Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4»




НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4»
страница1/18
Дата публикации27.07.2014
Размер3.05 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
lit-yaz.ru > Экономика > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

ПРИНЯТО

Решением педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 4» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

Протокол № 12 от 31 августа 2010г.




УТВЕРЖДАЮ

Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 4» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

_______________ Шишкина В.И.

Введена в действие

Приказ № 286/0 от 31 августа 2010г.

^ Основная образовательная программа начального общего образования

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Гимназия № 4» городского округа

город Стерлитамак

Республики Башкортостан

СТЕРЛИТАМАК, 2010г.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка …………………………………………. …

3

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования……………………………………………………………



11

  1. Учебный план начального общего образования …………

52

  1. План внеурочной деятельности………………………………

55

  1. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта………




62
  1. Программа формирования универсальных учебных действий  у обучающихся на ступени начального общего образования…………………………………………………………...



72

  1. Программы отдельных учебных предметов, курсов ……..

92

  1. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся…………………………………………



123
  1. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни…………………………………………



133
  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования…………………………………




147

Приложение. Договор о сотрудничестве МБОУ «Гимназия № 4» и родителей обучающихся……………………………………............



161

 

^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия № 4» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан разработана на основе Примерной основной образовательной программы с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерных программ начального общего образования, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность гимназии.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни, перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

При составлении программы учтены характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

^ Приоритетные направления программы:

1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека.

2. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников.

4. Развитие культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

5. Создание условий для самореализации и творческого развития личности обучающихся.

6. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

7. Организация углубленного изучения дисциплин художественно-эстетического цикла, которое способствует личностному развитию учащихся при условии сохранения их психического и физического здоровья.

Принципы реализации программы:

1. Принцип адаптивности, развития, психологической комфортности (личностно ориентированные принципы).

2. Принцип целостности содержания образования, систематичности.

3. Принцип овладения культурой, смыслового отношения к миру.

4. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

5. Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности обучающегося.

6. Принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития гимназии.
^ Краткая характеристика Гимназии

Юридический адрес: 453129, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Шафиева, д.23; т. 8(3473) 24-99-65

Полное наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

^ Сокращенное название: МБОУ «Гимназия №4» городского округа г.Стерлитамак РБ

Учредитель: городской округ  город Стерлитамак Республики Башкортостан в лице администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

^ Государственный статус:

- тип ОУ – общеобразовательное учреждение

- вид ОУ- гимназия

Проектная мощность 1176 мест

Руководитель гимназии: руководитель высшей категории Шишкина Валентина Ивановна

Телефон: 8 (3473) 24-64-15

Е - mail: _zao_@mail.ru

^ Адрес сайта: http://gimnazia-home.ru/
Особенности контингента обучающихся первой ступени общего образования:

В МБОУ «Гимназия №4» в основном получают образование дети жителей микрорайона «Михайловский», а также других районов г.Стерлитамака. В гимназии обучаются дети разных национальностей: русские, башкиры, татары, чуваши, мордва, украинцы и др.

Образовательный процесс в Гимназии осуществляет профессиональный педагогический коллектив.
^ Кадровый состав начальной школы:

Специаль-ность

Количество учителей, преподающих в начальных классах

Имеют педагогическое образование

Квалификационная категория

Стаж работы

Высшее

Среднее специальное

Высшая

I

II

Менее 10

лет

10-20 лет

20 и более лет

Учитель начальных классов

12

12

-

8

3

1

1

4

7

Учитель музыки

2

1

1

2

-

-

-

1

1

Учитель физической культуры

2

2

-

1

-

1

1

-

1

Учитель ИЗО

2

2

-

2

-

-

-

-

2

Педагог дополнительного образования

1

1

-

-

1

-

1

-

-

Учитель башкирского и родных языков

6

6

-

2

4

-

4

1

1


^ Материально-техническая оснащенность:

Для реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №4» обладает удовлетворительной материально-технической базой:

  • 2 спортивных зала и необходимый спортивный инвентарь

  • спортивная площадка

  • 2 компьютерных класса с постоянным доступом в Интернет

  • 5 кабинетов, оборудованных интерактивными досками и мультимедийными комплексами

  • библиотека

  • столовая

  • комната психологической разгрузки

  • кабинет психолога

  • кабинет логопеда


Особенности организации образовательного процесса

Продолжительность учебного года в 1-х классах – 33 учебные недели, во 2-4-х классах – 34 недели. Продолжительность урока в 1-ом классе – 35 минут (сентябрь-октябрь), 40 минут (ноябрь-декабрь), 45 минут (январь-май), во 2–4-х классах – 45 минут.

МБОУ «Гимназия № 4» городского округа г. Стерлитамак РБ работает при 5-дневной учебной неделе в 1-х классах и 6-дневной учебной неделе во 2-4-х классах.

В 1-х классах ежедневно после 2-го урока проводится длительная динамическая пауза в течение 40 минут с обязательным пребыванием на свежем воздухе и 30-минутная динамическая пауза после 4-ого урока с ноября по май месяцы.

Обучение в 1–4-х классах осуществляется:

  • по образовательной системе «Школа 2100»;

  • по развивающей «Системе Л.В. Занкова»;

  • УМК «Гармония».

Используемые в гимназии образовательные технологии позволяют реализовать гимназические образовательные программы и направлены на обеспечение стратегии личностно-ориентированного обучения и способствуют развитию:

  • общей культуры личности;

  • самостоятельности и креативности мышления;

  • коммуникативной культуры;

  • потребности в непрерывном образовании.

Основным принципом при выборе педагогических технологий является соответствие технологий возрастным и психологическим особенностям обучающихся. На первой ступени общего образования используются следующие технологии:

  • системно-деятельностный подход;

  • развивающее обучение;

  • проблемно-диалогическое обучение;

  • технология критического мышления;

  • интегрированные уроки;

  • игровые технологии;

  • информационные технологии;

  • коллективный способ обучения;

  • педагогические мастерские;

  • этико-правовые беседы;

  • проектные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • исследовательские технологии;

  • технология оценивания общеучебных умений;

  • технология формирования правильного типа читательской деятельности;

  • использование социокультурной среды города.


Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования программы: создать наиболее благоприятные условия для становления и развития личности школьника, удовлетворения его образовательных и творческих потребностей, а также обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную деятельность. Заинтересованность гимназии в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

^ Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Гимназией выбрана оптимизационная модель организации внеурочной деятельности, которая предполагает, что в её реализации используются внутренние ресурсы образовательного учреждения, принимают участие педагогические работники данного образовательного учреждения.

Режим работы в классах, обучающихся по ФГОС второго поколения, строится по традиционной схеме: первая половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня организуется работы группы продленного дня, в режим которой входит отдых, обед, самоподготовка, а затем посещение кружков. В течение всего дня с детьми находится учитель начальных классов (воспитатель ГПД), который регулирует посещение обучающимися кружков и других мероприятий.

Программа организации внеурочной деятельности состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются следующие направления деятельности: общеинтеллектуальное направление («Занимательная математика»), общекультурное направление («Музыка. Театр. Экология»; «Волшебная кисточка»), духовно-нравственное направление («Изучение фольклора и народных традиций в учебно-воспитательном процессе. Истоки», «Азбука нравственного воспитания», «Секреты бабушкиного сундучка»), спортивно-оздоровительное направление («В мире танца»), социальное направление («Мир вокруг нас»).

^ К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

^ В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности и диалога культур;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития;

• опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- технологию формирования правильного типа читательской деятельности,

- проблемно-диалогическую технологию,

- технологию оценивания учебных успехов,

- технологию развивающего обучения;

- технологию проблемного обучения;

- технологию проектных методов обучения;

- технологию развития «критического мышления».
^ Основная образовательная программа начального общего образования Гимназии содержит следующие разделы:

• пояснительную записку;

• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

• учебный план гимназии;

• план внеурочной деятельности;

• система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта;

• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

• программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Важнейшей частью основной образовательной программы начального общего образования является учебный план Гимназии, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Основная образовательная программа начального общего образования, разработанная Гимназией, предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию социальной практики с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Гимназия обязана обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в Гимназии;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом Гимназии.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и Гимназией договоре (Приложение), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» iconОбразовательная программа начального, основного, среднего (полного)...
Модуль Основная образовательная программа начального общего образования, реализуемая федеральный государственный образовательный...

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Железногорска средняя...

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» iconПрограмма определяет содержание и организацию образовательного процесса...
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней...

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Образовательная программа начального общего образования в 1-3-х классах по фгос

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №39 Ленинского района городского округа город Уфа

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» iconПриказ №183/ii от 01. 09. 2012г. Основная образовательная программа...
Ожидаемые конечные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница