Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла»




Скачать 58.22 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла»
Дата публикации22.03.2014
Размер58.22 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Философия > Урок
Урок русского языка в 6 классе.

Тема урока: « В поисках смысла ».

Цель урока: научить искать смысл слова, фразы, текста.

Образовательные задачи:

- знакомство учащихся с основными элементами интонации;

- повторение роли знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами;

- обобщение знаний о тексте и основных этапах работы с ним»

Воспитательные задачи:

- формирование коммуникативных навыков, культуры общения, умения самостоятельно оценивать свою деятельность;

- формирование интереса и любви к родному языку;

- создание условий для самореализации учащихся.

^ Развивающие задачи:

- развитие внимания, памяти;

- развитие навыков общения;

- расширение кругозора.

На доске: тема урока, определение понятий «эпиграф», «интонация», стихотворение «Ты только вдумайся».

В каждом параграфе,

В каждом рассказе,

В сказке и песне,

даже во фразе –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Откроется самая главная мысль.

^ Ход урока:

  1. Работа с эпиграфом и темой урока.

- Прочитайте стихотворение, как оно связано с темой урока? – Какие его строки вы предложили бы сделать эпиграфом сегодняшнему уроку? – Что же называется эпиграфом? ( на доске: греч. epigraph- «надпись», краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль ).

- Тема урока и эпиграф записываются в тетради, цель урока – научиться искать смысл слова, фразы, текста.

2. Лекция с элементами беседы об интонации, ее основных элементах.

- Поискам смысла устной речи помогает наблюдение над ее интонацией.

- Что же мы понимаем под интонацией? ( на доске: intonate «громко говорить», ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выражения смысла, эмоциональной окраски фразы ).

^ Основные элементы интонации:

а) Мелодика речи – повышение и понижение интонации.

Сравните предложения: Мы поедем сегодня в театр.

Мы поедем сегодня в театр? -В чем отличие?

б) Ритм речи - чередование ударных и безударных слогов, размеренность речи .

- Ребята приводят примеры стихотворений разных стихотворных размеров.

в) Тембр – звуковая окраска, придающая речи эмоциональный оттенок.

- Определите различие в значении выражений: мрачный голос, веселый голос, грустный голос.

г) Темп речи –скорость.

- вспомните известные скороговорки, произнесите их, сравните темп произношения с обычной речью и замедленной речью при диктовке.

д) Интенсивность речи – сила или слабость звучания.

- Произнесите пословицу « Жить – Родине служить » так, будто вы беседуете с другом в небольшой комнате; со сцены театра.

е) Логическое ударение – выделение голосом слова, несущего основную смысловую нагрузку.

- Прочитайте вопросительное предложение- Мы поедем сегодня в театр?- так, чтобы слушающий вас мог ответить а) кто поедет сегодня в театр; б) как мы отправимся в театр; в) когда мы поедем в театр; г) куда мы поедем сегодня?

.Обобщение: итак, какие интонационные признаки помогают нам передать смысл речи? ( в ответе помогает таблица на доске ).

  1. Игры и упражнения, которые помогают осознать важность интонационной стороны речи и научиться передавать ее смысл адекватным образом.

а) -Прочитайте скороговорки в быстром темпе и с определенной эмоциональной окраской.

- Проворонила ворона вороненка ( пожалев вороненка, поругав ворону ).

- На дроге с утра тарахтят трактора ( поругав, похвалив кого-то )

- Идут бобры в сыры боры, бобры храбры, для бобрят добры ( восхищаясь бобрами, как бы рассказывая сказку ).

- Карл у Клары украл кораллы , а Клара у Карла украла кларнет ( как информационное сообщение, выразив возмущение ).

Вывод: чтобы выразить свою мысль нужно иметь хорошее произношение, владеть дыханием, варьировать темп и тембр речи.

б) Выразительное чтение стихотворной строки с различной эмоциональной окраской ( цель: совершенствование умения варьировать тембр голоса в зависимости т речевой задачи ).

- Прочитайте строку «Мороз и солнце, день чудесный!» так, будто вы а) рисуете большую картину, б) боитесь, что вас перебьют, в) диктуете текст, г) плохо выучили текст, д) порицаете автора… ( класс подыгрывает чтецу )

- Кому из чтецов удалось наиболее полно передать эмоциональную окраску строки?

Вывод: чтобы передать нужную мысль, нужно хорошо знать читаемый текст, уметь регулировать интенсивность речи, владеть тембром голоса.

в) Игра «Как живешь?»( цель: умение выражать настроение не только словами, но и мимикой, жестами).

- Учитель задает вопросы, ученики отвечают: «Вот так!» и показывают жестами.

- Как живешь? - Как идешь? - Как бежишь? - Ночью спишь? - Как даешь?

- Как берешь? - Как шалишь? - А грозишь?

г) Работа над выразительным чтением знаков препинания. ( на каждой парте текст со стихотворением Б. Заходера.)

- Прочитайте текст вслух, объясните, почему возник комический эффект? – Как устранить смысл нелепицы? – Прочитайте вслух измененный текст.

^ Где поставить запятую?

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!

Вывод: знаки препинания помогают передать смысл текста, авторскую мысль, поэтому необходимо учиться правильно расставлять знаки препинания, читая их с соответствующей им интонацией.

д) Собери стихотворную строку

- По смыслу и рифмам восстановите строфы стихотворения поэта Д. Блынского «Пойдем в мой край».

- Прочитайте свой вариант, сравните его с авторским, устраните недостатки, найдите основную мысль своей строфы, какой образ создал в ней автор?

…Дни перволетья – дни невыразимые.

Их нужно видеть, слышать, Что слова?

Пух тополей плывет, цветут озимые,

Кричат стрижи и дремлет сон-трава.
А бабье лето с тихою прохладою,

Со вспыхнувшими шапками берез,

Над плесом листья кружатся

И, падая, как будто искры поджигают плес.
…Зимой у нас – что в русской сказке.

Где еще на свете есть подобная зима?

Представь – летящий снег и дуб седеющий,

Да это же поэзия сама!
Пойдем в мой край,

В поля, в луга Орловщины,

Нигде я лучше края не встречал.
Я тут на ты

с любым ручьем и рощею,

Тут у меня

Начало всех начал.

- Определите основную мысль, объединяющую все строфы.

е) Игра «Буриме». ( цель: развитие ассоциативного мышления, языковой догадки)

- Наполните смыслом строки стихотворения-загадки, дописав их по заданным рифмам, отгадайте загадку.

носится

свищет Носится,

мечется свищет,

рыщет мечется,

пробежит- рыщет.

дрожит Где пробежит –

пронесется- Листик дрожит.

гнется. Где пронесется-

Дерево гнется. ( ветер )


  1. Подведение итогов урока.

– Еще раз почитайте тему сегодняшнего урока и эпиграф к нему , что вам помогает найти передать смысл сказанного, прочитанного?
5. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение любого прозаического отрывка с учетом всего, что было сказано сегодня на уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла» iconУрока русского языка с элементами театрализации в 1 классе. Тема:...
Конспект интегрированного урока русского языка с элементами театрализации в 1 классе

Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла» iconУрок русского языка в 9 классе Тема урока «Двоеточие в бессоюзном...
Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, гоу сош №767, г....

Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла» iconУрок русского языка в 11 классе Тема урока: «Синтаксис и культура речи. Подготовка к егэ»
Цели урока: определение уровня знаний, сформированности умений и навыков комплексного их применения

Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла» iconУрока по русскому языку в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Ильинская Л. И
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Настроились на

Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла» iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: Слова с сочетаниями чн, чк
Цель урока:  ознакомление с особенностями написания в словах сочетаний чн, чк и их произношением

Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла» iconУрок русского языка в 4 классе. Тема урока
Познакомить с написанием мягкого знака в именах числительных в середине или на конце слов

Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла» iconУрок русского языка в VII классе. Тема урока
России воспитывать патриотизм, уважение к культуре страны, бережное отношение к природе

Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла» iconУрок русского языка и чтения. 3 класс Тема урока : Упражнение в проверке безударных гласных
Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок чтения и русского языка. На уроке мы познакомимся с творчеством замечательного поэта Кайсына...

Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла» iconУрока Тема урока Цель урока
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...

Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла» iconУрок русского языка в 3 классе Автор: Казбекова К. Х. Тема урока : Склонение имен прилагательных
Обеспечить в ходе урока усвоение алгоритма определения склонения имен прилагательных



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница