Литература 14 Информационная карта проекта Полное название проекта «Комнатные растения для оздоровления организма»




Скачать 151.56 Kb.
НазваниеЛитература 14 Информационная карта проекта Полное название проекта «Комнатные растения для оздоровления организма»
Дата публикации09.06.2014
Размер151.56 Kb.
ТипЛитература
lit-yaz.ru > Биология > Литература
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

КОНДИНСКИЙ РАЙОН

ПГТ МЕЖДУРЕЧЕНСКИЙ

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

Проект
Автор проекта: Чекан С. С.
2013

Содержание:


п/п




стр.

1.

Информационная карта проекта

3

2.

Введение

4

3.

Проблема, на решение которой направлен проект

4

4.

Актуальность

4

5.

Новизна

5

6.

Цель проекта

5

7.

Задачи проекта

5

8.

Механизм реализации проекта

6

9.

Краткое содержание проекта.

7

10.

Результаты работы проектной деятельности

12

11.

Практическая значимость

13

12.

Перспективы развития

13

13.

Литература

14


^ Информационная карта проекта



Полное название проекта


«Комнатные растения

для оздоровления организма»

Вид проекта

Исследовательско - творческий


Продолжительность

1 месяц


Тип проекта


краткосрочный

Цель проекта

Проект предполагает ознакомление детей с комнатными растениями, их лечебными свойствами

Автор проекта

Чекан Светлана Степановна

Чернышева Надежда Александровна

Участники

дети старшей группы

воспитатели

родители

педагог по изодеятельности


Место проведения


МБДОУ детский сад «Сказка»



Введение
Жизнь человека связана с природой, а значит, и с жизнью растений.

Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища. Обычай украшать жилище растениями, возможно, возник в стране с резко выраженной сменой времён года, чтобы задержать дома зелёный островок живой природы. Ведь это и красиво и полезно для здоровья!

Красотой форм, окраской, благоуханьем они благотворно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение, гасят нервозность. Растения – санитары жилых помещений. Они поглощают пыль,

Очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микроорганизмы. Свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания.
^ Проблема, на решение которой направлен проект
Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, мотивации на здоровый образ жизни. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Участие детей и родителей в проекте будет способствовать формированию понимания, что здоровье – главная ценность жизни человека, развитию интереса к оздоровлению собственного организма силами природы, созданию в среде, окружающей ребенка условий, способствующих повышению защитных сил организма, его работоспособности.

^ Актуальность проекта

На начало работы по проекту нами было проведено анкетирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Проведенное исследование показало, что большинство детей допускали ошибки

в названиях цветов. Затруднялись назвать лекарственные растения, рассказать об их полезных свойствах. Не могли аргументировать свой выбор (лекарственные растения и комнатные растения).
Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, нами был разработан и запущен исследовательско - творческий проект «Комнатные растения для оздоровления организма» для детей старшего дошкольного возраста.
^ Новизна
Получение знаний детьми старшей группы через проведение экспериментальной деятельности.
Цель проекта
Создать условия для ознакомления детей с комнатными растениями; их лечебными свойствами; познакомить детей с фитонцидами – веществами, вырабатываемыми растениями, помогающими оздоровлению окружающей среды, человека.
Задачи:


    • Дать детям представление о значении растений в жизни человека; познакомить с лекарственными растениями, их полезными свойствами; уметь различать и называть их.

    • Формировать представление о роли комнатных растений в очищении воздуха от веществ, вредных для здоровья человека. Познакомить со способами лечения простуды, исцеления ран.

    • Систематизировать знания об основных потребностях комнатных растений (полив, удаление пыли, рыхление).

    • Учить выбирать вид ухода, необходимые инструменты, для ухода за комнатными растениями.

    • Воспитывать бережное отношение к растениям, ответственность за развитие и жизнь комнатных растений.

    • Развивать любознательность, стремление к выполнению оригинальных творческих работ.

    • Обогащать и активизировать словарь детей.

    • Способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами



Механизм реализации проекта
Продолжительность проекта - 1 месяц
Участники проекта:

    • Дети старщей группы;

    • Воспитатели;

    • Родители;

    • педагог по изодеятельности;


Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный (организационный)
- Анкетирование по теме проекта

- Разработка проекта

- Изучение научно-методической литературы.

- Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов

о комнатных растениях, о лечебных их свойствах, загадок;

^ II этап – основной (практический)

- Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды;

- Организация и проведение образовательной деятельности по реализации

содержания проекта.

- Привлечение педагогов и родителей для реализации проекта;
^ III этап – заключительный (итоговый)
- Итоговое анкетирование по теме проекта;

- Анализ и систематизация результатов работы, подведение итогов;

- Презентация проекта;

- Размещение материалов на сайте ДОУ.

Краткое содержание проекта

Работа с детьми

Реализация проекта предполагает:

  • Развитие познавательных процессов;

  • Творческих способностей детей;

  • Расширение и обогащение словаря;

  • Интеграцию образовательных областей: «Здоровье», «Социализация»,

«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание»,

«Художественное творчество», «Труд», «Музыка», «Физическая

культура»;

  • Разнообразие форм работы.

Познавательная деятельность детей

  • Образовательная деятельность:

  • «Комнатные растения – наши друзья»;

  • «Лекарственные растения»;

  • «Зелёная аптека природы»;

  • «Зачем человеку растения».




  • Познавательные беседы:

  • «Комнатные растения-друзья или враги?»

  • «Растения в нашей жизни»;

  • «Помоги растениям»;

  • «Расскажи Незнайке о комнатных, лекарственных растениях»;

  • «Уход за комнатными растениями»;

  • «Растения, которые нас лечат».




  • Беседы - обсуждения:

  • «Что необходимо растениям для жизни?»;

  • «Как поливать комнатные растения?»;

  • «Как дети с родителями заботятся о комнатных растениях?»;




  • Экскурсия в зимний сад




  • Решение проблемных ситуаций:




  • «Если долго не поливать цветы-листочки увядают, цветы падают»




  • Занимательные опыты и эксперименты:

  • «Почему кожа рук и лица стали чище и мягче?»

  • «Как быстро вылечить насморк?»

  • «Как помочь горлу?»


Коммуникация

  • Заучивание и чтение стихотворений о растениях;

  • Знакомство с детскими литературными произведениями:

  • А. Барто «Я расту»; Мы с Тамарой санитары»;

  • С. Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», «Грипп»;

  • отрывки из произведений про дядю Степу, в которых отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей;

  • К. Чуковский «Доктор Айболит».

  • Чтение научно-популярной и художественной литературы по теме;

  • Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок;

  • Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением комнатных, лекарственных растений.

Художественное творчество

  • Изготовление цветов из бумаги;

  • Аппликация «Фиалка», «Традесканция»;

  • Лепка «Кактус»;

  • Рисование красками, карандашами, мелками комнатных, лекарственных растений;

  • Конструирование цветов из мозайки.

Игровая деятельность

  • Дидактические игры:

  • «Где спряталась матрёшка?»;

  • «Что изменилось?»;

  • «Найди такое же»;

  • «Угадай растение по описанию»;

  • «Опиши, я отгадаю»;

  • «Чего не стало»;

  • «Найди растение по названию»;

  • «Что сначала, что потом?;

  • «Кто посадил цветы»;

  • «Цветы: «Хорошо-плохо»;

  • «Что ты знаешь о …»;

  • «Чтобы не болеть надо…»;

  • «Что было бы, если бы…»;

  • «Путаница».




  • Сюжетно-ролевые игры:

  • «Цветовод»;

  • «День рождения»;

  • «Цветочный магазин»;

  • «Семья»;

  • «Аптека»;

  • «Больница».




  • Подвижные игры:

  • «Собери цветок из лепестков»;

  • «Живая клумба»;

  • «Мы цветы»;

  • «Волшебная палочка»;

  • «Укрась цветами ковёр».


Театрализованная деятельность

  • Драматизация, постановка спектакля «Король цветов – кактус»;

  • Кукольный театр «Маша и цветы»;

  • Творческая инсценировка отрывков из произведения «Доктор Айболит».


Музыка

  • Слушание «Вальс цветов» и «Времена года» П. И. Чайковского

Труд

  • Работа в «уголке по уходу за комнатными растениями»

Работа с родителями.




п/п

Содержание работы

Сроки проведения

1.

Оформление странички портфолио

«Цветы в нашем доме»

3-4 недели

2.

Сбор информации о семейных народных рецептах

1-4 недели

3.

Создание книги семейных рецептов

«Зеленая аптека природы»

4 недели

4.

Консультации:

«Комнатные растения»

«Ребёнок растёт здоровым»

«О комнатных растениях, очищающих воздух»

1 -4 недели

5.

Оформление выставки детских творческих работ


4 неделя


Результаты работы проектной деятельности:

Дети:

  • Повысился уровень сформированности системы знаний о значении растений в жизни человека.

  • Знают растения, обладающие лечебными свойствами;

  • Владеют навыками правильного ухода и бережного отношения к комнатным растениям


Родители:

  • Укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

  • 80% родителей проявили активность в реализации проекта


Педагоги:

  • Повышен уровень экологических знаний

  • Обогащение предметно-развивающей среды группы

  • Укрепление связи с родителями



Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, их лечебных свойствах, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе.

Мы считаем, что этот проект необходим. Он воспитывает любовь и бережное отношение к природе, к комнатным растениям и поможет всем участникам проекта применять народные средства лечения лекарственными растениями, что способствует оздоровлению организма.
Перспективы развития:

  • Обмен опытом работы по проекту с педагогами ДОУ

  • Презентация проекта на родительском собрании

  • Публикация проекта на сайте ДОУ


Литература:


  1. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой.

  2. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада.

  3. Дамашева Т. Комнатные растения – спутники нашей жизни // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 7.

  4. Организация деятельности уголка природы. Старшая группа/Сост.П.Г. Федосеева.

  5. Всё о комнатных растениях. Москва 2012 г.

  6. Уход за растениями. Москва 2006 г.

  7. Кактусы. Москва 2006 г.

  8. Пеларгонии. Москва 2006 г.

  9. Лечение каланхоэ. Москва 2010 г.

  10. Комнатные растения. «Омега» 2005 г.

  11. Узамбарские фиалки. Москва 2006 г.

  12. Бегонии. Москва 2006 г.


На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:
- подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;
- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры; 
- адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе; 
- разработаны занятия разных видов (первично-ознакомительные, углубленно - познавательные, интегрированные);
- проведена игра с детьми на разрешение противоречий «Цветы: хорошо – плохо»; 
- подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты;
- проведены консультации с родителями с целью включения их в проектную деятельность.
Считаем, что правильно организованная предметная экологическая среда несет в себе огромную ценность и определенным образом воздействует на ребенка, оказывает большое значение на воспитание экологической культуры у дошкольников. Обдумывая интерьер группы, мы постарались создать атмосферу тепла, красочности, удобства и уюта, где ребенок чувствует себя хорошо и комфортно. Все пространство группы разделили на небольшие мини - центры:
- уголок природы с наличием разнообразных комнатных, лекарственных растений
- центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей;
- центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания; 
- книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки; 
- игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре. 
При создании экологической среды в группе учитывались возраст детей, особенности физического и психического развития, познавательная активность, в том числе и двигательная, поэтому середина группы остается полностью свободной. 
Родители наших воспитанников приняли активное участие в реализации проекта. Мы познакомили их с целью и основными задачами проекта 


    • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Растения, которые нас лечат», пословиц, изречений о здоровье.

    • Рассматривание иллюстраций в книгах, наблюдение за комнатными растениями.

    • Знакомство с литературными произведениями: А. Барто «Я расту», Мы с Тамарой санитары»; С. Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», «Грипп», отрывки из произведений про дядю Степу, в которых отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей, К. Чуковский «Доктор Айболит». Творческая инсценировка отрывков из произведения «Доктор Айболит».

    • Сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Больница».

    • Дидактические игры: «Что ты знаешь о…», «Чтобы не болеть надо…», «Что было бы, если бы…», «Путаница».

    • Проведение консультаций для родителей: «Ребенок растет здоровым», «О комнатных растениях, очищающих воздух».


    • Интегрированные занятия «Лекарственные растения», «Наши комнатные растения», беседы с детьми по теме с использованием игр и упражнений для развития самостоятельной мыслительной деятельности. Накопление информационной базы по изучаемой проблеме.

    • Составление рассказов «Если я заболел…»

    • Сбор детьми информации о семейных народных рецептах.

    • Создание книги семейных рецептов «Зеленая аптека природы».

    • Проведение домашней фотосъемки на тему «Мои комнатные растения».

    • Презентация проектов «Комнатные растения для нашего оздоровления».

    • Организация выставки проектов детей.

    • Коллективная работа в детском саду: оформление стенгазеты

На протяжении проекта в природный уголок вносились привлекательные комнатные цветы, лекарственные растения, которые доступны и просты в уходе. В процессе наблюдений знакомили детей с их названиями (герань, фикус, хлорофитум, бегония и пр.), строением и другими характерными особенностями.
Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни. 
Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, ставя перед ними следующие задачи: 
- Как доказать, что растениям нужен свет?
- Нужно ли растениям тепло?
- Предскажите, что получится, если растения оставить без воды? и т. д. 
Решение задач осуществляли в двух вариантах:
а) дети проводили эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретали новые знания;
б) дети вначале предсказывали результат, а затем проверяли, правильно ли они мыслили. 
Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, мы стремились к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности. 
Полученные в процессе экспериментирования наблюдения, впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности, в совместном сочинительстве «Сказки о цветах», в драматизации, постановка спектакля «король цветов-кактус». В группе были проведены конкурс рисунков «Мой любимый цветок», выставка букетов «Вальс цветов», «Бумажная оранжерея». 


На заключительном этапе был проведен праздник «Бал цветов», где дети совместно с родителями выбирали и изготавливали костюмы любимого цветка из бросового и подручного материала, потом представляли его на празднике в интересной форме (стихи, песни, танец и т.д.). На протяжении всего бала дети, участвуя в конкурсах, играх, импровизациях, показали хорошие знания о садовых и комнатных растениях, выражали свое отношение к цветам.
Проведенное в конце проекта анкетирование показало положительные результаты. Большинство детей называют комнатные растения, умение ухаживать за ними. Знают лекарственные растения их лечебные свойства. ????

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 14 Информационная карта проекта Полное название проекта «Комнатные растения для оздоровления организма» iconПроекта
...

Литература 14 Информационная карта проекта Полное название проекта «Комнатные растения для оздоровления организма» iconИнформационная карта проекта
Участники проекта: дети старшей группы, родители и родственники, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный педагог по физической...

Литература 14 Информационная карта проекта Полное название проекта «Комнатные растения для оздоровления организма» iconПроект «Мама». Средняя группа «Родничок» Информационная карта проекта
...

Литература 14 Информационная карта проекта Полное название проекта «Комнатные растения для оздоровления организма» iconПроекта
Комнатные растения и цветы неотъемлемая часть интерьера в современном доме. Многие из нас поняли, что наличие домашних растений и...

Литература 14 Информационная карта проекта Полное название проекта «Комнатные растения для оздоровления организма» iconИнформационная карта проекта
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей

Литература 14 Информационная карта проекта Полное название проекта «Комнатные растения для оздоровления организма» iconНазвание проекта
Название проекта славянская радуга (праздник-фестиваль, посвящённый Дню славянской письменности и культуры)

Литература 14 Информационная карта проекта Полное название проекта «Комнатные растения для оздоровления организма» iconНазвание проекта
Название проекта славянская радуга (праздник-фестиваль, посвящённый Дню славянской письменности и культуры)

Литература 14 Информационная карта проекта Полное название проекта «Комнатные растения для оздоровления организма» icon1 Паспорт проекта развития Полное наименование проекта
Проблемный анализ результатов учебно-воспитательного процесса, основных способов их достижения

Литература 14 Информационная карта проекта Полное название проекта «Комнатные растения для оздоровления организма» iconМетодические рекомендации «Памятка для тех, кто пишет проекты»
Аннотация проекта (краткое содержание проекта, его история осуществления, общее количество участников проекта (география участников...

Литература 14 Информационная карта проекта Полное название проекта «Комнатные растения для оздоровления организма» iconНазвание проекта
В данном разделе опишите деятельность компании-бенефициара и объясните как можно более кратко необходимость и основные предпосылки...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница