Скачать 225.75 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно- педагогический университет» Кафедра менеджмента В.В. Крупица Управление персоналом Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения Нижний Новгород 2 009 ББК 65.01 К-84 В.В. Крупица. Управление персоналом (учебно-методическое пособие).– Н.Новгород: ВГИПУ. – 2009. – 19 с. Обсуждено и принято на заседании кафедры менеджмента. Протокол № _____от _______ ноября 2008 г. Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по специальности 080105.65 «Финансы и кредит» для специализации: «Страхование». Содержит тематику контрольных работ, вопросы, практические задачи, список учебной и научной литературы к экзамену по учебному курсу «Управление персоналом» © ВГИПУ, 2009 © Крупица В.В., 2009 Содержание
Введение. Цели и задачи учебного курса «Управление персоналом» Целью учебной дисциплины "Управление персоналом" является вооружение студентов вуза знаниями теории и практики повышения производственной, творческой отдачи и активности персонала, особенностей управления им в сложных условиях рыночных отношений. В задачу учебного курса входит изучение методологических основ управления персоналом, особенностей реализации принципов, форм и методов эффективных направлений кадровой работы учреждения, организации, фирмы, обеспечение функционирования и совершенствования систем управления персоналом. Основные задачи курса выделены в наименовании его разделов и тем, обозначенных в учебно-тематическом плане. Изучение учебной дисциплины "Управление персоналом" должно происходить в неразрывной связи с курсами "Менеджмент", "Экономика образования", "Педагогика и психология" и др., в которых содержатся общие теоретические подходы к управлению, рассматриваются его социально-психологические, организационные, экономические, и другие аспекты. Цель изучения дисциплины «Управление персоналом» состоит в том, чтобы:
Основные задачи дисциплины состоят в том, чтобы:
^ учебной дисциплины «Управление персоналом» В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - философию управления персоналом; - теории управления о роли человека в организации; - концепцию управления персоналом организации; - закономерности, принципы и методы управления персоналом; - функционально-целевую модель системы управления организацией и место в ней управления персоналом; - организационное проектирование системы управления персоналом; - принципы и методы построения системы управления персоналом; - цели системы управления персоналом; - функции системы управления персоналом; организационную структуру системы управления персоналом и организация в целом; - кадровое, делопроизводственное, информационное, техническое, нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом; -концепцию кадровой политики организации; сущность, цели и задачи кадрового планирования в организации; - оперативный план работы с персоналом; - маркетинг персонала; планирование и прогнозирование потребности в персонале; -технологию управления персоналом. Владеть: - методами разработки философии и концепции управления персоналом; - методами построения функционально-целевой модели системы управления организацией и её персоналом; - методами организационного проектирования, в том числе формирования целей, функций, организационной структуры и обеспечивающих подсистем управления персоналом; методами разработки кадровой политики и стратегии управления персоналом; методами кадрового планирования, прогнозирования, маркетинга персонала. ^ - о механизме функционирования системы управления организацией и системы управления персоналом организации; - механизме действия закономерностей и принципов управления персоналом; - механизме развития системы управления персоналом на основе стратегического управления организацией в целом, а также маркетинга персонала, кадрового планирования и прогнозирования. ^
^ (для студентов заочной формы обучения по специальности 080105.65 «Финансы и кредит» специализации «Страхование») Студенты заочного отделения выполняют письменную работу, которая должна состоять из трех частей. В первой части (по соответствующему варианту) дается реферативное изложение одного из разделов курса. Текст должен быть выполнен логически последовательно, в соответствии с принятым планом, не более чем на 10 страницах машинописного текста. Раздел курса, для освещения в контрольной работе, самостоятельно выбирается студентом по приведенной таблице (см. с. 8). Bo второй части работы студент выполняет индивидуальное задание по теме: "Стили руководства и управления персоналом". В третьей части работы студент решает две контрольные задачи по своему варианту. Темы рефератов для контрольной работы (первая часть работы).
По схеме распределения каждый студент определяет номер темы своего реферата, который служит его личным вариантом контрольной работы. ^
4. Индивидуальное задание студентам по теме: «Стили руководства и управления персоналом" (вторая часть работы).
а) со стороны вашего руководителя; б) со стороны вашего непосредственного руководителя; в) с вашей личной стороны (если Вы руководитель). 5. Варианты контрольных задач (третья часть работы) Вариант 1. 1. Построить модель взаимосвязей основных категорий управления персоналом (цели, функции, организационная структура, управленческое решение, методы управления, стиль управления, обьект управления). 2. Предложить состав мероприятий по учету и анализу движения кадров. Вариант 2. 1. Построить и обосновать структурно-логическую схему содержания процесса управления персоналом. 2. Предложить состав мероприятий по приему кадров на работу. Вариант 3. 1. Изобразить схематично основные виды управленческого воздействия на персонал. Дать схему факторного анализа активности человека. 2. Перечислить основные параметры состояния кадров предприятия, учреждения; показать методику их определения. Вариант 4. 1. Схематично изобразить взаимосвязь научных основ, научного подхода, принципов и методов управления персоналом. 2. Построить карьерограмму директора предприятия и директора научно-исследовательского института. Вариант 5. 1. Построить и обосновать структурно-логическую схему связей методов управления персоналом с потребностями и интересами людей. 2. Построить карьерограмму директора муниципального департамента науки и образования и ректора учебного института. Вариант 6. 1. Построить и обосновать схему основных элементов кадровой политики. 2. С помощью "управленческой решетки" определить применяемый на практике стиль руководства менеджера управления кадров акционерного общества, экономиста цеха, руководителя рекламного агентства, директора профессионально-технического училища. Вариант 7. 1. Схематично изобразить содержание кадровой политики фирмы. 2. С помощью "управленческой решетки" определить применяемый на практике стиль руководства начальника проектно-конструкторского бюро, начальника сборочного цеха предприятия, мастера конвеерной линии. Вариант 8. 1. Схематично изобразить взаимосвязи целей, задач, форм и методов управления персоналом. 2. С помощью "управленческой решетки" определить применяемый на практике стиль управления директора предприятия, выпускающего электронную аппаратуру, управляющего коммерческого банка, главного редактора газеты. Вариант 9. 1. Распределить и обосновать (по важности) примерные соотношения основных функций управления персоналом в деятельности руководителя высшего, среднего и низшего уровня управления. 2. С помощью "управленческой решетки" определить характеризующий стиль управления руководителя страховой компании, главного бухгалтера, страхового агента. Вариант 10. 1.Построить алгоритм комплексной оценки управленческого персонала. Схематично изобразить содержание оценки персонала. 2. Показать практическое применение либерально-авторитарного коэффициента (ЛАК). С его помощью определить стиль своего руководителя. Вариант 11. 1. Построить и обосновать алгоритм оценки менеджера среднего звена управления. 2. Построить схему подбора и расстановки руководящих кадров. Вариант 12. 1. Схематично изобразить содержание концепции управления персоналом. 2. Построить алгоритм процесса планирования потребности в персонале. Вариант 13. 1. Используя метод дерева целей, определить цели различных порядков подсистем управления персоналом и развитие социальной инфраструктуры. 2. Построить алгоритм действия менеджера по этапам и операциям процесса принятия управленческого решения. Вариант 14. 1. С помощью метода дерева целей определить цели различных порядков подсистемы управления персоналом "оформление и учета кадров". 2. Предложить технологию принятия и реализации управленческого решения по внедрению системы аттестации кадров. Вариант 15. 1. С помощью метода дерева целей построить цели различных порядков подсистем управления и планирования, прогнозирования, маркетинга персонала. 2. Предложить технологию принятия и реализации управленческого решения по совершенствованию системы стимулирования труда персонала. Вариант 16. 1. Используя метод дерева целей, построить цели различных порядков подсистемы управления персоналом "развитие кадров". 2. Предложить технологию принятия и реализации управленческого решения по внедрению более прогрессивной системы обучения персонала. ^ по курсу «Управление персоналом» (для студентов заочной формы обучения по специальности 080105.65 «Финансы и кредит» специализация «Страхование»)
9. Информационное и техническое обеспечение управления персоналом. 10. Стратегия управления персоналом. 11 Кадровая политика организации. 12. Стиль руководства и управления персоналом, их черты и оценки. 13. Кадровое планирование: понятие, цели, содержание, уровни. 14. Кадровый контроль и кадровый контроллинг: понятия, цели, задачи. 15. Маркетинг персонала. Этапы проведения маркетинга персонала. 16. Планирование и прогнозирование потребности в персонале. 17. Найм персонала. Источники найма персонала, их достоинства и недостатки. 18. Деловая оценка персонала. Этапы и показатели деловой оценки. 19. Отбор персонала при приеме на работу. 20. Трудовой договор: содержание, порядок и условия заключения. 21. Подбор и расстановка персонала: принципы и методы. 22. Аттестация персонала. Элементы и процедуры аттестации. 23. Трудовая адаптация и профориентация персонала. 24. Организация труда персонала. 25. Организация обучения персонала, формы и методы обучения. 26. Высвобождение персонала: понятие, причины, типы высвобождения. Текучесть персонала и его причины. 27. Понятие и этапы деловой карьеры. 28. Служебно-профессиональное продвижение работников организации. 29. Кадровый резерв: понятие, принципы формирования, методы работы с резервом. 30. Информационные технологии управления персоналом. 31. Поведение личности в организации и его учет в управлении персоналом. 32. Мотивирование и стимулирование труда персонала организации. 33. Теории мотивации и их учет в управлении персоналом. 34. Оплата труда персонала. Формы и системы оплаты труда. 35. Формирование организационной культуры в управлении персоналом. 36. Стрессы в трудовом коллективе и особенности управления ими в работе с персоналом. 37. Конфликты в трудовом коллективе. Принципы и методы управления конфликтами. 38. Безопасность труда и здоровье персонала. Программа охраны труда. 39. Кадровый аудит: цели, задачи, направления, этапы проведения. 40.Содержание оценки кадрового потенциала организации. 41. Особенности диагностики кадровых процессов организации. 42. Оценка организационной структуры и корпоративной культуры организации. ^ «Управление персоналом» (для студентов заочной формы обучения по специальности 080105.65 «Финансы и кредит» специализация «Страхование»)
уровней подсистемы управления персоналом: «развитие социальной инфраструктуры». 11.С помощью метода дерева целей определить цели первого, второго и третьего уровней подсистемы управления персоналом: «оформление и учет кадров». 12.С помощью метода дерева целей определить цели первого, второго и третьего уровней подсистемы управления персоналом: «маркетинг персонала». 13.Используя метод дерева целей определить цели первого, второго, третьего уровней подсистемы управления персоналом: «развитие кадров». 14. Составить и обосновать алгоритм реализации функциональных обязанностей менеджера по персоналу при разработке предложений по совершенствованию системы работы с персоналом организации. 15.Построить алгоритм действия менеджера-руководителя по этапам и операциям процесса принятия управленческого решения. 16.С помощью «управленческой решетки» определить характеризующий стиль управления руководителя организации, главного бухгалтера, начальника отдела. 17.Построить карьерограмму директора предприятия и директора научно-исследовательского института. 18.Предложить состав мероприятий по приему на работу (построить алгоритм приема на работу). 19.Предложить состав мероприятий по учету и анализу движения кадров. 20.Построить и обосновать структурно-логическую схему процесса найма персонала организации. 21.Построить и обосновать структурно-логическую схему управления профессиональным развитием персонала. ^ 1. Беляцкий И. П. Управление персоналом: Учебное пособие / И. П. Беляцкий [и др. ] - М.: ИП «Экоперспектива», 2000. 2. Блинов А. О. Искусство управления персоналом: Учебное пособие для экономических колледжей и вузов / А.О, Блинов, О.В. Василевская. - М.: ГЕЛАН, 2001. 3. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. - М.: ЮристЪ, 1998. 4. Дятлов В. А. Управление персоналом /В.А.Дятлов [и др. ] - М., 2000. 5. Егоршин А. П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. - Н.Новгород: НИМБ, 2001. 6. Егоров Е. Е. Мотивация и стимулирование труда в управлении персоналом /Е.Е. Егоров. -Н.Новгород: ВГИПА, 2004. 7. Журавлев П. В. Технология управлении персоналом. Настольная книга менеджера / П.В. Журавлев. - М.: Экзамен, 1999. 8. Журавлев П. В. Персонал. Словарь понята! и определений. П.В. Журавлев - М.: «Экзамен», 1999. 9. Зигерт, В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. - М.: Экономика, 1990. 10. Карташова Л. В. Поведение в организации: Учебник / Л.В. Карташова [и др.]-М.:ИНФРА-М, 1999. 11. Кибанов А. Я. Управление персоналом: регламентация труда / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Экзамен, 1999. 12. Крупица В. В. Менеджмент персонала!: организационно-экономические аспекты управления в профессиональном обучении / В.В. Крупица. -Н.Новгород: ВГИПА, 2002. 13. Крупица В. В. Личность. Коллектив. Стиль отношений / В.В. Крупица. - Н.Новгород: ВГИПА, 2003. 14. Крупица В. В. Теоретико-методологические основы менеджмента персонала организации / В.В. Крупица. - Н.Новгород: ВГИПИ, 2000. 15. Крупица В. В., Егоров Е.Е. Экономический анализ и оценки системы управления персоналом организации: Учебное пособие. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. 16. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент» / В.И. Кнорринг. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 1999. 17. Кочеткова А. И. Психологические основы современного управления персоналом / А.И. Кочеткова. - М.: Издательство Зерцало, 1999. 18. Лютенс Ф. Организационное поведение/ Ф. Лютенс. - М.: ИНФРА - М, 1999. 19. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие/ Под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА - М; Новосибирск. 20. Русинов Ф. М. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник/ Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. 21. Молл Е. Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учебное пособие / Е.Г. Молл. - М.: Финансы и статистика, 1999. 22. Магура М. Н., Современные персонал-технологии / М.Н. Магура, М.Б.Курбатова. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. 23. Макарова И. К. Управление персоналом. Схемы и комментарии / И.К.Макарова. -М.: Юриспруденция, 2002. 24. Одегов Ю. Г. Эффективность системы управления персоналом: Социально-экономический аспект / К Г. Одегов. - М.: Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова 1993. 25. Одегов Ю. Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: Учебник / Ю.Г. Одегов. - М.: Академический Проект, 2005. 26. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации: Учебник / В.П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2000. 27. Опивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А. Опивак. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. (Серия «Учебники для вузов»). 28. Управление человеческими ресурсами. / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. - Спб: Питер, 2002. 29. Управление персоналом: Курсовые проекты, практика, государственный экзамен, дипломный проект: Учебное пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2003. 30. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Ю.Г. Базарова, Е.Еремина. -М.: Юнити, 2000. 31. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1998. 32. Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Кибанова. -М.: ИНФРА-М, 1998. 453 с. (Библиотека словарей «ИНФРА-М»). 33. Уткин Э. А. Мотивационный менеджмент / Э.А.Уткин. - М.: Издательство «ЭКМОС», 1999. 34. Цыпкин Ю. А. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Цыпкин. - М.: ЮНИТИ - ДАЛА, 2001. 35. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации / СВ. Шекшня. -М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез, 2002. 36. Шкатулла В. И. Настольная игра менеджера по кадрам / В.И. Шкатулла. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 37. Экономика труда. / Под ред. Л.В. Волгина и Ю.Г. Одегова. - М.: «Экзамен»,2002. Периодические издания 1. Кадры (издается с 1995г.) 2. Кадровое дело (издается с 2003 г.) 3. Кадры предприятия (издается с 2003 г.) 4. Менеджмент в России и за рубежом (издается с 1997 г.) 5. Персонал-Мике (издается с 2001 г.) 6. Секрет фирмы (издается с: 2000 г.) 7. Справочник кадровика (издается с 2002 г.) 8. Справочник по управлению персоналом (издается с 2002 г.) 9. Управление компанией (издается с 2001 г.) 10. Управление персоналом (издается с 1996 г.) 11. Человек и труд (издается с 1956 г.) Интернет-ресурсы
учебной дисциплины «Управление персоналом» Лекционная часть учебного курса для студентов-заочников проводится в форме обзоров по основным темам с более углублённым рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрен ряд практических занятий с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и социально-экономического обоснования эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию технологии работы с персоналом организации. Кроме того, в течение семестра, по плану социально-экономического института и кафедры менеджмента, проводятся дополнительные индивидуальные и групповые консультации по заявкам студентов. Все формы занятий должны проводиться с учетом новейших достижений научно-технического прогресса в этой области знаний с использованием необходимых технических средств обучения. Для изучения и полного освоения программного материала по дисциплине должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания. Для закрепления знаний предусмотрено выполнения контрольной работы по тематике дисциплины. К.э.н., профессор В.В. Крупица |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса всех специальностей заочной формы обучения. Целью издания является... | ![]() | Методические указания предназначены для студентов очной и заочной формы обучения. Содержат рекомендации по написанию курсовой работы... |
![]() | Темы контрольных работ предназначены для студентов 1-го курса нгау заочной формы обучения всех специальностей | ![]() | Рабочая программа по английскому языку для студентов заочной формы обучения по специальности сдм |
![]() | В рамках самостоятельной работы студентов предполагается выполнение рефератов. Формы контроля самостоятельной работы студентов –... | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для научных руководителей и студентов, выполняющих квалификационные работы и отчеты о нир... |
![]() | Учебное пособие рекомендовано для студентов всех факультетов неязыковых вузов. Предназначено для самостоятельной работы на начальном... | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 190603. 65 Сервис транспортных и технологических машин и оборудования... |
![]() | Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история мировой культуры; история... | ![]() | Методические указания предназначены для студентов I и II курсов всех специальностей бнту заочной формы обучения |