Конспект урока по окружающему миру «Перспективная начальная школа»




Скачать 131.9 Kb.
НазваниеКонспект урока по окружающему миру «Перспективная начальная школа»
Дата публикации04.12.2014
Размер131.9 Kb.
ТипКонспект
lit-yaz.ru > Биология > Конспект
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Юрьев-Польского»

Конспект урока по окружающему миру

«Перспективная начальная школа»

2 класс

Разработала:

учитель начальных классов:

Еремина Ирина Александровна

2013


тема: Насекомые

Задачи деятельности учителя: создать условия для повторения отличительных признаков насекомых, формирования представления о растительноядных, хищных и всеядных насекомых; развивать умения анализировать и обобщать; содействовать воспитанию любви к природе.

^ Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся называть характерные признаки насекомых, группировать виды насекомых.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают необходимость существования насекомых для других живых организмов.

Оборудование: учебник; хрестоматия; тетрадь для самостоятельной работы; компьютер; проектор; экран; фотографии; рисунки с изображением насекомых; схема «Насекомые»; карточки с представленными заданиями.

^ Ход урока

  1. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

Под звуки насекомых читается стихотворение (компьютер)

В лесу, на опушке,

Стрекозы-подружки

Знакомых позвали на бал.

В траве под сурдинку

Скрипач-невидимка

Старинные вальсы играл.

Букашки с былинкой

Танцуют в обнимку,

Осу подхватил мотылёк.

Поёт им комарик,

И синий фонарик

Зажёг в темноте светлячок.

^ Н. Саксонска

– О каких животных здесь говорится? Кого из этих животных вы наблюдали в природе?

– К какой группе животных можно отнести стрекозу, кузнечика, мотылька?

– Подумайте: почему их можно назвать насекомыми? (есть сегменты на брюшке)

– Тема нашего урока – «Насекомые». (Слайд 1)

^ II. Открытие нового знания.

– Насекомые – самая многочисленная группа животных. (Слайд 2) Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, и разные жуки, и такие надоедливые летом мухи и комары.

Большинство насекомых питаются растениями, но есть среди них и хищники. Например, стрекоза охотится на комаров и мошек. Обитают насекомые в воздухе, в воде, в почве.

Среди насекомых много жуков. Жуки быстро бегают, могут летать. Среди них есть листоеды, короеды и хищники. Например, красотел пахучий (Слайд 3) спасает лес от разных гусениц. Божья коровка (Слайд 4) помогает огородникам спасать растения от тли. Некоторые жуки питаются останками погибших растений и животных. Их называют «санитарами».

В наших лесах можно встретить крупного жука-оленя (Слайд 5). Его длина вместе с «рогами» бывает до 8 сантиметров. Дубовый усач (Слайд 6) знаменит своими длинными усами. Жук-носорог (Слайд 7) защищает свои владения большим «рогом». Жук-голиаф(Слайд 8) обитает в Африке. Его длина достигает 11 сантиметров. Один из самых крупных жуков – жук-геркулес (Слайд 9). Его длина бывает до 18 сантиметров, причём половина приходится на его «рог». Обитает этот жук в Южной Америке.

– Рассмотрите, чем похожи и чем отличаются изображённые на рисунках жуки (Слайд 10).





– Назовите отличительные признаки насекомых. (Три части тела – голова, грудь, брюшко. Наличие трёх пар ног.)

– Рассмотрите головы насекомых. Что имеют все насекомые на голове? (У всех насекомых на голове есть пара усиков.)
– Чем же питаются насекомые? Рассмотрите рисунок в учебнике (с.10-11) и составьте рассказ о питании стрекозы, комара, шмеля, муравья, бабочки, божьей коровки, тли. (Стрекоза охотится на комаров. Шмель и бабочка, сидящие на цветках, пьют цветочный нектар и питаются цветочной пыльцой. Муравьи тянут гусеницу. Божья коровка охотится за тлей. Тля питается соками листьев растений.)

– А вот у комаров питание «раздельное». Самцы комаров предпочитают соки растений, а самки – кровь животных.

Составьте схему «Группы насекомых по способу питания» (Слайд 11).



– Как питаются растительноядные насекомые? (Только растительной пищей, частями растений.)

– Как питаются хищные насекомые? (Они охотятся на других насекомых или пьют кровь животных.)

– Как питаются всеядные насекомые? (Они питаются как растениями, так и животными.)

– Могут ли насекомые помогать человеку? Надо ли оберегать насекомых?

Среди насекомых есть такие, которые едят стебли, корни, листья, плоды культурных растений. Например, гусеницы бабочки капустной белянки поедают листья капусты. Колорадский жук вредит посевам картофеля.

Гусеница яблонной плодожорки повреждает плоды яблони. Луковая муха и морковная муха снижают урожай овощных растений. Они все считаются вредными по отношению к хозяйственной деятельности человека. Но для природы нет полезных и вредных животных. Каждое из них тесно связано с другими растениями и животными и необходимо для их жизни.

– Какие насекомые живут в нашем крае?

^ Рассмотрите рисунки медведки, тли, водомерки и плавунца в учебнике (9).

Расскажите, где живут эти насекомые.

Чем они питаются?

Медведки обитают в поймах рек, однако их можно встретить на огородах и в садах.

Плавунцы живут в стоячих водоемах, иногда в массе встречаются в природных канавах, ручьях с медленным течением, в торфяных ямах, заполненных водой.

Водомерки обитают повсюду, где есть стоячая вода. Они скользят по поверхности водоема, напоминая своими движениями конькобежцев. Легкость и проворство движений дают возможность водомеркам ускользать от опасности и нападать на мелких насекомых, которых они высасывают с помощью своего колющего хоботка.

– Назовите насекомых, жизнь которых связана с водой. (Водомерка, жук-плавунец.)

– Назовите насекомых, жизнь которых связана с землёй. (Медведка, жужелица, муравьи.)

– Кто из насекомых летает? (Стрекоза, шмель, бабочка, божья коровка, муха, пчела.)

– Верно, но не только они. Так, у жука-плавунца тоже есть крылья. По вечерам эти жуки иногда пускаются в полет, переселяясь из одного водоема в другой.

У взрослых медведок также есть две пары крыльев. Медведки летают очень тяжело, и прибегают к полету обыкновенно только самцы, отыскивая самок.

В середине лета среди бескрылых тлей появляются крылатые самки, которые при помощи ветра переселяются на новые, еще не поврежденные растения.

Муравьи, которые тянут гусеницу (рисунок в учебнике с.10), – бескрылые, рабочие муравьи. Но иногда возле муравейника удается увидеть летающих муравьев – это в солнечный день совершают полет молодые самки и самцы. Самцы после полета погибают, самки, спустившись на землю, отрывают у себя крылья, возвращаются в гнездо и в течение нескольких лет занимаются откладыванием яичек.



Бабочка 

Видишь, бабочка летает,
На лугу цветы считает.
— Раз, два, три, четыре, пять.
Ох, считать не сосчитать!
Задень, за два и за месяц...
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Даже мудрая пчела
Сосчитать бы не смогла!

Машем руками-крылышками
Считаем пальчиком
Хлопки в ладоши
Прыжки на месте
Шагаем на месте
Хлопки в ладоши
Машем руками-крылышками
Считаем пальчиком


Н. Нищева

Полетали бабочки и опустились на полянку.

Бабочки – очень красивые насекомые. Их крылья покрыты разноцветными чешуйками. Питаются бабочки нектаром цветков, который добывают своим длинным хоботком. Осенью одни бабочки улетают зимовать в далёкие тёплые края, другие засыпают до весны. Некоторые большие бабочки стали редкими. Их надо знать и оберегать.

Махаон – самая большая (до 16 см) и самая красивая бабочка, обитающая в России. Занесена в Красную книгу. (Слайд 12)



Учащиеся читают рассказ в хрестоматии «Чем удивительны насекомые?» (с.69-70).

– Что нового вы узнали из текста? Как объяснить, что бабочка-адмирал, перед тем как пить березовый сок, обязательно «наступает» на него ногами? (На ноге у нее находится орган вкуса.)

^ Рассмотрите рисунок в хрестоматии (с.69). Назовите изображенных насекомых. (Стрекоза, муха, шмель, кузнечик, божья коровка, бабочка.) Чем удивительны эти насекомые?

Учащиеся читают рассказы «Что в меню у насекомых?» и «Что будет, если исчезнут насекомые?»(с.71-72).

– Почему садоводы считают хищных жужелиц своими друзьями? (Жужелицы поедают мелких гусениц и слизней, которые вредят культурным растениям.)
В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки.

Природа – мать им жизнь дала,

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

   И одинокий, и пустой.
^ III. Применение новых знаний.

Работа в тетради для самостоятельных работ(с4).

Задание 5. Отметить значком насекомых. (Таракан, жук-олень, комар, жужелица.)

Задание 6. Прочитать и дополнить предложения, заполняя пропуски. (У насекомых тело состоит из головы, груди, брюшка. У них 3 пары ног и 1 пара усиков.)

Задание 7. Изучить таблицу с названиями насекомых и перечеркнуть прямой линией названия трех растительноядных насекомых (по диагонали).

Решение:



– Что вы можете рассказать о жужелице?

Жужелицы – это хищные насекомые (Слайд 13). У них мощные челюсти и длинные ноги. Днем они сидят в укрытиях – ямках под поваленными деревьями или под камнями. А с наступлением темноты выходят на охоту. Жужелицы ищут добычу всю ночь, пробегая иногда по два километра.

Охотятся они на гусениц, слизней, улиток. За одну ночь жужелица может съесть полтора десятка гусениц, до десятка слизней, очищая сады и леса от вредителей.

Задание 8. Разделить нарисованных насекомых на две группы, выделяя признак, по которому произведено деление.

1-я группа (растительноядные насекомые) – тля и шмель;

2-я группа (хищные насекомые) – божья коровка и стрекоза.

^ Работа по карточкам. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Узнай животных по описаниям.

 Я плету красивую лёгкую сеть, чтобы поймать себе на обед насекомых. Я не летаю, а тихонько жду, когда кто-нибудь попадёт в мою ловушку. У меня восемь ног. (Паук.)

 Я делаю землю плодородной. Рою узкие ходы, чтобы корни растений могли дышать. Меня можно найти под старыми корешками. После дождя я выбираюсь на поверхность земли подышать. (Дождевой червь.)

 Я не умею бегать и летать. Я только ползаю. Иногда я бываю очень пушистой. Питаюсь я сочными листьями растений. (Гусеница.)

 Моё тело покрыто пушком. Мой звук – жужжание. Только я могу добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным хоботком. У меня шесть ног и есть крылышки. (Шмель.)

 Я быстро летаю и умею бегать по потолку. Очень люблю, когда оставляют крошки на обеденном столе. (Муха.)

– Назови из них насекомых. (Гусеница, шмель, муха.)

2. Угадай насекомое по выделенным признакам.

Летает, бегает, прыгает, плавает?

Жужжит, стрекочет, пищит, молчит?

Чёрное, серое, зелёное, жёлтое, в полоску, в крапинку, в узорах?

Кусается, жалит, щекочет, безобидное?

^ Жёсткое, мягкое, гладкое, мохнатенькое?

Светится в темноте, блестит на солнце, незаметное, с яркой окраской?

Общественное, живёт в малой семье?

Ответ: кузнечик.

– Чем примечателен кузнечик?

3. Запиши существенные признаки насекомых.

Число ног – .

Число частей тела – .

Есть ли чувствительные усики, сколько? .

– Цифрами укажи на рисунке части тела муравья.



  1. Грудь. 2) Брюшко. 3) Голова.


Викторина «Что это за насекомое?» (Слайд 14) .
1. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело, его полет сопровождается высоким звенящим звуком.

а) муха;

б) клещ;

в) комар.

2. Маленькие нелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.

а) пчелы;

б) муравьи;

в) стрекозы.

3. Зеленое насекомое с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.

а) кузнечик;

б) блоха;

в) долгоносик.

4. Этих насекомых любят разводить люди. Они имеют яркую полосатую окраску и больно жалят.

а) оса;

б) бабочка;

в) пчела.

5.Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле.

а) капустница;

б) лимонница;

в) махаон.
^ IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какую роль выполняют насекомые?

– Какие экологические правила мы должны выполнять?

– Что произойдет, если исчезнут все насекомые?

– Назовите признаки насекомых.

– Назовите группы насекомых по способу питания.

^ Домашнее задание: с. 9–11, отвечать на вопросы.

Приложение 1
Карточка 1.

Узнай животных по описаниям.

 Я плету красивую лёгкую сеть, чтобы поймать себе на обед насекомых. Я не летаю, а тихонько жду, когда кто-нибудь попадёт в мою ловушку. У меня восемь ног. _________________

 Я делаю землю плодородной. Рою узкие ходы, чтобы корни растений могли дышать. Меня можно найти под старыми корешками. После дождя я выбираюсь на поверхность земли подышать. __________________

 Я не умею бегать и летать. Я только ползаю. Иногда я бываю очень пушистой. Питаюсь я сочными листьями растений. ______________

 Моё тело покрыто пушком. Мой звук – жужжание. Только я могу добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным хоботком. У меня шесть ног и есть крылышки. _________________________

 Я быстро летаю и умею бегать по потолку. Очень люблю, когда оставляют крошки на обеденном столе. _____________________
– Отметь ^ V из них насекомых.


Карточка 2.

Угадай насекомое по выделенным признакам.

Летает, бегает, прыгает, плавает?

Жужжит, стрекочет, пищит, молчит?

Чёрное, серое, зелёное, жёлтое, в полоску, в крапинку, в узорах?

Кусается, жалит, щекочет, безобидное?

^ Жёсткое, мягкое, гладкое, мохнатенькое?

Светится в темноте, блестит на солнце, незаметное, с яркой окраской?

Общественное, живёт в малой семье?

____________________________________


Карточка 3.

Запиши существенные признаки насекомых.

Число ног – .

Число частей тела – .

Есть ли чувствительные усики, сколько? __________.
– Цифрами укажи на рисунке части тела муравья.



1) Грудь. 2) Брюшко. 3) Голова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по окружающему миру «Перспективная начальная школа» iconКонспект урока по окружающему миру для 2 класса к умк «Начальная...
...

Конспект урока по окружающему миру «Перспективная начальная школа» iconУрока по Окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему: «Мои...
Конспект открытого урока по Окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему

Конспект урока по окружающему миру «Перспективная начальная школа» iconУчебная программа Учебники 1 класс Русский язык «Перспективная начальная школа»
«Перспективная начальная школа» Программа «Изобразительное искусство», Кузин В. С., 2011г

Конспект урока по окружающему миру «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа по предмету «Английский язык» умк «Перспективная начальная школа»
Программа разработана на основе требований фгос начального общего образования и развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная...

Конспект урока по окружающему миру «Перспективная начальная школа» iconКонспект урока по обучению грамоте чтению в 1 «А» классе. Умк «Перспективная начальная школа»
Цель: формирование знаний детей о букве как показателе мягкости согласного звука

Конспект урока по окружающему миру «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа по литературному чтению2 класс умк "Перспективная начальная школа"
Программа «Литературное чтение» Чураковой Н. А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»)

Конспект урока по окружающему миру «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс умк "Перспективная начальная школа"
Программа «Литературное чтение» Чураковой Н. А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»)

Конспект урока по окружающему миру «Перспективная начальная школа» iconКонспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: «Наш край»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Турецкая средняя общеобразовательная школа аграрного направления» Балезинского района...

Конспект урока по окружающему миру «Перспективная начальная школа» iconКонспект урока по чтению во 2 «А» классе. Умк «Перспективная начальная школа»
Задачи: размышлять над проблемой: по-настоящему богатый человек – это человек, у которого развито воображение

Конспект урока по окружающему миру «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа составлена на основе учебно-методического комплекта...
«Перспективная начальная школа» Литературное чтение Н. А чуракова, О. В. Малаховская с учётом общих целей курса, определённых Государственным...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница