Скачать 54.25 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» Открытый урок по обучению грамоте Тема урока: Звук [ж]. Буква Ж ж. Автор: Федулова Татьяна Павловна, учитель начальных классов МЕЖДУРЕЧЕНСК -2013 год Тема урока: Звук [ж]. Буква Ж ж. Цели: а) знакомство со звуком [ж] и буквой ж, обозначающий этот звук; б) развитие фонематического слуха и умений различать в словах звук [ж]; в) раскрытие особенности звука [ж], как твердого звука, не имеющего парного мягкого звука; г) формирование умений читать слова с буквой ж. ^ I. Организационный момент Вот звенит для нас звонок, Начинается урок. Ровно встали, подтянулись И друг другу улыбнулись. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. ^ Игра «Доскажи словечко» Солнце светит очень ярко, бегемоту стало …(жарко) А рядом бегемотики схватились за …(животики) Вяжет мама длинный шарф, потому что сын…(жираф) - Ребята, скажите, что общего во всех названных вами словах? С какого звука они начинались? - Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (будем изучать звук [ж], познакомимся с буквой, обозначающий этот звук, будем читать слоги, слова и тексты с этой буквой) III. Работа над новым материалом. - Отгадаем загадку: Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук) Слайд 1 (рисунок жука) - Составляем схему к слову жук (составление схемы на доске и одновременно в тетрадях) - Отгадаем вторую загадку: Не зверь, не птица Всех боится. Наловит мух – И в воду плюх. (Жаба.) Слайд 2 (рисунок жабы) - Что вы знаете о жабе? (выслушиваются ответы детей) Сообщение учителя. Ученые, которые исследуют слова, установили, что слово «жаба» означает большеротая, большегубая. Жаба внешним видом напоминает лягушку и относится к земноводным животным, т.к. может жить и на суше и на воде. Кожа у жабы сухая, пупырчатая и может быть покрыта едкими выделениями. Поэтому после прикосновения к коже жабы нужно обязательно мыть руки. Не смотря на свой неприятный внешний вид, жаба приносит пользу человеку, поедая слизней, которые вредят посевам. - Из предложенных на доске схем найдите схему, подходящую к слову жаба. Объясните свой выбор. ^ Слайд 3 ( рисунки жука и жабы) - С какого звука начинаются слова жук и жаба? - Охарактеризуйте звук [ж] (согласный, звонкий, твердый) ^ - Задание. Если слово начинается со звука [ж] – хлопаем в ладоши, если же с другого звука – руки поднимаем. - Учитель называет слова: зонт, жук, зебра, заяц, желуди, зеркало, журнал. Слайд 4. (рисунки предметов: зонт, жук, зебра, заяц, желуди, зеркало, журнал) - По каким признакам можно эти слова разделить в 2 группы? - Можно ли эти слова разделить в 3 группы? Назовите признак. (По количеству слогов) - Назовите слова, которые начинаются со звука [з]. (Выставляется звуковичок [з]) - Назовите слова, которые начинаются со звука [ж]. (Выставляется звуковичок [ж]) - Чем они похожи и чем различаются? О чем нам рассказывают башмачки звуковичков? (Звук [з] бывает и твердым и мягким, а звук [ж] – только твёрдым) - Сделаем вывод. Звук [ж] бывает только твёрдым. ^ - Звук [ж] обозначается буквой Ж ж (Вывешивается образец написания печатной и письменной буквы Ж ж) - На что похожа буква Ж ж? - Прочитать стихотворение, напечатанное на доске. (стихотворение читает хорошо читающий ученик) Эта буква широка И похожа на жука. И при этом, точно жук, Издаёт жужжащий звук. - Чтобы прочитать эту букву, надо назвать звук, который она обозначает. ^ Упражнения в чтении слогов с буквой ж (чтение слогов производится в сравнении чтения слогов с буквой з, обращается внимание на чтение слогов с гласными, обозначающими мягкость согласных)
^ 1) чтение слогов, взаимопроверка в парах 2) Работа над текстом «Жук и жаба» - словарная работа со словами из текста, напечатанными на доске: по-стро-ил, сде-лал, при-ска-ка-ла, по-смо-тре-ла - самостоятельное чтение текста «Жук и жаба» (жужжащее чтение), перед чтением заданы вопросы: Почему жук бросил свой домик? Кому понравилось жить в домике и почему? - коллективное чтение текста (чтение цепочкой) - анализ текста - задание: продолжить текст. 3) Чтение текста «Кто где живет?» - В каких местах могут жить различные животные? - Как можно назвать место, где кто-то живет? (дом, жилище) - С какого звука начинается слово жилище? ^ - Что вы сегодня узнали об этом звуке и букве, обозначающей этот звук? -Давайте еще раз вспомним все то, о чем мы говорили на уроке и выполним задания на компьютере (включается электронное приложение к учебнику) - Ребята, скажите, а какой праздник скоро мы будем отмечать? - Что является символом этого праздника? - Какими игрушками вы дома украшаете ёлку? - Сегодня мы тоже украсим ёлку новогодними шарами. Но шары необычные, они нам расскажут о вашем настроении, которое было у вас на уроке. (дети прикрепляют к плакату с изображением ёлки кружки: красные – это хорошее настроение на уроке, желтые – это было скучно на уроке) |
![]() | Это какая буква? (Печатная.) А если надо что-то написать, то какая буква потребуется? (Строчная.) | ![]() | Оборудование: касса букв и слогов, фишки для составления схем, таблица с цветными кружками, таблица с буквами ж и ж, таблица с буквами,... |
![]() | Прозвенел звонок, начался урок. Звук звонка передал вам информацию о начале урока. С помощью звуков можно передать и красоту природы... | ![]() | Цель урока: Ознакомить учащихся с обозначением на письме гласного звука [а] специальными значками – буквами А,а |
![]() | Цели: 1 Познакомить с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д],[д'], учить давать характеристику звукам | ![]() | Подготовила: Явтуховская Наталия Степановна, воспитатель мбдоу «Детский сад «Кораблик» поселка Провидения» |
![]() | Цели урока: Закрепить знания о звуке [ч′], учить образовывать однокоренные слова | ![]() | Семинар по преемственности в работе детского сада и школы «Адаптация первоклассников» |
![]() | Кулакова Н. Г. – учитель начальных классов мбоу «Черновская средняя общеобразовательная школа им. А. С. Пушкина» | ![]() | Литература: Поурочные планы по обучению грамоте 1кл С. А. Левина, М. М. Тургаева; «Русская азбука» В. Г. Горецкий и др |