Конспект урока по теме: "Витамины" Материал разработала и прислала: Осташова Елена Витальевна,
студентка СГУ 245 гр химико-биологического факультета,
ГОУ ВПО "Сыктывкарский государственный университет",
г. Сыктывкар
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»
Химико-биологический факультет
Кафедра экологии
^
по теме
“Витамины ” (8 класс)
Исполнитель:
Студент СГУ 245 гр.
Осташова Елена Витальевна
___________________
Сыктывкар, 2007 г.
^ “Витамины” Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов и их влияние на организм; сформировать у учащихся представление гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе. ^
Образовательная – сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах.
Развивающие - развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умения обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы.
Воспитательные – научить применять теоретические знания на практике, сформировать понимание сложности влияния различных биологически активных веществ, в том числе и витаминов, на организм человека. ^ : словесный с применением наглядности.
Тип урока и форма его организации – урок изучения нового материала. Оборудование: учебники, тетради, таблицы ^
Организационный момент (1-2 мин.)
Подготовка к восприятию новых знаний (1-2 мин.)
Изучение нового материала (30 мин.)
Закрепление изученного материала – биологический диктант (5-7 мин.)
Организованный конец урока (1 мин.). ^
Этапы урока
| Содержание урока
| Деятельность учителя и учащихся
| Организационный момент (1-2 мин.)
| Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Елена Витальевна. Я буду проводить сегодня у вас урок. На уроке мы познакомимся с основными витаминами, заполним таблицу и в конце урока проведем биологический диктант. Так что будьте внимательны!
| Учитель оценивает готовность учащихся к работе. Учащиеся стоя приветствуют учителя. Учитель здоровается с учащимися и предлагает им сесть.
| Подготовка к восприятию новых знаний (1-2 мин.)
| Откройте свои тетради, запишите на полях сегодняшнее число, в центре листа “Классная работа” и тему урока - “Витамины”.
| Учащиеся открывают тетради и записывают в центре листа: Классная работа, “Витамины”, на полях сегодняшнюю дату.
| Изучение нового материала (30 мин.)
| Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.
Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям.
В настоящее время известно более 25 dитаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита A, B, C, D и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы – B1, B2, B12 и др. Нехватка ведет к гиповитаминозам, избыток – к гипервитаминозам (табл.)
| Учитель диктует определения. Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя. Записывают определения.
|
| Рассмотрите предложенные вам таблицу и ответьте на вопрос: почему нельзя использовать витаминные препараты вместо конфет, хотя многие из них обладают приятным вкусом?
Если в пище отсутствует хотя бы один витамин, нарушается вся цепочка обменных реакций. Избыток витаминов приводит к чрезмерному ускорению обменных процессов или направляет их по другому пути. В обоих случаях происходит нарушение обмена веществ. Как мы видим из приведенной таблицы, недостаток или избыток витаминов оказываются небезразличными для нашего здоровья. Полное отсутствие витамина обозначают термином авитаминоз.
Вывод: для восполнения суточной потребности в витаминах нужно съедать очень много натуральных продуктов или принимать искусственные витамины, но необходимо помнить при этом, что витамины – это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя.
| Ученики изучают и анализируют таблицу. Совместно с учителем делают соответствующие выводы.
|
| Рассмотрим некоторые примеры влияния витаминов на организм человека и заполним таблицу. Разделите лист тетради на три столбца. В первом мы будем указывать название витамина, во втором – его описание, а в третьем – продукты, в которых он содержится.
Все витамины делятся на жирорастворимые и водорастворимые. Рассмотрим сначала водорастворимые.
Витамин С или аскорбиновая кислота. Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.
При недостатке развивается и заболевание - цинга. Ребята, а кто сможет объяснить, чем характеризуется болезнь цинга?
Ребята: Общей слабостью, утомляемостью, поражением стенок кровеносных сосудов, кровоточивостью и разрыхлением десен, расшатыванием и выпадением зубов.
Молодцы! Следует отметить, что витамин С разрушается при длительной варке и при длительном хранении овощей.
Витамин С содержится в плодах шиповника, капусте, картофеле, грейпфрутах, петрушке, щавеле.
^ Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке развивается болезнь бери-бери. А кто сможет объяснить, в чем выражается болезнь бери – бери?
Ребята: параличи и атрофия мышц, поражение нервной системы, нарушение работы кишечника.
Витамин В1 содержится в печени, орехах, яйцах, зеленом горошке, отрубях.
У многих из нас хоть иногда возникали трещины или "заеды" в уголках рта, - это как раз и является причиной недостатка витамина В2. Итак, записываем - Витамин В2 – рибофлавин. Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта. А кто знает, что это за болезнь?
Ребята: Катаракта-помутнение хрусталика.
Заполняем третий столбец: витамин В2 содержится в печени, молоке, дрожжах, томатах, бобовых.
^ Участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. При недостатке - анемия (малокровие), судороги. Содержится в курином мясе, орехах, хлебе из муки грубого помола, бананах.
^ Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия. Содержится в мясе, печени, рыбе.
^ Регулирует кровообращение и уровень холестерина.
При недостатке – пеллагра.
Кто нам расскажет про эту болезнь?
Ребята: Пеллагра- воспаление кожи, понос, разрушение слизистой кишечника, нарушение нервных функций, слабоумие.
Обычно, к пеллагре приводит длительное голодание.
Этот витамин содержится в арахисе, рисе, отрубях, зернах ячменя.
Итак, мы рассмотрели основные жизненно необходимые водорастворимые витамины, переходим к жирорастворимым.
Витамин А. Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой. При недостатке развивается "куриная слепота". А что это за болезнь? Ребята: снижение способности видеть в темноте.
Витамин А содержится в мясе, молоке, печени, рыбьем жире, яичном желтке, моркови, помидорах.
Еще раз оговоримся, что витамин А является жирорастворимым витамином, поэтому свое полезное воздействие оказывает только при употреблении с растительным и сливочным маслом, сметаной, майонезом.
Витамин D. Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.
При недостатке – рахит. Рахит это заболевание, возникающее только в детском возрасте, характеризующееся необратимыми
изменениями костного скелета, что приводит к искривлению ног, неправильному развитию грудной клетки, костей черепа. Взрослых витамин Д предохраняет от переломов и размягчений костей. Наш организм сам способен к выработке витамина Д под влиянием ультрафиолетовых лучей.
Витамин D содержится в рыбьем жире, сливочном масле, сливках, яичном желтке.
Витамин Е.Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.
Он важен для поддержания энергетического баланса. Поэтому витамин Е чрезвычайно необходим тем, кто занимается силовыми тренировками.
При недостатке - дистрофия мышечной ткани.
Содержится в оливковом, кукурузном, подсолнечном маслах, арахисе.
Витамин К. Регулирует свертываемость крови.
При недостатке – носовые кровотечения. В норме витамин К способен вырабатываться в кишечнике, под действием кишечных бактерий, поэтому возможен гиповитаминоз при длительном использовании некоторых антибиотиков, которые изменяют состав кишечной микрофлоры.
Витамин К содержится в соевом масле, печени, орехах, салате, капусте.
Итак, мы познакомились только с несколькими витаминами. Их функции очень многообразны, но в их действии на организм много общего. Например, все они влияют на организм в ничтожно малых количествах. Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому понятно, что их недостаток сейчас же вызывает нарушение обмена веществ.
| Учитель заполняет таблицу на доске, ученики записывают ее в тетради.
|
| Теперь познакомимся с правилами приготовления пищи для сохранения витаминов:
Чистить овощи следует только перед варкой, а не заранее.
Варить желательно в эмалированной кастрюле (при контакте с железом некоторые витамины (С) разрушаются).
Варить, закрыв крышкой или в скороварке не слишком долго.
|
| Закрепление изученного материала – биологический диктант (7 мин.)
| Для закрепления полученных знаний проведем биологический диктант по теме “Обмен веществ и энергии. Витамины”. Я буду зачитывать вопросы, а вы должны выбрать и записать правильный ответ из тех, что написаны на доске. Будьте внимательны! В некоторых вопросах может быть несколько правильных ответов.
Задания:
1.Источник энергии в организме человека.
2.Самое энергетически ценное органическое вещество.
3.Всасывается без расщепления при пищеварении.
4.Биологически активные вещества.
5.Обязательные вещества в составе пищи человека.
6.Участвуют в образовании ферментов в обмене веществ.
7.Разрушается при кипячении.
8.Отсутствие вызывает цингу.
9.Отсутствие вызывает паралич нервной системы, болезнь бери-бери.
10.Отсутствие вызывает пеллагру.
11.Какой витамин необходимо включить в рацион больного рахитом?
| На доске записаны ответы
1. Витамин А. 2. Витамин В. 3. Витамин С. 4. Витамин D. 5. Белки. 6. Жиры. 7. Углеводы. 8. Минеральные соли. 9. Вода. 10. Витамин РР.
| Организованный конец урока
(1-2 мин.)
| Домашнее задание: изучить материал параграфа учебника. Всем спасибо за работу. Урок окончен.
| Учащиеся записывают домашнее задание.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение I
Последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза
Витамин
| Суточная потребность (мг)
| Симптомы, возникающие при гиповитаминозе
| Симптомы, возникающие при гипервитаминозе
| A
| 0.9
| “Куриная слепота”, нарушение роста
| Изменение кожи, слизистых и костей, головные боли, малокровие
| B1
| 1.4-1.6
| Болезнь бери-бери, полиневрит, поражение ЦНС, параличи, атрофия мышц, сердечная недостаточность
| Возможна аллергия
| C
| 75
| Цинга, нарушение соединительной ткани, кровотечение десен, подверженность инфекциям
| Возможны повреждения поджелудочной железы и почек
| D
| 2.5
| Нарушение роста и окостенения скелета, уменьшение содержания кальция в костях и другие симптомы рахита
| Вымывание кальция из костей, повышение содержания кальция в крови, нарушение деятельности ЦНС и почек
|
^
Дата
Д/з: изучить параграф учебника
| Классная работа
Витамины
Витамины - поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.
Гиповитаминоз – нехватка витаминов
Гипервитаминоз – избыток витаминов
Авитаминоз – отсутствие витаминов.
^
| Описание
| Продукты, богатые витамином
| Водорастворимые витамины
| ^
| Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.
При недостатке – цинга.
| Плоды шиповника, капуста, картофель, грейпфрут, петрушка, щавель.
| ^
| Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке – бери-бери
| Печень, орехи, яйца, зеленый горошек, отруби.
| ^
| Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта.
| Печень, молоко, дрожжи, томаты, бобовые.
| ^
| Участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. При недостатке - анемия (малокровие), судороги.
| Куриное мясо, орехи, хлеб из муки грубого помола, бананы.
| ^
| Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия.
| Мясо, печень, рыба.
| ^
| Регулирует кровообращение и уровень холестерина.
При недостатке – пеллагра.
| Арахис, рис, отруби, зерна ячменя.
| Жирорастворимые
| Витамин А
| Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой.
При недостатке - "куриная слепота".
| Мясо, молоко, печень, рыбий жир, яичный желток, морковь, помидоры.
| ^
| Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.
При недостатке – рахит.
| Рыбий жир, сливочное масло, сливки, яичный желток.
| Витамин Е
| Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.
При недостатке - дистрофия мышечной ткани.
| Оливковое, кукурузное, подсолнечное масла, арахис.
| Витамин К
| Регулирует свертываемость крови.
При недостатке – носовые кровотечения.
| Соевое масло, печень, орехи, салат, капуста
|
Правила приготовления пищи для сохранения витаминов:
1.Чистить овощи следует только перед варкой, а не заранее.
2.Варить желательно в эмалированной кастрюле
3.Варить, закрыв крышкой или в скороварке не слишком долго.
|
Список использованной литературы:
1. Драгомилов, А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., 2004.-272 с.
2. Колесов, Д.В. Биология. Человек: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2005.-332. |