Аннотация проекта.
Название – городская проблемная группа «Технология полного усвоения знаний».
Тема урока: Плоские черви
Предмет: биология
Класс: 7
Автор/ы урока/руководитель творческого коллектива (ФИО, должность): Петрова Елена Александровна
Образовательное учреждение: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
Страна: Россия
Республика/край: Иркутская область
Город/поселение: город Усть-Илимск
Краткое описание (1-3 предложения): Урок состоит из 6 основных этапов. Первый этап – это актуализация знаний, где учащиеся самостоятельно определяют тему и цели урока. Второй мотивационный этап, в ходе которого учащимся дается понятие, о чем сегодня предстоит узнать на уроке. Третий этап – изучение нового материала, представляется, используя разные формы работы (тестирование, самопроверка, работа с текстом …). Следующий этап – рефлексия деятельности на уроке, где учащиеся высказывают свое отношение к данному уроку, теме. И в заключении дается домашнее задание творческого характера.
^
Тип урока. Комбинированный.
2.Цели урока.
- Обучающие: познакомить с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере печеночного сосальщика, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями;
- Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;
- Воспитательные: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены.
3. Задачи урока. сформировать знания об особенностях индивидуального развития червей на примере печеночного сосальщика , о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных червями-паразитами.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др.
- учащиеся успешно справятся с выполнением заданий разной сложности;
- учащиеся научатся воспринимать информацию из разных источников: из презентации, Интернета и учебника;
- формирование интереса к изучению биологии. ^
Организационная информация
| Тема урока
| Плоские черви.
| Предмет
| Биология
| Класс
| Седьмой.
| Автор/ы урока (ФИО, должность)
| Петрова Елена Александровна, учитель биологии.
| Образовательное учреждение
| МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
| Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)
| Россия.
| Республика/край
| Иркутская область.
| Город/поселение
| Город Усть-Илимск.
| ^
| Тип урока (мероприятия, занятия)
| Комбинированный.
| Цели урока (мероприятия, занятия)
(образовательные, развивающие, воспитательные)
| Обучающие: познакомить с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере печеночного сосальщика, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями;
Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;
Воспитательные: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены.
| Задачи урока (мероприятия, занятия)
| Сформировать знания об особенностях индивидуального развития червей на примере печеночного сосальщика, о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных червями-паразитами.
| Используемые педагогические технологии, методы и приемы
| Технология полного усвоения знаний.
| Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
| учащиеся успешно справятся с выполнением заданий разной сложности;
учащиеся научатся воспринимать информацию из разных источников: из презентации, Интернета и учебника;
формирование интереса к изучению биологии.
| Необходимое оборудование и материалы
| Учебник биологии, мультимедийный проектор, интернет.
| Список учебной и дополнительной литературы
| Энциклопедический словарь юного биолога; Книга для чтения по зоологии.
| Актуализация знаний:
| 1. ^ Эти организмы обитают в солёных и пресных водах; некоторые виды приспособились к жизни во влажных наземных местообитаниях, многие паразитируют на различных группах животных, как позвоночных, так и беспозвоночных.
Фотографии.
( Плоские черви). Слайд 1.
2. Объявление темы и целей урока. Слайд 2, 3.
| Мотивация.
| На сегодняшнем уроке мы начинаем изучать тип Плоские черви. Представителей этого типа я могла бы назвать «Пионерами» в подцарстве многоклеточные организмы. Эти организмы не могут не вызвать удивления, как может один и тот же тип сочетать в себе изящных животных подобных листикам скользящих в воде, и ужасных глистов вызывающих отвращение.
|
Изучение нового материала.
| По ходу объяснения учителя, учащиеся заполняют таблицу: «Характеристика типа плоские черви». Слайд 4.
Признаки
| Тип плоские черви.
| Количество видов.
|
| Симметрия
|
| Строение тела
|
| Пищеварительная система
|
| Дыхательная система
|
| Кровеносная система
|
| Половая система.
|
| Слайд 5. Самопроверка.
В настоящее время насчитывается около 12,5 тысяч видов плоских червей. У всех плоских червей имеется 3-х слойный, уплощенный, кожно-мускульный мешок. Двусторонняя симметрия. Дыхательная и пищеварительная системы отсутствуют. Пищеварительная система у всех плоских червей, кроме ленточных представлена ртом, глоткой и кишечником. Плоские черви гермафродиты.
Все плоские черви – паразиты.
У плоских червей трехслойное тело.
Плоские черви имеют двустороннюю симметрию тела.
Все плоские черви имеют одинаковую пищеварительную систему.
Плоские черви дышат всей поверхностью тела.
Выделительная система плоских червей представлена почками.
В основном плоские черви – гермафродиты. Слайд 6.
К типу Плоских червей относятся класс Ресничных, Сосальщики (трематоды) и Ленточные черви (цестоды). Слайд 7. Сегодня на уроке мы рассмотрим только класс сосальщиков, на примере печеночного сосальщика.
^ Объяснение учителя. Слайд 8.
Сейчас я зачитаю вам выписку из медицинской карты. «В областную больницу поступил ребенок 11 лет с жалобами на боли в животе, с постоянными головными болями, рвотой, тошнотой. Больной страдает бессонницей и повышенной раздражимостью. Проведено обследование, установлен диагноз- гельминтоз».
Далее мы с вами будем работать для того, чтобы научиться защищать себя, свой организм от заражения гельминтами. Чтобы знать меры профилактики, необходимо изучить строение и циклы развития этих паразитов. Слайды 9. Цикл развития печеночного сосальщика сложный и заключает в себе смену хозяев и чередование поколений. Часть жизненного цикла связана с существованием в теле основного хозяина (корова, человек), другая часть в теле промежуточного хозяина.
Изучение строения и цикла развития печеночного сосальщика, просмотр анимации из единой коллекции ЦОР. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16e902-0a01-022a-00fe-255805b98853/%5BBIO7_05-16%5D_%5BMA_01%5D.swf .
Найдите ошибку в тексте ( слайд 10)
1.Форма тела сосальщиков чаще всего листовидная. 2. Типичный представитель класса – молочно-белая планария. 3. Жизненный цикл паразита протекает со сменой хозяина. 4. Основной хозяин – мелкие грызуны. 5. Промежуточный хозяин – моллюск прудовик малый.
|
Динамическая пауза
|
Зарядка для глаз. Учащиеся слушают музыку, следят глазами за двигающимися фигурками. Слайд 11
|
| Рассказ учителя.
^
«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе.» П. Фосс (слайд 12).
Обсуждение методов защиты от паразитических червей. (Слайд 13).
Учащимся предлагается выполнить задание на выявление характерных признаков представителей класса сосальщики . (Слайд 14)
Печеночный сосальщик ___________________
На голове 4 присоски
Свободноживущий образ жизни
Хищник
Паразитирует в кишечнике человека
В теле различают головку, шейку и членики
Есть брюшная и ротовая присоски
Имеется пищеварительная система
Головка снабжена крючьями
Промежуточный хозяин малый прудовик.
Взаимопроверка (Слайд 15)
| Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)
| Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал (а)…»
«Самым интересным на уроке для меня было …» Слайд 16.
| Домашнее задание (если это необходимо на уроке)
| Используя, дополнительные источники информации составите вопросы к кроссворду:

Слайд 17.
| Ссылки на использованные интернет-ресурсы
| демонстрация собственной презентации;
Используемые ресурсы из других общедоступных источников:
http://biology.ru/course/content/chapter5/section3/paragraph2/theory.html - плоские черви
http://www.varson.ru/images/Biologia_jpeg_big/z1-4.jpg - этапы развития печеночного сосальщика
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16e902-0a01-022a-00fe-255805b98853/%5BBIO7_05-16%5D_%5BMA_01%5D.swf -Жизненный цикл печеночного сосальщика ЦОР (N 43968)
http://collegemicrob.narod.ru/parazitology/gelmint.html - схема развития свиного цепня
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000795-1000-4ddd-ab8e-2700475d4eff/39_13.jpg - строение печеночного сосальщика. ЦОР (N 170658)
| |