Скачать 4.51 Mb.
|
Оглавление Об авторе этой книги ................................5 Олдос Хаксли. Вечная философия Перевод Евгения Бондаренко Введение..........................................7 Глаза первая. Это есть Ты............................15 Глава вторая. Природа основания .....................45 Глава третья. Личность, святость, Божественное воплощение.....................................69 Глава четвертая. Бог в мире.........................101 Глава пятая. Милосердие...........................133 Глава шестая. Самоограничение, непривязанность, правильная жизнь................................154 ^ Истина .............................194 Глава восьмая. Религия и темперамент .................225 Глава девятая. Самопознание .......................246 Глава десятая. Благодать и свободная воля .............252 ^ Добро и зло ....................267 Глава двенадцатая. Время и вечность .................280 Глава тринадцатая. Спасение, освобождение, просветление ...................................304 ^ Бессмертие и жизнь после смерти.............................320 Глава пятнадцатая. Молчание ......................327 Глава шестнадцатая. Молитва ......................333 ^ Страдание.......................345 Глава восемнадцатая. Вера .........................356 Глава девятнадцатая. Бога не обманешь...............363 Глава двадцатая. Tantum religio potuit suadere malorum.......371 ^ Идолопоклонство ..............381 Глава двадцать вторая. Эмоциональность..............388 Глава двадцать третья. Чудеса .....................397 Глава двадцать четвертая. Ритуал, символ, священнодействие...............................402 ^ Духовные упражнения...........420 Глава двадцать шестая. Настойчивость и постоянство.......446 Глава двадцать седьмая. Созерцание, действие, общественное единство.......................................450 — — — — — Книги Олдоса Хаксли в интернете …461 УДК 11/2-1 ББК 87.7(4Вел) X 16 Перевод с английского ^ Дизайн книги А. Пипипенко Оформление серии, дизайн книги, оформление переплета Е. Шамрай В оформлении переплета использованы фрагменты работ ^ Хаксли О. Х 16 Вечная философия. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 464 с. — (Антология мудрости). ISBN 5-699-07690-5 Каждому из нас свойственно время от времени задаваться вопросом о смысле жизни. За тысячи лет у человечества накопилось немало вариантов ответа на этот вопрос; их авторы исходили из одного и того же источника, все более удаляясь от него по мере прояснения собственной концепции. Английский писатель и философ Олдос Хаксли решить сделать по-своему: отыскать в каждой сколь-нибудь значимой религиозно-философской системе то, что объединяет ее со всеми иными, ищущими пути к постижению смысла бытия. Так появилась «Вечная философия» — книга, в которой мысли, идеи, озарения буддистов, христиан, конфуцианцев, суфиев сливаются в мощной симфонии человеческого духа, одержимого неутолимой жаждой высшей гармонии. Этот титанический труд — не только попытка создать еван -гелие новой, глобальной эпохи развития человечества, но и уникальная энциклопедия тысячелетней истории человеческой мудрости, выдержавшей проверку самого жестокого критика — времени. УДК 11/2-1 ББК 87.7(4Вел) ISBN 5-699-07690-5 © Перевод, оформление. Издательство «Око», 2004 © ООО «Издательство «Эксмо», 2004 Об авторе этой книги Олдос ^ (1894—1963) родился 26 июля 1894 в Годалминге (графство Суррей, Великобритания) в семье с богатыми интеллектуальными традициями — его дедом, например, был известнейший британский ученый, биолог-эволюционист Томас Генри Хаксли (в отечественной традиции Гексли). Счастливое и безоблачное время закончилось для Олдоса Хаксли в 14 лет, когда его мать неожиданно умерла от рака. Через 2 года с опаснейшим недугом пришлось бороться уже ему самому — он заканчивал престижнейшую британскую школу в Итоне, когда заболевание глаз поставило его на грань полной слепоты. Болезнь удалось приостановить, однако Хаксли на всю жизнь остался полуслепым. Ослабленное зрение заставило его забыть о научной карьере, которая была его мечтой, и избавило от окопов 1-й мировой войны, куда Хаксли рвался вместе со многими своими друзьями и сверстниками. Тем не менее он смог поступить в Оксфорд, который закончил с отличием. Среди друзей Хаксли имел репутацию человека, который знает и прочел все, несмотря на то что книги ему приходилось осваивать в основном при помощи большого увеличительного стекла. В Оксфорде Хаксли познакомился с писателями Антоном Стрет-чи и Бертраном Расселом, а также подружился с Дэвидом Гербертом Лоуренсом. К этому времени относятся и его собственные литературные пробы — свою первую книгу, сборник стихотворений, Хаксли издал в 1916 г. В 1919 г. Хаксли женился на бельгийке Марии Нис; в следующем году родился их единственный сын Мэтью. Молодая семья жила попеременно то в Лондоне, то где-нибудь в Европе, например, в Италии. В 1925—1926 гг. они предприняли кругосветное путешествие, во время которого побывали во многих странах, в частности, в Индии и США. Хаксли постепенно становился все более известным писателем; упрочению его литературной репутации способствовали интеллектуальные романы «Желтый Кром» (1921), «Шутовской хоровод» (1923) и «Контрапункт» (1928). В 1932 г. вышел роман-антиутопия «О дивный новый мир», сделавший Хаксли по-настоящему знаменитым писателем. Картины западного тоталитарного общества, нарисованного в романе беспощадными красками, были навеяны автору тем, что он увидел в фашистской Италии и прочел о ленинско-сталин-ском режиме в Советском Союзе. В 1936 г. вышел новый роман Хаксли «Слепой в Газе», а год спустя они всей семьей перебрались в США, где писатель начал успешную карьеру голливудского сценариста (одной из его картин стала экранизация романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение» с Лоуренсом Оливье в роли Дарси). Хаксли не оставляет литературное творчество (в 1939 г. увидел свет его роман «И после многих весен...»), равно как и попытки отыскать альтернативу шатким ценностям западной цивилизации в восточной философии и религиозном мистицизме («Вечная философия», 1946). Дальнейшие поиски духовной опоры во внутренней сути человека приводят его в 1950-е гг. к экспериментам с психоделическими наркотиками типа мескалина и ЛСД. В общей сложности Хаксли экспериментировал с наркотиками около 10 лет; его целью при этом было отыскать такое вещество, которое позволило бы человеку уйти от самого себя без какого-либо физического или социального ущерба. Свои впечатления он отразил в двух книгах — «Врата восприятия» (1954) и «Небеса и преисподняя» (1956). Заметными явлениями в позднем творчестве Хаксли стали также новая антиутопия «Обезьяна и сущность» (1948), блестящее психологическое исследование «Дьяволы Лудена» (1952), сборник эссе «Возвращение в прекрасный новый мир» (1958) и роман «Остров» (1962); всего им было написано 47 романов. Всю свою жизнь Хаксли оставался убежденным пацифистом, экологически мыслящим интеллектуалом, стремившимся отыскать хрупкое равновесие между современной цивилизацией, утратившей связь с первоосновами бытия, и суверенным духовным пространством отдельной человеческой личности. Введение ^ — Вечная Философия — эта формула принадлежит Лейбницу; но ее сущность — метафизика, признающая Божественную Реальность, субстанциональную по отношению к миру вещей, жизни и разума; психология, которая открывает в душе нечто родственное или даже тождественное Божественной Реальности; этика, которая ставит конечной целью человека познание имманентного и трансцендентного Основания всего сущего,— была и остается всеобщей и бес- 8 смертной. Зачатки Вечной Философии можно обнаружить в традиционных верованиях примитивных народов во всех уголках мира, а в развитой форме она присутствует в каждой из сложившихся религий. Главнейший Общий Фактор всех предшествующих и последующих теологии впервые был изложен письменно более двух с половиной тысячелетий назад. С тех пор к этой неисчерпаемой теме возвращались вновь и вновь, на базе каждой из религиозных традиций и на всех основных языках Азии и Европы. Читатель этой книги познакомится с тем, как я свел воедино некоторые отобранные мной выдержки из этих писаний. Прежде всего, я отдавал предпочтение тем из них, что казались мне наиболее значимыми, недвусмысленно поясняющими некий определенный момент в общей системе Вечной Философии, сохраняя при этом свою внутренную красоту, и запоминаемыми. Эти отрывки скомпонованы и, если можно так сказать, поданы в обрамлении моих собственных комментариев, в которых я предпринял попытку установить их внутреннюю связь, развить, а там, где это необходимо, и пояснить заложенные в них истины. Познание — это функция бытия. Когда происходит изменение в бытии познающего, соответственно изменяются природа и содержание познавания. К примеру, рост, развитие и обучение преобразуют бытие ребенка в бытие взрослого; среди результатов этой трансформации — революционные изменения в способе познания, а также в характере и объеме познаваемого. По мере того как человек взрослеет, его знание становится более концептуальным и систематическим по форме, при этом несопоставимо возрастает доля фактического, утилитарного содержания. Одновременно определенно ухудшается качество непосредственного восприятия, притупляется и теряется интуитивная сила. Представьте, каких изменений 9 в восприятии может добиться ученый с помощью своих инструментов. Астроном, вооруженный спектроскопом и шестидюймовым рефлектором, становится, по крайней мере в том, что касается зрения, просто-таки сверхчеловеческим существом. Нет ничего неожиданного в том, что знание, которым будет обладать это сверхчеловеческое существо, очень отлично, и качественно, и количественно, от того, которое доступно какому-нибудь звездочету, полагающемуся лишь на остроту и силу своих обычных человеческих глаз. ^ (1842—1910) — американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. ** Джалаледдин Мухаммед бен Бахааддин Руми, известный также как «Ма-уляна» («наш господин» (1207—1273) - персидский поэт-мистик, основатель и неформальный руководитель суфийского братства маулавийа. И не только физиологические или интеллектуальные изменения влияют на человека и его познание. То, что мы познаем, зависит также от того, кем мы, как существа нравственные, предпочитаем быть. «Практика,— как сказал Уильям Джеймс*,— может изменить наши теоретические горизонты, притом двояко: она может открыть новый мир и вооружить новой силой. Знание, которого мы никогда не достигнем, оставаясь теми, кто мы есть, может быть обретено как следствие более высоких сил и возвышенной жизни, приобретаемых нравственными усилиями». Выражаясь более лаконично: «Благословенны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Та же мысль, выраженная наукообразной метафорой, звучит у поэта-суфия Джалаледдина Руми**: «Астролябия, которой измеряются тайны Божий,— это любовь». Эта книга, повторюсь,— антология Вечной Философии, но даже в таком виде в ней не много отрывков из сочинений профессиональных литераторов; и даже когда речь идет о философии, почти ничего — 10 от профессиональных философов. Причина этого очень проста. Предмет Вечной Философии главным образом составляет единая Божественная Реальность, которая представляет собой содержательную основу многообразного мира предметов, жизней и сознаний. Но по своей природе эта единая Реальность такова, что ее прямое и непосредственное постижение открыто лишь тем, кто готов подчиниться определенным условиям, став любящими, чистыми сердцем и нищими духом. Почему все обстоит именно так? Мы не знаем. Это лишь один из моментов, которые следует принять, нравится это нам или нет, какими бы невероятными и малопривлекательными они бы ни показались. Наша повседневная жизнь не дает нам никаких оснований предполагать, что вода состоит из водорода и кислорода; однако когда мы подвергаем воду определенному воздействию, достаточно интенсивному и радикальному, природа ее составляющих элементов становится очевидной. Подобным же образом ничто в нашей обыденности не дает слишком много причин предполагать, что разум обычного человека имеет одной из своих составляющих нечто, напоминающее Реальность, которая есть сущность многоуровневого мира, или даже тождественное ей. И все же, когда этот разум подвергается сильнодействующей обработке, Божественный элемент, из которого он состоит, по крайней мере отчасти, открывается, и не только самому разуму, но также через свое отражение во внешнем поведении и разумам других. Нам по силам открыть внутреннюю природу материи и ее возможности, только лишь проведя физические эксперименты. И только физиологические и нравственные эксперименты помогут нам открыть истинную природу сознания и его возможности. В условиях повседневной 11 чувственной жизни эти возможности остаются под спудом и не проявляются. Если же мы поставим целью открыть их в себе, то нам потребуется выполнить определенные условия и подчиниться некоторым правилам, действенность которых была подтверждена опытным путем. Возвращаясь к профессиональным философам и писателям, лишь об очень немногих из них с уверенностью можно сказать, что они многого достигли на пути выполнения условий, необходимых для достижения непосредственного духовного знания. Когда поэт или метафизик говорит о том, что составляет содержание Вечной Философии, такое знание, скорее всего, получено из вторых рук. Но каждое столетие знало и таких людей, которые делали выбор в пользу выполнения упомянутых условий, ибо факты говорят, что лишь в таком случае может быть получено подобное непосредственное знание. Лишь немногие оставили после себя свидетельства о той Реальности, которую они таким образом смогли постичь и о которой постарались рассказать, в единой всеобъемлющей системе мысли — каждый отдельный момент своего постижения с другими подобными моментами другого своего опыта. Таких представителей Вечной Философии, получивших свои знания из первых рук, обычно называли «святыми» или «пророками», «мудрецами» или «просветленными». В основном к ним, а не к профессиональным философам или писателям я и обратился, хотя бы потому, что есть достаточно оснований предполагать, что они знали то, о чем говорили. В Индии признают два вида священных текстов — шрути, или вдохновенные писания, которые авторитетны сами по себе, поскольку представляют собой плод непосредственного проникновения в граничную Реальность; и смрити, которые основываются на шру- 12 Шанкара — индийский философ, проповедник и реформатор индуизма, творивший, по современным датировкам, в VII—VIII вв. Известен своим учением о Брахмане — простом, безличном и «бескачественном» мировом сознании. ти, и из них черпают свою авторитетность. «Шрути,— как говорит Шанкара*,— основываются на непосредственном восприятии. Роль смрити подобна введению, поскольку, как и у введения, обоснованность их слова исходит из подлинности источника иного, чем они сами». Таким образом, и эта книга — антология, с пояснительными комментариями, различных отрывков, выбранных из шрути и смрити, которые создавались в разное время и во многих местах. К сожалению, знакомство с традиционными священными текстами зачастую порождает не то чтобы пренебрежение, но нечто, если говорить о практических целях, ничуть не лучшее — а именно своего рода уважительное безразличие, духовное оцепенение, внутреннюю глухоту к смыслу священных слов. По этой причине, подбирая материал для иллюстрации учений Вечной Философии, в том виде, как они излагались на Западе, я почти никогда не обращался к Библии. Те христианские смрити, фрагменты которых я использовал, основаны на шрути канонических книг, однако их весомое преимущество в том, что они менее известны и, следовательно, более жизненны, и, если можно так сказать, более слышимы, чем Библейские тексты. Более того, по большей части эти смрити — труд мужчин и женщин, отмеченных подлинной святостью, которые на практике подтвердили, что не понаслышке знают, о чем говорят. В результате, их слово вполне можно расценивать само по себе как форму вдохновенного и подтвержденного их трудами смрити, притом в существенно большей степени, чем многие из писаний, включенных в Библейский канон. 13 * ^ (1855—1935) — английский философ, автор ряда работ по этике и отличной. от гегелевской философии духа. Рассматривал дух как действующую силу, присутствующую во всех вещах, в том числе и неживых. Джон Вуд Оман (1860 — 1939) —английский пресвитерианский теолог. Придерживался либеральных взглядов. ^ нанпх (1866—1957) — английский теолог и философ. Автор работ по эмпирической эпистемологии. В недавние годы неоднократно предпринимались попытки разработать систему эмпирической теологии. Но, несмотря на проницательность и интеллектуальную силу таких авторов как Сорли, Оман и Теннант*, предпринятые усилия увенчались лишь частичным успехом. Даже в руках своих наиболее одаренных приверженцев эмпирическая теология выглядит не слишком убедительной. Причину, как мне кажется, следует искать в том, что теологи-эмпирики ограничили круг своего внимания почти исключительно опытом тех, кого теологи старой школы называли «необращенными»,— иначе говоря, опытом не слишком преуспевших в выполнении необходимых условий духовного знания. Но непреложным остается тот факт, многократно подтвержденный за две или три тысячи лет религиозной истории, что граничная Реальность ясно и непосредственно постигается лишь теми, кто открыли в себе любовь к ближнему, сделали себя чистыми сердцем и нищими духом. И потому стоит ли удивляться, что теология, основанная на опыте хороших, заурядных, но необращенных людей, не слишком убеждает. Эмпирическая теология стоит в точности на той же основе, что и эмпирическая астрономия, опирающаяся на опыт тех, кто невооруженным глазом наблюдает светила. Можно, глядя на созвездие Ориона, высмотреть там крошечное, едва заметное облачко, но весьма сомнительно, чтобы, основываясь на наблюдении этого пятнышка, можно было бы вывести сколь-ни- 14 будь весомую космогоническую теорию. Можно сколько угодно и как угодно теоретизировать, выдвигать оригинальные и изобретательные предположения, но мы не узнаем о галактических и внегалактических туманностях столько же, сколько позволит прямое знакомство с ними с помощью хорошего телескопа, камеры и спектроскопа. Точно так же никакое теоретизирование об отблесках Реальности, которые едва проглядываются в многообразии заурядного, необращенного опыта мира, не в состоянии сказать нам столько же о Божественном, которое разум непосредственно постигает в состоянии отрешения, сострадательности и смирения. Естественные науки эмпиричны, но они не ограничивают себя лишь рамками того, что может постичь человек в своем человеческом, невооруженном состоянии. Что заставляет теологов-эмпириков смириться с этим препятствием, об этом остается только догадываться. И конечно же, пока они будут ограничивать эмпирический опыт в таких, слишком человеческих пределах, они обречены снова и снова терять плоды своих лучших усилий. Из того материала, который они предпочитают рассматривать, даже самый одаренный разум не сможет извлечь что-то большее, чем возможное или, в лучшем случае, правдоподобное и вероятное. Подтверждающая сама себя точность непосредственного восприятия по самой природе вещей не может быть достигнута никем, кроме тех, кто вооружен нравственной «астролябией тайн Божиих». Если же ты сам не святой и не мудрец, то лучшее, что ты можешь сделать в области метафизики,— это взяться за труды тех, кто были мудры и святы, кому оказалось по силам изменить обычный человеческий образ существования и узнать то, что недоступно обычному человеческому познанию. Глава первая. Это есть Ты Изучая Философию Вечности, мы можем начать наш путь от подножия, от практик и нравственности, или же с вершины, с рассмотрения метафизических истин; наконец, с середины, из того средоточия, где в психо- 16 логии человека встречаются материя и разум, действие и мысль. Нижним вратам отдают предпочтение учителя — строгие практики, которые, подобно Гаутаме Будде, не видят пользы в умозрительных рассуждениях. Для них задача первостепенной важности — погасить в сердцах людей губительный огонь алчности, злобы и страсти. В верхние врата входят те, чье призвание думать и размышлять — философы и богословы. Средние же врата открыты для представителей того, что называют «духовной религией»,— это бхакти — созерцатели Индии, суфии ислама, католические мистики позднего средневековья, в протестантской традиции — такие люди как Денк и Франк, Кастеллио, Эверард и Джон Смит, первые квакеры и Уильям Ло. Именно через срединные врата, и только лишь потому, что они срединные, мы также откроем для себя предмет, которому посвящена эта книга. Психология Вечной Философии берет свои истоки в метафизике и, что вполне логично, порождает этическую систему и становится основой для особого образа жизни. Избрав отправной точкой сердцевину учения, разуму далее не составляет уже труда повернуть в любом из направлений. В этой главе мы сосредоточимся только лишь на одной отличительной черте, самой важной, более других выделяемой всеми представителями Вечной Философии в традиционной психологии и, добавим от себя, наименее психологичной. Дело в том, что доктрина, которую мы постараемся пояснить в настоящей главе, принадлежит скорее к аутологии, чем к психологии — к науке не личного «эго», но вечного «Я» в глубинах наших разобщенных личных «я», тождественных или, по меньшей мере, родственных Божественному Основанию. Опираясь на непосредственный опыт тех, кто реализовал в себе необходимые условия подобного знания, это 17 учение вполне лаконично определяется санскритской формулой tat tvam asi («Это есть Ты»), Атман, или имманентное вечное «Я», едино с Брахманом, Абсолютной Первоосновой всего существования, и конечная цель каждого человеческого существа — непосредственно открыть для себя, кто он есть в действительности. |
![]() | Олдоса Хаксли, дает великолепное представление по таким проблемам, как самопознание, просветление, свобода воли, нисхождение благодати... | ![]() | Дарвина, горячо отстаивавшего и развивавшего эволюционную теорию. Один его внук, Джолион Хаксли, принадлежит к числу видных современных... |
![]() | Философия и частные науки. Философия и математика. Философия и психология. Философия и экономика. Философия и право | ![]() | Но и здесь его союзник философия. Он наивен, и философия, в сущности, наивна; он непрактичен, но и философия отвлекается от непосредственной... |
![]() | Ты вернёшься не поздно? – В голосе Марджори Карлинг слышалось беспокойство, слышалось что то похожее на мольбу | ![]() | Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого |
![]() | Пурлье Виллас. Огромный, занимавший пол улицы «даймлер» плавно катил вперёд, шурша шинами и сдержанно поблёскивая тёмно синим лаком.... | ![]() | Европы, а трижды и вовсе попасть в финальную стадию этих турниров. В канун очередного европейского первенства в Австрии и Швейцарии,... |
![]() | Сегодня на уроке мы рассмотрим самую актуальную тему на земле – это тема «Мать и дитя». И назовём тему урока «Вечная тема – мать... | ![]() | Два дня в актовом зале моу дод гддют на сцене было жарко: шел городской конкурс агитбригад образовательных учреждений «Учитель профессия... |