Данная работа посвящена проблеме взаимосвязи и преемственности в работе учителей логопедов в системе «детский сад школа». Прежде чем начать раскрывать




Скачать 471.51 Kb.
НазваниеДанная работа посвящена проблеме взаимосвязи и преемственности в работе учителей логопедов в системе «детский сад школа». Прежде чем начать раскрывать
страница1/5
Дата публикации11.07.2013
Размер471.51 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5
Данная работа посвящена проблеме взаимосвязи и преемственности в работе учителей – логопедов в системе «детский сад – школа». Прежде чем начать раскрывать данную проблему, давайте сначала ответим на следующие вопросы: что такое же речевое развитие? Для чего нам так необходимо добиваться речи без речевых нарушений? В чем же заключает работа учителя-логопеда? И, наконец, в чем же заключается эта взаимосвязь и преемственность между этими звеньями логопедических служб? Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. Во-вторых, от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. В-третьих, развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольном образовательном учреждении и школе. Логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношение с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком. В-четвертых, на начальном этапе, то есть при поступлении в речевую группу детского сада, логопеду ДОУ необходимо своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционную работу, это дает возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения. Далее, когда дети покидают стены логопедической группы очень важно выработать единый подход к коррекции развития учащихся логопеду школы. Ему нужно тесно взаимодействовать не только с логопедом дошкольного учреждения, но и родителями учащихся и с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения, то есть осуществлять целый комплекс мероприятий по эффективной коррекции речевых нарушений у школьников. Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума. В свою очередь, школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будет тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада. Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого. Взаимосвязь в работе логопедов школьных логопунктов и логопедов дошкольных учреждений осуществляется путем проведения совместных методических объединений, на которых решаются организационные, методические вопросы и изучается передовой опыт работы…

В моей работе вы найдете не только теоретическую часть истории возникновения и решения данной проблемы в разные этапы развития логопедии, но также я постаралась предоставить и практическую часть, в виде игровых методов коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного и школьного возраста по профилактики и преодолению речевых нарушений, а также ошибок в письме и чтении. Также в работе предлагается примерный план организационной работы по выполнению программы преемственности, в которой предусмотрена организационная работа с педагогическими кадрами, логопедами школы и детского сада, детьми и родителями. В итоге, проработав данную проблему, я предоставляю проект по созданию преемственности и взаимосвязи в системе «ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА».
^ Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей – логопедов

в системе «детский сад – школа». Теория и практика.
На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие является наиболее распространённым.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

Дети, поступающие в группы с речевыми нарушениями, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов известно, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские поликлиники обращаются школьники с дисграфией, которые посещали логопедические группы. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной, и мне кажется, что один из резервов – это более тесная связь между логопедами детского сада и школы, воспитателями и родителями.

На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко Работы этих авторов можно использовать в своей практики, так как они направлены именно на преодоление общего недоразвития речи.

Различные нарушения в речевом развитии не дают возможность детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

Следовательно, устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекционной работы. Например: без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладевать и навыками звукового анализа и синтеза, усваивать грамоту. В школьном возрасте возникающие трудности овладения звуковым анализом и синтезом слов часто и приводят к дисграфии. Исследования Л.Г.Парамоновой показали, что предпосылки развития того или иного вида дисграфии имеют от 10,5 до 55,5% детей дошкольного возраста. У 25% детей может развиться дисграфия на почве несформированности звукового анализа и синтеза и у 16,7% артикуляторно-акустическая дисграфия, что является следствием недоразвития фонематических функций. Следовательно, успешное обучение письму и чтению также предполагает как обязательное условие развитие фонетико-фонематической стороны речи.
Во многих работах подчёркивалась та огромная роль, которую играет речевое развитие (например, развитие фонематических функций) в исправлении недостатков звукопроизношения, развитии речи в целом и формировании процессов чтения и письма.
Достаточно полно разработан этот вопрос в практике дошкольной логопедии. Создана широкая сеть речевых групп, специализированных детских садов и речевых центров, охватывающих большую часть детей с различными речевыми нарушениями. Однако трудности своевременной диагностики и неохваченность значительной части детей целенаправленной дошкольной подготовкой в логопедическом плане приводит к тому, что эти дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза Чаще всего, с такими детьми логопедическая работа начинается лишь на школьном логопедическом пункте. Кроме того, на логопункты попадают и выпускники речевых групп. С ними требуется продолжение коррекционно-логопедической работы, но уже на ином уровне.
Дальнейшая логопедическая работа с такими детьми должна строиться дифференцированно, с учётом проведённого ранее специального обучения. Дифференцированной должна быть и практика педагогического сопровождения.
Таким образом, перед школьными логопедами и учителями начальных классов стоит сложная задача, сопряжённая с необходимостью дифференцированного обучения детей, поступивших как из специальных детских садов, так и не прошедших ни дошкольной, ни логопедической подготовки. Работа школьного логопеда должна опираться на результаты коррекционных мероприятий, проводимых в детском саду, в одних случаях, или начинаться с первичных этапов коррекции, в других. Включение элементов логопедической работы в учебный процесс в значительной мере дополняет работу логопеда и повышает роль учителя в преодолении речевых недостатков.
Ни у кого не вызывает сомнения необходимость преемственности в работе детского сада и школы, а значит и в работе логопеда дошкольного учреждения и логопеда школьного логопедического пункта. Однако до сих пор не оформилась подобная система деятельности логопедов, нет и теоретических предложений, решивших бы эту проблему кардинально. Можно лишь сослаться на кандидатскую диссертацию Л.С.Волковой «Логопедическая работа учителя начальных классов», на методики и программы коррекционного обучения, разработанные для речевых групп детского сада Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной и для логопедических пунктов при массовых школах и учителей начальных классов (Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова). В этих работах даётся глубокий анализ состояния проблемы, решаются те или иные частные задачи, однако система «логопед дошкольного учреждения» - «логопед школьного логопункта» в качестве целостной структуры ещё не описана.
Вместе с тем единая система логопедической работы по устранению речевых нарушений в специальном детском саду и начальных классах массовой школы позволила бы в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, направленного на повышение грамотности. Таким образом, изучение темы, связанной с коррекционно-логопедической работой с дошкольниками и школьниками, имеющими различные нарушения в речевом развитии, представляется актуальным. Представляется также важной разработка программы такой работы на специальных логопедических занятиях школьного логопункга.
На мой взгляд, перед данной проблемой стоит цель это создание системы совместной работы логопедов детского сада и школы, необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с различными речевыми нарушениями.




ТЕОРИЯ.

Историческое решение преемственности и взаимосвязи. Понятие преемственности.

Проблема преемственности и взаимосвязи в обучении и воспитании многозначна. Как философская категория преемственность рассмотрена в трудах Г. Гегеля, Э.А. Баллера, В.Т. Мещерякова и др. Преемственность как дидактическая категория явилась объектом исследования различных ученых (Ю.К. Бабанский, Ш.И. Ганелин, Б.С. Гершунский, С.М. Годник, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Л.В. Занков, В.К. Кудрявцев, Э.М. Кузьмина, В.Н. Максимова, В.Э. Татарин, Д.П. Эльконин и др.)

Преемственность как философская категория используется для обозначения происходящего при любом развитии процесса, состоящего в перенесении видоизмененных в соответствии с новыми условиями определенных черт, сторон, предшествующей стадии развивающего объекта в его новую стадию и образование его устаревших черт, сторон, несоответствующих уже новой обстановке.

Следовательно, преемственность означает связь между различными этапами или ступенями, как бытия, так и позиции. Сущность этой связи состоит в сохранении тех или иных элементов или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, то есть при переходе его из одного состояния в другое.

В педагогической науке значительное место занимают исследования преемственных связей между различными звеньями образовательной цепи: связь школы и детского сада, отдельных ступеней школы, вуза и средней специальной школы и др.

Что же такое взаимосвязь?

  • Взаимосвязь, в философии - взаимная обусловленность объектов друг другом.

  • Взаимная связь предметов, явлений и т.п. друг с другом, зависимость их друг от друга.

  • Взаимосвязью является - тесное сотрудничество образовательных учреждений в своей работе. Постоянное взаимодействие в разных видах деятельности, которое необходимо для достижения положительного результата.


В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации; определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования; обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника; даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе.

Также определены общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, что определяет решение следующих приоритетных задач:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развития его положительного самоощущения;

  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности;

  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

На ступени начальной школы:

  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

  • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);

  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

  • совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего периода начального образования); специальная помощь по развитию не сформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

^ Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

^ Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Данная работа посвящена проблеме взаимосвязи и преемственности в работе учителей логопедов в системе «детский сад школа». Прежде чем начать раскрывать iconЗаседание гмо учителей-логопедов в форме деловой игры на тему «Мнемотехника...
Мбдоу «Детский сад №43» прошло первое заседание гмо учителей-логопедов в форме деловой игры на тему «Мнемотехника в коррекционно-воспитательной...

Данная работа посвящена проблеме взаимосвязи и преемственности в работе учителей логопедов в системе «детский сад школа». Прежде чем начать раскрывать icon1. Система отношений собственности
Данная работа посвящена проблеме формирования новых форм собственности в Российской Федерации

Данная работа посвящена проблеме взаимосвязи и преемственности в работе учителей логопедов в системе «детский сад школа». Прежде чем начать раскрывать iconДостижения учителей
Учителя школы активно участвуют в экспериментальной работе школы, района, города, имеют публикации в печати. Сборник Реализация преемственности...

Данная работа посвящена проблеме взаимосвязи и преемственности в работе учителей логопедов в системе «детский сад школа». Прежде чем начать раскрывать iconСегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького...
«Детский сад №123 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

Данная работа посвящена проблеме взаимосвязи и преемственности в работе учителей логопедов в системе «детский сад школа». Прежде чем начать раскрывать iconДанная работа посвящена проблеме описания имен характеров слов, называющих...
В связи с этим их значениям весьма сложно дать адекватное описание, используя традиционные методы семантического анализа

Данная работа посвящена проблеме взаимосвязи и преемственности в работе учителей логопедов в системе «детский сад школа». Прежде чем начать раскрывать iconТворческий проект «Город речевых кубов»
В разработке проекта и его реализации участвовала творческая группа учителей-логопедов мадоу црр детский сад №2 «Ивушка» (г. Усть-Лабинск,...

Данная работа посвящена проблеме взаимосвязи и преемственности в работе учителей логопедов в системе «детский сад школа». Прежде чем начать раскрывать iconДанная магистерская диссертация посвящена проблеме сегментации изображений...
В работе описываются существующие подходы к решению задачи, с подробным изучением принципов их работы и эффективностью достигаемых...

Данная работа посвящена проблеме взаимосвязи и преемственности в работе учителей логопедов в системе «детский сад школа». Прежде чем начать раскрывать iconДиссертационная работа посвящена проблеме повышения эффективности...
Диссертационная работа посвящена проблеме повышения эффективности использования геологической и технологической информации, получаемой...

Данная работа посвящена проблеме взаимосвязи и преемственности в работе учителей логопедов в системе «детский сад школа». Прежде чем начать раскрывать icon1 Имена стихий/сторон света в разных культурах
Стихий. Многие о ней слышали благодаря популярным гороскопам, но вряд ли все правильно понимают, что на самом деле представляет собой...

Данная работа посвящена проблеме взаимосвязи и преемственности в работе учителей логопедов в системе «детский сад школа». Прежде чем начать раскрывать icon«Совершенствование преподавания русского языка и литературы в условиях...
Совместное заседание шмо учителей начальных классов и учителей старшего звена (работа по преемственности в обучении)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница