Философские основания американского романтизма первой половины ХIX века. Р. Эмерсон, Э. По, Г. Торо




Скачать 306.21 Kb.
НазваниеФилософские основания американского романтизма первой половины ХIX века. Р. Эмерсон, Э. По, Г. Торо
Дата публикации21.12.2013
Размер306.21 Kb.
ТипАвтореферат
lit-yaz.ru > Философия > Автореферат
На правах рукописи

Чередников Валентин Игоревич


Философские основания американского романтизма первой половины ХIX века. Р. Эмерсон, Э. По, Г. Торо
09.00.03 – история философии
Автореферат диссертации

на соискание учёной степени

кандидата философских наук

Калининград

2011

Работа выполнена в Балтийском федеральном университете

имени Иммануила Канта


Научный руководитель:


Брюшинкин Владимир Никифорович,

доктор философских наук, профессор


Официальные оппоненты:


Четверикова Надежда Александровна, доктор философских наук, профессор
Скрыпник Владимир Романович, кандидат философских наук, доцент



Ведущая организация:

Самарский государственный университет, кафедра философии гуманитарных факультетов


Защита состоится «__» ________ 2011 г. в __ часов на заседании диссертационного совета К.212.084.09 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук в Балтийском федеральном университете им. И. Канта по адресу: г. Калининград, ул. Чернышевского, 56, ауд. 130.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке БФУ им. И. Канта (236040, г. Калининград, ул. Университетская, 2).
Автореферат разослан «__» _______ 2011 г.


Учёный секретарь

диссертационного совета Н.В. Андрейчук

^ Общая характеристика работы
Актуальность исследования

Американский романтизм – уникальное явление в мировой культуре, оказавшее колоссальное влияние на эстетические, этические, политические и философские концепции и тенденции во второй половине ХIХ – ХХ веках. Декадентство, импрессионизм, экспрессионизм, символизм, анархизм, ницшеанство, толстовство, движения за национальное освобождение в Индии и в среде афроамериканцев, феминизм, прагматизм, экзистенциализм, примитивизм, экологизм, традиционализм, геополитика, фридмановская модель Вселенной, футуризм, сюрреализм, авангардизм, «чёрный романтизм» пражской литературной школы, «магический реализм», джаз, битники, субкультуры хиппи, панков и готов, классический кинематограф, поп-культура и многие другие значимые явления, течения и направления культурной жизни последних двух столетий не избежали существенного, а зачастую определяющего, влияния основных представителей американского романтизма: В. Ирвинга (1783-1859), Ф. Купера (1789-1851), Р. Эмерсона (1803-1882), Н. Готорна (1804-1864), М. Фуллер (1810-1850), Э. По (1809-1849), Г. Торо (1817-1862), Г. Мелвилла (1819-1891) и У. Уитмена (1819-1892). Актуальность определения философских оснований источника настолько разнообразных (если не сказать пёстрых) воздействий очевидна, так как обращает нас к одному из наиболее существенных фрагментов духовного фундамента нашего времени.

Наиболее ярко и отчётливо философский базис данного явления выражен в сочинениях Р. Эмерсона: «Природа», «Опыты», «Избранники человечества», «Жизненное направление». Кроме того, в диссертационном исследовании разбираются работы Э. По: «Эврика», «Месмерическое откровение», «Беседа Моноса и Уны», «Разговор Эйрос и Хармионы», «Сила слов», «Маргиналии»; и Г. Торо: «Неделя на реках Конкорд и Мерримак», «Уолден, или жизнь в лесу», «Дневники», касающиеся философской проблематики и имеющие форму философских трактатов, диалогов, эссе или отдельных записей. Поскольку у Г. Мелвилла и У. Уитмена нет произведений, которые можно рассматривать как собственно философские (при всей метафизической насыщенности «Моби Дика» и «Листьев травы»), труды этих авторов остаются за скобками диссертации.

В приобретающих всё большее влияние консервативных, фундаменталистских и традиционалистских кругах Латинской Америки, Африки, Азии, Европы и России сложилось устойчивое представление об интеллектуальной и художественной жизни США как преимущественно светской, принявшей в себя все основные характеристики парадигмы модерна. Это служит причиной тотального антиамериканизма, без необходимого разграничения того, что действительно является секулярным в истории Америки, а что представляет собой попытку эту секулярность преодолеть и сформировать в Соединённых Штатах сакральное культурное измерение. Действительно, по историческим причинам (прежде всего таким, как сравнительная молодость страны и неродное для её первых поселенцев континентальное пространство, а также разрыв с Европой, произошедший во время Войны за независимость 1775 – 1783 гг., и противостояние носителям коренных культур континента, выродившееся в истребление последних) в США не было того фундамента священной традиции, которым обладали в прошлом практически все остальные страны мира. Разрозненные протестантские секты не были способны восполнить данный пробел, и именно в светской, индивидуалистической среде писателей и философов эпохи романтизма была совершена наиболее существенная попытка заимствования из духовной истории человечества и привнесения в мировосприятие американцев тех первооснов сакрального, которых были лишены замкнутые и ориентированные преимущественно на этику и обычай религиозные объединения страны. Поэтому выявление и систематизация основных составляющих такого философского фундамента американской культуры периода её становления, фактически совпадающего с эпохой её расцвета, является актуальной в том числе и по указанной причине.
^ Степень разработанности темы

Специальных работ, посвящённых общим философским основаниям американского романтизма, не существует ни на русском, ни на английском языках. Затрагиваются либо отдельные персоналии (их жизнь и творчество), либо частные (например, гносеологическая, космологическая, этическая, онтологическая, эстетическая, литературоведческая, историко-компаративистская и политическая) проблематики. Из отечественных исследований прежде всего необходимо выделить работы Э.Ф. Осиповой1, которые, если воспринимать их в качестве трилогии, дают наиболее цельный и полный русскоязычный обзор литературного и философского творчества указанных американских романтиков. Также значимым является вклад в изучение романтизма в США, сделанный Н.Е. Покровским2. Общий историко-литературоведческий анализ феномена дан в сборнике «Романтические традиции американской литературы ХIХ века и современность»3, в котором наибольший интерес в контексте избранной проблематики представляют работы Т.Л. Морозовой4, Ю.В. Ковалёва5, Г.В. Аникина6 и О.М. Кириченко7. Необходимо упомянуть также фундаментальную монографию Ю.В. Ковалёва8, отчасти затрагивающую и философскую проблематику, а также работы Н.А. Шогенцуковой9 и А.Н. Николюкина10. Из зарубежных исследований наиболее важны работы Х.-Д. и Х. Клумпьян11, Д.Д. Гроссмана12, Л.Д. Уоллс13, Э.В. Карлсона14, Радж Кумар Гупты15, изучившего культурные связи Востока и Соединённых Штатов.
^ Цель и задачи исследования

Цель исследования: выявить и систематизировать философские основания американского романтизма, опираясь на важнейшие сочинения Р. Эмерсона, являющегося наиболее цельным философом данного направления, а также на те произведения Э. По и Г. Торо, в которых затрагивается философская проблематика.
Задачи исследования:


  1. Объяснение уникального характера американского романтизма, состоящего в наложении сакрального мировидения на светское и заимствовании премодернистского философского базиса в условиях господствовавшей в то время в Соединённых Штатах парадигмы модерна;

  2. Выявление важнейших источников философского и религиозно-мистического влияния на мировоззрения Р. Эмерсона, Э. По и Г. Торо;

  3. Определение онтологических и религиозно-мистических оснований американского романтизма;

  4. Рассмотрение гносеологического базиса американского романтизма.


^ Научная новизна

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нём

впервые в отечественной историко-философской литературе даются цельное представление и систематизация философского базиса американского романтизма,

применяется парадигмальный анализ, на основании которого определяется уникальное место американского романтизма в культуре последних двух столетий на основе новой интерпретации термина «археомодерн»,

эстетико-символистский холизм определяется как общее онтологическое основание американского романтизма.
^ Теоретико-методологическая основа исследования

В диссертационной работе в качестве методологии исследования используются парадигмальный анализ (в том виде, как он разработан А. Дугиным, поскольку данная версия парадигмальных соотношений, наиболее ясно дифференцирующая традиционные (сакральные) и современные (светские) мировоззренческие основания, в наибольшей степени отвечает задачам исследования) и компаративистский анализ (с опорой на определение задач компаративистики, которое экстраполируется на выявление межпарадигмальных отношений). Также применяются герменевтический и типологический методы.
^ Положения, выносимые на защиту:

  1. Американский романтизм представляет собой парадигмальную аномалию, для определения характера которой вводится понятие «обратный археомодерн». Обратный археомодерн состоит в перенесении элементов ориентированного на сакральность мировоззрения премодерна на почву светского модерна. Эта эклектика привела к парадигмальной аномалии, которая позволила формирующейся американской культуре установить связь с общечеловеческой культурной традицией.

  2. Основными религиозными и философскими влияниями на американских романтиков являются древнеиндийская, древнекитайская, античная (прежде всего платонизм) и немецкая классическая философия, а также Гёте и британские романтики. На Эмерсона существенное влияние оказал также Сведенборг.

  3. Общим онтологическим основанием для американских романтиков является эстетико-символистский холизм.

  4. Гносеологическими основаниями философии американского являются интуитивизм и сверхрационализм.


^ Апробация результатов исследования

Результаты данной работы были изложены в докладах на конференциях: «Х Кантовские чтения» (Калининград, 2009) и «Модели в современной науке: единство и многообразие» (Калининград, 2009).
^ Научно-практическое значение исследования

В диссертации дан наиболее общий обзор философского базиса американского романтизма, являющегося фундаментом художественной и интеллектуальной жизни США и первостепенным источником влияния последней на мировую культуру.

Данное диссертационное исследование может быть использовано при подготовке лекционных курсов, спецкурсов и семинаров по истории западной философии ХIХ века, в дальнейших историко-философских и литературоведческих исследованиях феномена американского романтизма, в американистике, а также при изучении парадигмальных аномалий в философии и культуре в целом.
^ Структура работы

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, новизна постановки проблем, сформулированы цели и задачи исследования, определены методологическая база работы, дана характеристика разработанности данной темы в философской литературе.

В первой главе – «Американский романтизм как парадигмальная аномалия и феномен мировой культуры» – романтизм в США рассматривается как пример парадигмальной аномалии «обратного археомодерна», а также выявляются его основные мировоззренческие источники (философия Китая и Индии, античная и немецкая классическая философия).

Первый параграф «Феномен американского романтизма в контексте гипотезы об “обратном археомодерне”» посвящён возможности компаративистики в рамках единого культурного явления и романтизму США как парадигмальной аномалии. В качестве точки отсчёта принят тезис В.Н. Брюшинкина, считающего, что компаративистика возможна только в случае сравнения различных культур. Однако американский романтизм – явление сложное и уникальное, представляющее собой своеобразный культурный гибрид, и дающее возможность для компаративистского подхода внутри себя. Выявляются столкновения фундаментальных различий внутри самого американского романтизма, что осуществляется в исследовании через применение к этому феномену парадигмального анализа в том виде, как он предложен А.Г. Дугиным. Преимуществом дугинских парадигм (премодерна и модерна) является, во-первых, то, что различие между ними тотально и радикально, что позволяет перенести на их сопоставление требования к компаративистике, предъявленные В.Н. Брюшинкиным16, а во-вторых, то, что Дугин вводит также концепцию парадигмальной аномалии (археомодерн), в которой указанные парадигмы накладываются одна на другую без взаимного усвоения. То, что В.Н. Брюшинкин считает безусловно необходимым для сопоставления культур, в настоящем исследовании переносится на сравнения парадигм в единой парадигмальной аномалии и внутри одной культуры. А.Г. Дугин выделяет три фундаментальные парадигмы17 в истории человечества: премодерн, модерн и постмодерн. Премодерн соответствует эпохам древности (прежде всего восточной и античной) и средневековья. Это период господства архаических, традиционных и религиозных сообществ и мировоззренческих позиций. Модерн (светская, прогрессистская парадигма) соответствует Новому времени в западной истории и охватывает период примерно от позднего Возрождения до середины ХХ века. Как реакция на модерн в среде западных интеллектуалов и молодёжных субкультур Европы и Америки второй половины ХХ века возникает парадигма постмодерна, характеризующаяся ироническим отношением к достижениям современной цивилизации и игровой реанимацией архаических и традиционных элементов.

Таковы три основные парадигмы согласно А. Дугину. Премодерн по преимуществу является парадигмой сакрального, модерн – десакрализации и светскости, а постмодерн – игровой десекуляризации. Однако, поскольку две последние из них могут относиться исключительно к западному миру, философ выдвигает гипотезу о существовании особой парадигмальной аномалии, возникающей в ситуациях, когда на аутентичный премодерн определённой страны или культуры накладывается через влияние Запада некоторая совокупность качеств, относящихся к модерну. В таких ситуациях не происходит полного усвоения характеристик модерна, но при этом целостность аутентичного премодерна также оказывается нарушена. Такую аномалию, являющуюся особого рода парадигмальным гибридом, Дугин называет «археомодерном»18.

Соединённые Штаты Америки – страна, возникшая в эпоху сложившегося модерна, а потому лишённая (в отличие от Европы) исторического базиса премодерна и сакральной традиции. Как государство США возникли в результате Войны за независимость 1775-1783 гг., то есть в рационалистическую эпоху Просвещения, что не могло не отразиться на валюативных приоритетах американцев. Это была молодая светская страна, в которой даже господствующее религиозное направление – пуританизм – было, прежде всего, этически ориентированным и весьма далёким как от протестантской мистики, так и, тем более, от эзотерической «philosophia perennis».

Если теория А.Г. Дугина об археомодерне выявляет негативную аномалию в современном мире, связанную как с разложением сакральной аутентичности, так и с искажённым, «дурным» усвоением характеристик секулярного модерна, предлагаемый в данном диссертационном исследовании термин «обратный археомодерн», в применении к уникальному феномену американского романтизма, определяет противоположную тенденцию: индивидуальный поиск мировоззренческого фундамента связанной с премодерном сакральности и наложение результатов этого поиска на оформившуюся светскую парадигму модерна. «Обратный археомодерн» - это восполнение пробела в американской культуре в отношении премодерна, её недостатка в священном, традиционном, мистическом, перенниалистическом, и заимствование из духовной истории человечества почвы для такого восполнения. Таким поиском и подобными интуитивными заимствованиями занимались Эмерсон, По, а позже Торо, Мелвилл и Уитмен, являющиеся представителями уникальной в истории культуры парадигмальной аномалии «обратного археомодерна» в Соединённых Штатах. При этом, как и в случае собственно археомодерна, цельного усвоения заимствуемой парадигмы не произошло. Однако результатом такого наложения священного на светское явилось открытие в Америке пути к сакральной традиции и «вечной философии», понимание которых было очень индивидуальным и зачастую приводило к домыслам и допущениям, не соответствующим ни одному из мировых религиозных или мистических направлений.

Второй параграф «Основные общие влияния на философию американского романтизма» раскрывает тему воздействия на Эмерсона, По и Торо восточной (китайской и индийской), античной, а также немецкой философии. Мистический монизм Эмерсона во многом перекликается с восточной традицией и в значительной степени был сформирован под её влиянием. Обнаруживается общность учения Эмерсона о «Сверх-душе» с Адвайта-Ведантой. Как и индуисты, Эмерсон воспринимал сверхдушу в качестве единого, подобно Брахману, первоначала мира, а многообразие феноменов считал иллюзией (то есть майей). Обнаруживаются такие источники философствования Эмерсона, как «Бхагавадгита», «Вьяса», «Вишну-пурана», «Законы Ману», «Махабхарата» и «Веды».

Эдгар По не оставил никаких свидетельств о своём знакомстве с индийской религиозной философией, однако, в его «Эврике» обнаруживается фундаментальная близость «Упанишадам». В «Чхандогья – упанишады» говорится о том, что «мысль должно почитать как Брахмана»19, и у Эдгара По Божественная первоматерия является мыслью; что основа мира – это пространство20, как и в «Эврике», где всё существует в безграничной «сфере Паскаля»; что Материя и Дух едины, являясь атрибутами Бога, - идентично утверждению По, согласно которому «Тело и Душа идут рука об руку»21. Радж Кумар Гупта отмечает следующее сходство: «Идея о трансцендентной природе Бога, которую По так настойчиво проводит в «Эврике», – о том, что Бог не только существует во всех сотворённых явлениях, но что Он также превосходит их, сохраняя собственную идентичность, - повторяет тему из «Гиты»: «Все вещи существуют во Мне, но Я не существую в них”»22.

Влияние восточной религиозной философии было одним из определяющих и для духовного становления Торо. Он читал Веды, Упанишады, Вишну Пурану, «Законы Ману»23, восхищался «Бхагавадгитой». Повлияла на Генри Торо и китайская философия, прежде всего Конфуций, Мэн-цзы и «Великое учение» Чжуан-цзы.

Следующий источник воздействия на американских романтиков, относящийся к премодерну – античная философия вообще и платонизм в особенности. На мировоззрение Эмерсона оказали колоссальное влияние идеи Платона о мировой душе, благе как первоисточнике всего сущего и всеединстве мира, о мировой лестнице. Под влиянием Платона американский философ развивал свою символическую теорию соответствий. Кроме того, сильное воздействие на Эмерсона оказали неоплатоники Плотин и Прокл. Именно у Прокла Эмерсон заимствует фундаментальную структуру мира24: 1) Единое у Прокла – Единство у Эмерсона: высшее, тождественное Богу совершенство, превосходящее всякое атрибутирование; 2) Ум у Прокла – Разум у Эмерсона: чистое творческое мышление, оформляющее мир; 3) Мировая душа у Прокла – Сверхдуша у Эмерсона: существующий и становящийся источник витальности; 4) Космос у Прокла – Природа у Эмерсона.

У Эдгара По обнаруживаются как гностические, так и платонические тенденции. При этом Эдгар По в своей монистической космогонии, безусловно, во многом ближе к неоплатонической идее всеединства и эманации, нежели к гностическому жёсткому разделению Божественного и материального миров. Также источником материализма По является философия Эпикура. Влияние платонизма на Генри Торо в целом было обусловлено воздействием на него Эмерсона, и сказанное о платонизме автора «Природы» вполне применимо к его последователю.

Влияние Гёте и немецкой классической философии на американских романтиков было важным, но опосредованным (в основном через работы Н. Кузена, Ж. де Сталь, Т. Карлейля, С.Т. Кольриджа). С точки зрения Эмерсона Гёте был образцом писателя25. Но отношение лидеров трансцендентализма к автору «Фауста» двойственно: с одной стороны Гёте – один из важнейших «представителей человечества», с другой – человек, неспособный полностью подчиниться нравственному чувству. Влияние Канта на Эмерсона – одно из определяющих. Именно из кантовской философии вытекает школа трансцендентализма, которая для Эмерсона синонимична идеализму как таковому. Он заимствовал у Канта основные точки отсчёта, прежде всего, дуализм: различение рассудка и разума, обращенного к ноуменам. «Критика чистого разума» была понята им в ключе не столько строго онто-гносеологическом, сколько спиритуальном. Проповедуемая Эмерсоном идея «доверия к себе» представляет собой особую, крайне индивидуалистическую вариацию на тему кантовского призыва «Sapere аude!». Так же близкими ему были и философия Шеллинга, и интуитивизм Якоби.

Несмотря на то, что наследие По иногда считают американским развитием немецкого романтизма (и прежде всего того мистико-иронического направления, которое связано с именем Э.Т.А. Гофмана (1736-1797)), сам он не любил культуру Германии, иронически отзываясь о Канте, Гегеле, Новалисе, Шлегелях и Гёте. Исключение составлял для него только А. фон Гумбольдт. О том, что пропагандировавшаяся Гумбольдтом небулярная гипотеза впервые была предложена Кантом, а не Лапласом, а также о том, что многие положения, представленные в капитальном труде Гумбольдта «Космос» являются пересказом идей «Всеобщей естественной истории и теории неба», Эдгар По, вероятно, просто не имел возможности знать. Из всех сочинений Канта По был, по всей видимости, знаком только с «Критикой способности суждения», и мнения исследователей относительно характера влияния этой книги на его эстетику расходятся. Так, Ю.В. Ковалёв считает, что юношеская поэма «Аль-Аарааф» является попыткой воплощения кантианского идеала красоты как источника «незаинтересованного удовольствия»26. Марек Вильшинский, напротив, рекомендует отказаться от применения к эстетике По принципа «незаинтересованности». Можно принять обе крайние точки зрения, так как творчество По, при всём его целостном единстве, неоднородно. Если Кант знал о невозможности адекватного чувственного воплощения идей, Эдгар По был самой этой невозможностью вдохновлён.

На Торо оказала важное влияние фитоморфология Гёте как символико-холистическая концепция, применённая к биологическим организмам. Символистское восприятие гётевской естественнонаучной гипотезы оказалось решающим фактором в формировании философии Торо, ориентированной на духовно-природные метаморфозы.

Во второй главе «Мировоззренческие основания философии Р.У. Эмерсона» исследуются важнейшие элементы философствования лидера американских трансценденталистов.

Первый параграф «Онтологические основания философии Р.У. Эмерсона» раскрывает тему эстетической онтологии американского философа, первый элемент которой – холизм (мировоззренческая позиция, почти безусловная для премодерна, но утратившая доминирующую позицию в современном мире). Холизм Эмерсона, по классификации Л. Уоллс – рационалистический27.

Для Эмерсона важно не понимание законов природы (химических, физических, биологических, геологических, физиологических, астрономических и т.п.), частных по отношению к тому, что он называет «законами духа», а «…цельность впечатления, производимого на нас самыми разнообразными явлениями природы»28. Целое обнаруживается не через количество, но через соответствие духовного и материального, корреспонденцию между вещами и Богом. Отношение компенсации в философии Эмерсона – это прямое отношение между частным и всеобщим, при котором границы между тем и другим практически стёрты. Следующее основание, неразрывно связанное в романтическом мировоззрении с холизмом, – монизм. Единство – основа философствования Р.У. Эмерсона. Всё в мире является частью единой субстанции. «Истина, добро, красота – всё это лишь различные проявления единого Целого»29. В понятии природного целого монизм переплетается с холизмом, составляя связь, доминирующую в эмерсоновской философии. Единый мировой дух не порабощает явление, но является трансцендентной точкой, из которой исходят лучи всех единичных свойств и отношений, и в то же время отражается и проникает в них. Даже двойственность, которую Эмерсон видел в мировых явлениях, является их судьбой, но всё же подчинена более высокому принципу единства. Это не столько дуализм, в котором сняты конфликты, сколько монизм, являющейся общей тенденцией, которой подчинены полярности. При таком акценте на всеобщее единство, Эмерсон является также и диалектиком. Принцип полярности – это основа диалектического миропонимания Эмерсона. С ним неразрывно связан принцип равновесия30. Диалектичность определяет также и саму динамику мира, стимулирует его развитие. Следующий элемент философии Эмерсона – идеалистический, или мистический материализм. Речь идёт о вещественности единой мировой субстанции. Вещественное - часть духовного мира. Грубая материя отбрасывается, но материя как таковая – как мировая субстанция – никуда не исчезает. Сама бессмертная душа – центр и основа мира – «в действительности это более тонкая материя»31. Ещё одно онтологическое основание философии Эмерсона – нигилизм. Мир иллюзорен, и является только помыслом Бога. С точки зрения Эмерсона, «все наши ощущения и понятия обманчивы»32. Обман исчезает только при целостном – внепонятийном, внутреннем, интуитивном – взгляде на мир. Далее рассматривается волюнтаризм. Воля выступает у американского философа как гарант целостности мироздания, а также как синоним мировой судьбы, исключающей какие бы то ни было случайности. Она является средством организации вселенной. Детерминизм – следующее онтологическое основание. Всё в мире подчинено сверхдуше. Свобода воли – это подчинение воле Верховного существа, поскольку само оно является мерилом свободы33. Следующее основание, рассматриваемое в диссертационном исследовании, это циклизм: круг – центральный образ вращающегося в пространстве и времени мира. Поскольку цикличен весь мир, циклична и человеческая история, подчинённая тому же высшему принципу, что и природа. С рассмотренным в начале данной главы холизмом связан витализм: для Эмерсона вся Вселенная является живым организмом, и всё без исключения наполнено жизненной энергией.

Во втором параграфе «Мистико-религиозные основания философии Р.У. Эмерсона» прослеживается эволюция американского философа от протестантизма к пантеизму и перенниализму, представлению о единстве всех религий. С религиозным мистицизмом неразрывно связан символизм. Один из основных (наряду с платонизмом, а также Шеллингом, придавшим символу онтологический статус34) источников эмерсоновского символизма – теория соответствий Сведенборга. Весь мир наполнен символами. Между всем – макрокосмом и микрокосмом, человечеством и личностью, благом и природой, живым существом и видом, предметом и его идеальным образом – существует аналогия. Следующее основание, выводимое из религиозного мистицизма, холизма и монизма, это манифестационизм, т.е. представление о субстанциальном единстве мира и его Божественной причины. Манифестационизм Эмерсона – натуралистический, так как божественное на основании субстанциального единства проявляет себя в природе.

В третьем параграфе «Гносеологические основания философии Р.У. Эмерсона» исследуются взгляды Эмерсона на теорию познания. Одним из оснований его гносеологии является интуитивизм. Он ставил интуитивное познание на высшую ступень в гносеологической иерархии, полагая его основным и первоначальным, а прочие методы – своего рода надстройкой к этому базису. Следующее гносеологическое основание философии Эмерсона в данном диссертационном исследовании обозначается термином «сверхрационализм»: логика и рациональность оказываются объединены с метафоричностью, мистичностью, символизмом. Рассудок американский философ считал первой, низшей ступенью познания, а разум высшей, открывающей человеку сущности, или ноумены. Когда разум восстаёт против «туманной близорукости» рассудка, исчезают тупики антиномий. Разум, тождественный Духу, Богу и Сверхдуше, выступает у Эмерсона в качестве единой субстанции, пронизывающей весь мир.

В третьей главе «Мировоззренческие основания философских опытов Э.А. По и Г.Д. Торо» исследуются важнейшие элементы философствования такого художника, как По, и такого философа-практика, как Торо, причём единство парадигмальной аномалии «обратного археомодерна» позволяет не отходить от последовательности, обнаруженной во второй главе в связи с более цельной философией Эмерсона.

Первый параграф «Онтологические основания философствования Э.А. По и Г.Д. Торо» посвящён взглядам указанных философов на бытие как таковое. В своём холизме оба испытывают влияние системы А. фон Гумбольдта. При этом По воспринимает целостность мира с позиций художника, и его холизм, как и у Эмерсона, носит при этом рационалистический характер. Для Торо же, проходящего путь от теоретического трансцендентализма к конкретному жизненному опыту, холизм становится эмпирическим. В «эмпирическом холизме» сознание не превосходит тело, но именно через него осуществляет контакт с природным целым35.

В то же время в художественно-философском отношении автором диссертационного исследования выделяется эстетико-символистский холизм, который объединяет Эмерсона, По и Торо.

Основные черты эстетико-символистского холизма, общего для философии американского романтизма:

  1. Дух проявляет себя в материи, а материя в духе.

  2. Связь между материей и духом неразрывна и основывается на символических соответствиях.

  3. Слова родственны объектам; язык обозначает путь духа через природу.

  4. Законы, проявляющиеся как свойства материи, постоянны и присущи самой структуре материи.

  5. Вселенная (сотворённая или творящая) существует согласно эстетическим законам, гарантирующим её внутреннюю гармонию.

Говоря об истоке и назначении мира, Эдгар По предстаёт монистом. Для мультиверсума он применяет метафору единой «сферы Паскаля». Наша «вселенная звёзд» происходит из предельно сжатой первочастицы, которая после разрыва создаёт мировую множественность, пронизанную божественной субстанцией. В конце времён, с точки зрения По, эта множественность вновь вернётся в первоначальное единство. Для Торо природа – это единый организм. Монизм Торо основывается на предпосылке, что многообразие частных явлений жизни заключено внутри природного субстанциального единства. Диалектика противоположностей в философии Эдгара Алана По находит выражение в единстве и борьбе двух умопостигаемых (в отличие от непостижимого закона Божьей воли) фундаментальных ньютоновских законов – притяжения и отталкивания, приобретших у По религиозно-метафизическое значение. В природе, какой её видел Генри Торо, также осуществляется объединение противоположностей. Мистический материализм также свойственен философским опытам По и Торо. Для По все в мире материально, в том числе дух, душа, идеальное. В философии Эдгара По различие существует не между идеальным и материальным, а между божественной первоматерией и всей остальной материей. При этом божественная сверхматерия (т.е. дух) проникает всю материю. Материя делится на 1) органическую – низшую, ограниченную, нуждающуюся в организации и 2) неорганическую –высшую, неограниченную и не нуждающуюся в организации. Через "жизнь в смерти" возможен постепенный переход от органической материи к неорганической. Материя есть субстанция для нас и атрибут для Бога, поскольку с Богом она находится в единстве, но не идентична Ему. Именно через ничто первоматериальной субстанции трансцендентный Бог имманентен миру. Вселенная у Эдгара По одновременно и материальна, и иллюзорна. Для Генри Торо материя – источник нуминозного ужаса, находящегося в основании религиозности. У Торо можно выделить определённую иерархию материального. Причём такая иерархия приводит к обнаружению архаического пласта в романтическом мировоззрении. В своих поисках архэ Торо следует за досократиками, выделяя в качестве основных первоначал землю, огонь, воздух и воду. Следующее философское основание – нигилизм. Неразличимость границы живого и мёртвого обусловлена в творчестве Эдгара По тем, что живое всё неотделимо от мёртвого ничто. Ничто – это мысль Бога, Его воля, а также Его дух. Единство тождественно и ничто, и универсальной потенции, делающей возможными все явления во Вселенной. Ничто является не только истоком, но также и целью мира. Ничто тождественно первоматерии Божественного духа и занимает высшую ступень во Вселенской иерархии. Нигилизм в онтологической части философии Торо не так ярко выражен, как в сочинениях По или Эмерсона. Гораздо очевидней нигилистическая составляющая его социально-политических взглядов, выраженная в своеобразном индивидуалистическом анархизме. Следующий элемент онтологического фундамента – волюнтаризм. Божественная воля в космогонии По является первопричиной мира. Божественное Воление - это сила рассеяния36, то есть последствие отталкивания, благодаря которому из первоначального единства возникает множественность явлений. Чем дальше мир в своём развитии удаляется от первопричины, тем меньше в нём концентрация Божественной воли и тем сильнее стремление к возвращению в первоначальное состояние. Волюнтаризм Торо крайне индивидуалистичен и находит выражение в его взглядах на общество и этику как одна из составляющих анархического мировосприятия. Следующее основание – детерминизм. Во Вселенной Эдгара По абсолютно всё предопределено, и всё подчинено универсальному принципу единства. Восприняв небулярную гипотезу, Эдгар Алан По сделался также и сторонником детерминизма Лапласа. Но у него детерминизм не является механистическим, как у французского философа, но носит скорее религиозный характер, поскольку всё в космосе оказывается подчинено воле Бога, к которой приводит цепь вытекающих из неё частностей. Хотя эмпирический холизм, согласно Лауре Уоллс, индетерминистичен, у Генри Торо, при переходе к эмпиризму не утратившего (или, возможно, просто не успевшего отбросить) трансценденталистский фундамент, в мире действуют всё те же «высшие законы», определяющие последовательность и связи мировых явлений. Главный закон в философии Торо – это закон возрождения. Циклизм – следующий элемент философского фундамента, который обнаруживается у представителей американского романтизма. Согласно Эдгару По, к первоначальному единству в ничто восходят и возвращаются все существа и все явления. Цикличность в «Эврике» определяется чередованием наибольшего действия двух сил – отталкивания и тяготения. Отталкивание – это первая часть цикла (полукруг), посредством которого образовалась Вселенная в её нынешнем состоянии. Когда эта сила начнёт затухать, максимально отдаляясь от первоначала, мир начнёт под воздействием тяготения описывать второй полукруг, на этот раз уже возвращения к первочастице. Циклизм Торо неразрывно связывает с основным, с его точки зрения, законом возрождения, или обновления. Для конкретизации он прибегает к символизму года. Подобно Эмерсону, По и Торо являются представителями витализма. Как и материя, жизнь, согласно Эдгару По, делится на органическую и неорганическую. Смерть – это метаморфоза при переходе из состояния первой – рудиментарной и организованной – в состояние второй – совершенной и не нуждающейся в организации. Вся Вселенная наполнена жизнью. Жизнь после смерти – это путь к Божественному единству. Исходя из общей модели мира Эдгара По, автор диссертационного исследования приходит к утверждению, что органической жизни соответствует сила отталкивания, а посмертной – сила тяготения, направляющая все существа к первоначалу. То, что принято обычно называть неорганической материей (вода, камни, планеты, звёзды), у По относится к органической. К высшему неорганическому состоянию всё приходит только через неизбежную смерть и разрушение. В «Уолдене» Торо выражает идею всеобщности жизни, её всеприродного единства. Торо распространят органическую метафору на весь космос. Всеобщность жизни, основанная на символических соответствиях, приводит Торо к герметической идее отрицания смерти. Мир, подчинённый, согласно Генри Торо, закону воскрешения, или обновления, исключает возможность смерти как чего-то окончательного и бесповоротного. Всё во вселенной бессмертно. Это материя, воспринятая с позиции гилозоизма.

Во втором параграфе, «Мистико-религиозные основания философских опытов Э.А. По и Г.Д. Торо», анализируются представления американских авторов о Божественном. У Эдгара По обнаруживаются как гностические, так и более ярко выраженные христианские тенденции. Отвергается деистическое истолкование его религиозности, поскольку Бог проникает всю материю, а также пантеистическое, поскольку Бог в модели мира По материи не тождествен. Важная составляющая религиозного мистицизма По, в полной мере согласующаяся с христианской традицией – это эсхатология. Религия По – это вера манифестациониста, находящегося внутри креационистской парадигмы. Временные страдания Эдгар По, как и все христиане, считал необходимыми для того, чтобы была воплощена вечная свободная радость. Генри Торо – пантеист. Его религией был misterium tremendum перед природной материей. При этом на этику Торо оказали влияние также такие противоположные протестантские течения, как кальвинизм и унитарианство37. От пуританизма он воспринял идеи этического ригоризма, материального и духовного аскетизма и нравственного самосовершенствования38. От унитарианства – деперсонификацию Бога, который в пантеистической интерпретации Торо оказывается растворён во всей природе. Следующее основание – символизм. Притом, что По не создал специальной теории символа, его творчество принято считать переходным между романтизмом и символизмом39 прежде всего по причине его образной насыщенности и акцентировании в нём роли знаков. В диссертационном исследовании выделяются основные группы символов в творчестве По. Символизм Торо носит ярко выраженный натуралистический характер. Это можно считать результатом эмпирического холизма Торо, в котором умозрительная упорядоченность отступает перед почти хаотическим миром фактов, подчинённых только двум принципам: закону обновления и принципу корреспонденции. Последнее из важнейших мистико-религиозных оснований – манифестационизм. Несмотря на то что По воспринимает мир как результат Божественного творчества, что близко креационизму, сам этот творческий акт является в его эстетико-символистском холизме вечно повторяющимся проявлением Божественной воли вполне в манифестационистском духе. Манифестационизм Эдгара По – космический, т.е. Божественное проявляет себя в космическом на основании субстанциального единства. Для Торо всё материальное, природное, живое – это и есть божественное царство символов. Манифестационизм Торо, подобно эмерсоновскому, относится к натуралистическому.

Третий параграф «Гносеологические основания философских опытов Э.А. По и Г.Д. Торо» посвящён анализу взглядов указанных авторов на теорию познания. Эдгар По восстаёт против доминации дедуктивного и индуктивного методов, и под влиянием Кеплера противопоставляет им третий путь – интуитивизм, составляющий первое гносеологическое основание его взглядов. Наиболее близким По является понимание интуиции как мистической целостности проникновения в глубины "Я", воли, жизни. Торо в своём переходе от рационализма к эмпиризму сохраняет эмерсоновское понимание интуиции. В случае позднего творчества Генри Торо разум уступает место опыту. Однако при такой смене гносеологического приоритета интуиция всё же сохраняется, как возможность символической интерпретации чувственных данных. Интуитивизм Генри Торо является связующим звеном в его переходе от трансценденталистского рационализма к эмпиризму.

Второе гносеологическое основание – сверхрационализм. Свою «Эврику» Эдгар По, по собственному утверждению, строит на математическом основании. Кроме того, он открывает в психологических новеллах своеобразную логику безумия. Его рационализм сюрреалистический, доведённый до абсурдной крайности. Для Генри Торо природный абсолют сверхрационален до такой степени, что почти становится иррациональным. Пример необузданной, следующей своей слепой воле природы дан им в повести «Ктаадн». Это уже не уравновешивающие друг друга крайности в диалектической теории полярностей Эмерсона, и не травматическая Вселенная По, стремящаяся, тем не менее, к неизбежному счастливому слиянию с Божеством, но открытый конфликт. Когда сверхрациональность абсолюта означает его преодоление разума, прямыми путями к его постижению могут быть только интуиция и опыт.

В заключении обобщены основные результаты диссертационного исследования, формулируются и соотносятся важнейшие выводы работы.

Основное содержание диссертационного исследования изложено в следующих публикациях автора:

  1. Чередников В.И. Генри Торо: теория и практика философских метаморфоз // Модели рассуждений – 1: Логика и аргументация: сб. науч. ст. / под общ. ред. В.Н. Брюшинкина. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. С. 313 – 319.

  2. Чередников В.И. О влиянии идей Канта на формирование философского базиса американского романтизма // X Кантовские чтения. Классический разум и вызовы современной цивилизации. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. Ч. 2. С.71-85.

  3. Чередников В.И. Кант и американский романтизм первой половины XIX века // Х Кантовские чтения: тезисы докладов. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. С. 132 – 133.

  4. Чередников В.И. Модель мира Эдгара По // Вестник Российского государственного университета им. Иммануила Канта. Вып. 6: Сер. Гуманитарные науки. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. С. 45 – 53. Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук.


Чередников Валентин Игоревич

^ Философские основания американского романтизма первой половины ХIX века. Р. Эмерсон, Э. По, Г. Торо

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени кандидата философских наук
Подписано в печать __ октября 2011 г. Формат 60х90 1/16

Бумага для множительных аппаратов. Ризограф. Усл. печ. л. 1,5.

Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ
Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта

236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14


1 Осипова Э.Ф. Генри Торо. Очерк творчества. Л. Ленинградский университет. 1985г. 128 с.; Осипова Э.Ф. Загадки Эдгара По: исследования и комментарии. СПб., 2004. 171 с. и Осипова Э.Ф. Ральф Уолдо Эмерсон: Писатель и время. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. 136 с.

2 Покровский Н.Е. Генри Торо. М.: Мысль, 1983. 188 с. и Покровский Н.Е. Ральф Уолдо Эмерсон: в поисках своей вселенной. Конкорд, США, 1995. 374 с.

3 Романтические традиции американской литературы и современность. М.: Наука, 1982. 351 с.

4 Там же. С. 10-26 и 101-159.

5 Там же. С. 27-54.

6 Там же. С. 55-77.

7 Там же. С. 78-100.

8 Ковалёв Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт: Монография. Л.: Худож. лит., 1984. 296 с.

9 Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. Эдгар По. Герман Мелвилл. Джон Гарднер. URL: http:// www. kbsu.ru / Faculty / phyl / kzl / sh9. html (дата обращения: 13.03.2007).

10 Эстетика американского романтизма. Под ред. А.Н. Николюкина. М.: Искусство, 1977. 463 с.; Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М.: 1968. 411 с. и Николюкин А.Н. Жизнь и творчество Эдгара Аллана По // По Э.А. Полное собрание рассказов. М.: Наука, 1970. С. 693-728.

11 Клумпьян Х.-Д., Х. Генри Дэвид Торо. Урал LTD, 2001. 398 с.

12 Гроссман Д.Д. Эдгар Аллан По в России. Легенда и литературное влияние». СПб, Академический проект, 1998. 198 с.

13 Walls L.D. Seeing New Worlds: Henry David Thoreau and Nineteenth-Century Natural Science. Madison: U. of Wisconsin P, 1995. 300 р.

14 Carlson E.W. A companion to Poe studies. Greenwood Press, 1996. 604 р.

15 Gupta R.K. The great encounter: a study of Indo-American literature and cultural relations. New Delhi: Abhinav publications, 1986. 276 р.


16 Брюшинкин В.Н. Системная модель аргументации как основа методологии компаративистских исследований // Модели мира. Исследования по логике, аргументации и истории философии. Изд. 2-е, испр. и доп. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. С. 66-86.

17 См., напр.: Дугин А.Г. Постфилософия. М.: Евразийское движение, 2009.

18 Дугин А.Г. Археомодерн. М.: Арктогея, 2011.


19 Древнеиндийская философия. Начальный период. Подготовка текстов, вступит. статья и коммент. В.В. Бродова. М.: Мысль, 1972. С. 91.

20 Там же. С. 88.

21 По Э.А. Избранное: В 2 тт. Т. 2. М.: ТЕРРА, 1996. С. 416.

22 Gupta R.K. The great encounter: a study of Indo-American literature and cultural relations – New Delhi: Abhinav publications, 1986. Р. 62.

24  См.: Прокл. Первоосновы теологии // http://www.philosophy.ru/library/procl/teo/0.html
^

25 Эмерсон Р. Нравственная философия. Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. С. 349.


26 Ковалёв Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт: Монография. Л.: Худож. лит., 1984. С. 99.

27 Walls L.D. Seeing New Worlds: Henry David Thoreau and Nineteenth-Century Natural Science – Madison: U. of Wisconsin P, 1995. Р. 60-61.
^

28 Эмерсон Р. Нравственная философия. Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. С. 25


29 Там же. С. 35.

30 Эмерсон Р. Нравственная философия. С. 90.

31 Там же. С. 360.
^

32 Там же. С. 166.

33 Там же, стр. 168.


34 См.: Покровский Н.Е. Генри Торо. М.: Мысль, 1983. С. 77.

35 Walls L.D. Seeing New Worlds: Henry David Thoreau and Nineteenth-Century Natural Science. Madison: U. of Wisconsin P, 1995. Р. 85-86.

36 Walls L.D. Seeing New Worlds: Henry David Thoreau and Nineteenth-Century Natural Science. Р. 408.

37 Покровский Н.Е. Генри Торо. М.: Мысль, 1983. С. 51.


38 Там же. С. 52.

39 Ковалёв Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт: Монография. Л.: Худож. лит., 1984. С. 146.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философские основания американского романтизма первой половины ХIX века. Р. Эмерсон, Э. По, Г. Торо  iconОбщая характеристика истории и литературы первой половины
Вспомнить основные исторические события первой половины XX века и показать, как они отражены в литературе

Философские основания американского романтизма первой половины ХIX века. Р. Эмерсон, Э. По, Г. Торо  icon1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное...
Гофман Е. Т. А. Эликсиры сатаны. Житейские воззрения кота Мурра. Золотой горшок. Кавалер Глюк

Философские основания американского романтизма первой половины ХIX века. Р. Эмерсон, Э. По, Г. Торо  icon«История русской литературы xviii-первой половины XIX века» Цели и задачи освоения дисциплины
Дисциплина «История русской литературы XVIII – первой половины XIX века» предполагает изучение литературного процесса 1700–1850-х...

Философские основания американского романтизма первой половины ХIX века. Р. Эмерсон, Э. По, Г. Торо  iconИстория зарубежной литературы XIX века (I часть)
...

Философские основания американского романтизма первой половины ХIX века. Р. Эмерсон, Э. По, Г. Торо  iconЛитература 18 века. Литература 19 века (романтизм)
Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования...

Философские основания американского романтизма первой половины ХIX века. Р. Эмерсон, Э. По, Г. Торо  icon««Лёгкая» поэзия во Франции и России»
В двадцатых годах XVIII века в период кризиса абсолютизма во Франции появляется рококо — стиль, получивший развитие в европейских...

Философские основания американского романтизма первой половины ХIX века. Р. Эмерсон, Э. По, Г. Торо  iconКто из нижеперечисленных авторов первой половины XIX века родился в XVIII веке?

Философские основания американского романтизма первой половины ХIX века. Р. Эмерсон, Э. По, Г. Торо  iconВоспитание русской дворянки конца XVIII первой половины XIX века: «корневое» и«иноземное»
Воспитание русской дворянки конца XVIII первой половины XIX века: «корневое» и «иноземное»

Философские основания американского романтизма первой половины ХIX века. Р. Эмерсон, Э. По, Г. Торо  icon«История отечественной литературы первой половины ХХ века» Специальность...
История русской литературы ХХ века: Учебное пособие. Под ред. Л. П. Кременцова. – М., 2002

Философские основания американского романтизма первой половины ХIX века. Р. Эмерсон, Э. По, Г. Торо  iconСписок вопросов по курсу «История зарубежных литератур ХIХ века»
Эпоха романтизма. Социально-исторические предпосылки и философская почва романтизма. Основные черты романтического художественного...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница