Скачать 257.6 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию РФГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»Кафедра экономики организации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИк организации и прохождению учебно-ознакомительной практики для студентов Специальность 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (машиностроение)» Специализация: Организация производства (деятельности) ^ 2010 ББК Г- Гарина Е.П. Методические рекомендации к организации и прохождению учебно-ознакомительной практики для студентов специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (машиностроение)», специализации: Организация производства (деятельности). – Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. – 17 с. Методические рекомендации к организации и прохождению учебно-ознакомительной практики предназначены для студентов очной, очно-заочной и заочной формы обучения по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (машиностроение)», специализации: Организация производства (деятельности); содержат описание хода выполнения практики, объема и содержания работы, порядка ее оформления, список рекомендуемой литературы. © ВГИПУ, 2010 © Гарина Е.П., 2010 Содержание
1. Методические указания по проведению учебно-ознакомительной практики 1.1. Общие положения Практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Учебно-ознакомительная практика студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии (машиностроение)» проводится на базе действующих предприятий материальной сферы производства, относящихся к отрасли машиностроения. Организация и проведение практики осуществляется в соответствии с учебным планом и с утвержденным календарным графиком. Руководство студентами при прохождении практики осуществляют преподаватели выпускающей кафедры ВУЗа. После окончания практики студенты представляют отчеты о выполнении программы практики объемом 30-35 страниц. По результатам собеседования студенты получают дифференцированный зачет. Направление студентов на практику оформляется договором между ВУЗом и предприятием, содержащим согласие последнего принять студента на практику, а также приказом по университету. Во время практики студенты руководствуются «Программой практики», на основании которой готовят необходимые отчеты и документы. Учебно-ознакомительная практика для студентов имеет своей целью формирование общего представления о профессиональной деятельности экономиста-менеджера в современных условиях хозяйствования. В ходе ознакомительной практики студенты расширяют, углубляют и закрепляют теоретические знания, полученные в процессе изучения дисциплин первого курса; изучают современное предприятие отрасли, порядок управления предприятием. ^ Содержание практики определяется программой выпускающей кафедры и предполагает изучение следующих вопросов: - общая характеристика предприятия; - источники финансирования предприятия; - положение предприятия на рынке; - взаимодействие предприятия с другими предприятиями, органами власти и др., изучение его характера; - организационная структура управления предприятием; - кадровая политика предприятия; - формирование экономических показателей деятельности предприятия и др. В период практики студенты-практиканты должны ознакомиться с работой экономических служб предприятия, изучить нормативные документы по управлению организацией, изучить организационную и производственную структуру предприятия, определить особенности формирования себестоимости и цены продукции, ознакомиться с планированием на предприятии и др. ^ Программа учебно-ознакомительной практики предусматривает выполнение следующих видов работ: 1. Прохождение учебно-ознакомительной практики на промышленных предприятиях г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области; 2. Написание отчета по учебно-ознакомительной практике в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данной работе; 3. Защита отчета по практике. ^ В соответствии с основной целью практики студентам предстоит решить следующие задачи: ^ – полное название организации, сокращенное название организации; – учредители, их доля в фирме; – сфера деятельности, дополнительные направления деятельности; продукт; – дата создания, другие важные даты; – адрес; – декларируемая миссия; – ассортимент (в случае большого его количества – основные позиции); – организационная структура управления предприятием, краткая её характеристика; – производственная структура предприятия (характеристика основных, вспомогательных и обслуживающих структурных подразделений, их взаимосвязь основные функции, типы и методы организации производства, характеристика технологического процесса); – финансовое положение: – источники инвестиций в предприятие; – основные технико-экономические показатели предприятия; Таблица 1 Основные технико-экономические показатели предприятия
^ – состояния отрасли, в которой работает предприятие, тенденции развития предприятия внутри отрасли; факторы, влияющие на деятельность предприятия; – преимущества компании (предприятия); – негативные факторы для предприятия; Преимущества и недостатки предприятия можно оформить в виде таблицы: Таблица 2 Список сильных и слабых сторон, угроз и возможностей
^ – краткий анализ текущей ситуации на предприятии, существующие перспективы в стратегическом плане. – клиенты, их характеристика, в частности: их количество, географическое распространение и др. (кратко); – конкуренты, их характеристики (кратко); – поставщики, их характеристика (кратко); – группы влияния на предприятие: местная власть, менталитет населения, СМИ и др. (кратко); ^ 1. Организационно-правовая форма предприятия, ее характеристика (в табличном виде): Таблица 3 Характеристика формы организации предприятия
2. Существующая на предприятии система управления (В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: линейная; функциональная; линейно-функциональная; матричная; дивизиональная; множественная), ее схематичное изображение, ее достоинства и недостатки (в табличной форме). Таблица 4 Преимущества и недостатки существующей на предприятии системы управления, в соответствии с организационной структурой управления
3. Маркетинг предприятия: – продукция предприятия и её характеристика; – схема товародвижения; – ассортиментный перечень; – цены, ценообразование, система скидок; – объем реализации продукции по отчетным периодам; – комплектация заказа, доставка; – продвижение продукции (реклама, PR, др.); – оценка местоположения предприятия с учетом следующих факторов: доступность рабочей силы, близость к заказчикам, смежникам и источникам сырья, транспортные возможности, местное законодательство, налоги и сборы. 4. Производство: – мощность производства; – количество технологических линий (потоков), стадий; – метод производства; – сведения о реконструкции (осуществлялась ли реконструкция или расширение производства, в каком году); – характеристика сырья, материалов, полупродуктов и энергоресурсов (наименование основного сырья и др., нормы его расхода, нормы образования отходов, стоимость и др.); – основные возможные неполадки в технологическом процессе производства, такие как: отклонения от норм технологического режима по давлению, температуре, скорости подачи реагентов и выходу продукции, ее качеству, а также местные перегревы, отключение приборов контроля и т.п. Указываются возможные причины неполадок и действия персонала по их устранению; – охрана окружающей среды – перечень всех выбросов и сбросов в окружающую среду. Дается их наименование, источники сброса (аппарат, стадия), характеристика, включающая количество выбросов с допустимыми отклонениями, периодичность, продолжительность, химический состав и физические показатели. – безопасная эксплуатация производства. 5. Персонал. – кадровая политика (принципы подбора и расстановки персонала, условия найма и увольнения, обучение и повышение квалификации, оценка персонала и его деятельности); – система общей и профессиональной подготовки кадров; – адаптация работников на предприятии; – оплата и стимулирование труда (формы оплаты труда, пути повышения производительности труда и т.д.); – оценка деятельности и аттестация кадров. 6. Экономическая эффективность деятельности предприятия. Показатели, характеризующие экономическую эффективность деятельности предприятия можно представить в виде таблицы: Таблица 5 Динамика прибыли предприятия
Вывод по таблице: ^ 1. Анализ внешней среды предприятия рекомендуется начать с изучения влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия (таблица 6). Таблица 6 Влияние факторов внешней среды на деятельность предприятия
* факторы можно добавить ** показатель растет или снижается, усиление технического контроля, ужесточение требований к лицензиатам, нестабильность и снижение развития, применение новых технологий и др. 2. Клиенты, их характеристика – их количество; – географическое распространение; – деление по формам собственности (государственные, коммерческие: из них: юридические лица, физические лица); – деление по обороту; 3. Конкуренты, их характеристики. При оценке конкурентов необходимо: – оценить рынок в целом и его ёмкость; – провести анализ групп каждой ниши; – выявить одного или нескольких главных конкурентов предприятия с дальнейшим изучением их слабых и сильных сторон. 4. Поставщики, их характеристика (подробно), с изучением их слабых и сильных сторон; 5. Группы влияния на предприятие: местная власть, менталитет населения, СМИ и др. Взаимодействие предприятия с ними, изучение характера взаимодействия. ^ Заключительным элементом учебно-ознакомительной практики является выполнение студентом индивидуального письменного отчета, выполненного в соответствии с общими требованиями к структуре и оформлению работы. ^ Титульный лист Содержание Введение 1.1. Общая характеристика предприятия 1.2. Анализ внутренней среды предприятия 1.3. Анализ внешней среды предприятия Заключение Список литературы Приложения Титульный лист является первой страницей отчета по учебно-ознакомительной практике. Образцы оформления титульного листа представлены в Приложении 1. Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) основной части учебно-ознакомительной практики, заключение, библиографический список и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работ. Введение должно содержать оценку современного состояния развития машиностроительной отрасли промышленности, формулируется цель прохождения учебно-ознакомительной практики и комплекс взаимосвязанных задач, подлежащих решению. Указывается объект и предмет исследования, методы исследования; структура отчета, источники информации. Задачи могут быть поставлены в форме перечислений (проанализировать…, разработать…, обобщить…, выявить…, доказать…, внедрить…, выработать и т.п.). Формулировка задач должна быть тесно связана с содержанием глав и параграфов в основной части работы. Введение по объему не должно превышать 1-2 страниц. Основная часть учебно-ознакомительной практики предусматривает подготовку полного аргументированного ответа на каждый из предлагаемых вопросов, согласно п.2.1 «Прохождение учебно-ознакомительной практики на промышленных предприятиях г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области». В заключении работы определяется достигнута ли цель учебно-ознакомительной практики, оценивается степень выполнения поставленных задач. Заключение не должно превышать по объему 1-2 страницы. Список литературы должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении отчета по учебно-ознакомительной практике. В приложения рекомендуется включать те материалы, которые по каким-либо признакам не могут быть включены в основную часть. ^ Отчет по учебно-ознакомительной практике оформляется в одном экземпляре и считается выполненным, если содержит все структурные элементы, включает разработку всех установленных разделов основной части и оформлен в соответствии с требованиями стандартов. Работа может быть как рукописной, так и печатной. Объем работы - не менее 30 и не более 35 страниц. При рукописном варианте написания работы текст работы пишется на одной стороне листов белой бумаги формата А4 (210х297 мм), при этом величина букв должна быть не менее 4 мм. Текст работы в компьютерном варианте, печатается на одной стороне листов белой бумаги формата А 4 (210х297 мм). Основной текст работы при наборе на компьютере печатается в текстовом редакторе WORD стандартным шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал – одинарный. Все линии, цифры, буквы и знаки курсовой работы должны быть черными по цвету. Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 2,5 см, правое – 1,5 см. Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается чернилами, тушью, пастой черного цвета, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста. Работа с большим количеством исправленных опечаток (более чем на 10% от общего количества листов) или оформленная небрежно (мятые листы, посторонние помарки, грязь, разводы на листах бумаги) не принимается и не допускается к защите. Страницы отчета нумеруются арабскими цифрами в правом нижнем углу без точки в конце. Отсчет нумерации страниц начитается с титульного листа, при этом номер 1 страницы на титульном листе не печатается. Нумерация работы заканчивается на последнем листе списка литературы. Заголовки вопросов пишутся прописными заглавными буквами симметрично относительно текста работы без подчеркивания. Перенос слов в наименовании вопросов не допускается. Точка или двоеточие в конце заголовка вопроса не ставится. Список используемых источников и литературы должен быть изложен в следующей последовательности: Во-первых, кодексы, федеральные законы. Во-вторых, нормативные материалы государственных и муниципальных органов власти). В третьих, в алфавитном порядке научная литература (учебники и учебные пособия, журнальные статьи и т.п.). Срок сдачи отчета преподавателю первая неделя после окончания практики. Статистический, числовой, аналитический и графический материал (таблицы, графики, диаграммы и т.п.) можно разместить в основной части работы. Однако целесообразно (хотя бы частично) перенести его в раздел «Приложения» (со ссылками на источник). Данный раздел, если он заявлен, располагается в самом конце работы, после списка использованной литературы. Каждое приложение должно быть пронумеровано либо числами, либо заглавными буквами латинского алфавита. Все таблицы (схемы, диаграммы, рисунки) курсовой работы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указанием порядкового номера таблицы (например. Таблица 1 без значка № перед цифрой и без точки после нее). Таблицы снабжают Тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки в конце. При переносе таблицы на другую страницу ее графы следует пронумеровать. ^ Таблица 7 Название таблицы
Формулы, содержащиеся в работе, располагают на строке по центру, нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов. ^ AVC = VC / Q, (1) где: AVC – средние переменные затраты; VC – переменные затраты; Q – объем производства продукции. На все формулы должны быть ссылки по тексту. Рисунки оформляются в соответствии с примером и имеют сквозную нумерацию. По тексту должны быть ссылки на них. Пример оформления рисунков: ![]() ^ Условием получения оценки по практике является не только подготовка текста, но и устная защита. К защите допускается готовые работы. Во время защиты необходимо ответить на заданные вопросы. Таблица 8 Элементы оценки работы
^ Нормативные акты:
Учебно-методическая литература:
Приложение 1 Образец оформления титульного листа
|
![]() | Программа ознакомительной практики. Методические указания для 2 курса / Под рук д-ра хабилитат, проф. Н. И. Бурлаку. – Кишинев, улим,... | ![]() | Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Коммерция и предпринимательство» бгарф (протокол №1 от 31 августа... |
![]() | Методические указания предназначены для студентов 2-го курса дневной и 3-го курса заочной форм обучения, специальности «Бухгалтерский... | ![]() | Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» для студентов... |
![]() | Методические указания к дипломному проектированию составлены и доц каф ЭВМ лебеденко Ю. И. и обсуждены на заседании кафедры ЭВМ факультета... | ![]() | Сироткин Ф. П. Расчет параметров режимов сварки: Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине «Технология... |
![]() | Сироткин Ф. П. Расчет параметров режимов сварки: Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине «Технология... | ![]() | Методические указания к дипломному проектированию составлены и доц каф ЭВМ лебеденко Ю. И. и обсуждены на заседании кафедры ЭВМ факультета... |
![]() | Методические указания составлены в соответствии с Учебно-методическим комплексом дисциплины на основе требований Государственного... | ![]() | Методические указания предназначены для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности 190701. 65 Организация перевозок... |