Скачать 4.17 Mb.
|
Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова» ^ Срок реализации 5 лет Принята на заседании педагогического совета школы Протокол педсовета №1 от 29.08.2013г. ^
Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовая база 1.2. Цели и задачи 1.3. Особенности условий 1.4. Принципы построения 2. Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы. 3. Учебный план 3.1. Учебные программы 3.2. Условия реализации образовательной программы 3.3. Планируемые результаты и способы оценивания достижений 4 Дополнительное образование в школе 5 Научно – методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 6 Организация воспитательной работы 7 Контроль и управление реализации образовательной программы в школе 7.1 Система внутришкольного контроля 7.2. Управление реализацией Образовательной программы 8. Первоочередные направления работы по реализации образовательной программы школы (перспектива до 2014 - 2015г.г.) 8.1 Создание необходимой базы 8.2 Работа с педагогическим коллективом, учащимися и родителями 1. Пояснительная записка к образовательной программе школы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова» Актанышского муниципального района Республики Татарстан является муниципальным общеобразовательным учреждением. В соответствии с Федеральным законодательством (ст. 12 «Образовательные программы» Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации») «Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность...». Образовательная программа школы представляет собой совокупность основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности школы. ^ . Образовательная программа - документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения. Нормативно-правовой базой образовательной программы являются
^ Руководство страны, республики, района ставит проблему формирования современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики. Президентом страны определена Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа», основными составляющими которой являются обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, современная инфраструктура, здоровье учащихся. Цель образовательного процесса – повысить качество и эффективность школьного образования. Задачи образовательного процесса: - развить содержание образования учащихся с учётом требований общества к выпускнику школы; - обеспечить становление личности, способной к активной деятельности по преобразованию действительности; - способствовать всемерному интеллектуальному, эстетическому, нравственному, физическому развитию личности каждого ученика. Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова» Актанышского муниципального района Республики Татарстан направлена: - на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт; - на реализацию права ребёнка на получение общего среднего и дополнительного образования с учетом образовательных потребностей и запросов кадет; - на обеспечение непрерывности образования: 2 ступень – 3ступень В школе особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:
Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе
^ . При разработке образовательной программы учтены: - возможности образовательной среды; -уровень готовности учителей к реализации образовательных программ: в ОУ работает квалифицированный коллектив; - материально-техническое обеспечение учебного процесса - в школе созданы комфортные условия для всех участников образовательного процесса; -традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой круг праздников, участие в инновационной деятельности педагогического коллектива и т.д. ^ Образовательная программа определяет:
Образовательная программа устанавливает содержание и способы взаимодействия с другими школами, научными учреждениями и предприятиями в целях развития творческого потенциала учащихся, выявления и объективной оценки их достижений. Образовательная программа регламентирует:
диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся;
Основным условием эффективности обучения и обеспечения его вариативности является:
Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности учащихся. В тексте представлены образовательные программы
Описание образовательных программ на каждой ступени соответствует принятой структуре образовательных программ. ^ Информационная справка о школе
9.Государственная аккредитация: АА 108728 Регистрационный № 8138 от23 июня 2009 года. Срок действия – до 23.06.2014г.. 10. Лицензия: серия РТ №000792, регистрационный номер №2348 от 13.09.2011г., срок действия: бессрочно Директор школы: Ялалов Илсур Индусович Здание школы – типовое, построено в 1987 году. В школе имеется 9 учебных кабинетов, из них 7 - для средней и старшей школы, 1кабинет информатики, мастерская, спортивный зал, библиотека , столовая. На территории школы находятся футбольное поле, спортивная площадка, хоккейная коробка. Численность контингента учащихся по ступеням обучения:
- режим 6-дневной учебной недели (5-11 классы). - классно-урочная система; - продолжительность урока 45 мин (5-11 кассы), перемены 10 (20) минут; - учебный год начинается 1 сентября и продолжается не менее 34-х недель для 5-11 классов; каникулы 30 календарных дней, летом 3 месяца, учебный год длится 4 четверти (5-9 классы), 2 полугодия (10-11 классы); - особенностью организации учебно-воспитательного процесса является его двуступенчатость:
Режим работы школы: продолжительность рабочей недели, продолжительность урока и перемен, количество смен – определяется в соответствии с требованиями СанПиН. Расписание уроков и занятий в системе дополнительного образования составляются с опорой на санитарно – гигиенические нормы предельно допустимой аудиторной нагрузки учащихся и в соответствии с учебным планом школы. Педагогические кадры: Всего в штате 29 педагогов. Учителей высшей квалификационной категории – 2, Учителей первой квалификационной категории – 11, Учителей второй квалификационной категории – 3, Образовательный уровень педагогов: Высшее образование – 27, среднее специальное – 3. Имеют высокие профессиональные отличия: - «Почётный работник общего образования РФ» - 2 чел. Почетное звание "Заслуженный учитель РТ" – 1 чел. -Нагрудный знак «За заслуги в образовании» - 7 чел. - Почетная грамота МО и Н РТ – 1 чел. Обладатели грантов: «Наш лучший учитель» - 1 учитель, 2011 год «Наш лучший учитель» - 1 учителя, 2012 год; Реализуемые образовательные программы:
Образовательная программа должна обеспечить:
Для реализации Образовательной программы школы используются: - Типовые учебные программы Министерства образования РФ для отдельных предметов базового уровня подготовки. Организация учебно-воспитательного процесса. На второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:
Формы и методы образовательной деятельности. 1) урочная Достижение обязательного минимума:
Виды учебных занятий: урок, лекция, зачет, учебная экскурсия, диспуты, и т. д. 2) внеурочная
Виды внеурочной деятельности: олимпиады, предметы по выбору, элективные курсы, индивидуальные консультации. 3) внутришкольная Направлена на общее развитие школьников, повышение эрудиции и расширение кругозора. Проведение традиционных праздников и мероприятий, концерты, праздники, вечера, тематический выпуск стенгазет, викторины, конкурсы , мероприятия оборонно-спортивной направленности и т.п 4) внешкольная Участие в межшкольных программах, посещение выставок, музеев и спектаклей и т.п. ^ Основная школа (5-9 классы) Учебный план составлен на основе примерных учебных планов для кадетских школ, кадетских школ-интернатов и кадетских классов в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан, реализующих программы общего образования, разработанных на основе примерного учебного плана кадетских школ, кадетских школ-интернатов, рекомендованного письмом Минобразования Российской Федерации от 2 апреля 2001 года №302/28-5, федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312, базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального и основного общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 2 августа 2011 года №3934/11, базисного учебного плана и примерных учебных планов для 10-11 классов образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 2 августа 2011 года №3933/11, для кадетских школ, кадетских школ-интернатов и кадетских классов, утвержденных приказом министерства образования и науки РТ от 23.09.2011 г. №4620/11. Учебный план для кадет обеспечивает реализацию федерального государственного стандарта с учетом образовательных потребностей и запросов кадет и включают в себя инвариативную часть, включающую национально-региональный компонент, и вариативную часть – компонент образовательного учреждения. Национально-региональный компонент используется для изучения татарского языка и литературы для школ с русским языком обучения по программе «Рус телендә урта (тулы) гомуми белем бирү мәктәбендә татар телен һәм әдәбиятын укыту программасы”, авторы программы Ф.Ф.Харисов, Ч.М.Харисова, Ә.Н.Хуҗиахмәтов, Ф.Г.Галимуллин, З.Н.Хәбибуллина, Х.Г.Фәрдиева. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 5-9 классах по 1 часу в неделю в целях обучения правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Часы компонента образовательного учреждения использованы на увеличение количества часов на преподавание русского языка в 5, 6, 9 классах. Учитывая острую необходимость владения информационно-коммуникативными технологиями в современной жизни, введены факультативные курсы по информатике в 5 классе «Введение в информатику» -1 час в неделю. С целью подготовки учащихся к выбору будущей профессии введены факультативные курсы по предмету «Технология» в 5, 6 классах (по 1ч. в неделю). С учетом специфики кадетской школы-интерната введены элективные курсы военно-прикладного характера, направленные на обеспечение осознанного выбора кадетами профессии: «История кадетского движения» - 5 класс (1 час в неделю), «Военно-прикладное искусство» -7,9 классах, «Правоведение», в 7 классе. ^
^ Основу базовой образовательной программы для II ступени обучения составляют типовые учебные программы, утвержденные МО и Н РФ, Обязательным условием реализации учебных программ является принцип преемственности. ^ 5 КЛАСС (105 часов) Язык - важнейшее средство общения (1ч + 1рр) I. Язык - основное средство человеческого общения. Язык и речь. Разновидности речевого общения: устное и письменное; их особенности. Стили речи. II. Умение продуцировать устные монологические высказывания, участвовать в диалогах различных видов. III. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Речевой этикет. ^ I. Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Разделительное написание предлогов с другими словами. Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Части речи. Глагол. –Тся и -ться в глаголах. Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Имя существительное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Связь прилагательных с существительными. Местоимение. Личные местоимения. II. Умение соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. ^ I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Письмо. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Пунктуационный разбор. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, что, чтобы, где, когда, который... Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложенияс вводными словами. III. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Текст. Тема текста. Типы текстов. Описание и повествование. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. ^ I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Двойные согласные. Орфоэпия. Фонетический разбор слова. Орфографические словари. II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Произношение сочетаний букв чк, чн, щн, нч, нщ. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических). Понятие об орфоэпической норме. Трудные случаи ударения в формах слов. III. Описание предмета. ^ I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении. III. Связные высказывания с разными значениями слов. ^ I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. . Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями. Рассуждение. ^ Имя существительное (10ч + 1рр + 1к) I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные. Существительные собственные и нарицательные. Род существительных. Имена существительные только множественного, только единственного числа. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Множественное число. Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Морфологический разбор существительного. II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. III. Доказательства в рассуждении. Имя прилагательное (4ч + 2рр+1к) I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Изменение прилагательных по родам, падежам и числам. Полные и краткие прилагательные. Морфологический разбор прилагательного. II. Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. Прилагательные-эпитеты. III. Описание животного. Глагол (10ч + 1рр + 1к) I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Правописание не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Правописание -тся и -ться. Совершенный и несовершенный виды глагола. Буквы е-и в корнях с чередованием. Изменение глаголов по временам. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Спряжение глаголов. Чередование согласных при спряжении глаголов. Морфологический разбор глагола. Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Грамотное употребление в речи глаголов СВ и НСВ. Умение согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов. Повторение и систематизация изученного в 5 классе (3+1к) ^ |