессов их предоставления..
Клиент, читая/рассматривая рекламу, должен! находить ответы на следующие вопросы, определяющие сегодня конкурентоспособность услуги:
а) существует лиз у меня неудовлетворенная потребность из тез, что описаны в материалах?

Список литературы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность темы исследования; Интеграция! России I Bi мировое сообщество, прежде; всего вступление в\Задачи по обеспечению участия России в вто
Участие России в вто открывает огромные возможности по дальнейшей интеграции России в мировое экономическое сообщество, в том числе...

Актуальность темы исследования; Интеграция! России I Bi мировое сообщество, прежде; всего вступление в\Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность...
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян. Процессы демократизации...

Актуальность темы исследования; Интеграция! России I Bi мировое сообщество, прежде; всего вступление в\Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, обстоятельствами...
Глобализация современных социокультурных процессов с неизбежностью актуализирует проблемы взаимодействия, взаимовлияния различных...

Актуальность темы исследования; Интеграция! России I Bi мировое сообщество, прежде; всего вступление в\Доклад по дисциплине «Мировая экономика» на тему «Интеграция России в мировое хозяйство»
Интеграция представляет собой объективный процесс развития, устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств,...

Актуальность темы исследования; Интеграция! России I Bi мировое сообщество, прежде; всего вступление в\Актуальность темы исследования. Тенденции развития мирового сообщества...
Основные экономические достижения зарубежных стран в большинстве случаев связаны, прежде всего, с расстановкой приоритетов в области...

Актуальность темы исследования; Интеграция! России I Bi мировое сообщество, прежде; всего вступление в\Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определена...
Формируется образный язык музыки Нового времени, переживающей кардинальный поворот в своей судьбе — переход от полифонического к...

Актуальность темы исследования; Интеграция! России I Bi мировое сообщество, прежде; всего вступление в\Актуальность темы исследования. Основным фактором благополучия общества...
Реализация бытие человечества. Критерием осознания благополучия и развития выступают понятия индивидуального и общественного «здоровья»...

Актуальность темы исследования; Интеграция! России I Bi мировое сообщество, прежде; всего вступление в\Актуальность темы исследования определяется проблемами и задачами,...
Актуальность темы исследования определяется проблемами и задачами, которые стоят перед российскими предприятиями, добывающими сырье...

Актуальность темы исследования; Интеграция! России I Bi мировое сообщество, прежде; всего вступление в\Актуальность темы. В начале XXI века проблема осмысления феномена...
Актуальность темы диссертационного исследования определяется все возрастающим интересом к проблемам интерпретации специфического...

Актуальность темы исследования; Интеграция! России I Bi мировое сообщество, прежде; всего вступление в\Актуальность темы исследования
Целью данного исследования является разработка методологических основ организационно-экономического механизма создания' ис использования...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница