Скачать 66.34 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 40» Открытый урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Подготовила: учитель начальных классов Потапова О.И. 2010-2011уч. годСаранскТема: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели: Углубить знания о творчестве Л. Н. Толстого. Развивать речь, продолжать работу над выразительностью чтения. Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль. Учить выражать собственное отношение к изображённым событиям, героям, поступкам. ^ 1.Организационный момент. -Сядьте поудобнее. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца благородными чувствами. ^ .(Слайды усадьбы, дома Толстого). -Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было запрещено. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу пели птицы. Где-то в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф. И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошёл говор. Зачем зовёт их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте. В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить. Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа. Граф вышел на крыльцо - плечистый, крепкий, с чёрной бородой. Ребята слегка заробели. Но граф улыбнулся, заговорил - и сразу вся робость прошла. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих осталась на всю жизнь. Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел. «Не называйте меня «ваше сиятельство», - сказал он,- меня зовут (Львом Николаевичем), так и зовите меня. -Вы правильно догадались, о ком идёт речь. (открыть портрет) -Мы уже много знаем о Льве Николаевиче Толстом. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят глаза – зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые). -Как он относится к людям? (по-доброму, с уважением, с сочувствием, одинаково к богатым и бедным, восхищается благородными, смелыми поступками.) -С какими произведениями мы с вами познакомились недавно? («Акула». «Прыжок»). -О каких положительных чертах характера человека мы узнали из этих рассказов? (о смелости, решительности, о сильных отцовских чувствах, умению вовремя прийти на помощь, не растеряться). -Нашим помощником на уроке будет эпиграф: «Чуткому сердцу открыты тайны». 2).-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Льва Николаевича. Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например. Убитую птичку, то плакал, и его звали «Лёва-рёва». Эта черта, сострадание, сохранилась в нём до конца жизни. -Как вы понимаете смысл слова сострадание? (умение чувствовать чужое страдание, боль). -Тему сострадания мы увидим в новом произведении Л. Н. Толстого (открываем стр. 160) История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там побывал. Кто знает. -Как называется произведение? -Кто главные герои? -Что за жанр произведения? -Как понимаете, что такое быль? -Обратимся к толковому словарю Ожегова. ^ .Слушаем быль Л. Н. Толстого, следим по учебнику. 4).-Прислушайтесь к себе. Что вы почувствовали, слушая эту историю? (печаль, грусть, тревогу, жалость). -Какие моменты вам показались самыми напряжёнными? 5).Работа над содержанием. -Прочитайте текст про себя и карандашом разделите текст на смысловые части. -Чтение 1 части. -Какие чувства вызвал поступок одного человека? (злость, гнев, негодование). -Понравился этот персонаж? Люди? -Почему автор познакомил нас с этими отрицательными действующими лицами? (Люди безжалостны, уничтожают животных и смотрят на расправу. Что - бы такого больше не было. Хочет научить нас любить животных). -Найдём и прочитаем, как произошла встреча льва и собачки. (2 часть). -Какие действия совершает собачка, найдите в тексте словосочетания с глаголами. -Что можно сказать о собачке, какая она? (добрая, ласковая, предлагает дружбу) -Что она чувствует, когда видит льва? Тревогу. (она маленькая, беззащитная) -Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, длина тела 2м 40см, вес более230кг, могучее рычание) -По какому действию мы видим, что он хищник? (оторвал кусок мяса) -Какие действия совершает лев по отношению к собачке? -Какое чувство у льва проявляется? ^ -Что повлияло на душевное состояние льва? (собачка ласковая, приветливая, одинокая, как и лев) 6).Работа в парах. -Представьте: если бы лев и собачка умели разговаривать, какой бы диалог мог состояться при их первой встрече? -Вечером собачка положила голову льву на лапу. О чём это говорит? О доверии. (Может положиться на него, верит ему). 7).Физкультминутка. ^ .-Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу. -Прочитаем 3 часть. Рассмотрим иллюстрацию, как можно подписать её? -Как вы понимаете слово БАРИН? Это землевладелец, избегающий грязной, тяжёлой работы. ОЩЕТИНИТЬСЯ? Это поднять шерсть на спине, готовясь нападать или защищаться. ^ .Чтение 4 части. -Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? Тоска. -С помощью каких слов автор передаёт тоску? -Даже животные испытывают глубокие сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев – хищник, он в ярости разрывает другую собачку. -Прочитайте про себя последние два предложения. Что вы почувствовали? Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, пережил её несколько дней. -Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? У Льва Николаевича чуткое сердце, отзывчивое, благородное, трепетное, но не холодное, спящее, равнодушное. -А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей? -Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами. 10).-Представьте, что у вас в руках волшебная палочка, и вы могли бы изменить окончание этой истории. Придумайте свою концовку, чтобы она была радостной со слов: Через год собачка заболела… -Можно сказать, что поведение льва – это урок людям? Урок доброты, любви, преданности. -Посмотрите на чувства, которые испытывали животные. А люди могут испытывать такие чувства? На примере животных Толстой нас учит, как нужно относиться к людям. -Сегодня мы услышали от Льва Николаевича такие напутствия: Любите животных. Будьте преданы в дружбе. ^ .-А приходилось ли вам наблюдать преданность, дружбу между животными? (рассказы детей). 12).-Послушайте мой рассказ. -Посмотрите на эту трогательную фотографию. Это трогательная история о настоящей дружбе двух абсолютно разных существ. В один приют для животных в Китае попал умирающий 12-недельный детёныш макаки, брошенный своей матерью. Он казался безжизненным, пока не подружился с голубем. Эта необычная дружба вернула малышу силы для того, чтобы жить дальше! Теперь обезьянка и голубь неразлучны. 13).-А сколько случаев безграничной преданности, верности между животным и человеком! Например, в мире существует множество памятников, посвящённых собачьей верности. Послушаем некоторые истории. (Истории о памятниках). 14).-Я хочу добавить историю из своей жизни. Вы знаете, что у меня живут кот(15 лет) и собака Бим (повесть «Белый Бим, чёрное ухо» написал Гавриил Николаевич Троепольский, режиссёр Станислав Ростоцкий). Этим летом на даче к нам прибежал из рощи кем-то выброшенный котёнок. Он был маленький, больной, голодный, без шерсти…Я думала, что мои животные не примут его. Но он оказался таким ласковым, добрым, дружелюбным, что Бим и Уголёк полюбили его и стали заботиться о нём. Сейчас он растёт, мы назвали его Робином (Самуил Яковлевич Маршак –Робин-Бобин Барабек…) -Посмотрите на кадры. 15).Я хочу вам предложить создать фотовыставку из фотографий ваших питомцев. Первую фотографию я принесла. Жду ваши фотографии и интересные истории, пишите, мы создадим книгу и озаглавим: «Мы в ответе за тех, кого приручили».(сказка «Маленький принц», Антуан де Сент Экзюпери). 16).-Ребята, перед вами пословицы. Выберете те, которые подходят к сегодняшнему уроку. -Покажите, что вы почувствовали от урока: было трудно, всё было понятно, расскажу другим, было интересно. (Покажите кружок соответствующего цвета). -Спасибо, что вы были очень чуткими и смогли понять глубокий смысл нашего урока. Только человек с чутким сердцем сможет сопереживать, радоваться, грустить, печалиться и обязательно придёт на помощь. Скажем спасибо Льву Николаевичу Толстому за его добрые уроки! Урок окончен. |
![]() | Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы,... | ![]() | Углубить знания о творчестве Л. Н. Толстого; расширить представления о жизни животных |
![]() | Л. Н. Толстого; расширять знания о писателе; расширить представления о жизни животных, пробуждать чувства любви и доброты к животным,... | ![]() | Цель: совершенствовать навык слогового вдумчивого чтения; формировать умение целостного восприятия слов; отрабатывать умение пересказывать... |
![]() | Воспитание доброжелательного отношения друг к другу и окружающим, чувства переживания, любви к животным (братьям нашим младшим) | ![]() | Урок по литературе в 10-м классе по Л. Н. Толстому "Лев Николаевич Толстой "Волна" и "Нерв великого народа" |
![]() | Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы будем читать стихи о временах года | ![]() | ... |
![]() | Оборудование: портреты Л. Н. Толстого, таблица «Русские писатели», фотография дома-музея в Ясной поляне, выставка книг Л. Н. Толстого... | ![]() | ... |