Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема




Скачать 172.3 Kb.
НазваниеКонспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема
Дата публикации30.11.2014
Размер172.3 Kb.
ТипКонспект
lit-yaz.ru > Биология > Конспект
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 67

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе

Тема: «Всех излечит, исцелит Добрый Доктор Айболит»

учитель - логопед

Балтыкова Н. С.
Программные задачи:

  • учить детей образовывать существительные в дательном падеже единственного и множественного числа;

  • упражнять в согласовании числительных с существительными;

  • обогащать, активизировать словарь по лексической теме;

  • упражнять в составлении предложений;

  • развивать мышление, восприятие, общую и мелкую моторику;

  • воспитывать познавательную активность, инициативность.

Методы и приемы: художественное слово, показ, образец, указание,

беседа, упражнение, поощрение.

Словарь: Африка, лев, тигр, зебра, обезьяна, жираф, слон, черепаха, кенгуру, бегемот, носорог; горб; градусник, горчичники.

Оборудование: предметные, сюжетные картинки, материал для работы по развитию мелкой моторики.

Ход:

I. Организационный момент.

В Африке беда. Заболели звери. На корабле приплыл к ним кто? (доктор Айболит)

^ Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит

Приходи нему лечиться И корова, и волчица..

Поможем доктору Айболиту лечить зверей.

II. Основная часть.

1. Д/и «Кому поможет Айболит».

(показываю изображения животных в единственном и множественном числе).

Доктор Айболит поможет жирафу (жирафам)

(аналогично: слону - слонам, обезьяне - обезьянам, бегемоту -бегемотам, тигру - тиграм, льву - львам и т.д.)

  • Кому Айболит делает укол?

  • Кому дает пилюли?

  • Кому ставит градусник?

  • Кому ставит горчичники? (дети отвечают целыми предложениями)

2.Согласование числительных с существительными.
Посчитайте сколько животных вылечил Айболит (картинки) пять львов,

пять обезьян, пять слонов, трех бегемотов и т.д.

3.Физминутка «Обезьянки»

Лучшие качели

Гибкие лианы.

Это колыбели

Знают обезьяны.

Кто весь век качается?

Да-да- да!

Тот не огорчается

Никогда.

4. Продолжение работы над темой.

Поиграем в игру «Угадай-ка»

- Кому из животных помогают когти (копыта, длинная шея, сильные лапы, длинный хвост, панцирь, горб, полосатая шкура и прочее)

(дети отвечают полным предложением).

5. Развитие мелкой моторики.

Давайте накормим животных. Подумайте, кто любит ветви деревьев? Соедините прямой линией жирафа и ветки деревьев, так вы накормите животного, (карточки по количеству детей)

  • Кому ветки деревьев?

  • Кому банан?




  • Кому мясо?

III. Итог.

  • Где сегодня были?

  • Кому помогали?

  • Кому доктор Айболит оказал помощь?

  • Кому дали банан? Мясо? Листья?

(Поощрение детей)

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе

Тема: «Волшебная шапочка Доктора Айболита»

Учитель-логопед

Балтыкова Н. С.

Программные задачи:

  • учить детей образовывать существительные в дательном падеже единственного И МНОЖЕСТВЕННОГО числа;

  • упражнять в согласовании числительных с существительными;

  • обогащать, активизировать словарь по лексической теме;

  • упражнять в составлении предложений;

  • развивать мышление, восприятие, общую и мелкую моторику;

  • воспитывать познавательную активность, инициативность.

Методы и приемы: художественное слово, показ, образец, указание,

беседа, упражнение, поощрение.

^ Предварительная работа: чтение произведения, просмотр мультфильма "Доктор Айболит"

Словарь: Африка, лев, тигр, зебра, обезьяна, жираф, слон, черепаха, бегемот, носорог; градусник, горчичники.

Оборудование: предметные, сюжетные картинки, материал для работы по развитию мелкой моторики, проектор, экран, панно для развития мелкой моторики "Животные Африки"

"Шприцы", "пилюли", "градусники" из цветного картона, шапочки ветеринара - всё по количеству детей.

Ход:

I. Организационный момент.

Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит

Приходи нему лечиться И корова, и волчица..

И жучок , и червячок, и медведица...

Ребята, из какого произведения эти строки ?

Правильно! Эти строки из стихотворения Корнея Ивановича Чуковского "Айболит"

В компьютере сигнал входящего сообщения -

Ребята на наш электронный адрес пришло сообщение. Давай прочитаем.

Да это же сообщение от Доктора Айболита:(читаю)
" В Африке на Занзибаре, Калахари и Сахари

На горе Фернанда По , где гуляет гиппопо

На широкой Лимпопо заболели звери
"Поезжайте, дети,

В Африку скорей

И спасите, дети,

бедненьких зверей!

Высылаю вам свою волшебную шапочку ветеринара"

II. Основная часть.

Прежде чем мы с вами отправимся в путь, давайте вспомним какие животные обитают в Африке, которым будем помогать.

1. Д/и «Кому поможет Айболит».

(показываю изображения животных в единственном и во множественном числе).
Доктор Айболит поможет жирафу (жирафам) и т.д.
И встал Айболит, побежал Айболит.(дети встают, бег на месте)

По полям, но лесам, по лугам он бежит.(бег по кругу)

И одно только слово твердит Айболит:

"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!"
Вот мы и в Африке !А вот и больные бедные звери !( на экране появляются картинки зверей)

Ребята, предлагаю вам на время стать докторами Айболитами. Вот вам волшебные колпачки .Рассаживайтесь за свои рабочие места (перед каждым ребенком картинка с животными: средняя группа- в единственном числе, старшая - во множественном).

Прежде чем приступить к осмотру больного доктор что делает ?

Взяли невидимое мыло, намылили хорошенько руки, сделали мыльную перчатку, обрабатываем каждый палец.



  • Кому Айболит делает укол? Авы играете с настоящим шприцом?

  • Кому дает пилюли? Пилюли без присмотра взрослого пьете?

  • Кому ставит градусник?

  • Кому ставит горчичники? (дети отвечают целыми предложениями)

2.Согласование числительных с существительными.
Посчитайте сколько животных вылечил Айболит (картинки) пять львов,

пять обезьян, пять слонов, трех бегемотов и т.д.(выставляю картинки с животными на магнитную доску)

Физкультминутка "Африка"

3.Продолжение работы над темой.

Развитие мелкой моторики.

Ребята , остались еще животные , которым надо помочь.

Посмотрите внимательно , чего не хватает (работа по панно).

(слону-ухо, черепахе - панциря, жирафу- хвоста, крокодилу - зубов.)

Игра "Накорми животных"

Давайте накормим животных. Подумайте, кто любит ветви деревьев? Соедините прямой линией жирафа и ветки деревьев, так вы накормите животного, (карточки по количеству детей)

  • Кому ветки деревьев?

  • Кому банан?




  • Кому мясо?


Ребята, можете снять волшебные шапочки, превращаемся обратно в девчонок и мальчишек.

III. Итог.
(Поощрение детей)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 67

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе

Тема: «В волшебном саду»

учитель - логопед

Балтыкова Н. С.

Программные задачи:

  • практическое усвоение способа словообразования и использование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами;

  • обогащать, расширять словарь

  • развивать память, мышление, речь, зрительное восприятие, двигательные навыки, мелкую моторику;

  • воспитывать навыки учебной деятельности, усидчивость

Методы и приемы: беседа, указание, игровой момент, вопросы к детям, показ, похвала, художественное слово.

^ Словарная работа: яблоня, яблонька, яблочко, яблоко; слива, сливка, груша, грушка, персик, ананасик, бананчик, ананас, банан, виноград, вишня; большой, маленький; веточка, листик.

Оборудование: игра «Угадай, что нарисовал художник»; обводки; материал к дидактической игре «Лото», фланелеграф, картинки для фланелиграфа.

Ход:

I .Организационный момент.

Д/и «Угадай, что нарисовал художник». Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный сад. Попадет туда тот, кто отгадает, какой фрукт нарисовал художник. Молодцы, правильно определили, поэтому все очутились в саду.

II . Основная часть.

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Посмотрите сколько вокруг фруктовых деревьев.

- Что это? (Яблоня) Это дерево большое, а это маленькое деревце, как оно называется? (Яблонька). Правильно ребята, это яблоня, а это яблонька.

На большом дереве растут большие ... (яблоки), а на маленьком деревце растут (яблочки). А это что за дерево? (слива) Назовите маленькое дерево (аналогично рассматриваем плоды: груша, персик, абрикос и образуем существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом).

2.Д/и «скажи ласково».

Ребята, вы ведь помните, что это волшебный сад. А знаете почему? Потому что все предметы здесь маленькие и называть мы их должны ласково. Давайте посмотрим, что же мы видим в саду. Вокруг растут маленькие (деревца). Под деревцами зеленеет зеленая (травка). Около (яблоньки) стоит (скамеечка). А рядом поставили (столик), на котором стоит (вазочка с цветочками). (Последовательно выставляю на фланелеграфе соответствующие картинки). Кто это пришел? (девочка). Она принесла с собою различные предметы. Назовите их, но помните, что мы называем их ласково. Почему? (миска - мисочка, кувшин - кувшинчик, подушка - подушечка, шапка - шапочка, кольцо - колечко, звезда - звездочка)

3.Физминутка

Вот оно яблочко! руки образуют шар

Оно соку сладкого полно

Руку протяни, руки вверх

Яблочко сорви

Стал ветер веточку качать дети раскачиваются

И трудно яблочко достать

Подпрыгну, ручку протяну дети подпрыгивают;

И быстро яблочко сорву! руки вверх.

- Какие предметы называли ласково? (яблочко, веточка, ручка). Какие это предметы? (маленькие) Что сорвали? Ну а сейчас отправимся в детский сад.

4.Развитие мелкой моторики.

Обведите в тетрадях маленькое яблочко и большое яблоко.

5.Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Лото «Большой-маленький». У меня большая карта, на ней нарисованы большие предметы, а у вас маленькие карточки с изображением маленьких предметов. У меня лист, а у тебя Наташа? (листочек).

Аналогично заполняется вся карта (картинки: ветка, лист, лимон, апельсин, банан, виноград, вишня, ананас).

III. Заключительная часть.

Были мы сегодня

В волшебном саду.

Урожай хороший

В нынешнем году.

Яблочки - как сахар,

Грушки - словно мед.

На лиловых сливках

Голубой налет.

Что мы делали в саду?

Мне понравилось наше путешествие.

(Поощрение детей)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 67

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе
^ Тема: «Встреча с Веселым

Поваренком»

учитель - логопед

Балтыкова Н. С.

Программные задачи:

  • практическое использование в речи приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает;

  • упражнять в построении простого предложения;

  • обогащать словарь по лексической теме;

  • развивать память, общую и мелкую моторику;

  • воспитывать усидчивость, активность.

Методы и приемы: художественное слово, указание, беседа, игровой прием, показ.

^ Словарная работа: наливает, поливает, выливает; сыр, масло, колбаса; повар; сок, кофе, чай, какао; борщ, щи, свекольник.

Оборудование: изображение Веселого Поваренка, сюжетные картинки; стакан, графин с водой, обводки лука, лейки.

Ход:

I Организационный момент.

Отгадайте загадку:

Все старается, хлопочет,

Все порадовать нас хочет!

То ватрушкой с творогом,

То слоеным пирожком.

(Повар)

Сегодня у нас в гостях Веселый Поваренок, который поиграет с нами в игру «Кто внимательный?»

Запомните и повторите слова:

  • чай, кисель, компот;

  • сок, кофе, какао;

  • молоко, кефир, кофе;

  • борщ, щи, свекольник;

  • какао, сок, кисель.

II . Основная часть.

1.Сообщение темы:

Сегодня вместе с Поваренком будем выполнять разные действия и составлять предложения.

2.Составление предложений с приставочными глаголами.

  • Что это? (вода)

  • Славик, налей воду в стакан. Что делает Славик? (Славик наливает воду)

  • Юля, вылей воду. Что делает Юля? (выливает воду)

  • Подумайте, дети, одинаковые действия выполнили Славик и Юля? Наливать - это значит во что-то: в стакан, в тарелку ... (в банку, в бидон, в чашку). Выливать - это значит из чего-то: из банки ... (из стакана, из тарелки, из кастрюли).

  • Что еще можно наливать?

  • Посмотрите на картинку. Что делает девочка?

  • Ребята, а что наливает наш повар?

  • А если суп прокиснет или чай остынет, их нужно (вылить)?

  • Маленькие части слова на -, вы - помогают нам правильно выполнять действия.

3.Развитие мелкой моторики.

Д/и «Доскажи словечко».

Застает плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а ... (лук)

Обведите лук в своей тетради. Назовите его ласково.

4.Продолжение работы над темой:

- Очень любит Поваренок зеленые перышки лука. Чтобы он быстрее рос, его часто поливают. Наташа, возьми лейку, полей лук.

Что делает Наташа?

А какие овощи, растущие на грядке, можно поливать?

В слове мы выделяли маленькую часть по -.

5.Физминутка.

Поможем поваренку наточить нож, чтобы приготовить обед.
^ Точим нож, точим нож! наклоны

Будет очень он хорош вперед

Будет резать он припасы притопы

Масло, сало, хлеб, колбасы, прыжки

Помидоры, огурцы ... хлопки

Угощайтесь, молодцы. в ладоши

6.Работа над темой.

А теперь, давайте исправим ошибки Поваренка. Он перепутал части слова на, по, вы. Получились разные действия. Мама поливает суп (наливает) Лена выливает лук (поливает) Саша наливает воду в раковину (выливает) Повар наливает прокисший суп в ведро (выливает)

III . Итог.

Сегодня на занятии мы с вами составляли предложения и выполняли разные действия. Назовите, какие действия вы выполняли? Что вы наливали, Что поливали? Выливали?

Поваренок дарит вам призы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 67



Подготовила и провела:

учитель-логопед

Балтыкова Н. С.

Дата проведения:

13.04.2012.г.

Программное содержание:

- Закрепить знания детей о космосе;

- Упражнять в согласовании числительных с существительными в роде;

- Упражнять в образовании относительных прилагательных по теме «Продукты питания»;

- Закрепить умение подбирать прилагательные к существительному;

- Продолжать учить составлять сложноподчиненные предложения с союзом «для того, чтобы».

- Развивать конструктивные навыки; мышление, внимание.

- Воспитывать чувство взаимовыручки.

Оборудование: презентация «Космическая викторина», наборы счетных палочек, кроссворд, карандаши.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

- Предлагаю вам, друзья, отправиться в космическое путешествие.

- Люди какой профессии работают в космосе? (Космонавты). Значит мы на время становимся космонавтами.

- Каким должен быть космонавт? (Предположения детей).

Мы все отважные, сильные, любознательные, дружные и дисциплинированные, поэтому можем смело отправляться в космическое путешествие.

^ II. Основная часть:

1. - Что необходимо космонавту для полета в космос? (Предположения детей).

- Верно, нужна ракета. Постройте ракету по предложенному образцу из счетных палочек. Буду рада, если вы дополните свои ракеты какими-то деталями. (Дети из счетных палочек вкладывают ракеты).

2. – Посмотрите внимательно - это багажное отделение ракеты, нет ли здесь лишних предметов?

- Почему барабан лишний?

3. – «Надеваем» скафандры, шлемы; устраиваемся поудобнее в креслах космического корабля. Начинаем отчет времени: 5-4-3-2-1- Пуск!!!!

- Вот мы с вами и в космосе. На борту корабля невесомость. Давайте с

Вами изобразим, как космонавты передвигаются в невесомости.

4. Динамическая пауза «Космонавты в невесомости»

Дети, стоя на одной ноге, жестами, движением изображают космонавтов в невесомости.

5. - Мы на «Планете игрушек».

- Недавно на планете бушевала сильная буря и раскидала все игрушки. Поможем навести порядок. Игрушки, название которых состоит из одного слова, положим в первую коробку. Игрушки, название которых состоит из двух слогов, сложим во вторую коробку. А игрушки, названия которых состоит из трех слогов, положим в третью коробку. (Дети выполняют задание, проговаривая, в какую коробку они положат игрушку и почему).

6. – Мы приближаемся к «Планете Смешариков». Здесь так давно никто не бывал и никто не знает, сколько жителей на этой планете. Давайте их посчитаем.

7. – Следующая планета – «Загадочная». На этой планете нас ожидает космический кроссворд, который необходимо разгадать. (Дети разгадывают кроссворд, вписывая в пустые клетки названия предметов).

8. – Путешествие наше длительное, пора подкрепиться. Посмотрите на картинку и подумайте, какое космическое блюдо вы хотите получить на обед (клюквенный кисель, шоколадное мороженое, овощной суп, куриные котлеты…)

9. – Мы продолжаем путешествие и оказываемся на «Планете дружбы». На этой планете нас встречают местные жители – инопланетяне. Вы хотели бы с ними подружиться? (Ответы детей).

- Чтобы завязать дружественные отношения с инопланетянами, давайте подарим им подарки.

- Посмотрите на картинки, выберите, что бы вы хотели подарить инопланетянам и для чего (Ответы детей).

10. – Внимание! Наш космический корабль приближается к солнцу. Чтобы избежать опасности, нужно срочно рассказать о том, какое солнце (Дети подбирают слова – признаки).

III. Заключительная часть:

– Наше космическое путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на родную планету Земля. Полет прошел в дружеской атмосфере, за время путешествия команда работала слаженно и организованно. Счастливого приземления!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема iconКонспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности...
Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе, закрепление в речи предлога...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема iconТема: Дифференциация звуков [В]-[Ф]
...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема iconКонспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о сказках, вспомним знакомые сказки и познакомимся с новой

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема iconКонспект лексико- грамматического занятия в подготовительной группе «Мама- солнышко моё»
Какие красивые слова о маме знаете. Какая мама ? ( ласкова, добрая, чудесная и т д.)

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема iconКонспект непосредственно образовательной деятельности в логопедической...
Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии. Уточнение и расширение словаря по теме: работать, продавать,...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема iconКомплексное занятие в старшей группе.
«род», «родители», воспитание чувства долга и любви к близким. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания поделиться этими...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема iconКонспект открытого занятия в старшей группе для студентов педагогического колледжа №8 Тема
Образовательные области: художественное творчество, коммуникация, художественная литература, познание, социализация

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема iconКонспект нод по формированию лексико-грамматических категорий в старшей...
Вырабатывать умение пользоваться при составлении предложений и коротеньких рассказов символами

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема iconСамоанализ нод по формированию лексико-грамматических средств языка...
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи по лексической теме «Лето. Цветы»

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема iconИгры на формирование грамматического строя речи у ребенка 5-6 лет
В этом блоке собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у ребенка в возрасте 5-6...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница