Скачать 9.98 Mb.
|
История философии: Запад - Россия - Восток. Книга 4: Философия XX В. уч. для ВУЗов. под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1999. 448 с. ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА 1 ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (Н.В.Мотрошилова) 3 Основные темы и проблемы экзистенциалистской философии 3 Человек в эпоху социального кризиса 4 Существование человека и его сущность 6 Бытие человека и бытие мира 9 Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала 11 Бытие между жизнью и смертью 13 Немецкий экзистенциализм 15 Философия Карла Ясперса 15 Жизнь и сочинения 15 Основные понятия философии К. Ясперса: экзистенция, всеобъемлющее, философская вера 16 Философская вера. Понимание философствования у Ясперса 20 Ясперс об истории и "осевом времени" 22 Философия Мартина Хайдеггера 28 Жизнь и сочинения 28 Основные идеи философии М. Хайдеггера 30 Начала и истоки 30 Время, история, жизнь, бытие (становление концепции Хайдеггера) (И.А.Михайлов) 32 Феноменология и онтология 34 Проблематика бытия в философии Хайдеггера 37 Аналитика Dasein 37 Проблема времени 41 Проблема метафизики (после "Бытия и времени") 44 Бытие и ничто. Бытие и ужас 46 Проблемы бытия, техники, языка у позднего Хайдеггера 47 "Поворот" (Kehre) 47 Проблема вещи. Проблема языка 49 Хайдеггер о проблеме гуманизма 51 Французский экзистенциализм 55 Параллели и истоки 55 Французское неогегельянство 55 Феноменологический экзистенциализм во Франции 57 М. Мерло-Понти 58 Жан-Поль Сартр 61 Жизнь и сочинения 61 Специфические особенности философии Сартра 63 Феноменологические и экзистенциалистские истоки 64 Образы и идеи литературных произведений Сартра 66 Философская онтология Сартра 70 "Критика диалектического разума" 73 Альбер Камю 76 Основные проблемы и идеи философии Камю 77 Абсурдный человек 77 Философия Камю в контексте экзистенциалистской мысли 80 Философская анатомия бунта 84 Эмманюэль Левинас (И. С. Вдовина) 88 ГЛАВА 2 ПЕРСОНАЛИЗМ (И.С.Вдовина). 94 ГЛАВА 3 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (А. М. Руткевич) 104 М. Шелер 104 Биологическая антропология 114 Культурная антропология 125 Философская антропология и персонализм 134 ГЛAВA4 ^ Введение (Н.В. Мотрошилова) 144 Ориентации и переориентации религиозной философии 146 "Поворот к человеку": классическое и неклассическое в религиозной философии 149 Католические философы (Н.В. Мотрошилова) 151 Этьен Жильсон 151 Жак Маритен 156 Жизнь и сочинения. Антиномии бытия и свободы человеческой личности 156 "Интегральный гуманизм" Ж. Маритена 158 Габриэль Марсель 162 "Экзистенциальный поворот" и критика научно-технической цивилизации 162 Проблема добра и зла, общечеловеческих ценностей в католической мысли и философия Г. Марселя 165 Споры вокруг сущности и судеб науки и техники (Тейяр де Шарден, Габриель Марсель) 167 Пуллахская школа 172 Католическая мысль Латинской Америки о путях "освобождения" 175 Протестантские мыслители: жизнь, сочинения и идеи 177 Карл Барт (В. Дитрих) 177 Философские аспекты диалектической теологии К. Барта (Н.В. Мотрошилова) 178 Рудольф Бультман (В. Дитрих) 181 Дитрих Бонхоффер (В. Дитрих) 184 Пауль Тиллих 186 Жизнь и сочинения Тиллиха (В. Дитрих) 186 Пауль Тиллих: онтологические и экзистенциальные мотивы философии протестантизма (Н.В. Мотрошилова) 187 Рейнгольд Нибур (В. Дитрих) 190 Альберт Швейцер (А.К. Гусейнов). 192 Этика - основа культуры 196 Этика и мистика 199 " Чистая совесть" - изобретение дьявола 201 Мартин Бубер (Н.В. Мотрошилова) 204 ГЛАВА 5 ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА (н.В. Мотрошилова) 208 Предыстория 208 Г. Г. Гадамер 209 Исследования античности и поиски новых герменевтических парадигм 210 Основные идеи и понятия герменевтики Гадамера 212 Поль Рикёр (И.С. Вдовина) 217 ГЛАВА 6 ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ XX В. (Г.М. Тавризян) 225 ГЛАВА 7 НЕОМАРКСИЗМ 238 Дьердь (Георг) Лукач (М.А. Хевеши). 238 Взгляды раннего Лукача (10-20-е годы) 238 Воззрения Лукача 30-60-х годов 241 Франкфуртская школа (Н.В. Мотрошилова) 247 Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе 250 ГЛАВА 8 ^ ДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 61 Ю. Хабермас (Н.В. Мотрошилова) 261 Жизненный путь и сочинения. "Феномен" Хабермаса 261 Отношение Хабермаса к критической теории общества и марксизму 264 "Структурные изменения общественности" и исследования Хабермасом гражданского общества 267 "Познание и интерес" (1968). "Пересечение" идей Хабермаса и Апеля (А.М. Руткевич) 268 Основные понятия и идеи теории коммуникативного действия Хабермаса 273 "Жизненный мир" в концепции Хабермаса 278 Разработки и уточнения последних лет: Хабермас о возможности синтеза герменевтической и аналитической философии 279 Никлас Луман (О.В. Посконина) 287 Жизненный путь, сочинения и основные идеи 287 "Аутопойесис" - важнейшая категория системной парадигмы 291 Общество как коммуникативная система 293 ГЛАВА 9 ^ Структурализм 298 Клод Леви-Стросс (Н.В. Мотрошилова) 298 Структурный психоанализ Жака Лакана (Н.Б. Маньковская) 302 Мишель Фуко 310 Отношение Фуко к структурализму (С.Н. Табачникова) 310 От "археологии" медицины и гуманитарных наук к археологии знания (Н.В. Мотрошилова) 313 Работы и идеи Фуко второй половины 70-80-х годов (С.Н. Табачникова) 319 Жак Деррида (Н.В. Мотрошилова) 327 La differance. Грамматология 327 "Деконструкция" метафизики 329 Деррида о Хайдеггере. Философия и искусство 333 Французский постмодернизм (Н.В. Мотрошилова) 339 ГЛАВА 10 ФИЛОСОФИЯ НАУКИ XX В. (А.Л. Никифоров) 350 Предмет философии науки 350 Логический позитивизм ( "Третий позитивизм" ) 352 Фальсификационизм К. Поппера 359 Концепция научных революций Т. Куна 364 Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда 369 ГЛАВА 11 ^ Философия анализа (А.Ф. Грязнов). 374 Проблема сознания в новом контексте 378 Новые аргументы элиминативизма 378 "Интенциональная позиция" Д. Деннета 380 "Переоткрытие сознания" Д.Сёрла 382 Концептуальный анализ сознания Э. Кенни 385 Философский анализ и метафизика 387 Философский анализ: классика и современность 390 Хилари Патнэм (Л.Б. Макеева) 392 Прагматизм Ричарда Рорти (И.Д. Джохадзе) 397 ГЛАВА 12 ^ Введение (Н.В. Мотрошилова) 402 Критика "модерна" и "постмодернизм" (Н.В. Мотрошилова) 407 Современные философы о "проекте модерна" 407 Этапы дискуссий о модерне в философии (Ю. Хабермас) 409 Главные установки и идеи постмодернизма ("проект постмодерна") 412 Дискуссии в социальной философии и этике 421 Этика покаяния, ответственности, единства человечества (Н.В. Мотрошилова). 423 Дискуссия между "либералами" и "коммунитаристами" в социальной философии и этике (Л.Б. Макеева) 425 "Теория справедливости" (Джон Роулс) (Л.Б. Макеева) 427 Этическое обоснование права (Рональд Дворкин) (Н.В. Мотрошилова) 429 Философия и этика коммунитаризма (Л.Б. Макеева, Н.В. Мотрошилова) 432 Коммуникативная теория общества и рациональности. Этика дискурса (Н.В. Мотрошилова) 435 Глава I ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ^ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ Европейская философия обратилась к проблеме человека в эпоху Возрождения и на заре нового времени. Но мыслители XX в. сочли необходимым осуществить новый поворот к проблематике человека, причем именно к теме его существования. В результате родилась экзи- стенциально-персоналистская философия XX в. Необходимо учитывать особую трудность изложения экзистенци- альной философии, которая проистекает из ее аморфности и плю- ральности. К экзистенциальной философии в широком смысле атого слова целесообразно относить философские учения и направ- ления, в которых акцент сделан на проблеме человека, его существо- вания, развития его личности, отношения человека к природе, обще- ству, другим индивидам, к культуре, Богу и религии. К такому широ- ко понятому экзистенциально-персоналистскому движению можно при- числить целый ряд учений и направлений XX в., о которых уже шла или еще пойдет речь, - экзистенциализм, в том числе религиозный, персонализм, философскую антропологию, герменевтику (в этом учеб- нике им посвящены специальные главы). В данной главе выделена для более обстоятельного анализа собственно экзистенциалистс- кая философия, или экзистенциализм'. Само название этого направ- ления выражает его программу: заменить классическую "филосо- фию сущностей^' (essentia) философией человеческого суще- ствования (existentia). И хотя сегодня экзистенциализм как направ- ление (никогда не бывшее однородным и единым) принадлежит исто- рии, он остается философской классикой XX в. - его изучают в уни- верситетах, колледжах, сочинения выдающихся представителей экзи- стенциализма всегда находят заинтересованных читателей. Корни экзистенциально-антропологического поворота уходят еще в XIX столетие, когда некоторые философы и писатели (например, Кьеркегор, о котором речь шла в кн. 3 этого учебника) сделали воп- рос о человеке и его существовании главным пунктом своего размеже- вания с философией и культурой прошлого. Самые ранние по времени формы экзистенциального философство- вания в XX в. - это учения русских философов Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова, испанского писателя М. де Унамуно (1864-1936). После первой мировой войны получил широкое распространение не- мецкий экзистенциализм, основатели которого К. Ясперс (1883- 1969) и М. Хайдеггер (1889-1976). Писатели и философы Ж.-П.Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973) пред- ставляют французскую ветвь экзистенциализма. К экзистенциализму был близок также испанский философ X. Ортега-и-Гассет (1883- 1955). Анализ экзистенциалистской философии в данном разделе постро- ен следующим образом. Сначала эта философия и ее основные идеи рассматриваются в контексте ее эпохи, затем исследуются те идеи и концепции, которые можно считать характерными для всего направ- ления. После этого более подробно рассматриваются произведения и специфические идеи выдающихся философов, которых правомерно отнести к экзистенциализму. Экзистенциалистская философия XX столетия, которая, как и вся- кая философия, тесно связана со своей эпохой, несет на себе печать нашего драматического, конфликтного века. Человек в эпоху социального кризиса Центральная проблема, на которой сосредоточивают свое внима- ние наиболее крупные философы, обычно относимые к экзистенциа- лизму, а также к персонализму, философской антропологии, - это проблема жизнедеятельности и мироощущения индивида в обществе, переживающем глубокий кризис. Экзистенциалисты констатировали широкое распространение тра- гических, болезненных чувств и умонастроений индивида. Но они видели смысл философии не только и не столько в констатации, а тем более не в увековечивании настроений страха и покинутости. Им пред- ставлялось, что философия обязана помочь человеку, охваченному трагическими умонастроениями, если не преодолеть их - что в прин- ципе невозможно, - то, во всяком случае, искать и находить свое Я, смысл своей жизни в самых трагических, "абсурдных" ситуациях. К. Ясперс после второй мировой войны опубликовал цикл работ, посвященных проблеме атомной войны и будущего человечества, а также анализу социальной и духовной ситуации, сложившейся в ФРР. И он не один раз предупреждал, что современному миру грозит опас- ность, которой не знало прошлое: может быть прервана многотысяче- летняя история человечества. Перед философией нашей эпохи К. Яс- перс ставил весьма ответственную и срочную задачу - убеждать че- ловечество, отдельных индивидов, партии и их идеологов в том, что настоятельно необходимо использование "высших возможностей че- ловеческого бытия" в борьбе с охватившим людей отчаянием. Разумеется, связь экзистенциальной философии человека с эпохой и ее событиями неоднозначна, внутренне противоречива. Так, один из основателей немецкого экзистенциализма, М. Хайдеггер, в 1933 г. не сумел разглядеть суть фашизма и его идеологии, согласившись при- нять от национал-социалистов пост ректора Фрейбургского универси- тета. Однако очень скоро он отошел от дел, почти не публиковал сво- их работ. К чести же других лидеров экзистенциализма надо отме- тить, что они всегда занимали активную антифашистскую позицию. (Французский экзистенциализм приобрел особое влияние в годы вто- рой мировой войны, причем Ж.-П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар были не только активными участниками, но и идеологами движения Сопротивления в своей стране.) И не случайно именно в военный и послевоенный периоды родились наиболее значительные произведе- ния французских экзистенциалистов. В драматических и философских произведениях Ж.-П. Сартра пе- риода войны предметом страстного, заинтересованного разбора слу- жила ситуация, сложившаяся во Франции и других оккупированных нацистами странах Европы. Ж.-П. Сартр призывал к сопротивлению фашизму, и, несмотря на мифологическую символику поставленной в оккупированном Париже пьесы "Мухи" (в основу ее положен древне- греческий миф об Оресте), призыв был хорошо понят читателями и зрителями. Одновременно сложившаяся во время войны ситуация слу- жила Ж.-П. Сартру и другим экзистенциалистам трагическим пово- дом для выявления самого смысла человеческого существования, сути процессов нравственного выбора, отношения к смерти и т.д., т.е. для постановки проблем, которые экзистенциалистско-персоналистская философия с самого начала ставила в центр философствования. Роман А. Камю "Чума", написанный уже после войны, также со- держит в себе это двойное измерение. Речь идет, с одной стороны, об алжирском городе Оране, на который, как повествует А. Камю, в 194... г. обрушилась чума. Чиновники муниципалитета упрямо отка- |
![]() | Соколов С. В. Социальная философия: Учеб пособие для вузов. М.: Юнити-дана, 2003. 440 с. (Серия "Gogito ergo sum".) | ![]() | Философия и частные науки. Философия и математика. Философия и психология. Философия и экономика. Философия и право |
![]() | Введение в философию: Учебник для вузов: в 2-х ч.; Под общ ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1989. Ч. I. С. 20-42 | ![]() | Но и здесь его союзник философия. Он наивен, и философия, в сущности, наивна; он непрактичен, но и философия отвлекается от непосредственной... |
![]() | А ?? Кассирер Эрнст. Философия символических форм. Том Мифологическое мышление. М.; Спб.: Университетская книга, 2001. 280 с. — (Книга... | ![]() | Книга предназначена для логопедов, методистов дошкольных образовательных учреждений, а также для студентов педагогических вузов и... |
![]() | Книга предназначена для студентов вузов, а также для всех интересующихся проблемами теории и поэтики русской литературы | ![]() | Книга предназначена для студентов, аспирантов вузов, а также окажется полезной и для всех тех, кто интересуется философией |
![]() | Книга предназначена студентам педагогических вузов и университетов по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» профиля... | ![]() | ... |