Скачать 228.24 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования "Витебский государственный технологический университет" РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ редакционно-издательским Первый проректор УО «ВГТУ» советом УО «ВГТУ» ____________ В.В. Пятов ____________С.И.Малашенков “____”________2009 “____”___________2009 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА Методические указания и контрольные задания к выполнению контрольных работ для студентов специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» заочной формы обучения (срок обучения 4 года) Витебск 2010 УДК 675 (075) История развития бухгалтерского учёта, анализа и аудита : методические указания и контрольные задания для студентов специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» заочной формы обучения (срок обучения 4 года). Витебск : Министерство образования Республики Беларусь, УО “ВГТУ», 2009. Составитель: доц. Солодкий Д.Т. В методических указаниях приведены программа курса, контрольные задания, тесты и методические рекомендации по их выполнению. Предназначены для студентов заочной формы обучения (на базе ССУЗ) специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Одобрено кафедрой экономики УО “ВГТУ” « 26 » ноября 2009 г., протокол № 4. Рецензент: доц.Касаева Т.В. Редактор: ст.преп.Локтев П.Ю. Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом УО ”ВГТУ” “____” ____________ 2009 г. Протокол №___. Ответственная за выпуск Васильева Н.С. Учреждение образования ”Витебский государственный технологический университет” Подписано к печати _______________Формат _________ Уч.-изд.лист.________ Печать ризографическая. Тираж _____экз. Заказ №____ Цена _____ Отпечатано на ризографе учреждения образования ”Витебский государственный технологический университет”. Лицензия № 02330/0494384 от 16 марта 2009 года. 210035, г. Витебск, Московский пр., 72. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Целью изучения дисциплины «История развития бухгалтерского учета, анализа и аудита» является формирование у студентов теоретических знаний о происхождении основных категорий, форм и методов, составляющих основу бухгалтерского учета, анализа и аудита. Основная задача преподавания дисциплины – проследить логическую связь между предшественниками учетно-экономического мышления и современниками. В результате изучения дисциплины студенты должны: -иметь научное представление об основных этапах в развитии бухгалтерского учета, анализа и аудита и их хронологии; -знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей бухгалтерского учета, анализа и аудита; -уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому. Изучение курса «История развития бухгалтерского учета, анализа и аудита» предусмотрено в 7 семестре при заочной форме обучения (срок обучения 4 года). В соответствии с учебным планом предусматривается: выполнение одной контрольной работы, чтение лекций в объеме 8 часов и проведения практических занятий – 2 часов (самостоятельная работа – 38 часов). Проверка знаний студентов производится путем собеседования по контрольной работе и проведения зачета. При затруднениях, возникших в процессе выполнения контрольной работы или изучения курса, необходимо обращаться за консультацией на кафедру экономики УО «ВГТУ». ^ Тема 1 Возникновение учета и формирование его принципов Исторические предпосылки возникновения учета и появления специальной профессии счетных работников. Натуральные учетные объекты и их измерители. Материальные носители информации. Учетная система Древнего Египта. Носители учетной информации в Древнем Египте. Инвентаризация как основной учетный прием этого времени. Инвентарный учет – универсальное изобретение древности. Зарождение текущего и материального учета. Причины появления приходно-расходной бухгалтерии, ее отличие от инвентарного учета. Изобретение приходно-расходного счета. Особенности древнегреческого учета. Переход от натурального учета к обобщающему – стоимостному. Возникновение банков, банковской бухгалтерии и безналичных расчетов. Банковские операции в эпоху эллинизма. Характеристика римской системы учета. Римское право и его влияние на развитие учета. Возникновение кодексов – учетных регистров древности и разделение счетов в банковском учете. Римская терминология, сохранившаяся до наших дней. Древнеримские банки и их характеристика. Основные учетные приемы средневековья (отчетность и инвентаризация). Бирочный учет и его характеристика. Памятники счетного искусства раннего средневековья. Периодизация в развитии бухгалтерского учета как логическая последовательность в становлении счетной идеи. Принципы бухгалтерского учета. ^ Характеристика счета, данная Л.Пачоли в «Трактате о счетах и записях», эволюция счета. Строение счета и бухгалтерская терминология. Классификация счетов, ее значение и объективная необходимость применения. Классификации счетов, данные различными авторами и учеными. Возникновение и развитие двойной бухгалтерии. Суть и основные приемы двойной бухгалтерии. Техническое, методологическое и контрольное направления возникновения двойной бухгалтерии. Закон двойного счета. Характеристика первичных документов и учетных регистров (книг), применяемых в счетоводстве двойной бухгалтерии. Виды записей, которые использовались в двойной бухгалтерии в древности.^ Причины и предпосылки появления науки об учете – счетоведения. Возникновение коммерческого образования. Два основных теоретических направления, связанных с именем Б.Котрульи и Л.Пачоли. Развитие научной учетной мысли во второй половине XIX – начале XX в. Характеристика новейшего периода истории счетоведения (с 1870 г. до начала ХХ в.). Развитие аналитического учета. Новый период в развитии теории персонификации счетов. Возникновение академических организаций в Италии, Франции. Первые конгрессы счетоводов в Риме и Париже. Появление в различных странах научных направлений (школ). Формирование бухгалтерского законодательства. Исторические предпосылки появления баланса и науки балансоведения. ^ Итальянская школа бухгалтеров и аспекты ее деятельности. Характеристика классических трудов литературного периода в истории счетоведения Италии. Юридическое и экономическое направления в итальянском учете XIX в., их представители (Н. д`Анастасио, Д.Криппа). Ф.Вилла и его теория персонализации счетов. Концепция Д.Чербони под названием «Логисмография». Ф.Беста и его «Теория ценностного учета». Бухгалтерский учет в Италии в XIX – ХХ вв. Вклад французских авторов в учетные идеи счетоводства и счетоведения. Литературное описание бухгалтерского учета в трудах французских авторов. Роль французских авторов в создании форм счетоводства. Ж.Савари и его теория синтетических и аналитических счетов. Три функции учета в теории Э.Леоте и А.Гильбо. «Теория пяти счетов» Э. де Гранжа. Бухгалтерский учет во Франции в XIX – ХХ вв. Немецкая школа и ее процедурный аспект. Балансоведение – новое направление в учете, факторы, обусловившие его появление. Развитие теоретической мысли в германоязычных странах в XIX – ХХ вв. Англо-американская школа и ее представители. Использование психологии в работе бухгалтера. Возникновение управленческого учета как одного из сравнительных направлений бухгалтерского учета. ^ Системы счетоводства и их развитие. Простая униграфическая система счетоводства и ее регистры. Преимущества и недостатки простой системы счетоводства. Камеральная бухгалтерия – разновидность простой системы счетоводства. Константная бухгалтерия Ф.Гюгли, ее сущность и значение. Двойная диграфическая система счетоводства и ее сущность. Различие и методологии учета по двойной и простой системам счетоводства. Русская «тройная система» Ф.З.Езерского и «четвертная система» И.П.Шмелева. Виды и характеристика основных форм бухгалтерского учета. «Венецианская» (старая итальянская) форма учета. Хронологические и систематические записи. Новая итальянская форма счетоводства и ее отличия от староитальянской. Улучшенная итальянская форма счетоводства и ее сущность. Мемориально-кассовая, многожурнальная, журнал-главная, интегральная, шахматная и карточная формы счетоводства. Развитие форм счетоводства на современном этапе. ^ Принципы русской бухгалтерии. Распространение двойной записи в дореформенной России и ее особенности. Счетная реформа 1722 года. Начало перехода к западноевропейским формам учета, первые попытки регламентации учета. Рождение науки бухгалтерского учета в России. Три этапа развития русской бухгалтерии и их представители. Организация учета в 1917 – 1918 гг. Развитие социалистического учета, принципы его построения, определенные В.И.Лениным. 1918 – 1921 гг. – военный коммунизм, развал старых систем и форм бухгалтерского учета, создание новых учетных измерителей. 1921 – 1929 гг. – нэп, реставрация традиционной системы бухгалтерского учета. Особенности учета в годы Великой Отечественной войны. Проблемы и задачи учета в годы становления народного хозяйства. Совершенствование производственного учета, анализ его структур и распространение механизированной обработки экономической информации. Характеристика развития бухгалтерского учета с 1991 года. Вклад белорусских ученых в развитие бухгалтерского учета. ^ Ж.Савари – родоначальник экономического анализа. Вклад Ди Пиетро, Вентури и Чербони в развитие экономического анализа. Три направления экономического анализа в XIX – ХХ вв. Роль и значение анализа в царской России, порядок его проведения. Экономическая литература по анализу дореволюционного периода. Анализ хозяйственной деятельности после Октябрьской революции 1917 г. Особенности анализа в годы Великой Отечественной войны. Анализ послевоенного периода. Особенности анализа в отдельных отраслях народного хозяйства. Виды анализа на современном этапе развития и их характеристика. ^ История возникновения аудита, его сущность и функции. Публично-правовой контроль учетных книг во времена Луки Пачоли. Создание независимого аудита – одна из наиболее плодотворных идей британских бухгалтеров. Ранний аудит в Британии и направления его развития. Аудит в странах с развитой рыночной экономикой. Опыт развития аудита в России. Аудиторская служба в Республике Беларусь. 2 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ^ 1. Контрольная работа должна быть выполнена аккуратно (без помарок и зачеркиваний). Обязательно оставляются поля для замечаний проверяющего. 2. Перед выполнением задания приводится его условие. 3. В конце контрольной работы приводится перечень литературы. Задание 1Данное задание содержит теоретические вопросы по курсу. Перечень вопросов приведен в таблице 2.1. Студент выполняет 2 теоретических вопроса. Номера вопросов указываются преподавателем лично студенту. ^
Задание 2Данное задание содержит тесты по курсу. Студент выполняет все тесты. 1. Основным учетным приемом в Древнем Египте являлась: 1) документация 2) инвентаризация 3) калькуляция 4) коллация ^ 1) «карточки» – глиняные таблички 2) папирус 3) ЭВМ 4) ведомости 3. Родиной «учета на карточках» является: 1) Древний Египет 2) Древняя Греция 3) Месопотамия 4) Древний Рим ^ 1) Древний Египет 2) Древняя Греция 3) Древний Рим 4) Месопотамия (Вавилония) ^ 1) Древний Египет 2) Древняя Греция 3) Месопотамия 4) Древний Рим ^ 1) регламентировали уголовное право 2) регламентировали отношения между гражданами Рима 3) являлись учетными регистрами ^ 1) 1445 2) 1458 3) 1494 4) 1573 8. Диаграфический учет использует: 1) простую запись 2) двойную запись 3) тройную запись ^ 1) Трактат о балансовых счетах 2) Трактат о простых и сложных записях 3) Трактат о счетах и записях 4) Трактат о двойной бухгалтерии ^ 1) Л. Пачоли 2) Б. Котрульи 3) И. Сталин 4) Ф. Ницше 11. Бухгалтерский учет в какой отрасли рассматривает в своей книге Л. Пачоли: 1) в промышленности 2) в банках 3) в торговле 4) в сельском хозяйстве ^ 1) Барем 2) Скали 3) Савари 4) Пачоли 13. Ван Гезель предложил следующую классификацию счетов: 1) на живые и мертвые 2) на собственные (пассивные) и противоположные (активные) 3) на номинальные и материальные ^ 1) педагогического 2) экономического 3) юридического 4) среднеарифметического ^ 1) д’Анастасио 2) Криппа 3) Вилла 4) Пачоли 16. Какой год считается началом зарождения науки о бухгалтерском учете: 1) 1800 2) 1820 3) 1840 4) 1860 ^ 1) Ломбардской 2) Тосканской 3) Венецианской 18. Заслугой Ф. Виллы является то, что: 1) он развил юридическое направление бухгалтерского учета 2) он развил экономическое направление бухгалтерского учета 3) он осуществил синтез юридических и экономических целей учета ^ 1) Ломбардской 2) Тосканской 3) Венецианской ^ 1) Марчи 2) Чербони 3) Росси 4) Борналуми 21. Глава венецианской школы Ф. Беста придерживался следующей трактовки учета: 1) материалистической 2) юридической 3) географической 4) экономической ^ 1) часть юридической науки 2) отрасль прикладной экономики 3) раздел астрономии 23. Французские ученые Леоте и Гильбо выдвинули теорию: 1) хозяйственного инвентаря 2) спецодежды и спецоснастки 3) перманентного инвентаря ^ 1) Шмаленбах 2) Фишер 3) Ляйтнер 4) Шер 25. В основе учета согласно балансовой теории лежит: 1) имущество 2) счета 3) баланс 4) деньги ^ 1) Родригес 2) Бандерос 3) Кальмес 4) Фуентос 27. Кто из перечисленных людей являлся известным английским бухгалтером и аудитором: 1) Холмс 2) Ватсон 3) Лестрейд 4) Хадсон ^ 1) Арнольд 2) Ахматов 3) Шишкин 4) Мудров 29. Кто был автором книги «О бухгалтерской экспертизе в судебном процессе»: 1) Иванов 2) Петров 3) Сидоров ^ 1) Рейнбот 2) Прокофьев 3) Валицкий 4) Езерский 31. Глава петербургской школы Сиверс развивал: 1) меновую теорию 2) балансовую теорию 3) теорию калькуляции ^ 1) меновую теорию 2) балансовую теорию 3) теорию калькуляции 33. Создателем учения о динамическом балансе был немецкий ученый: 1) Никлиш 2) Хольцер 3) Шмаленбах 4) Ницше ^ 1) Буш 2) Клинтен 3) Шируг 4) Никсон 35. Во время «военного коммунизма» Амосовым и Савичем был разработан: 1) военный учет 2) оперативный учет 3) чрезвычайный учет ^ 1) Смит 2) Клепиков 3) Струмилин 37. В каком году вышел в свет первый номер журнала «Бухгалтерский учет»: 1) 1918 2) 1937 3) 1938 4) 1940 ^ 1) Барац 2) Шер 3) Вальденберг 4) Савари 39. Истоком возникновения анализа является: 1) меновая теория 2) балансоведение 3) теория калькуляции ^ 1) Фадеев 2) Чехов 3) Горький 4) Аринушкин 41. Исторической родиной аудита считается: 1) Россия 2) Италия 3) Франция 4) Англия ^ 1) Николаем II 2) Иваном Грозным 3) Петром I 4) Екатериной Великой 43. В БССР аудиторская деятельность была регламентирована в: 1) 1990 2) 1991 3) 1992 4) 1993 ^ 1. экономики 2. статистики 3. сельского хозяйства 4. финансов 45. Лука Пачоли был: 1) химиком 2) физиком 3) историком 4) математиком ^ Методические указания к выполнению задания 1 Для успешного выполнения задания студенту необходимо творчески подойти к изучению литературных источников по истории развития бухгалтерского учета, анализа и аудита. Учитывая исторический аспект развития, необходимо обращать внимание не только на издания последних лет, но и на научные труды, позволяющие проследить эволюцию категорий и понятий бухгалтерского учёта, анализа и аудита. При выполнении задания 1 необходимо приводить мнения разных авторов по теоретическому вопросу. Методические указания к выполнению задания 2 Ответы на тесты приводятся в таблице 3.1. ^
Содержание вопроса и возможные варианты ответов приводятся полностью, а в столбце № 7 приводится только номер правильного ответа. ЛИТЕРАТУРА
ОТЗЫВ на методические указания и контрольные задания к выполнению контрольных работ по дисциплине «История развития бухгалтерского учета, анализа и аудита» для студентов специальности ^ заочной формы обучения (срок обучения 4 года), разработанные доцентом Солодким Д.Т. Методические указания к выполнению контрольных работ, разработанные доцентом Солодким Д.Т., составлены в соответствии с базовой учебной программой для высших учебных заведений для специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Методические указания составлены с целью повышения качества учебного процесса по дисциплине «История развития бухгалтерского учета, анализа и аудита» при подготовке специалистов в области бухгалтерского учета и содержат программу курса, контрольные задания и методические указания по их выполнению. Методические указания к выполнению контрльных работ, составлены с учетом требований государственных образовательных стандартов высшего образования, которые предусматривают изучение данной дисциплины для студентов данной специальности. Считаю, что методические указания, составленные доцентом Солодким Д.Т., будут способствовать более качественному изучению студентами курса и могут быть рекомендованы к изданию на ризографе УО «ВГТУ». Редактор Ст. преподаватель П.Ю. Локтев РЕЦЕНЗИЯ на методические указания и контрольные задания к выполнению контрольных работ по дисциплине «История развития бухгалтерского учета, анализа и аудита» для студентов специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» заочной формы обучения (срок обучения 4 года), разработанные доцентом Солодким Д.Т. Методические указания к выполнению контрольных работ, разработанные доцентом Солодким Д.Т., составлены в соответствии с базовой учебной программой для высших учебных заведений для специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Методические указания содержат программу курса, контрольные задания и методические указания по их выполнению. Студентам предложены к выполнению два теоретических вопроса и тестовое задание, охватывающие основные темы курса. Методические указания к выполнению контрольных работ, составлены с учетом требований государственных образовательных стандартов высшего образования, которые предусматривают изучение дисциплины для студентов данной специальности. Считаю, что методические указания, составленные доцентом Солодким Д.Т., будут способствовать более качественному изучению студентами курса и могут быть рекомендованы к изданию на ризографе УО «ВГТУ». Рецензент Зав.кафедрой экономики Т.В. Касаева |
![]() | В методических указаниях приведены программа изучения курса, контрольные вопросы, контрольные задания и методические указания по... | ![]() | Бухгалтерский учёт: методические указания и контрольные задания для студентов специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ... |
![]() | Решетов Константин Юрьевич. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной... | ![]() | Бухгалтерский учет, анализ и аудит на предприятии отрасли: контрольные вопросы и контрольные задания для студентов специальности... |
![]() | Методические указания предназначены для студентов не дневных форм обучения специальности «Финансы и кредит». В них отражены варианты... | ![]() | Методические указания предназначены для студентов 2-го курса дневной и 3-го курса заочной форм обучения, специальности «Бухгалтерский... |
![]() | Деловой немецкий язык [Текст]: метод указания к выполнению контрольных работ для студ. 4-го курса спец. 080502/ Воронеж гос арх строит... | ![]() | Статистика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на... |
![]() | Статистика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на... | ![]() | Методические указания предназначены для обучающихся по специальности 051800 «Учет и аудит (по отраслям)» |