1)…Есть много признаков, отличающих человека от животного. (2)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (3)Животное совсем не глупое. (4)Животное




Скачать 106.37 Kb.
Название1)…Есть много признаков, отличающих человека от животного. (2)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (3)Животное совсем не глупое. (4)Животное
Дата публикации17.01.2014
Размер106.37 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Биология > Документы


ТЕКСТ1
1)…Есть много признаков, отличающих человека от животного. (2)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (3)Животное совсем не глупое. (4)Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. (5)А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. (6)И тут у него есть две «ноги»: интеллект и совесть. (7)Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.
(8)Мы живём в очень интересное время. (9)И хотя неинтересных времён нет, бывают такие времена, в которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего не произошло. (10)А те страницы, которые полностью исписаны, посвящены часто времени, в котором жизнь ничего лёгкого не представляет. (11)Она тогда требует от человека очень многого. (12)Человек перестаёт быть винтиком, у него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. (13)Каким? (14)На это ему дана совесть, и потому его можно судить. (15)Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: «Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог…» (16)Это неправда! (17)Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. (18)А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит, у нас нет совести. (19)Совесть – это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. (20)А выбор есть всегда… (21)Выбор – вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: «Мне приказали, а что я мог сделать?» (22)«Меня привели, а вы бы сами попробовали…»
(23)Я напомню слова декабриста Пущина, друга Пушкина, сказанные им в разговоре с царём. (24)Человек, у которого руки были скованы, на вопрос Николая: как вы решились на такое дело? – отвечал: иначе я бы считал себя подлецом. (25)Этим он говорил: у меня есть совесть, есть выбор – либо эти руки в цепях, либо я сам себя буду считать подлецом. (26)История показала, что высокая нравственность декабристов помогла им перенести самые тяжкие испытания, выпавшие на их долю в Сибири.
(27)Итак, чему же учатся люди? (28)Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. (29)И только в этом случае можно говорить о культуре человека. (30)Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорблённым. (31)Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. (32)Надо вырабатывать душу. 
___________________________________________________________________________________________________________________________________________




ТЕКСТ 2
Мы ждали своих ребят из поиска. 
Никогда не забуду ее тонкое лицо, склоненное над рацией, и тот блиндаж начальника штаба дивизиона, озаренный двумя керосиновыми лампами, бурно клокочущим пламенем из раскрытой дверцы железной печки: по блиндажу, чудилось, ходили теплые волны домашнего покоя, обжитого на короткий срок уюта. Вверху, над накатами, — звезды, тишина, вымерзшее пространство декабрьской ночи, ни одного выстрела, везде извечная успокоенность сонного человеческого часа. А здесь, под накатами, молча лежали мы на нарах, и, засыпая, сквозь дремотную паутинку, я с мучительным наслаждением видел какое-то белое сияние вокруг ее коротко подстриженных, по-детски золотистых волос. 
Они, разведчики, вернулись на рассвете, когда все в блиндаже уже спали, обогретые печью, успокоенные затишьем, — вдруг звонко и резко заскрипел снег в траншее, раздался за дверью всполошенный оклик часового, послышались голоса, смех, хлопанье рукавицами. 
Когда в блиндаж вместе с морозным паром весело ввалились, затопали валенками двое рослых разведчиков, с накаленно-багровыми лицами, с густо заиндевелыми бровями, обдав студеным холодом маскхалатов, когда ввели трех немцев-языков в зимних каскетках с меховыми наушниками, в седых от инея длинных шинелях, когда сонный блиндаж шумно заполнился топотом ног, шуршанием мерзлой одежды, дыханием людей, наших и пленных, одинаково прозябших в пространстве декабрьских полей, я вдруг увидел, как она, радистка Верочка, медленно, будто в оцепеняющем ужасе, встала возле своей рации, опираясь рукой на снарядный ящик, увидел, как один из пленных, высокий, красивый, оскалив в заискивающей улыбке молодые чистые зубы, поднял и опустил плечи, поежился, вроде бы желая погреться в тепле, и тогда Верочка странно дрогнула лицом, светлые волосы от резкого движения головы мотнулись над сдвинутыми бровями, и, бледнея, кусая губы, она шагнула к пленным, как в обморочной замедленности расстегивая на боку маленькую кобуру трофейного “вальтера”. 
Потом немцы закричали заячьими голосами, и тот, высокий, инстинктивно защищаясь, суматошно откачнулся с широко разъятыми предсмертным страхом глазами. 
И тут же она, страдальчески прищурясь, выстрелила и, вся дрожа, запрокинув голову, упала на земляной пол блиндажа, стала кататься по земле, истерически плача, дергаясь, вскрикивая, обеими руками охватив горло, точно в удушье. 
До этой ночи мы все безуспешно добивались ее любви. 
Тоненькая, синеглазая, она предстала в тот миг перед нами совсем в другом облике, беспощадно разрушающем прежнее — нечто слабое, загадочное в ней, что на войне так влечет всегда мужчину к женщине. 
Пленного немца она ранила смертельно. Он умер в госпитале. 
Но после того наша общая влюбленность мальчишек сменилась чувством брезгливой жалости, и мне казалось, что немыслимо теперь представить, как можно было (даже в воображении) целовать эту обманчиво непорочную Верочку, на наших глазах сделавшую то, что не дано природой женщине. (Бондаренко)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТ 3
В казарму привезли раненого. Это был молодой матрос, которого товарищ
ударил ножом в спину. Поссорились они или, подвыпивши, не поделили
чего-нибудь - этого я не помню. У меня только осталось впечатление, что
правда на стороне раненого, и я помню, что удар был нанесен внезапно,
из-за угла. Уже одно это направляло симпатии к пострадавшему. Он
рассказывал о случае серьезно и кратко, не выражая обиды и гнева, как бы
покоряясь печальному приключению. Рана была не опасна. Температура немного
повысилась, но больной, хотя лежал, - ел с аппетитом и даже играл в
"шестьдесят шесть".
Вечером раздался слух: "доктор приехал, говорить будет".
Доктор? Говорить? Я направился к койке раненого.
Доктор, пожилой человек, по-видимому, сам лично принимающий горячее
участие во всей этой истории, сидел возле койки. Больной, лежа, смотрел в
сторону и слушал.
Доктор, стараясь не быть назойливым, осторожно и мягко пытался внушить
раненому сострадание к судьбе обидчика. Он послан им, пришел по его
просьбе. У него жена, дети, сам он - военный матрос, откомандированный на
частный пароход (это практиковалось). Он полон раскаяния. Его ожидают
каторжные работы.
- Вы видите, - сказал доктор в заключение, - что от вас зависит, как
поступить - "по закону" или "по человечеству". Если "по человечеству", то
мы замнем дело. Если же "по закону", то мы обязаны начать следствие, и
тогда этот человек погиб, потому что он виноват.
Была полная тишина. Все мы, сидевшие, как бы не слушая, по своим
койкам, но не проронившие ни одного слова, замерли в ожидании. Что скажет
раненый? Какой приговор изречет он? Я ждал, верил, что он скажет: "по
человечеству". На его месте следовало простить. Он выздоравливал. Он был
лицом типичный моряк, а "моряк" и "рыцарь" для меня тогда звучало
неразделимо. Его руки до плеч были татуированы фигурами тигров, змей,
флагов, именами, лентами, цветами и ящерицами. От него несло океаном,
родиной больших душ. И он был так симпатично мужествен, как умный атлет...
Раненый помолчал. Видимо, он боролся с желанием простить и с каким-то
ядовитым воспоминанием. Он вздохнул, поморщился, взглянул доктору в глаза
и нехотя, сдавленно произнес:
- Пусть... уж... по закону.
Доктор, тоже помолчав, встал.
- Значит, "по закону"? - повторил он.
- По закону. Как сказал, - кивнул матрос и закрыл глаза.
Я был так взволнован, что не вытерпел и ушел на двор. Мне казалось, что
у меня что-то отняли.
(Грин)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТ 4
(1)Личная жизнь талантливых людей, как правило, вызывает огромный интерес у обывателя. (2)Это любопытство обычно не одобряется общественным мнением, однако некоторые подробности творческой жизни гениев действительно помогают человеку лучше познать самого себя.
(3)Возьмём, к примеру, такое сложное понятие, как творчество. (4)Известно, что идти в творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда. (5)Существование двух типов творческой деятельности отнюдь не результат умозрительных рассуждений: наука в последние годы чётко выделяет два типа одарённых людей. (6)Существует два полюса гениальности: представителей одного можно было бы назвать гениями от природы, представителей другого -гениями от себя.
(7)Гении от природы - это Моцарт, Рафаэль, Пушкин; они творят так, как поют птицы: страстно, самозабвенно, естественно, непринуждённо. (8)Например, Иоганна Себастьяна Баха однажды спросили, трудно ли писать музыку, на что великий композитор ответил отрицательно, добавив, что главное - вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу. (9)Гении от природы, как правило, выделяются своими способностями с детских лет, и судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути.
(10)В исторической веренице гениев от себя мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего величайшим оратором Древней Греции. (11)Здесь же и гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность, и поразительный Ван Гог... (12)Многие из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных: английский писатель, политический деятель Свифт, немецкий математик, астроном, физик Гаусс считались бездарными; гениальный философ Гегель - неспособным к философии; великому Ньютону не давались точные науки, а знаменитого физика и математика Гельмгольца признавали чуть ли не слабоумным. (13)У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к самоутверждению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность.
(14)Жду от вас вопроса, который так и хочет сорваться у вас с языка: «Мы-то здесь при чём? (15)Мы-то не гении, мы обыкновенные школьники, студенты!» (16)Не спешите с выводами! (17)Ведь гении, представляющие два противоположных полюса, - это своего рода пики человеческих способностей, наглядно иллюстрирующие разный характер одаренности, способностей, ума. (18)По-моему, гении от природы -своеобразный «пик», представляющий людей эмоциональных, тогда как гении от себя - вершины взлёта рационального человеческого начала. (19)Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20)И от вашего склада ума, творческого темперамента во многом зависит умение учиться, способность в дальнейшем выстроить свою профессиональную жизнь. (21)Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.

(По В. Пекелису)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТ 5
1)Утром, бреясь перед зеркалом, с неожиданной неприязнью я увидел 
бледность на лице, морщины под глазами, которые словно улыбались кому- 
то чересчур доброжелательно, и, кривясь, вспомнил, как вчера встретился в 
дверях лаборатории с молодым удачливым профессором, делающим 
необъяснимо быструю карьеру в науке. (2) Его карьера не была определена 
особым умом или выдающимся талантом, однако он стремительно шёл в 
гору, защитил кандидатскую, уже писал докторскую, поражая коллег- 
сверстников бойким продвижением и умением нравиться начальству. 
(3)Мы не любили друг друга, едва здоровались издали, наша нелюбовь 
была и в тот момент, когда мы столкнулись в дверях, но, увидев меня, он 
молниеносно заулыбался счастливой улыбкой, излучая энергию радости, 
горячего восхищения этой внезапностью встречи, и стиснул мне руку со 
словами: 
(4)–Очень, очень рад вас видеть, коллега! (5)Только на днях прочитал 
вашу первоклассную статью об Антарктике и очень посожалел, что не 
работаем вместе над одной проблемой! 
(6)Я знал, что он лгал, ибо никакого дела ему не было до моей работы, и 
хотелось сухо ответить принятыми словами вежливости «благодарю», 
«спасибо», но я тоже заулыбался обрадованной улыбкой, затряс его руку так 
продолжительно, так долго, что показалось: его испуганные пальцы в какой-то миг попытались вывинтиться из моих пальцев, а я, тряся ему руку, 
говорил совсем осчастливленно: 
(7)–Я слышал, начали докторскую? (8)Что ж, это великолепно, не 
упускаете время, мне весьма нравится ваша серьёзность, профессор! 
(9)Я не знал, что со мной происходит, я говорил приятно-льстивые 
фразы, вроде бы под диктовку, и чувствовал, что улыбаюсь сахарнейшей 
улыбкой, ощущаемой даже лицевыми мускулами. 
(10)И это ощущение собственной собачьей улыбки, долгое трясение его 
руки и звук своего голоса преследовали меня целый день – о, как потом я 
морщился, скрипел зубами, ругал всеми словами, проклиная некоего второго 
человека внутри себя, кто в некоторых обстоятельствах бывал сильнее 
разума и воли. 
(11)Что это было? (12)Самозащита? (13)Благоразумие? (14)Инстинкт 
раба? (15)Молодой профессор не был талантливее, не был умнее меня, кроме 
того, занимал положение в институте, зависимое от исследований моей 
лаборатории, а она нисколько не зависела от его работы. (16)Но почему с 
таким сладострастным упоением я тряс руку этому карьеристу и говорил 
приятные фальшивые слова? 
(17)Утром, во время бритья разглядывая своё лицо, я вдруг испытал 
приступ бешенства против этого близкого и ненавистного человека в зеркале, 
способного притворяться, льстить, малодушничать, как будто надеялся 
прожить две жизни и у всех проходных дверей обезопасить весь срок земной.

Юрий Васильевич Бондарев

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТ 6
(1)Мальчики и девочки в свои семнадцать лет сейчас почти всегда выглядят как взрослые «дяди» и «тёти», а чуть копни глубже -часто ну такая неподготовленность к взрослой жизни: безответственность (неумение и нежелание отвечать за свои поступки), пассивность, чёрствость, бездушие... (2)Но откуда всё это вдруг берётся? (3)Да и берётся ли вдруг? (4)Часто приходится слышать: современная молодёжь горя не видела... (5)И это ставится чуть ли не в упрёк. (6)А разве только при виде горя люди становятся добрее? (7)Разве не радом с прекрасными бабушками, дедушками, мамами, папами, не рядом с прекрасными близкими людьми вырастают эти носители чёрствости, бездушия, у которых доброта есть где-то внутри и у которых она часто в зачаточном состоянии? (8)Будет ли она со временем развиваться? (9)И не пытались ли родные своими делами отгородиться от подростка, как бы говоря: вот тебе всё, что необходимо, вот одежда, обувь, еда, вот тебе деньги, - только будь таким, каким мы хотим тебя видеть, и не причиняй нам хлопот... (10)Разве может возвысить человека такое «добро» - сначала отправить учиться своё чадо в «престижную» школу, «престижный» вуз, а отдыхать только на «престижный» курорт, а потом напоминать об этом при каждом удобном и неудобном случае? (11)Вот, мол, бери, пользуйся, но помни... (12)Вряд ли такое «добро» сделает добрее. (13)Скорее будет наоборот. (14)И ещё. (15)Дети получают в школах, «престижных» и обычных, необходимые знания: по математике, физике, литературе -много всего. (16)Детей учат музыке, рисованию. (17)Дети занимаются спортом - их учат быть сильными, красивыми. (18)А вот доброте, сочувствию (умению вместе чувствовать, сопереживать), такту, ответственности, наконец, могут научить только близкие люди. (19)Не формально близкие, а те, кому веришь безоговорочно, кто понимает тебя, кто не только хочет видеть тебя настоящим Человеком, но и растит в тебе этого Человека. (20)...Однажды мой сын спросил у одного из своих друзей, почему его мама не попыталась устроить свою личную жизнь. (21)Тот чуть ли не возмущённо ответил: «Но у неё есть я!..» (22)Он принимал как должное то, что его молодая, красивая, добрая мама не имеет права ни на какую больше жизнь, кроме заботы о нём, тревоги за него. (23)Сейчас, спустя десять лет, друг сына уже женат, у него своя семья, своя, отдельная от матери, жизнь. (24)Он получил от близкого человека всё, что ему было нужно. (25)Но оправдана ли была та материнская жертва? (26)Он никогда об этом не задумывался. (27)Его этому не научили. (28)Страшно, когда человек остаётся в душевном одиночестве. (29)Почему-то, когда нет веры в кого-то одного, когда нет близкого умного друга, постепенно теряешь веру в остальных людей. (ЗО)Подростку, который остаётся в одиночестве, ещё тяжелее. (31)Может быть, он не будет злым, жестоким. (32)Но и добрым он не будет.

(По А. Лиханову)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТ 7
(1)Мне случалось встречать Константина Георгиевича Паустовского. (2)И тогда он всегда вспоминал Женю. (3)Женю Разикова, который был хорошим товарищем в походе и оказался смелым солдатом на войне. (4)Женя Разиков погиб на фронте - погиб, выручая товарищей. (5)Но тогда до войны ещё было далеко - целых пять лет. (6)Мы сидели у костра, и Женя читал Багрицкого. (7)А потом мы спросили флагмана - Константина Георгиевича Паустовского, любит ли он Багрицкого. (Мы его спрашивали про стихи Багрицкого, а он стал рассказывать о самом Багрицком. (9)Оказывается, что он его хорошо знал и даже был с ним дружен. (10)Я не всё запомнил, что он рассказывал нам тогда про Багрицкого. (11)И я расскажу только про то, чего не могу спутать с прочитанным позднее. (12)Не могу спутать, потому что сразу вслед за этим наш флагман устроил нам экзамен. (13)Этого экзамена мы не выдержали. (14) А те экзамены, на которых проваливаешься, помнишь гораздо дольше, чем те, на которых всё проходит благополучно. (15) Наш флагман сказал, что Багрицкий не любил, когда в стихах говорят «птицы», или «деревья», или «травы». (16)Поэт и писатель каждое дерево, каждую птицу должны узнавать в лицо и знать по имени. (17)Вот тут-то и был устроен нам экзамен. (18)И оказалось, что мы не знали, как называются растения с малиновыми соцветиями у берега заводи, где был наш бивак. (19)И никто не знал, что стрелолист называется стрелолистом. (20)Мы не различали по виду и не знали по имени ни дикую рябинку - пижму, ни окопник, ни крестовник. (21 )И даже опасное растение - ядовитый вех -был нам неизвестен. (22)Почти все деревья были для нас, городских ребят, просто деревьями, все кусты - просто кустами, все цветы - просто цветами. (23)А их было сотни разных. (24)Научиться узнавать растения и помнить их имена было трудно. (25)Сколько же нужно учиться этому! (26)Однажды наш флагман услышал от местного рыбака название кустарника, который рос на берегу около омута, - «свидина». (27)И записал его. (28)Выходит, что есть вещи, которые нужно узнавать всю жизнь. (29)Лес и реку. (30)Поле и луг. (31)3емлю и небо. (32)Облака на небе днём и звёзды на небе ночью тоже имеют свои лица и свои имена. (33)И их тоже нужно знать. (34)Особенно тому, кто собирается писать. (35)Тому, кто не собирается, тоже, если ...
(Львов)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1)…Есть много признаков, отличающих человека от животного. (2)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (3)Животное совсем не глупое. (4)Животное iconПроективная методика «Несуществующее животное» (автор – Дукаревич М. З.)
Инструкция: придумайте и нарисуйте животное, которое не существует в природе и дайте ему название

1)…Есть много признаков, отличающих человека от животного. (2)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (3)Животное совсем не глупое. (4)Животное iconСтарая кошка
Ошибки человека становятся для животного источником страданий. И человек, утирая слезы, несет дряхлое животное усыплять. Но ни на...

1)…Есть много признаков, отличающих человека от животного. (2)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (3)Животное совсем не глупое. (4)Животное iconПодготовка к сочинению мое любимое животное
...

1)…Есть много признаков, отличающих человека от животного. (2)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (3)Животное совсем не глупое. (4)Животное iconКакое другое животное, кроме Лошади, так подходит для 2014 года, года Олимпиады в Сочи!?
Какое другое животное, кроме Лошади, так подходит для 2014 года, года Олимпиады в Сочи!? Ведь именно Лошадь спортивна, красива, азартна,...

1)…Есть много признаков, отличающих человека от животного. (2)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (3)Животное совсем не глупое. (4)Животное iconМногие семьи для того, чтобы доставить удовольствие своему ребенку,...
Что такое декоративные кролики: уход и содержание животного в домашних условиях — вопросы, требующие от владельца немалых знаний,...

1)…Есть много признаков, отличающих человека от животного. (2)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (3)Животное совсем не глупое. (4)Животное iconТекст 1
Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. (5)А человек всегда находится в непредвиденной...

1)…Есть много признаков, отличающих человека от животного. (2)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (3)Животное совсем не глупое. (4)Животное icon-
Питаться каждому из нас, питаться семье, питаться целой стране. При этом человек может хорошо есть и неплохо выглядеть, но если у...

1)…Есть много признаков, отличающих человека от животного. (2)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (3)Животное совсем не глупое. (4)Животное iconИсследовательская работа по русскому языку на тему: «Сорока»
Поселяется на опушках лесов, парках, возле жилья человека в сельской местности. Живет сорока парами, которые сохраняются и в зимнее...

1)…Есть много признаков, отличающих человека от животного. (2)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (3)Животное совсем не глупое. (4)Животное iconПедагог: Далеко, за семью морями, за горами и лесами, поселилось,дети,...

1)…Есть много признаков, отличающих человека от животного. (2)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (3)Животное совсем не глупое. (4)Животное iconТак говорится в сочинении, которое приписывали мученику Иустину Философу....
В библейской антропологии мы этого не встретим. В библии, правда, встречается нравственное обличение человека в грехе, который унижает...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница