Задачи урока: познакомить студентов с ключевыми мотивами философской лирики Тютчева, формировать умение отличать художественный стиль Тютчева от стилей других поэтов




Скачать 143.5 Kb.
НазваниеЗадачи урока: познакомить студентов с ключевыми мотивами философской лирики Тютчева, формировать умение отличать художественный стиль Тютчева от стилей других поэтов
Дата публикации09.05.2014
Размер143.5 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Философия > Урок
Тема: «две бездны» в поэтическом мире  Ф. И. Тютчева

Цель: Познакомить школьников с особенностями философской лирики Тютчева

 

 

Задачи урока:

  • познакомить студентов   с ключевыми мотивами философской лирики Тютчева,

  • формировать умение отличать художественный стиль Тютчева от стилей   других поэтов,

  • развивать навыки самостоятельного анализа литературного текста,

  • развивать ассоциативное мышление  и художественное воображение учащихся.

 

Оборудование:

·        фотографии с изображением ночных пейзажей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

·        аудиозапись стихотворения Ф. И. Тютчева «SILENTIUM!» в исполнении В. Набокова (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2),

·        текстовые материалы со стихотворениями Тютчева (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

·        карточки с изображением цветов: черного, белого, синего, голубого, красного, зеленого, желтого.

                                    

^ Вступительное слово учителя                                             

Сегодня на занятии мы будем анализировать стихотворения Ф. И. Тютчева. Изучая лирику того или иного поэта, на уроке литературы, мы очень условно можем выделить стихотворения  о природе, о любви, о поэте и поэзии. Сегодня мы попробуем разобраться в философской лирике Тютчева. Философ – человек, который сможет в бесконечном круговороте жизни задуматься над важными вопросами: «Зачем я живу? Для чего пришел в этот мир? Откуда возник он?» Вопросов много, размышлять над ними можно бесконечно, потому философская лирика – понятие очень емкое и глубокое. Мы рассмотрим одну, небольшую, но центральную тему в философской лирике Тютчева: мир, окружающий человека, и мир, скрытый в человеческой душе. Эти два огромных мира Тютчев называл «безднами». Поэтому тему нашего занятия мы так и сформулируем : «Две бездны» в поэтическом мире Тютчева»

(учащиеся записывают тему занятия) 

^ 1. Анализ стихотворения «Святая ночь на небосклон взошла…»

Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный

Как золотой покров она свила,

Покров, накинутый над бездной.

И, как виденье, внешний мир ушел...

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь, и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной.

 

На самого себя покинут он —

Упразднен ум, и мысль осиротела —

В душе своей, как в бездне, погружен,

И нет извне опоры, ни предела...

И чудится давно минувшим сном

Ему теперь все светлое, живое...

И в чуждом, неразгаданном, ночном

Он узнает наследье родовое.

                                         1849-1850

                     Система вопросов и заданий для работы с текстом                                           

  • .Что же называет автор «золотым покровом»?

  • Какие  еще прилагательные подбирает автор к слову день?

  • Как называются такие художественные определения?

  • Какой эпитет автор подбирает к слову ночь?

  • Что же автор считает первичным: день или ночь? Можно ли сказать, что день рождается из ночи?

  • Каким автор изображает человека в этом мире?

  • Найдите существительные, которые автор сближает в тексте со словом ночь? (пропасть, бездна)

  • Сколько раз употребляется в тексте слово «бездна»?

  • О какой бездне идет речь в первом случае и о какой – во втором?

  • Почему же для столь различных «миров»  автор подбирает одно и то же слово? Как вы понимаете смысл последних строк?

«Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из хаоса произошла и богиня земли – Гея…» [Легенды и сказания древней Греции и Древнего Рима, 15]. Так начинается древнегреческий миф о происхождении мира. Не так ли, из темного, неизведанного  хаоса, рождается день в стихотворении Тютчева?  Таким образом, мы видим: мотив возникновения дня, света из безграничной тьмы в стихотворении Тютчева восходит к древнегреческому мифу.  Именно под покровом ночи в стихотворении открывается основа мироздания, темный хаос. Но именно в  «хаосе ночном» и скрыта природная цельность. Этот мир, изображенный Тютчевым, прекрасен («святая ночь на небосклон взошла…»), этот мир пугает («пред пропастию темной…»), этот мир нам никогда не постичь дл конца (он – «неразгаданный»).  Мы видим: эпитет Тютчева успокаивает и  настораживает, печалит и  пугает одновременно. Так автор изображает свой мир, контрастный, обретающий в этом контрасте гармонию. Но и человеческая душа -  такая же огромная «бездна» (« и нет извне опоры, ни предела…»)

Мифологический подтекст слова «душа»

   Душа, по славянским поверьям, - «проявление той же творческой силы, без которой невозможна на земле никакая жизнь: это сила света и теплоты, действующая в пламени весенних гроз и в живительных лучах солнца. Душа -  собственно частица, искра этого небесного огня, которая и  сообщает очам блеск, крови – жар и всему телу -  внутреннюю теплоту». Душа -  это огонь; «даже смерть не может погасить его, а лишь исторгает его из тела»  [ Шапарова, 242].

  Ощущения, таящиеся где-то в глубинах человеческой души, можно сдержать в этом, «внешнем мире», но контролировать их внутри себя – невозможно. А они могут быть самыми разными: от смутных, едва ощутимых душевных веяний до борьбы, порыва, почти внутреннего стихийного протеста с самим собой.  Тютчевский герой ощущает в себе «бездну», беспредельный хаос. Именно поэтому «в чуждом, неразгаданном, ночном / Он узнает наследье родовое».

^ 2. Анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной…»

 

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь — и звучными волнами

 Стихия бьет о берег свой.

 

То глас ее: он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

 

Небесный свод, горящий славой звездной,

 Таинственно глядит из глубины,—

 И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

^ Система вопросов и заданий к тексту

  • Какую картину автор изображает в первых двух строчках?

  • В предпоследней строчке стихотворения опять появляется слово бездна .Найдите контекстуальный синоним, который соотносит автор с этим словом. С чем сравнивает автор ее? О какой стихии идет речь?

  • На какие части речи ложится основная семантическая нагрузка во второй строфе? Какие  слова так и хочется выделить интонационно?

  • Спокойную или динамичную картину рисует автор?

  • О реальном ли движении идет речь? Или же это действие, рожденное  силой фантазии? Найдите строки из текста, подтверждающие это.

  • Мы рассмотрели водную стихию в поэзии Тютчева. А есть ли в этом стихотворении упоминание о воздушной и огненной стихии? Прочитайте внимательно последнюю строфу стихотворения.

  • Можно ли сказать, что в «пылающую бездну» автор объединяет три мировые стихии (огонь, вода, воздух).

Тютчевская  стихия динамична: каждое упоминание о ней связано со звуками и движением. И словно в другом измерении поэт изображает ночную землю, объятую снами планету. Вода считалась  в народе стихией святой,  которая может спасти человека от беды, очистить его тело и душу. Слиться с водной стихией хочет и герой Тютчева, чтобы ощутить в себе такую же силу и глубину. «Волшебный челн» уносит его туда, где небеса и океан сливаются  на горизонте в единую «бездну», где миллионы соленых брызг разбиваются о скалистые берега, превращаясь в пену морскую, сверкающую, облитую сиянием луны. А вверху – небесный свод, «горящий славой звездной».

 

 Что означает у Тютчева  это сочетание? А.  Фет  писал: «Два года тому назад, в тихую, осеннюю ночь, стоял я в  темном  переходе Колизея и смотрел в одно из оконных  отверстий  на  звездное  небо.  Крупные  звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по  мере  того  как  я  всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мною и  глядели  на меня так же таинственно и так же красноречиво,  как  и  первые.  За  ними  мерцали во глубине еще тончайшие блестки  и  мало-помалу  всплывали  в  свою  очередь.  Ограниченные  темными  массами  стен,  глаза  мои  видели   только  небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его  красоте. С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Ф. Тютчева. Можно  ли в такую тесную рамку (я говорю о небольшом объеме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии!»

  (А.  Фет.  О стихотворения Ф. Тютчева). Фет, будучи тонким ценителем поэзии, сравнивая стихотворения Тютчева с ночным небом, интуитивно обозначил один из ключевых образов его лирики. Образ звезд - один из любимых образов в поэзии Тютчева.  Звезды у Тютчева прекрасны, чисты, но, к сожалению, недостижимы, недосягаемы для человека.

                         работа с фотографиями (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

 Сопоставление композиции фотографии с ключевыми образами  стихотворения

Внимательно посмотрите на фотографии. Сопоставьте по лирической тональности текст Тютчева, одним из центральных образов которого является ночь, и фотографии, на которых также запечатлен момент приближения ночи. Видите ли вы на одной из этих фотографий тютчевскую бездну? Почему?  Если бы вы были фотографом, какой

сюжет для снимка вы бы выбрали, чтобы передать ощущение бескрайней Вселенной?

Выбор сюжета для фотографии (ракурса и точки съемки) как способ интерпретации художественного текста

Представьте, что вы выбираете наиболее удачную точку съемки для  своей фотографии. Нижняя точка съемки почти всегда создает живую, динамичную композицию фотографии. Сюжет, снятый с верхней точки, выглядит более спокойным, устойчивым. Даже движущиеся детали  кажутся застывшими. И первая, и вторая фотография сделаны с высокой точки съемки. Такое изображение называется панорамным. А какой ракурс выбрали бы вы, чтобы передать ночь в стихотворении Тютчева? В каком соотношении будет охвачено пространство на вашей фотографии?

 Изобразительные средства фотографии и  эмоциональное   восприятие поэтического текста

Одно из главных изобразительных средств фотографии – свет. Световое пятно в кадре сразу же привлекает наше внимание. Простейший пример того, как можно выделить главное на фотографии, -  это изображение светлого предмета на темном фоне. Но фотограф, делающий художественный снимок пейзажа, лишен возможности  произвольно изменять расположение света в кадре. Он может лишь  наблюдать, выжидать,  поймать  такой  момент для съемки, чтобы выбранное освещение передавало его  замысел. Явление захода солнца  – это природный процесс, который происходит достаточно быстро. Этот же самый пейзаж (см. фотографию «Тишина»), сфотографированный раньше минут на пятнадцать, уже был бы другим по контрасту и цветовой палитре и поэтому вызывал бы уже несколько другие эмоции, чувства. Встречное освещение используется для создания силуэтов  домов и  деревьев, которые очень органично вписываются в композицию фотографии и концентрируют внимание смотрящего на контраст и сочетание цветов.  Какие цвета преобладают на фотографии? Кокой эффект создает такое сочетание цветов?

«Словесное рисование»

Как бы вы изобразили тютчевскую ночь? Какое  эмоциональное настроение передавал  бы ваш рисунок?

 

^ 3. Анализ стихотворения  «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,

Объятый негой ночи голубой,

Сквозь яблони, цветами убеленной,

Как сладко светит месяц золотой!..

 

Таинственно, как в первый день созданья,

В бездонном небе звездный сонм горит,

Музыки дальной слышны восклицанья,

Соседний ключ слышнее говорит...

 

На мир дневной спустилася завеса;

Изнемогло движенье, труд уснул...

Над  спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный, еженочный гул...

 

Откуда он, сей гул непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном?..

 

^ Экспериментальное задание «Символика цвета»

В первой строфе автор  употребляет сразу четыре цветовых эпитета. В стихотворениях Тютчева, изображающих ночь, слова с обозначением цветовых оттенков можно встретить достаточно редко. Наоборот, цвет «засыпает» под ночным покровом:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул –

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, дальний гул…

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!...

Все во мне, и я во всем!...

                      («Тени сизые смесились…»)

Ночь Тютчева пугает своей неизвестностью, а потому  ночные тени  и  силуэты окрашены в «сизый» цвет, то есть в «темно серый с синеватым оттенком» [Ожегов, 716].  Но в стихотворении «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» автор называет ночь «голубой». Не черной, не синей, а голубой.  Какие ассоциации вызывает у вас голубой цвет? А какие – черный и синий? Для того, чтобы разобраться в этом проведем небольшой эксперимент. На столах у вас лежат карточки с изображенными на них различными цветовыми оттенками.










 

 

 

 

 

Поднимите, пожалуйста, те карточки, которые, на ваш взгляд, больше всего подходят к тем словам-ассоциациям, которые я сейчас буду называть.

 

^ Учитель называет слово жизнь и просит учащихся объяснить свой выбор.

Потом учитель добавляет к слову жизнь ассоциации сила, огонь , учащиеся должны поднять только одну карточку, которую они могут соотнести со всеми словами.

 

В первом случае я назвала слово (жизнь), которое одновременно может ассоциироваться  у людей с абсолютно разными цветами. Даже те, кто назовут один и тот же цвет, смогут объяснить свой выбор по-разному. Ассоциации эти навеяны вашим личным опытом, переживаниями и эмоциями. Мы все разные, каждый из нас – индивидуальность. Во втором случае я специально назвала слово «огонь», тем самым пытаясь сконцентрировать ваше внимание не на личных впечатлениях, а на значении этого цвета для многих русских людей.

В подобном случае почти все люди назовут именно красный цвет. И совсем не потому, что огонь «красного цвета». Просто огонь считался в русской культуре стихией жизни, силы, энергии. Так, у русских людей за каждым цветом был закреплен определенный набор ассоциаций. Этот круг ассоциаций достаточно устойчив. Например, у нас цветом траура был и остается черный цвет, а в индийских культурах, наоборот,  – белый. Синий цвет у нас считался раньше

цветом воды, а вода – стихия, которая издавна была связана «со смертью и с загробным миром. Так же понималось и синее» [Василевич, 67]. Синий и черный вообще до определенного момента  у русских людей не разграничивались, а обозначали одно и то же.

  Посмотрим, какие же ассоциации связаны у нас с теми цветами, которые использует в стихотворении Тютчев.

  

(учитель поднимает карточки с теми, к которым обращается автор)

 




 

 

 

Весенняя ночь. «Объятый негой» ночи, темно-зеленый сад «сладко дремлет». Мы можем увидеть силуэты цветущих яблонь, сквозь ветви которых с неба смотрит золотой месяц. Разве вызывает эта картина страх? Темно-зеленый цвет ассоциируется со спокойствием, белый – с чистотой, нежностью, вечностью, золотой – с красотой  и сказкой. Особо стоит сказать о голубом цвете. Для обозначения голубого оттенка в  поэзии Х/Х веке можно встретить два слова, которые обозначали одно и то же и  отличались примерно одинаковой частотой использования: голубой и лазурный (лазоревый).  Голубой – цвет, который Тютчев использует для обрисовки художественного образа гораздо чаще остальных оттенков. В его стихотворениях мы найдем голубой небесный свод, «лазурный сонм женевских вод», голубую «бездну», «лазоревую равнину», «воздух голубой», «лазурный грот», «лазурную ясность во взоре», наконец, «лазурь …ее безоблачной души». Голубой в лирике Тютчева вбирает в себя множество оттенков. В анализируемом стихотворении эпитетом «голубой» автор словно приближает к себе образ ночи, делает его близким, родным, знакомым. В предыдущем стихотворении мы встретили два эпитета, которые тоже ассоциативно можно соотнести с определенными цветами: «темных», «горящих славой звездной». В какие цвета, по вашему мнению, окрашена ночь в стихотворении Тютчева «Как океан объемлет шар земной…»?




 

 

 

 

 

Цвета страха, энергии, неизвестности, бурлящих стихий. Такую  ночь изображает  Тютчев в этом стихотворении. В стихотворении «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» цвета, вызывающие совсем другие ассоциации: спокойствие, тишина, вечность, тайна, родная картина. В этом стихотворении тютчевская ночь завораживает не бесконечным спором  бушующих мировых стихий, а своей тишиной, таинственностью, спокойным родным пейзажем. Но мы прочитали лишь первую строфу. Во второй строфе  автор напоминает нам о звездном небе, появляется эпитет «горит», который напоминает о красном цвете. Таким образом, цветовая палитра стихотворения включает  еще один цвет:

 







 

 

 

 

 

 

Такое сочетание цветов говорит о том, что перед нами – все та же Вселенная Тютчева. Только изображает ее автор по-другому: поэт обращает внимание и на «бездонное небо», и на цветущие яблони, возвращает нас к первоосновам жизни («…как в первый день созданья…») и дает возможность послушать журчание соседнего ключа.  Нереальное, возвышенное, неземное в стихотворении Тютчева органично сочетается с чем-то очень родным, близким. Ночью просыпается непонятный «еженочный гул». Понятно, что это звуки не настоящие, а фантастические, рожденные воображением и душой человека. Этот гул витает над спящей планетой. «Откуда он, сей гул непостижимый?» - задает поэт себе вопрос и тут же отвечает на него: это мир «смертных дум, освобожденных сном». Именно во сне, по мысли Тютчева, человек способен прикоснуться к «бездне», именно во сне он может узнать всю «бездну» своей души.  Эти «внутренние» звуки день может рассеять, исказить, но в ночи они «свои». Во сне, в торжественном молчании неуловимые, зыбкие, роящиеся в хаосе ночном «думы» человеческие   пытаются постичь этот мир, эту Вселенную через постижения себя в ней.

 

^ 4. Знакомство со стихотворением  «SILENTIUM!»

 

 

SILENTIUM!

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои —

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

 Любуйся ими — и молчи.

 

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь. –

Взрывая, возмутишь ключи,

Питайся ими — и молчи.

 

Лишь жить в  себе самом умей —

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,—

Внимай их пенью — и молчи!..

 

Слово «SILENTIUM!» может переводиться с латинского языка как «молчание, тишина, умолчание». Какое из перечисленных слов, на ваш взгляд, лучше всего подтверждает основную мысль текста? Мысли, ощущения, скрывающиеся в человеческой душе, первичны, а слово вторично. Поэтому оно не сможет выразить мысль, не исказив ее. Не высказывая вслух своих ощущений, человек сможет познать  огромный мир в своей душе, ведь в его душе – «бездна».

 

^ 5. Подведение итогов.

   Сегодня на занятии мы рассмотрели «две бездны» в поэтическом мире Тютчева. В стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла…» мы только прикоснулись к тайне «двух бездн», узнав о том, что первая из них скрыта в окружающем мире, а вторая – в душе человека.  Во втором и третьем стихотворении мы рассматривали то, как изображает поэт свою Вселенную (первую бездну): автор рисует и огромную «пылающую бездну» («Как океан объмлет шар земной…»)  в которой господствуют  мировые стихии, и объятый ночной негой цветущий  яблочный сад («Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»).  Наконец, из последнего  стихотворения  («SILENTIUM!») мы  узнали, какой, по мнению поэта, мир скрыт в человеческой душе (во второй бездне).

                                      

Литература

 

1. Василевич А. П. Цвет синий или голубой?  -   Энергия. – 2005. - № 6.

2. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима// авт.-сост. А. А. Нейхардт, М.: Правда,1988  - С. 15

3. Ожегов С. И.  и Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. -  М.:ООО «ИТИ Технологии», 2003

4. Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М.: Русские словари, 2004

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи урока: познакомить студентов с ключевыми мотивами философской лирики Тютчева, формировать умение отличать художественный стиль Тютчева от стилей других поэтов iconТема: Философская лирика Ф. И. Тютчева. «О, смертной мысли водомёт». Цели
Цели: знакомство учащихся с особенностями философской лирики Тютчева; развитие навыков анализа философской лирики; пробуждение интереса...

Задачи урока: познакомить студентов с ключевыми мотивами философской лирики Тютчева, формировать умение отличать художественный стиль Тютчева от стилей других поэтов iconЕ. Э. Горяинова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской...
Цель урока – показать особенности философской лирики Ф. И. Тютчева, осмысление им макро- и микромира; формировать навыки анализа...

Задачи урока: познакомить студентов с ключевыми мотивами философской лирики Тютчева, формировать умение отличать художественный стиль Тютчева от стилей других поэтов iconТема: биография Ф. И. Тютчева
Тютчева, его характере и образе мыслей; знакомство с особенностями лирики поэта; освоение навыков анализа пейзажной лирики; воспитание...

Задачи урока: познакомить студентов с ключевыми мотивами философской лирики Тютчева, формировать умение отличать художественный стиль Тютчева от стилей других поэтов iconПлан-конспект урока литературы в 11 классе традиции и новаторство философской лирики
Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями философской лирики Твардовского

Задачи урока: познакомить студентов с ключевыми мотивами философской лирики Тютчева, формировать умение отличать художественный стиль Тютчева от стилей других поэтов icon«Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева»
Учитель, осваивая с учениками поэзию Тютчева, сталкивается с множеством трудностей, которые зачастую приводят к упрощенному толкованию...

Задачи урока: познакомить студентов с ключевыми мотивами философской лирики Тютчева, формировать умение отличать художественный стиль Тютчева от стилей других поэтов iconПознакомить учащихся с особенностями художественного стиля, формировать...
Оборудование: запись песни «С чего начинается Родина». Карточки с текстами №1, №2, №3. Репродукции картин Куинджи «Березовая роща»,...

Задачи урока: познакомить студентов с ключевыми мотивами философской лирики Тютчева, формировать умение отличать художественный стиль Тютчева от стилей других поэтов iconЛитературное чтение Тема: Люблю природу русскую. Стихотворения Ф. И. Тютчева о весне
Цели урока: Познакомить детей со стихотворениями о весне Ф. И. Тютчева; научить анализировать произведения, воспринимать и понимать...

Задачи урока: познакомить студентов с ключевыми мотивами философской лирики Тютчева, формировать умение отличать художественный стиль Тютчева от стилей других поэтов iconТема: Знакомство и анализ стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится…» Цели
Цели: знакомство учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», формировать у детей навык осознанного чтения, формировать...

Задачи урока: познакомить студентов с ключевыми мотивами философской лирики Тютчева, формировать умение отличать художественный стиль Тютчева от стилей других поэтов icon«тайна тютчева» (своеобразие личности тютчева)
Дать целостное представление о мировосприятии Тютчева, его характере и образе мыслей

Задачи урока: познакомить студентов с ключевыми мотивами философской лирики Тютчева, формировать умение отличать художественный стиль Тютчева от стилей других поэтов iconУрок композици я «Любовь в жизни и творчестве Ф. И. Тютчева»
Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Тютчева и его любовной поэзией



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница