Задания для подготовки к олимпиаде




Скачать 143.08 Kb.
НазваниеЗадания для подготовки к олимпиаде
Дата публикации31.03.2014
Размер143.08 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Философия > Документы

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ

1. Дан текст в транскрипции: [у м’ ин’ а п’ ич’ ал’ ный’ в’ ит // галава май’а бал’ит // йа ч’ ихай’ у / йа ахр’ ип // што такой’ э // эта гр’ ип // н’ и рум’ аный’ гр’ ип в л’ису / а паганый’ гр’ ип в насу //]. запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации.

2. Какие слова переданы фонетической транскрипцией?

[прут], [сй’эст], [й’эст], [бай’укат’], [рот], [душка], [грус’т’], [л’эс’т’].

3. Составьте предложение, используя все слова (форму слов изменять нельзя): день, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман.

4. Вставь подходящие корни слов так, чтобы получился связный текст:

…… очка …… ушка по…… ила …… ышко.

Вы……ло на …… ке ……ое ……ышко.

5. Даны первые и последние буквы слов: т… е, л… ь. Какими частями речи могут быть данные слова, и в состав какой части слова могут входить указанные буквы? (Укажи все возможные варианты.) Приведи примеры.

6. Посмотри на картинки и закончи пословицы:

Какова пряха, …

Не сиди сложа руки, …

7. Переставь буквы так, чтобы получились пословицы. Запиши их.

^ ВВКЛОО БОСТЬЯЯ – В ЕСЛ ЕН ДИОТХЬ.

ТЕН АДМЫ ЗБЕ ГНЯО.

8. Прочитай текст, в котором заблудились устойчивые словосочетания. Подчеркни их и запиши верно все предложения.

Дождь лил как снег на голову. Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. Я знал городские переулки как рыба в воде. Гости свалились как из ведра. Он всегда врет как по маслу. У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.

9. Составь пословицы из слов: дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.

10. Составь предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы: В, С, Н, Т. Последовательность букв менять нельзя.

11. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях: в гостинице, в зоопарке, в поликлинике, в поезде, в школе, в музее, в монастыре, в самолете, на корабле, в театре, на заводе, в больнице.

12. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составь 10 существительных.

13. Распредели слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный.

14. Распредели слова на две группы: водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.

15. Распредели слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

16. Подбери и запиши слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА.

17. Подбери и запиши по два слова с таким же составом, как слова ПОЛЁТ, УГОЛОК.

19. К данным словам подбери слова, близкие по значению. Выдели окончания, обозначь падеж и склонение: по шоссе – ..., об Отчизне – …

20. Подбери и запиши такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

21. Подбери и запиши два таких слова, в которых звуков больше, чем букв.

22. Сколько общих звуков в словах: СЕРП и ПЕРС?

23. Отгадай загадку. Сколько раз в ней встречается звук [с]?

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а просьбу слышно там.
24. Образуй от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

25. Поставь существительные в родительном падеже множественного числа: килограммы – ..., апельсины – ..., сапоги – ..., помидоры – ..., ботинки – ...

26. Запиши 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам.

27. Поставь существительные в форму множественного числа: трактор, доктор, шофер, сторож, стул, ухо, чудо, ребенок, человек, теленок.

28. Образуй однокоренные глаголы от прилагательных: ясный, грязный, густой, чистый.

29. Сгруппируй слова по общему признаку: ключ, арбуз, река, тыква, учитель, родник, папоротник, шофёр, озеро, горох, балерина, водоросли, биолог.

30. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце.

Красивая …

Чёрный …

Острый …

Золотой …

Колючий …

Ночная …

Непромокаемый …

31. Слова «базар» и «рынок» – синонимы, но в некоторых сочетаниях отличаются друг от друга. Объясни, что означают выражения: птичий рынок, птичий базар.

32. Из каждого слова каждой строки возьми один слог (подчеркни его), образуй и напиши новое слово:

Пластинка, картина, павлин – пластилин;

Сапоги, парашют, фантазия – сарафан;

Косари, заморозки, летчик – самолет.

33. Замени словосочетание, чтобы глагол стал существительным: белить стены, ловить рыбу, строить город.

34. Составь слова путем перестановки букв, слогов: НЫСТОЧЙ, ЛОДЕВОЙ, ГОЗВОРАР.

35. Ответь на вопросы:

1) В каких существительных пишется безударное окончание е?

а) Ждать на пристан.. б) Сидеть в огород.. в) Жить в Астрахан..

2) Выбери глагол совершенного вида:

а) помогать б) рисовать в) разбудить

3) Найди наречие:

а) грело б) окно в) быстро г) радио

4) В каких числительных в середине пишется мягкий знак:

а) 15 б) 18 в) 60

36. Вставь пропущенные буквы. Поставь в словах знак ударения.

а) Алф..вит, д..кумент, д..суг, п..ртфель, жав..ронок, зан..та, к..лометр, кр..сивее, м..газин. п..ложить, ц..мент, др..мота, кр..пива, щ..вель, р..мень, к..мбайнёр.

б) Торты, краны, звонит, понял, гусеница, к людям, поняла.

37. Подчеркни правильный вариант написания слова. Телеграма, теллеграма, теллеграмма, телеграмма.

38. Вставь в пословицы слова большой – маленький.

Даже самое _____ дерево выросло из ____ семени. На _____ челне по _______ озеру не плавают.

39. Подчеркни словосочетания, в которых есть имена существительные 1-го склонения в дательном падеже. От пристани по Волге. На ветке сирени. По морю на пароходе. От стаи к стае.

40. Выдели основу предложения. На краю леса рос высокий дуб. Красной зорькой загорелось небо на востоке. Метель занесла высокий дуб снегом.

41. В каком слове есть только твердые согласные: мел, лось, темя, можешь, матч.

42. В каком слове количество букв и звуков совпадает: мать, беречь, вернешься, ясли, боюсь.

43. Подчеркни слово, в котором количество букв не совпадает с количеством звуков: объект, июнь, майор, бульон, ящик.

44. Произношение какого слова не совпадает с его написанием: мак, стол, грустно, пять, весь.

45. Даны пары слов: код – кот, нос – нёс, был – бил, пуд – путь. Подчеркни те пары, в которых произношение различается лишь одним звуком.

Ответ: Нос – нёс, был – бил, пуд – путь.

46. Добавь к каждому слову по одной букве так, чтобы получилось новое слово: рубка, дар, стол, клад, шар, лещ, утка, урок.

47. Убери одну букву так, чтобы получилось слово: брак, бусы, воля, волк, вдруг.

48. В каком слове все согласные глухие: чеснок, салат, капуста, картофель.

49. Распредели данные слова по столбикам в соответствии со схемами в таблице: радио, мышь, окно, жасминовый, зайчишка, пальто, пианино, рояль, стол, листок.

Корень +окончание

Корень

Корень + суффикс +окончание

50. Выпиши слова с приставками: доверить, домашний, доброта, добежать, докрасить, поселок, посмотрел, подарки, полевые, полка, покупка, победитель, подоконник, полянка, заботливый, забавный, прополка.

51. Найди корень в словах: беседка, безделка, бездна, бесенок, бескозырка.

52. Прочитайте стихотворение С. Маршака. Сколько раз произносится звук [О]? А сколько букв О? Почему такая разница?

Дорого вовремя время.

Времени много и мало.

Долгое время – не время,

Если оно миновало.

53. Запиши одним словом – существительным: храбрый человек, умный человек, добрый человек, болтливый человек, ленивый человек, мудрый человек, богатый человек.

54. Запиши, как называют людей, которые живут: в Москве, на Волге, в Санкт-Петербурге, в Костроме, в Пскове, в селе, на острове, на хуторе.

55. Запиши в два столбика данные слова: (по) вредил, (во) вред, (по)солил, (с) солью, (от) нес, (от) носа, (от) винта, (за) платил, (за) плату, (под) рисовал, (под) рисунком, (за) брата, (за) брал, (по) ход, (у) летчика, (с) резать, (с) резьбой, (на) ходка, (по) лет, (по) ел, (с) ели, (раз) учил, (под) ехал, (под) езд.

56. От существительных образуй глагол с возвратным суффиксом «ся»: пояс, правда, свет, земля, луна, свобода.

57. Прочитай предложения. Найди ошибки. Запиши их верно.

Повар посолил суп солью.

У Юры жил молодой котёнок.

На хрустальной люстре было много висячих висюлек.

58. Укажи признак, по которому слова сгруппированы.

Арбуз, мяч, земля, апельсин, глобус, горошина – это…

Арбуз, папоротник, изумруд, ель, трава, зелёнка – это…

59. Выпиши из стихотворения слова, в которых есть [й’].

И вскользь мне бросила змея:

«У каждого судьба своя!»

Но я то знал, что так нельзя –

Жить, извиваясь и скользя.

60. Вставь пропущенные буквы и определи падеж прилагательных.

На ручей ряб.. и пёстр..

За листком летит листок.

И струёй сух.. и остр..

Набегает холодок.

61. Вставь пропущенные буквы.

Прим..рять друзей. Прим..рять платье.

Зап..вать в хоре. Зап..вать лекарство.

Зал..зать раны. Зал..зать на крышу.

Отв..рить дверь. Отв..рить картофель.

Ув..дать издали. Ув..дать без воды.

Пос..деть на скамейке. Пос..деть от времени.

62. Подбери к словам современные аналоги:

страж – … грядушее – …

кладезь – … вопиять – …

врата – зерцало – …

прах – … алкать – …

63. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.

Поди туда – не знаю куда, _______

Скоро сказка сказывается, ________

Это всё присказка, __________

64. Составь и запиши рассказ по его началу.

Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…

65. Прочитай «заколдованные» слова и вычеркни в них «лишний» слог: сапохар, васуренье, оребрихи. балиранки.

66. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака.

Яркий желтый ______________

Прозрачный голубой ___________

67. Вставь вместо * предлоги.

Я * утра * лесу гуляю,

* росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

* березку и * мох,

* малину, ежевику,

* ежа и * ежиху,

* которой * ежат

Все иголочки дрожат.
68. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского?

Вилка однажды споткнулась (о) крошку,

Падая, стукнулась вилка (об) ложку.

Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,

Брызги на книжную сели (об) ложку.
69. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. И-В-А-Н-О-В-О Л-Г-А-Л-Я.

70. Впиши слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго слова.

Пе (…) ол

те (…) л

обы (…) ка

ком (…) ок.

71. Найди слово, которое нельзя отнести к группе слов с корнем -сов-, подчеркни его.

Умные совята у совушки.

На каждый совушкин совет

Умные головушки

Глазами хлопают в ответ.
72. Выпиши существительные в три столбика: в первый – слова, которые бывают только в единственном числе, во второй – только во множественном числе, в третий – те, которые могут быть и в единственном и во множественном числе: обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, пожар, кудри, варежка, темнота, капуста.

73. Запиши имя прилагательное к каждому имени существитель-ному, поставив их в творительный падеж: пианино (ср. р.), кофе (м. р.), кенгуру (м. р.), шоссе (ср. р.), кафе (ср. р.).

74. В необычном предложении подчеркни главные члены предложения и укажи части речи:

Штеная кузра бокро бодлачит бокрёнка.

Глокая кудра штеко турнула бокра.
75. В данном стихотворении найди слова, употребленные в непра-вильной форме. Подчеркни их.

Слыхали эту новость?

У нас в шкафу живёт

Тот, кто любит овощь,

Любой продукт сжуёт.

Он яблок, помидору

И всю картофель съест

Баранок без разбору

Умнёт в один присест.
76. В каком случае перенос ударения не меняет значения слова? Подчеркни.

а) А́тлас – атла́с; б) и́рис – ири́с; в) тво́рог – творо́г; г) за́мок – замо́к.

77. Вставь, где необходимо, буквы и недостающие знаки препинания.

В тёмн..м л..су ж..вёт дед. Он спит на сухой л..стве и ч..тк.. пр..слуш..вается к пению птиц.

Ин..гда по..вляет..ся он из лесу, с..дой в сер..м пл..ще. Где пр..йдёт там лист..я ж..лтеют и пад..ют на землю. Выходит на ..пушку с..дит..ся пр..сл..няет..ся к дубу и тих..-тих.. что-то п..ёт. Это не песня а ..сенний вет..р.

78. Поставь ударение в словах: завидно, камбала, квартал, дожил, красивее, гусеница, задал, статуя, звонит, столяр, щавель.

81. Определи, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах: подделка, ссора, воссоединение, ссылка, конный.

82. Определи, в каком значении употреблено слово «красный». Какое это слово: однозначное или многозначное?

Не красна изба углами, красна пирогами.

Ясен месяц, красно солнышко.

Расцвела красная гвоздика.

83. Составь словосочетания, в которых слова «седой», «бархатный», «прямой» будут употреблены в переносном значении.

84. Выбери и запиши слова, в которых букв больше, чем звуков.

Дом, дача, изгородь, тропинка, просьба, повозка, свекла, редька, гроздь, ягод, подъезд, объявление.

85. Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост?

86. Какие существительные не принадлежат ни к мужскому, ни к женскому, ни к среднему роду. Приведи примеры.

87. Укажи разницу в словах «провода» и «проводы». Составь предложения с этими словами.

90. Отгадай загадку и вспомни крылатые выражения, пословицы, в которых встречается слово-отгадка. Кто над нами вверх ногами?

91. К данным выражениям подбери синонимы-фразеологизмы: золотые руки, закрывать глаза, плечом к плечу, одним словом, бить баклуши, один на один, капля в море, тьма кромешная, глядеть в оба, поминай как звали.

92. Подбери фразеологические сочетания к следующим толкованиям: овладеть собой, очень тесно, усиленно думать над трудным вопросом, хорошо запомнить.

93. К данным выражениям подбери фразеологизмы антонимы: лясы точить, сидеть сложа руки, во всю Ивановскую (кричать), от рук отбиться, от доски до доски (читать), на чужой шее сидеть, брать себя в руки, заварить кашу, засучив рукава, первым делом, в лучшем случае.

94. Прочитай крылатые выражения: капля в море, без сучка без задоринки, день за днем, как снег на голову, в одну минуту, всей душой, как зеницу ока, как дома, как по маслу, рука об руку, на скорую руку, битый час, шаг за шагом, куда Макар телят не гонял, с гулькин нос. Замени крылатые выражения словами, которые отвечают на вопрос «как?».

95. Замени выражения подходящими по смыслу глаголами:

Болеть душой –

Брать за душу –

Держать в уме –

Попасть в точку –

Сложить голову –

Бить тревогу –

Дрожать как осиновый лист –

Зарубить на носу –

Клевать носом –

Прикусить язык –

Мозолить глаза –

Задирать нос –

Бить баклуши –

Высасывать из пальца –

Чесать языки –

Дать стрекоча –

Ломать голову –

Путаться под ногами –

96. Ответь на вопросы, используя фразеологизмы.

Твой друг живет близко от тебя?

Ты давно изучаешь английский язык?

Твой друг хорошо потрудился?

Виктор говорил правду?

Как бабушка любит свою внучку?
97. Подбери к старославянизмам русские соответствия: агнец, уста, очи, перст, чело, ланиты.

98. Укажи, сколько раз встречаются звуки [ш], [т], [з], [ц] и [ж] в следующих предложениях.

· Не тот хорош, кто лицом пригож: а тот хорош, кто для дела гож.

· Директор подписал документ.

· Зина обратилась с просьбой к Лизе.

· Наша ученица Наташа Куницына собирается отправиться в Братск.

· Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
99. Подчеркни буквы, обозначающие звуки [т], [т’] в предложении: Директор известного в городе предприятия подписал документ и передал его представителю подшефной фабрики.

100. Прочитай стихотворение «Грустные вести». Исправь все ошибки в письме. Объясни причину ошибок.

Пришло письмо мне.

Гляжу – из лагеря, от Мишки...

Здесь, чудный лук, и я лижу,

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно шутит плут.

Читаю дальше:

Здесь лиса, красивый длинный прут,

И что такое он плетёт –

Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идёт в поход.

Я запиваю песни.

На днях в лису нашёл я грусть,

И очень был доволен.

Нет, нет, не шутит он! Боюсь.

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить.

101. Замени имя прилагательное другим, близким по значению именем прилагательным с приставкой без-: ясное небо, правильный ответ, жестокий враг.

102. Объясни, есть ли различие в значении слов: «сохранилась» – «схоронилась». Разбери данные слова по составу и составь с ними предложения.

103. Выпиши из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество.

104. Над выделенными словами надпиши части речи.

На то и печь, чтобы в ней печь.

Стою на берегу, покой границы берегу.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Часовой стоял на углу, против дома, где жил старый часовой мастер.

Поддувало внизу, пока не закрыл поддувало.

Снежное покрывало поле покрывало.

105. Какими частями речи могут быть следующие слова: «покрой», «дали», «жгут», «стих», «простой», «пила», «гнет»? Составь с ними словосочетания и укажи часть речи.

106. Вставь пропущенные буквы. Какое правило правописания надо знать, чтобы не допускать ошибки?

Деревенский ст..рожил сад колхозный ст..рожил.

Ходят по берегу в..лы. О берег плещутся в..лы.

107. Преврати существительные в глаголы: «руль», «пень», «даль».

108. Вспомни слова, в которых нет какого-то одного падежа. Запиши примеры.

109. Напиши существительные, у которых начальная форма слова совпадает по написанию с неопределенной формой глагола.

110. В каком падеже в слове «сердце» произносится звук [д]?

111. Запиши данные слова с предлогами в два столбика: в первый – с предлогом «о», во второй – «об»: (о) об Алене, о (об) Юре, о (об) яблоках, (о) об огурцах, (о) об Ольге, (о) об ананасах.

112. Запиши, какие слова получатся, если прочесть их от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы: лог, люк, юг, яр, лед, краб.

113. Определи падеж имен существительных, допиши окончания, рядом запиши имена прилагательные, противоположные по смыслу:

к ближн..й роще – к ________ роще,

у большо... дома – у ________ дома,

по широк..й реке – по _______ реке,

ранн..й осенью – ____________ осенью,

на жестк..м диване – на ____________ диване,

на высок..й елке – на ______________ елке,

у плохо… хозяина – у _____________ хозяина,

с веселым настроением – с _________ настроением.

114. Преобразуй существительные 1-го склонения в существительные 3-го склонения: площадка, мама, елка, лошадка.

115. Составь словосочетания типа «прилаг. + сущ.» со следующими словами: кофе (м.р), сирень(ж.р.), шампунь(м.р), кенгуру(м.р), простыня(ж.р.), Сочи(м.р), эскимо(с.р.), такси(с.р.).

116. Запиши следующие глаголы во втором лице множественного числа: строить, бороться, сеять, гонять, таять, утаить, хотеть, бежать, увидеть, вытерпеть.

117. Прочитай. Поставь, где надо, в кавычки собственные имена существительные: книга Сын полка, кинофильм Семеро смелых, собака Отважная, семья Беликовых, рассказ Чук и Гек, река Волга, город Самара, газета Известия.

118. Разбери подчеркнутые слова по составу. Слепить глаза – слепить игрушку. Скупить книги – скупой на ласку.

119. Какими звуками различаются слова: конь – кон, был – бил, вас – вяз, вал – вял, лук – люк, лог – лёг?

120. Назови слова, в которых пять раз содержится звук [у] и семь раз буква «о».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задания для подготовки к олимпиаде iconЗадания для учащихся 9 класса по русскому языку
Задания для учащихся рекомендованы для подготовки ко Всероссийской олимпиаде по русскому языку. По уровню сложности вопросы опираются...

Задания для подготовки к олимпиаде iconСценари й малых детски Х олимпийских и г р «Навстречу Олимпиаде» 2013 год Навстречу Олимпиаде
Цель: создание предпосылок для развития ребенка средствами физической культуры и приобщение к здоровому образу жизни в доу

Задания для подготовки к олимпиаде iconЗадания Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русской литературе
В олимпиаде участвуют учащиеся 7-11 классов всех типов общеобразовательных учреждений республики

Задания для подготовки к олимпиаде iconЗадания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русской литературе
В олимпиаде участвуют учащиеся 8-11 классов всех типов общеобразовательных учреждений республики

Задания для подготовки к олимпиаде iconПоложение об Олимпиаде «Юный эрудит» для учащихся 7 классов
Настоящее Положение об Олимпиаде школьников «Юный эрудит» (далее – Олимпиада) определяет порядок ее проведения, организационно-методического...

Задания для подготовки к олимпиаде iconМатериалы для подготовки к олимпиаде школьников История языка
Генетические связи современного русского языка. Происхождение современного русского литературного языка. Графика

Задания для подготовки к олимпиаде iconЗадания для подготовки к тесту по дисциплине
Особенность мироощущения Петровской эпохи в «Гистории о российском матросе Василии Кориотском» отразилась в …

Задания для подготовки к олимпиаде iconРегистрация участников с 00 до 10. 00 Начало олимпиады в 10. 00 Заявка...
Республиканской олимпиаде по литературе общеобразовательного цикла среди студентов I курса, обучающихся на базе основного общего...

Задания для подготовки к олимпиаде iconТестовые задания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по социологии
Министерство образования и науки российскойфедерации всероссийский заочный финансово-экономический институт

Задания для подготовки к олимпиаде iconВсероссийской олимпиады школьников по русскому языку
В олимпиаде участвуют учащиеся 7–11 классов всех типов образовательных учреждений республики. Олимпиадные задания предусматривают...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница