Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Правительство




Скачать 200.7 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации Правительство
Дата публикации04.09.2013
Размер200.7 Kb.
ТипУчебный курс
lit-yaz.ru > Экономика > Учебный курс




Министерство экономического

развития и торговли

Российской Федерации

Министерство образования

Российской Федерации


Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики»


Факультет социологии
Программа дисциплины
СОЦИОЛОГИЯ

для направления 080200.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра

Авторы: к.ф.н., доцент Сорвин К.В.



^ Рекомендована секцией УМС

__Социология_______________
Председатель

В.Г. Ледяев ________________

«___» __ноября_______ 2010 г.


Одобрена на заседании кафедры

Общей социологии

Зав. кафедрой

д.с.н., проф. Покровский Н.Е. .

«___» _октября___ 2010 г.

Утверждена УС

факультета Социологии

^ Ученый секретарь

______________________________

«_____» __________________ 2010 г.






Москва, 2010

I. Аннотация.

Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета журналистики, обучающихся на первом курсе.

^ Главные задачи курса – дать общее представление о предмете социологии; о специфике социологического знания и его значении для социальных наук в целом, а также об основных методах социологических исследований. Для решения этих задач в курсе системно представлены основные понятия социологии, показана их эволюция в истории социальной мысли, показана панорама современных дискуссий по ключевым вопросам социальной теории.

^ Основными формами аудиторных занятий являются лекции и семинары. Подготовка к последним предполагает активную самостоятельную работу студентов как с учебно-методической, так и с научной литературой. Занятия на семинарах включают в себя опрос студентов, доклады, дискуссии, письменное тестирование.

^ По итогам курса студент должен овладеть понятийным аппаратом современной социологии, уметь применять его для анализа описания и анализа конкретных социальных ситуаций и сюжетов, связанных, в частности, с современной ситуацией в России и мире, иметь представление о базовых принципах проведения социологических исследований.


^ Формы контроля:

- текущий контроль предполагает написание 1 эссе и оценивание работы студентов на семинарских занятиях

- итоговый контроль проводится в форме письменного экзамена

Оценка за зачет складывается из оценки за эссе, работы на семинарах и результата контрольной работы.

Суммарный балл определяется по формуле:

W(эссе)=0,3; W (семин.)=0,25; W(к.р.)=0,2; W(экз. раб)=0,25
Экзамен проходит в форме написания экзаменационной работы (тестовый формат) с последующей защитой эссе. Защита эссе не предусматривает подготовку презентации, а представляет собой краткий устный рассказ с последующими ответами на вопросы экзаменаторы. Вопросы могут касаться как содержания эссе, использованной при его подготовке литературы, так и затрагивать проблемную область, к которой относится тема эссе.
- оценка за зачет по 10-бальной шкале складывается следующим образом:

«отлично»: средний балл от 8 до 10;

«хорошо»: - от 6 до 7;

«удовлетворительно: 4,5

«неудовлетворительно»: сумма баллов менее 4.

^ II.Тематический расчет часов



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя-тельные работы










Лекции

Семинары







1

2




3

4




7

Раздел 1. Теоретические основы социологии



1

Специфика человеческойй жизнедеятельности. Основные принципы социологии




11

4

1




1 д/з

6

2

Социальные группы и социальные отношения

15

3

2




1 эссе

10

3

Социальные роли, нормы, ценности


9

4

1




4

4

Социальный контроль и отклоняющееся

Поведение

7

2

1




4

5

Социализация: основные концепции


8

2

2




4

6

Понятие общества. Социальная структура и стратификация

10

3

3




4

7

Социальная мобильность


7

1

2




4

8

Человечество как социальная общность. Глобальные проблемы современности.


8

2

2




4

9

Культура и общество.

Многообразие культур.


10

4

2




4

10

Социальные институты. Основные виды. Религия как институт.


10

4

2




4

11

Семья как социальный институт

8

2

2




4

12

Наука как институт. Социология знания

9

3

2




4




Всего по разделу

108

34

18




54

^ III. Содержание программы

Раздел 1. Теоретические основы социологии
Тема 1. Специфика человеческой жизнедеятельности. Основные принципы социологии.
Сообщества животных и сообщества человека. Особенности взаимодействия между людьми. Знак, символ, язык. Творческая природа человека. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Понятие социального наследования. Специфика учений о человеке до возникновения научной социологии. Основные предпосылки возникновения социологии. Особенности социологического подхода к человеку, предмет и метод социологии. Модель социологического человека. Основные положения позитивного метода. Структура современного социологического знания, полипарадигмальная структура современных социальных наук, теории среднего уровня.
^ Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2005, с.10-18.
Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 14-24.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 32-41, 63-67.
Дополнительная литература


  1. Дюркгейм Э. Метод социологии. - М.: КАНОН, 1995, с. 7 – 40.

  2. Лобок А. Антропология мифа. - Екатеринбург, 1997, с. 35-68.

  3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – АСТ, 2006, с. 64 – 81.


Тема 2. Социальные группы и социальные отношения. Понятие социальных отношений. Группа как носитель социальных отношений. Многообразие социальных групп. Основные признаки социальной группы. Группа, квазигруппа, социальная категория. Типология социальных групп. Малые, средние, большие группы, локальные - дислокальные, постоянные – временные, первичные – вторичные, целевые и нецелевые, критерии их выделения. Референтные группы. Ролевая структура социальной группы, современные концепции лидерства. Типы взаимодействия внутри группы. Устойчивость социальной группы.

^ Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2005, с. 18-27.
Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 130-168.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 193-219.
Дополнительная литература

1.Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – АСТ, 2006, с. 360 – 390.

  1. Тичи Н., Деванна М. Лидеры организации. - М. 1990.


Тема 3. Социальные роли, нормы и ценности. Понятие социальной роли. Роль и группа. Ролевое напряжение, причины возникновения, основные типы. Межролевые и внутриролевые конфликты. Способы разрешения ролевых конфликтов. Социальные нормы и ценности. Основные классификации норм, нормы формальные и неформальные, «мягкие и жесткие», предписывающие и запретительные. Нравственные и правовые нормы, их специфика. Понятие аномии, роль аномии в современном мире. Понятие ценности. Групповые и индивидуальные цели как ценности. Понятия терминальных и инструментальных ценностей, их несоответствие как источник аномии. Консенсус и конформизм.

^ Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2005, с. 27-42.
Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 72-79.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 90-106.
Дополнительная

  1. Бауман З. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996, с. 5- 23.


Тема 4. Элементы социального поведения. Социальный контроль и отклоняющееся поведение. Задачи и функции социального контроля. Основные механизмы социального контроля, его относительность. Формальный и неформальный социальный контроль. Механизм внешнего социального контроля, понятие социальных санкции, их классификации. Особенности социального контроля в различных обществах (традиционное и индустриальное). Понятие девиации и ее роль в функционировании и развитии общества. Типология отклоняющегося поведения Мертона. Основные подходы к объяснению отклоняющегося поведения: физиологическая концепция, психологическая, функционализм, марксизм, радикальная криминология. Роль девиантного поведения в экономической истории.
^ Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2005, с. 42-46.
Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 197-243.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 107-126.

Тема 5. Социализация личности, основные концепции. Социализация как процесс усвоения культуры. Понятия первичной и вторичной социализации, их основные особенности. Проблема вторичной социализации в современном мире. Основные концепции социализации: психоаналитическая теория, теории «зеркального Я», «Обобщенного другого», «Значимого другого». Механизм и агенты социализации, роль референтных групп в процессе социализации. Социализация и девиантное поведение. Особенности социализации в традиционном и современном обществах. Саморегуляция Социализация и свобода личности. Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.
^ Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2005, с. 46-51
Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 108-129.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 77-89.


Тема 6. Понятие общества. Социальная структура и стратификация. Понятие общества. Общество и культура. Объективные и субъективные факторы развития общества. Понятия традиционного, индустриального и постиндустриального обществ, их противоречивость. Социальный статус человека. Соотношение статуса и роли, понятие ролевого набора. Ранговые и номинальные статусные переменные. Биологические, достигаемые и предписанные статусы. Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества. Основные подходы к объяснению природы социального неравенства (фукционализм, конфликтологизм, теории Маркса и Вебера). «Железный закон олигархии». Понятие элиты, основные теории элит (властный и меритократический подходы). Социальные слои, классы, страты, основные критерии деления. Объективные и субъективные факторы в формировании класса. Территориальные группы как элемент социальной структуры. Современные концепции социальной стратификации советского и постсоветского обществ.
^ Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2005, с. 60-72, 140-147.

Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 57 – 76; 273-286.

3. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 25-32; 238-263.
Дополнительная литература

  1. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // THESIS. М., 1993, том 1, вып. 2., с. 137 – 150.

  2. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М.: Аспект Пресс, 1996, с. 222-244, 265-282, 287-298.


Тема 7. Социальная мобильность. Социальная мобильности и ее критерии. Понятия горизонтальной и вертикальной социальной мобильности. Мобильность и миграция. Групповая и индивидуальная мобильность. Социальные процессы в российском обществе на разных этапах его развития. Социальная структура, возникновение новых и распадение старых социальных групп и слоев. Понятие «социальных лифтов». Социальная мобильность в традиционном, индустриальном и постиндустиральном обществах. Особенности социальной мобильности в царской, советской и современной России.

^ Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 73-76.
Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 84-94.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 307-322.
Дополнительная

  1. Сорокин П.А. Социальная мобильность. – М.: Academia; 2005 г


Тема 8. Человечество как социальная общность. Глобальные проблемы. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Глобальные проблемы человечества. Стратегии выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.

^ Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 148-152.

Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 86-92.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 268-274.

Тема 9. Культура и общество. Многообразие культур. Понятие культуры, многозначность термина. Культурное наследование как атрибут человеческого общества. Проблема происхождения культуры. Культура материальная и духовная, относительность этих понятий, их взаимосвязанность. Понятия доминирующей культуры, субкультуры и контркультуры. Молодежные субкультуры в современном обществе, роль контркультур в социальном мире. Культура и группа. Проблема многообразия культур, дилемма эволюционного и плюралистического подходов, основные представители этих направлений. Современные концепции классификации культур, (типология Клакхона-Стродтбека, Хофштеда). Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры.

^ Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 76-81, 84-91.
Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 40-63.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 45-76.
Дополнительная литература

  1. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., Логос, 2000.



Тема 10. Система социальных институтов. Религия как институт.

Понятие социального института, основные элементы социального института. Функции социальных институтов, понятие явных и латентных функций. Процесс институционализации. Важнейшие институты современного общества. Религия как феномен культуры и социальный институт. Предпосылки возникновения социологии религии, особенности социологического подхода. Формирование основ социологии религии в трудах Конта, Маркса, Дюркгейма, Вебера. Проблема происхождения религии: был ли безрелигиозный этап в истории человечества? Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ, особенности их динамики. Основные функции религии, специфика функций религии в современном мире. Религия и экономика: хозяйственная этика мировых религий (протестантизм, православие). Основные тенденции развития религий, понятия модернизации, секуляризации, экуменизма. Основные мировые религии.

^ Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 100-103, 110-122.
Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 460.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с.161-172.
Дополнительная литература

  1. Гараджа В.И. Социология религии. – М.: ИНФРА-М, 2005, с. 9-28; 65 – 83, 202 - 208


Тема 11. Семья как социальный институт. Определение семьи и брака. Семья как малая группа и социальный институт. Типологии брака:, моногамия, полигамия (полигиния, полиандрия), причины их возникновения (основные концепции). Типология семьи: нуклеарная, расширенная (патриархальная), неполная. Понятие рода, его признаки. Экзогамность и эндогамность. Социальные функции семьи: экономическая, воспроизводства населения, социализации, статусная, релаксационная, регулирования сексуальных отношений. Семья в современном обществе, тенденции развития современной семьи, основные дискуссии. Гендер как социологическая категория. Гендерные проблемы современного общества.
^ Тема 12. Наука как социальный институт. Наука и общество. Социология науки как частный случай социологии знания. Современные представления о признаках науки и ее специфике. Проблема научного метода. Культурно-исторические формирования рационального мышления, роль протестантской этики (Вебер). Дискуссии интерналистов и экстерналистов о роли социальных факторов в формировании современной науки. Социальные функции науки: познавательная, сохранения социального опыта, социализации, мировоззренческая, производительная, социального контроля. Специфические функции социальных наук. Особенности современной науки. Социальная организация науки. Современные представления о роли сообществ ученых в развитии науки, теория научных парадигм. Моно- и полипарадигмальные нуки. Тенденции развития науки. Специфика социального познания и социальных наук, основные отличия от естественнонаучного. Соотношение объективного и субъективного в социальном познании. Проблема вненаучных форм познания.
^ Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 103-110.
Основная литература

1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 390-427.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 181-190.
Дополнительная литература


  1. Социология семьи. – М: Инфра-М., 2009.


Тема 16. Основные этапы эволюции социологии. Особенности современного социологического знания. Система социальных наук. Основные этапы развития социологии. Формирование основных принципов научной социологии в трудах Конта, понятие позитивного метода, социальная статика и социальная динамика. Учение Маркса о законах функционирования и развития общества, концепция классовой борьбы и социальной революции. Развитие Дюркгеймом теории социологического метода, учение о коллективном сознании, теория религии. Концепция Вебера о роли протестантской этики в возникновении западного капитализма. Основные функции современной социологии: описание, объяснение социальных процессов, их предвидение и формирование. Проблема социального прогнозирования. Соотношение функционального и конфликтологического подходов, противостояние позитивистской и понимающей социологии. Экономическая социология как раздел современной социологии. Соотношение экономической теории и экономической социологии.

^ Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 175-200.
Основная литература
1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 14-29.

2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 9-19, 25-37.
Дополнительная литература


  1. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – АСТ, 2006, с. 650 – 663; 702-708; 767- 770.

^ IV. Вопросы для оценки качества освоения курса
1. Модель социологического человека.

2. Понятие культурного наследования

3. Знак, символ, язык.

4. специфические признаки человеческой жизнедеятельности

5. Основные признаки группы.

6. Основные типы классификаций социальных групп.

7. Понятие квазигруппы, роль квазигрупп в современном обществе.

8. Понятие социальных отношений

9. Основные виды и функции социального контроля

10. Классификация девиантного поведения по Мертону

11. Современные теории девиации

12. Функции и дисфункции девиантного поведения.

13. Социализация первичная и вторичная, ее роль в обществах различного типа.

14. Основные теории социализации.

15. Обыденное и научное понятие общества

16. Основные античные представления об обществе. Общество как искусственная и естественная система.

17. Представления об обществе в эпоху Нового времени, теории»общественного договора», их роль в становлении социологии.

18. Социальная структура и стратификация. Ранговые и номинальные статусы.

19. Современные представления о природе социального неравенства. Теории элит.

20. Социальная мобильность. Ее основные виды. Социальные лифты.

21. Понятие культуры. Субкультуры, контркультуры.

22. Культура духовная и материальная.

23. Многообразие культур, дилемма эволюционного и плюралистического подходов.

24. Этнос и нация, черты сходства и различия.

25. Социальные институты, их функции. Основные институты современного общества.

26. Религия как институт: происхождение, функции, формы организации, основные тенденции

27. Семья и брак. Типология брака, типология семьи, функции, тенденции.

28. Наука как институт. Социальные факторы развития науки, экстернализм-интернализм. Понятие парадигмы.

29. Общества современные и традиционные

30. Глобальные проблемы современности.

31. Проблема метода социологии в трудах Дюркгейма. Понятие социального факта, правила его наблюдения и исследования.

32. Дюркгейм о происхождении и функциях религии.

33. Маркс об основаниях социальной структуры и стратификации. Основные положения учения Маркса о социальной революции.

34. Основные правила позитивного метода Конта.

35. Конт о структуре социологии.

36. Вебер о роли религиозного фактора в формировании западного капитализма.

37. Классификация социальных действий по Веберу.

38. Структура современного социологического знания. Эмпирическая и теоретическая социология. Теории среднего уровня.

39. Дилемма позитивистской и понимающей социологии.

40. Дилемма функционализма конфликтологизма.
^ V. Примерный список тем эссе:

1. Социальный факт как научная категория.

2. Позитивный метод в социологии: за и против

3. Дилемма позитивистской и понимающей социологии

4. Хозяйственная этика православия

5. Мода как социальное явление
^

6. Реклама и ее роль в современном обществе


7. Современные тенденции развития семьи

8. Массовое поведение и проблемы толпы.

9. Классы и страты в современном обществе

10. Проблема социальной солидарности, или как возможно общество?
^

11. Социология половых и возрастных различий


12. Молодежные субкультуры

13. Религия в современной России

14. Аномия в современном мире

15. Социальная организация и основные принципы ее существования

16. Что такое «харизматическое господство»?

17. Этносы в современном мире

18. Проблема и теории социального обмена

19. Глобализация и ее основные социальные проблемы.

20. Власть: насилие и авторитет

21.Средства массовой информации и общественное мнение
Авторы программ:

кандидат философских наук, доцент Сорвин К.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Правительство iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...

Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Правительство iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г n 337 (Собрание законодательства...

Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Правительство iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая...

Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Правительство iconЗарегистрирован Минюстом России 24 января 2012 г. Регистрационный...
«Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №30

Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Правительство iconПравительство российской федерации постановление
В целях совершенствования организации и осуществления мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также оперативной ликвидации...

Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Правительство iconМинистерство внутренних дел российской федерации приказ
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938, а также приведения Правил регистрации автомототранспортных...

Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Правительство iconМинистерство образования российской федерации утверждаю
Специальность утверждена распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686

Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Правительство iconМинистерство Образования Российской Федерации
Рекомендуется Министерством образования Российской Федерации для специальности 032300 Химия

Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Правительство iconПосольству Российской Федерации в Республике Армения от 26 июля 2012...
Выдача паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Правительство iconВикторина по истории "Государственные символы России"
Популяризация государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница