II. Формирование понятия о метафоре. Осмысление опорного конспекта




Скачать 98.05 Kb.
НазваниеII. Формирование понятия о метафоре. Осмысление опорного конспекта
Дата публикации07.02.2014
Размер98.05 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Философия > Урок
Метафора
Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство.

Аристотель
Цель урока: сформировать понятие о метафоре, обогатить речь учащихся находками художников слова, развивать стремление к художественному чтению.

Деятельность на уроке

слайда

I. Актуализация знаний.

- Мы называем гиперболу, эпитет, сравнение средствами художественной выразительности. Так что же они выражают?

(Отношение автора к изображаемому, отличительные признаки предмета, явления; настроение героя.)

- Какие сравнения вы выписали из «Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина и какую роль они играют в тексте?

^ II. Формирование понятия о метафоре. Осмысление опорного конспекта.

1. В стихотворении Ф.Тютчева «Чародейкою зимою» есть удивительный образ, который помогает нам увидеть картину безмолвия, тишины, зимнего величия уснувшего леса (слайд №3 – Сравнение) – «цепью пуховой». Поэт использует инверсию, чтобы выделить переносный смысл удивляющего нас эпитета «пуховой». Снежные узоры, как цепь, но нет союза как, и поэтому у этого тропа есть своё название – МЕТАФОРА.

2. Метафора – это основной приём формирования загадки, основанный на уподоблении. Метафорой называют перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основании какого-либо сходства между ними. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создаёт компактность и образность употребления слов. Поэтому образование метафоры-загадки можно представить через сравнение: поле как в серёжках – поле в серёжках: «Всё поле в серёжках стоит» (овёс). Небо как шатёр – небо = шатёр, шатёр неба, небесный шатёр: «Голубой шатёр весь мир покрыл» (небо).

3. Попробуем определить, по какому признаку соотнесены загаданный предмет и его именование, образ в загадках.

«Чёрный конь скачет в огонь». Чёрный конь – кочерга (по цвету и действию).

«Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка». Хлеба краюшка – месяц (по форме).

«Прилетел капитан – всех людей напитал». Капитан – половник (по функции).

«Сани бегут, а оглобли стоят». Река и берега (по соотношению в движении).

«Два братца глядятся, ввек не сойдутся». Пол и потолок (или берег и река) – по соотношению друг с другом.

Метафора смелее, чем сравнение, отодвигает один из сопоставляемых предметов и наделяет другой новыми качествами.

Вот маленькая зарисовка С.Есенина, она похожа на загадку:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт.

Природа и все, что в ней совершается, представлены здесь через знакомые крестьянину действия: полив огорода, кормление телёнка.

Таким образом, в основу метафоризации может быть положено сходство самых разных признаков:

- по форме: луковка церквей, лента дороги;

- по расположению: голова и хвост поезда, цепь озёр, подошва горы;

- по цвету: золото волос, шоколадный загар;

- по размеру, количеству: море слёз, выпить каплю горя, гора книг;

- по характеру звучания: дождь барабанит, визг пилы, стоны сосен, вой ветра;

- по степени ценности: жемчужина поэзии, золотой работник, соль статьи;

- по производимому впечатлению: тёплый приём, ледяной взгляд, кислая мина, сладкие речи;

- по характеру действия: «лениво дышит полдень».

Метафора создаёт образ, который передаётся читателю или слушателю. Метафора помогает увидеть предмет по-новому, передать отношение автора к явлению. «В саду горит костёр рябины красной…» (С.Есенин) – красный цвет гроздьев рябины поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево, словно костёр.

Часто в стихах мы встречаем такие выражения, как «железный стих», «туманная юность», «шёлковые ресницы», «утро седое». В этих случаях метафоричны определения. Они выполняют функцию эпитета и метафоры, потому и называются метафорическими эпитетами. Это образование переносного значения слова, в основе которого лежит сходство. По существу, метафора – это свёрнутое сравнение, которое всегда можно «развернуть» в настоящий сравнительный оборот. Метафора бывает как одиночной, так и развёрнутой, сложной. Это цельный художественный образ.

В метафоре всегда проявляется совмещение и взаимодействие различных обозначаемых предметов, поэтому она многопланова. Большой мастер поэтической метафоры – И.С.Тургенев. Понаблюдаем за текстами-отрывками из «Бежина луга»:

«Я… увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала её уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье… Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке… Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня…сперва алые, потом красные золотые потоки молодого, горячего света…».

В метафоре нельзя отделить определение от определяемого слова: исчезает смысл.

Выразительная сила метафоры:

  • подчёркивает самый существенный признак;

  • создаёт индивидуальный образ;

  • производит эмоциональный эффект;

  • требует духовного усилия, воображения, работы ума.

III. Работа с текстами на выявление метафоры и определения её выразительной силы.

1.

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишнёвые,

Тихохонько шумят;

Пригреты тёплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса.

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая берёзонька

С зелёною косой!

Шумит тростинка малая,

Шумит высокий клён…

Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему…

  • Выразительно прочитайте стихотворение Н.А.Некрасова «Идёт-гудёт Зелёный шум». Каким настроением оно проникнуто? Нарисуйте мысленно картину, которая изображена автором. Проанализируйте образную систему стихотворения, т.е. охарактеризуйте использованные в нём известные вам тропы.

  • ^ У вас есть возможность сравнить настроение, переданное в стихотворении, и настроение, отражённое на картине А.А.Рылова. Поделитесь собственными наблюдениями.


Итак, «метафора не украшение, не побрякушка, она мощнейшее средство, позволяющее поэту выразить свою жизненную философию», - писал известный стиховед Е.Эткинд.

2. Читаем стихотворение М.Цветаевой:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

- Как передать смену чувств в этом стихотворении?

- Как вы понимаете скрытое содержание последней строфы?

- Найдите метафоры. Что в них «заколдовано», какой скрыт смысл?

- Какой вы представляете себе лирическую героиню стихотворения?

- Почему происходит смена, движение эпитетов: красную – жаркую – горькую рябину?

- Какое символическое значение имеет слово-образ «рябина»? (Символ предусматривает вариативность толкования: символ любви к жизни, символ испытаний, тревог, преодолений; символ пути.)

Вывод: в произведениях словесности метафоры помогают ярко изобразить картину, выявить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передать мысль автора и эмоции.

^ IV. Применение полученных знаний.

1. Найдите метафору:

  • Солнце смеется.

  • Бродячая толпа облаков…

  • Барка жизни встала. (А.Блок)

  • Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь. (С.Маршак)


  • Российский корабль, вышедший в свободное плавание по своенравному океану мирового рынка с его штормами и ураганами, вряд ли достигнет желанного берега. (Из газет)

  • В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)

  • Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.Пушкин)

  • Ночь тихо опустилась на землю; Земля окутала всё белым покрывалом.

  • Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С.Есенин)

2. Прочитайте выразительно стихотворение И.Токмаковой «В чудной стране». Почему эта страна «чудная», что в ней необычного? Найдите метафоры и объясните, почему признак одного предмета перенесён на другой.

В чужой стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок чёрным языком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку…

В чужой стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?
3. Прочитайте отрывок из повести Н.В.Гоголя «Сорочинская ярмарка». Докажите, что выделенные в тексте слова – метафоры. Покажите, что нового открывают метафоры в предметах и какое настроение они помогают передать.

Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие тёмную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пёстрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости.

4. Выпишите метафоры и заполните пропуски в стихотворении С.Есенина.

Поёт зима – аукает.

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

…в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

…у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И… все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная

В …солнца, ясная

Красавица весна.

- Проверьте, угадали ли вы те слова, которые были у Есенина. Почему поэт выбрал именно эти слова:

плывут, прижались, злится, улыбках?

5. А теперь подумайте, что в природе вы любите сильнее всего: лес, море, поле, деревья, скалы, облака … ^ Попытайтесь рассказать об этом явлении природы, употребляя метафоры и сравнения.

V. Итог урока.

- Что вы узнали о метафоре?

- Какую метафору можно считать удачной?

(если она помогает увидеть предмет, создаёт настроение, передаёт переживание, заражает им; если запоминается и удивляет, помогает взглянуть на предмет по-новому.)

VI. Дома:

1. Выучить стихотворение М.Цветаевой наизусть.

2. Составить монологический ответ о метафоре по опорному конспекту.

1


2

3

4


5


6


7
8

9


10


11

12


13

14


15

16
17

18

19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

II. Формирование понятия о метафоре. Осмысление опорного конспекта iconКонспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного...
Цель урока: осмысление понятия греха, связи греха и зла, формирование убеждения, что человек может справиться с грехами, а значит,...

II. Формирование понятия о метафоре. Осмысление опорного конспекта iconУрок литературы в 10 классе (с составлением опорного конспекта) «Творческая...
Второй урок был посвящен «Севастопольским рассказам», которые можно считать подступом к роману-эпопее. К третьему уроку у учеников...

II. Формирование понятия о метафоре. Осмысление опорного конспекта iconРусская природа в стихотворениях русских поэтов 6 класс(литература)
Цели: продолжить формирование навыков лексической работы: обогатить представления об эпитете, метафоре, о сравнении. Развитие умения...

II. Формирование понятия о метафоре. Осмысление опорного конспекта iconМилосердие и сострадание
Цель – осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь...

II. Формирование понятия о метафоре. Осмысление опорного конспекта iconМетодическая разработка конспекта нод по художественному творчеству...
...

II. Формирование понятия о метафоре. Осмысление опорного конспекта iconВ гости к Бабе Капе. По теме насекомые. Коррекционно-образовательные цели
Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение и активизация словаря по теме. Формирование...

II. Формирование понятия о метафоре. Осмысление опорного конспекта iconКонкурс на лучшую разработку конспекта непосредственной образовательной...
Конкурс на лучшую разработку конспекта непосредственной образовательной деятельности в области зож

II. Формирование понятия о метафоре. Осмысление опорного конспекта iconПедагогического творчества
Продолжать формирование у детей понятия о том, что все люди не похожи друг друга

II. Формирование понятия о метафоре. Осмысление опорного конспекта iconУрока: Актуализировать и обобщить знания по теме «время, пространство, материя»
Цель урока: Формирование представления учащихся о социологических законах развития общества через осмысление философских понятий...

II. Формирование понятия о метафоре. Осмысление опорного конспекта iconПолезным привычкам – да, вредным нет !
Формирование у учащихся понятия о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, знакомство с основными правилами гигиены...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница