Должна быть уместной в данной ситуации, содержать нечто новое для слушателей, но это должно быть связано с тем, что уже известно слушателям. После определения общей цели, которую преследует автор, должна быть сформулирована и конкретная цель(возбудить практический интерес или создать ощущение конфли




Скачать 364.45 Kb.
НазваниеДолжна быть уместной в данной ситуации, содержать нечто новое для слушателей, но это должно быть связано с тем, что уже известно слушателям. После определения общей цели, которую преследует автор, должна быть сформулирована и конкретная цель(возбудить практический интерес или создать ощущение конфли
страница1/3
Дата публикации17.06.2013
Размер364.45 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Философия > Документы
  1   2   3
8. Виды красноречия по цели оратора

Поль Сопер различает такие виды красноречия по цели оратора

Развлекающая речь(анекдоты и т.п.)

Информационная речь

Воодушевляющая речь(агитационная; говорящий аппелирует к чувствам(проповедь, предвыборное выступление)

Убеждающая(не только аппелир. К чувствам, но и использует логические доказательства)

Речь призывающая к действию
11. Диалогический и монологический риторический идеал по форме и по содержанию

По содержанию(по отношению к партнеру по коммуникации)

Диалогический(С – С) – говорящий видит в собеседнике живого, чувствующего, деятельного субъекта

^ Монологический(С – О) – говорящий видит в собеседнике объект tabula rasa

По форме(соц отношения между участниками общения, значимость для них иерархических отношений)

Монологический – участники общения видят др в др разных по статусу членов общества

Диалогический - если иерархические отношения не имеют значения для говорящего
^ 15. Топика речи как учение о наиболее общих схемах изложения определенного содержания

Топика – наука о топосах(стандартных типах речевых ситуаций), общие места в разговорах(о погоде и т.д.). Универсальная схема топоса: что это за событие, где оно произошло, когда произошло, как оно произошло, почему произошло?
^ 12. Агональный и гармонический, онтологический и релятивистский риторический идеал

По отношению участников общения к цели и результату общения

^ Агональный рит идеал(агон - борьба) – если цель представляется как победа, самоутверждение, а общение видится как борьба

Гармонический рит идеал – если целью общения является поиск истины, гармонизация отнощений

^ По отношению говорящего к речи и её предмету

Онтологический рит идеал – если говорящий признает высшей ценностью речи её истинность, правдивость

Релятивистский рит идеал – если истина имеет относит ценность в глазах говорящего, который понимает предмет речи так, как выгодно ему

^ 13. Инвенция как раздел риторики. Выбор темы

Инвенция - раздел риторики, описывающий замысел речи; искусство поиски и предварительной систематизации материала к выступлению. Современная риторика советует выбирать тему исходя из групповых интересов аудитории и своих интересов и познаний. Тема должна быть уместной в данной ситуации, содержать нечто новое для слушателей, но это должно быть связано с тем, что уже известно слушателям. После определения общей цели, которую преследует автор, должна быть сформулирована и конкретная цель(возбудить практический интерес или создать ощущение конфликта). Название речи должно быть кратким, конкретным и интересным. Задачей оратора является предмет своего личного интереса в предмет интереса группового.
^ 14. Градуирование темы. Таксономия.

Прием градуирования темы. Представление предмета серией последовательных ступеней сужая или расширяя его.

Интимизация – тема становится предметом личного интереса слушателей

Приближение предмета речи к слушателям, аппеляция к личным качествам слушателей. Для правильного градуирования необходимо иметь представление об основах и принципах классификации.

Таксономия – учение о принципах классификации объектов действительности. Идеальная классификация одномерна, т.е. строится на одном критерии. Но существуют и многомерные классификации, учитывающие группу признаков(традиционная классификация ч.р.)

Бывают естественные и искусственные классификации. Естественные основаны на собственных признаках объекта(естественная – единственно возможная, основана на объективных признаках)

Искусственные классиф предполагают вводимый извне принцип классиф.
^ 16. Отбор и систематизация материала. Фазы работы с материалом

Выделяют три фазы работы с материалом:

Фаза ориентации – автор работает с эмпирическим материалом, т.е. данными добытыми им самим), формируется общая цель и перечень вопросов которые необходимо осветить.

Фаза выбора – этап самоограничения, когда вы решаете, что из того, что вы наметили достойно того, чтобы об этом говорить; разделение материала по категориям: главное/второстепенное, новое/старое, оригинальное/общепринятое. Необходимо обратиться к энциклопедическому материалу.

Фаза погружения – предполагает создание баланса между эмпирическим и энциклопежическим материалом.
^ 17. Диспозиция как раздел риторики. Композиция и план речи.

Диспозиция – искусство организации сообщения, содержит рекомендации к построению речи, организации выступления. Квинтилиан «Распределение полезных вещей как частей в целом».

Предполагает построение плана речи и отбор сведений собранных на предыдущем этапе, основные требования к диспозиции – установить четкое членение сообщения и обеспечение связности между его частями.

Композиция – мотивированное содержанием расположение всех частей выступления, система организации материала. Универсальная схема состоит из пяти частей – зачин, введение, основная часть, заключение, концовка речи. Трехчастная схема композиции – введение, основная часть, заключение.

Работа над композицией начинается с сотавления плана, т.е. краткой программы выступления(рабочий план), тот план который пишется для себя. Формулировка отдельых положений, примеров, фактов, цифр. Может быть несколько вариантов рабочего плана.

На основе рабочего составляется основной план – для слушателей(к.п. сообщается слушателям вначале выступления). По структуре планы бывают простыми или сложными.
^ 20. Методы искусственного изложения материала.

Вторая модель(in medias res) обязывает говорящего не столько следить за событиями, сколько анализировать их, интерес слушателей стимулируется перестановками в структуре сообщения.

Методы изложения материала: дедуктивный – изложение материала от общего к частному, от следствия к причинам; индуктивный – от частного к общему(больше эмоциональное сопереживание) путь следования за жертвой; аналогический - сопоставление разных явлений, событий, фактов, сравнение с тем что хорошо известно слушателям, необходимо иметь достаточное основание для сравнения(общие черты), нежелательно сравнивать с неизвестным; концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, постоянный возврат к проблеме; стадиальный – последовательное изложение одного вопроса за другим, тема разбивается на ряд подтем, каждая из которых сообщается по отдельности и отвечает логике движения мысли.

^ 18. Зачин и введение. Функции введения.

Успех выступления к.п. во многом зависит от того, как оратор начал говорить(важно искусство построения зачина).

Функция зачина – привлечь внимание слушателей; риторика знает традиционно хорошие зачины:

Прямой вопрос к слушателям; наглядный пример, конкретный случай; юмористическое замечание; пословица, поговорка.

А.Ф.Кони, известный юрист-практик написал статьи с рекомендациями по построению судебной речи и речи вообще: «внимание всех возбуждается простым, интересным, интригующим, близким к тому, что переживал и испытывал каждый». Зачин должен быть тематически мотивирован, обязательна связь с темой.

3 основные функции введения: рекламная – привлечение внимания слушателей; «вербовка» союзников – установка на позитивное восприятие речи; презентация темы.

Рекламная функция важна когда оратор должен обосновать своё право на выступление, убедить аудиторию в необходимости слушать выступающего. Может иметь место в случаях, когда аудитория вообще не готова слушать речь – для активации внимания; если аудитория не готова слушать именно этого оратора – для привлечения интереса к самому себе.

«Вербовка» союзников необходима тогда, когда аудитория настроена конфликтно, стоит задача расположить к себе публику. 2 тактики построения выступления: тактика снятия противоречий(позитивное, демократичное поведение); отложительная тактика(рекомендована в более конфликтных ситуациях) прием временного согласия с аудиторией.

Презентация темы – сообщается о чем будет говорить выступающий, деловая обстановка разговора, характерна для спокойных речевых ситуаций.
^ 19. Структура основной части. Модели изложения. Естественный метод изложения.

Основная часть включает изложение и аргументацию. Изложение – предметная сторона речи, презентация заранее отобранных фактов, объективный план речи. Аргументация – субъективная, личностная сторона речи, т.к. она отражает отношение говорящего к предмету речи. Возможны 2 основные модели изложения: ab ovo - сначала, естественный порядок следования элементов речи, от начала до конца(хронологический метод изложения). Данная модель легка для говорящего. in medias res – внутрь, всередину, постепенное углубление в суть проблемы, искусственный порядок следования элементов.

Недостаток первой модели в отсутствии совместной работы говорящего и слушателей, пропадет интерес.

^ 21. Заключение и концовка речи. Элегантный и целесообразный финал.

Существуют 2 вида финала – элегантный(шутка, цитата, самохарактеристика) и целесообразный(при таком финале оратор несет ответственность за все сказанное, доводит слушателей до выводов и самостоятельно завершает выступление). Заключение может быть суммирующим – подведение итогов, формулировка выводов, возвращение к важным пунктам основной части и построение заключения как напоминания о них; типологизирующее заключение – прогнозирование результатов сообщения, либо введения фона для понимания сообщения(ретроспективный либо перспективный взгляд); аппелирующее заключение

обращение к чувствам слушателей, сокращает дистанцию между говорящим и слушателями, оптимизирует сообщение, может помочь сформулировать единство взглядов на проблему.
^ 22. Тактика аргументации. Структура доказательства.

Искусство подбора доводов убеждающих слушателей. Существует 2 тактики аргументации.

Тактика направленная на адресата – оратор пытается убедить слушателя и приобрести в его лице союзника, учитываются особенности адресата, необходимо корректное ведение дискуссии.

Тактика направленная на предмет речи – оратор сосредотачивает внимание на предмете речи, аргументы подходящие предмету речи.

Тактики могут сочетаться, но к.п. одна из них доминирует.

В доказательстве выделяют 3 компонента: тезис(основа для последующих рассуждение); аргумент(довод который обосновывает или опровергает тезис), аппелирует к разуму, чувствам, нравственным установкам слушателей; демонстрация(вывод показывающий соотношение тезиса и аргументов).

Доказательство может быть прямым или косвенным. Прямое – тезис обоснован аргументами без всяких дополнительных построений, косвенное – обоснование истинности тезиса путем опровержения антитезиса(доказательство от противного).

^ 29. Изобразительность речи. Средства усиления изобразительности.

Изобразительность . Свойство речи быть предельно конкретной, вызывать представление о предмете. Существуют общие и специальные средства усиления изобразительности.

Общие – предполагают использование языковых едениц в их основной функции.

Специальные – закл-ся в использовании едениц языка в дополнительных функциях.

Общие средства усиления изобразительности могут быть сведены к трем схемам: атрибутизация(добавление к слову атрибутов), гипонимизация(замена родового понятия видовым). Прим. Тело –зверь – барс; синонимизация(замена нейтрального слова его экспрессивно окрашенным синонимом).
^ 23. Виды доводов.

Довод к «очевидному» - свидетельские показания, данные экспертизы и научного анализа, очень эффективны если в качестве очевидца выступает тот человек, которого вы хотите убедить, или если оратор приводит очень яркую картинку проиходящего.

Доводы к «логосу» - логические определения понятий, дедуктивные, индуктивные рассуждения.

Доводы к «пафосу» - опираются на чувства или строение людей, указывают на последствия действий и поступков убеждаемого, затрагивают личные интересы слушателя.

Доводы к обещанию или угрозе – какие-либо обещания или угрозы.

Доводы к «этосу» - этические доводы, аппелируют к нравственным установкам и обычаюм людей.

Доводы к сопереживанию или отвержению – когда человек отождествляет себя с кем-либо, или же рассматривает себя и к-то объект как взаимосключающие.

Доводы к доверию или недоверию – аппелируют к третьей стороне, кот возможно окажется менее заинтересованной, более компетентной, справедливой, реальное, мифич лицо, коллектив, довод к к-л авторитету.
^ 24. Законы логической аргументации.

Клюев различает логическую и аналогическую аргументацию. Логическая аргументация основана на использовании силлогизмов, которые подчиняются законам формальной логики. Силлогизм – умозаключение, состоящее из двух посылок и вывода. Каждая из посылок состоит из субъекта и предиката (А(субъект) есть Р(предикат); Б(субъект) есть А(предикат) ---- следовательно Б есть Р).

Энтимема – силлогизм в котором опускается либо одна из посылок, либо вывод.

Сорит – цепь силлогизмов с опущенными посылками.

^ 26. Виды аналогии.

Существуют два вида аналогии:

Физическая(основана на опыте говорящего и предполагает внешнее подобие предметов), пережитая аналогия(основана на фактах известных слушателям из каких-либо источников).

Напр. Ситуация похожа на историю с троянским конем.

Метафизическая аналогия – аналогия теоретического характера, опирается на рассуждения, а не на чувства), требует обращения к абстракциям, ситуации не обязательно могут быть пережиты слушателями, требуют мотивировки.

Прим. Система коммунизма и фашизма

Виды аналогий по характеру отношений между объектами сравнения: пропорциональная – равноправие сопоставляемых объектов; атрибутивная – перенос признаков одного объекта на другой. Прим. Лошадиное лицо – только один параметр сравнения.
^ 25. Понятие аналогической аргументации. Требования к аналогии.

Аналогическая аргументация основана на сходстве, подобии. Требования к аналогии такие – рефлексивность(в данный момент времени оба предмета должны быть едентичны самим себе), симметричность подобия(признак по которому происходит сравнение не должен изменяться в процессе сравнения(меняющиеся объекты)), транзитивность(зафиксир один и тот же параметр сравнения).

Существуют основные логические законы(1-3 Аристотель, 4 – Лейбниц).

Закон тождества – каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное устойчивое содержание.

Закон противоречия – две противоположные мысли об одном и том же предмете взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении не могут быть т истинными.

Кофе вреден и полезен – нельзя(кофе вреден при высоком давлении, полезен при низком давлении).

Закон исключенного третьего – из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении, одно непременно истинно.

Закон достаточного основания – всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана(аксиомы, теоремы, законы, принципы, постулаты), а т.ж. собственным суждение уже доказанным ранее.


^ 28. Элокуция и тактики речевого воздействия.

Элокуция изучает подбор языковых средств необходимых для выражения мысли. Элокуция(элоквенция) рассматривает каким образом разные речевые тактики могут привестик успеху в общении. Существуют две речевые тактики: прямая и косвенная.

Прямая – открытая, непосредственное сообщение того, что имеет в виду говорящий. Преимущество такой тактики – дает точное представление о том, что человек хочет сказать, демострирует искренность говорящего. Эффективна в ситуациях с иерархическими отношениями собеседников(говорящий занимает более высокое положение).

Косвенная – предполагает импликацию(подразумевание) цели говорящего, построена на принципе загадки. Косвенная тактика интригующая, предполагает диалог, сотворчество собеседников и оставляет слушателю некоторую свободу действий. Могут использоваться тропы и фигуры речи, которые понимаются как отклонение от обычного способа выражения в целях создания эстетического эффекта.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Должна быть уместной в данной ситуации, содержать нечто новое для слушателей, но это должно быть связано с тем, что уже известно слушателям. После определения общей цели, которую преследует автор, должна быть сформулирована и конкретная цель(возбудить практический интерес или создать ощущение конфли iconОбщие рекомендации для всех возрастов. Первое. Одежда
Первое. Одежда, которую малыш одевает сам и которую мы покупаем ребенку, должна быть удобной и простого покроя. На ней не должно...

Должна быть уместной в данной ситуации, содержать нечто новое для слушателей, но это должно быть связано с тем, что уже известно слушателям. После определения общей цели, которую преследует автор, должна быть сформулирована и конкретная цель(возбудить практический интерес или создать ощущение конфли iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока ( что должно быть сделано учащимися,чтобы их дальнейшая...

Должна быть уместной в данной ситуации, содержать нечто новое для слушателей, но это должно быть связано с тем, что уже известно слушателям. После определения общей цели, которую преследует автор, должна быть сформулирована и конкретная цель(возбудить практический интерес или создать ощущение конфли iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока ( что должно быть сделано учащимися,чтобы их дальнейшая...

Должна быть уместной в данной ситуации, содержать нечто новое для слушателей, но это должно быть связано с тем, что уже известно слушателям. После определения общей цели, которую преследует автор, должна быть сформулирована и конкретная цель(возбудить практический интерес или создать ощущение конфли iconНе ищите в этой книге чудес. Конечно, я поведаю вам кое-что о целительных...
Вода, которую мы пьем, должна содержать полезные вещества и быть чистой. Но даже если воду пропускают через фильтр, а потом кипятят,...

Должна быть уместной в данной ситуации, содержать нечто новое для слушателей, но это должно быть связано с тем, что уже известно слушателям. После определения общей цели, которую преследует автор, должна быть сформулирована и конкретная цель(возбудить практический интерес или создать ощущение конфли iconПрограммы
Для создания новой программы должна быть предусмотрена специальная команда. После выбора этой команды пользователю должна быть предоставлена...

Должна быть уместной в данной ситуации, содержать нечто новое для слушателей, но это должно быть связано с тем, что уже известно слушателям. После определения общей цели, которую преследует автор, должна быть сформулирована и конкретная цель(возбудить практический интерес или создать ощущение конфли iconИ сердце не приемлет зла
Рассматривать формирование музыкальной культуры как части духовной очень сложно. Это духовная культура, частью которой должна стать...

Должна быть уместной в данной ситуации, содержать нечто новое для слушателей, но это должно быть связано с тем, что уже известно слушателям. После определения общей цели, которую преследует автор, должна быть сформулирована и конкретная цель(возбудить практический интерес или создать ощущение конфли iconДоброе утро, господа! Уже долгое время нам не удавалось быть вместе;...
Автор вопроса: у больших муравьев, повсюду находящихся в лесах в самом низу муравейника есть своего рода мед или смола; ее используют...

Должна быть уместной в данной ситуации, содержать нечто новое для слушателей, но это должно быть связано с тем, что уже известно слушателям. После определения общей цели, которую преследует автор, должна быть сформулирована и конкретная цель(возбудить практический интерес или создать ощущение конфли iconМетодические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине...
Курсовая работа должна быть напечатана на принтере аккуратно, без помарок и подчисток. Страницы, таблицы и схемы необходимо пронумеровать....

Должна быть уместной в данной ситуации, содержать нечто новое для слушателей, но это должно быть связано с тем, что уже известно слушателям. После определения общей цели, которую преследует автор, должна быть сформулирована и конкретная цель(возбудить практический интерес или создать ощущение конфли iconТребования к контрольной работе по дисциплине
Контрольная должна быть выполнена в объеме 5-6 страниц и должна включать рисунки схем и устройств. В работе должны быть отражены...

Должна быть уместной в данной ситуации, содержать нечто новое для слушателей, но это должно быть связано с тем, что уже известно слушателям. После определения общей цели, которую преследует автор, должна быть сформулирована и конкретная цель(возбудить практический интерес или создать ощущение конфли iconЧто необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу
У ребенка должна быть развита координация движений, крупная и мелкая моторика. Особенно большое значение имеет развитие рук. Организм...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница