Методические рекомендации по формированию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи задачи, принципы и методы формирования образных средств




Скачать 303.88 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по формированию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи задачи, принципы и методы формирования образных средств
страница1/4
Дата публикации30.05.2014
Размер303.88 Kb.
ТипМетодические рекомендации
lit-yaz.ru > Философия > Методические рекомендации
  1   2   3   4




Белобородова Е.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Задачи, принципы и методы формирования образных средств

Разработка методических рекомендаций определяется рядом теоретических положений.

        1. Базовыми для нашего исследования являются концепции современной лингвистики и психолингвистики, определяющие статус образных средств языка как единиц вторичной номинации. При понимании образного выражения происходит концептуализация наиболее существенных признаков, которые актуализируют свойства объекта, его качества и т.д. Усвоение образных языковых средств свидетельствует о том, что в речемыслительной деятельности детей формируются когнитивные механизмы, обеспечивающие взаимодействие концептов: возможности модификации исходного концепта (развитие или расширение его содержания); возможности взаимных трансформаций между ними.

        2. Анализ литературных источников, относящихся к различным областям научного знания (лингвистике, психолингвистике, психологии, педагогике), а также данные констатирующего эксперимента позволяют судить о том, что в основе понимания и использования сравнений, олицетворений, фразеологических оборотов лежит ряд механизмов: метафоризации, инференции, генерализации, смысловых замен, языкового контроля. Решая проблему обучения дошкольников употреблению образных средств языка, необходимо предусмотреть формирование указанных механизмов.

        3. Теоретические и экспериментальные данные в области исследования онтогенеза речевого развития свидетельствуют о том, что актуализация различных образных слов детьми (на разных этапах онтогенеза) рассредоточена во времени: сначала усваиваются простейшие формы образной речи, такие, как сравнение, затем – устойчивые сочетания слов, обладающие высокой степенью метафоризации (олицетворения и фразеологические обороты).

        4. Результаты констатирующего эксперимента позволяют установить, что для дошкольников с ОНР характерно использование удовлетворяющего и неудовлетворяющего подходов в понимании и употреблении образных средств языка. Владение средствами вторичной номинации на оптимизирующем уровне предполагает доступность операций модификации, трансформации, интеграции семантических признаков языковых единиц, владение процессами моделирования и конструирования сложных смыслов вторичных наименований, разветвленную систему логических и ассоциативных связей, являющихся основой развития концептуального содержания языковых единиц и создания новых смыслов; возможность выявления скрытого смысла; вариативное использование образных средств языка, широту ассоциативного ряда, актуализацию синонимических отношений языковых единиц; высокий коэффициент образности.

Определены следующие принципы, лежащие в основе формирования образных средств языка:

  1. Учет общих закономерностей овладения языком как средством общения.

  2. Учет современных лингвистических представлений о слове (направленность на формирование основных компонентов значения слова).

  3. Учет специфики словарного запаса дошкольников с ОНР.

  4. Принцип ситуативности (создание естественных или условно-речевых ситуаций для усвоения образных средств).

  5. Отношение к слову как к знаку сенсорного, когнитивного и других видов опыта (связь слова с фоновыми знаниями).

  6. Овладение системными связями лексических единиц парадигматического и синтагматического уровней.

При разработке методических рекомендаций мы основываемся на результатах констатирующего эксперимента, учитываем полученные данные об особенностях понимания и употребления образных средств языка дошкольниками с ОНР.

^ Лингвистической базой обучения являются вторичные образные наименования: сравнения, олицетворения, фразеологические обороты.

Психологическое обоснование определяют механизмы, лежащие в основе усвоения образных средств языка: метафоризации, инференции, генерализации, смысловых замен, языкового контроля.

Одним из основных условий развития речевой деятельности детей является применение различных методов обучения, которые рассматриваются как действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому (78, 106). Учитывая типологию И.Я.Лернера, выделяем рецептивные (объяснительно-иллюстративные), репродуктивные и продуктивные методы (90). К первому виду относятся беседа, рассказ логопеда, чтение текста, показ речевого образца. Репродуктивные методы используются при формировании речевых умений и навыков дошкольников. К ним относится составление словосочетаний и предложений по образцу, преобразование деформированных предложений, заучивание наизусть образных слов и выражений. Продуктивные методы обеспечивают формирование и развитие речевых способностей детей дошкольного возраста, что находит свое отражение в пересказах с употреблением образных слов и выражений, придумывании фантастических историй и загадок.

^ Формами организации работы по обучению дошкольников образным средствам языка являются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. На фронтальных и подгрупповых занятиях проводится работа по предлагаемым пяти направлениям. В структуру каждого занятия встраиваются задания по основным разделам, рассмотренным в методических рекомендациях. На индивидуальных занятиях коррекционная работа ведется по тем же направлениям, но реализуется с учетом особенностей речевого развития каждого ребенка. Объем предлагаемого материала и длительность его реализации зависит от индивидуальных и речевых возможностей детей.

Работа по формированию образных средств языка в каждом направлении строится в определенной последовательности, что получает свое выражение в делении ее на три этапа. На первом этапе предполагается подготовка к усвоению сравнений, олицетворений, фразеологических оборотов дошкольниками с целью вызвать интерес к образным средствам и создать готовность к использованию их в речи. На втором этапе используются иллюстративные, закрепительные и повторительно-обобщающие упражнения с целью усвоения семантики образных языковых средств. На третьем этапе предлагаются творческие задания, которые имеют своей целью введение вторичных наименований в активный словарь дошкольников.

Важное значение представляет собой отбор лексического материала, который осуществляется с учетом структурных особенностей, семантики, частотности образных слов и выражений.

Сравнительный оборот в детской речи чаще всего выражается именем существительным, поэтому нами отобраны одушевленные и неодушевленные существительные по следующим тематическим группам: «животные», «сказочные мифические образы», «продукты питания». Усвоение сравнительного оборота сопровождается включением различных союзов: как, как будто, точно, все равно что, как бы, будто, точь-в-точь, словно.

Среди глаголов, представляющих собой олицетворение, нами использованы лексико-семантические группы, которые выделены И.М.Чеботаревой:

  • глаголы говорения, включающие в себя прежде всего глаголы с общим значением говорения, персонифицируемые свойства которых заключаются в том, что они часто вводят прямую речь, приписываемую живым существам и предметам, например, говорить, кричать, шептать, рассказывать, петь, подпевать и т.д..

  • глаголы движения, в которых субъектами олицетворения являются живые существа, части тела, одежда, предметы быта, небесные тела, например, ходить, летать, прыгать,скакать, бегать, мчаться, ползать и т.д.

  • глаголы ментального действия (глаголы мысли), которые часто используются в детской речи для ввода прямой речи, принадлежащей живым существам и предметам, например, фантазировать, догадываться, размышлять, соображать, придумывать и т.д.

  • глаголы состояния, которые становятся олицетворяющем центром за счет актуализации различных сем в значениях слов: семы неподвижности, семы изменения внешнего облика, семы физиологической деятельности, например, смеяться, плакать, рыдать, горевать, хохотать и т.д.

  • глаголы чувства, при употреблении которых персонифицирующий эффект возникает посредством приписывания животным и предметам психических и физических состояний человека, например, ликовать, ободрять, нравиться, любить, ненавидеть и т.д.

  • глаголы слухового восприятия, получающие персонифицированную семантику вследствие «слуховой» антропоморфизации детского мироощущения, например, слушать, звучать, улавливать, приглушать и т.д.

  • глаголы, используемые для обозначения телесных действий по отношению к предметам и живым существам, например, пить, есть, дышать, видеть, слышать, чувствовать и т.д. (177).

При отборе фразеологических единиц предпочтение отдается устойчивым сочетаниям, не имеющим в своем составе устаревших, малоупотребительных слов. Учет структуры фразеологизма позволяет предъявлять детям двух-трех компонентные обороты. В основу выделенных семантических групп фразеологических выражений взята классификация В.Н.Телия, согласно которой выделяются устойчивые выражения, обозначающие:

  • признаки поведения (с легкой руки, на ходу, в первых рядах, кровь из носу);

  • меру (хоть пруд пруди, с головы до ног, кот наплакал, с гулькин нос);

  • время (битый час, без году неделя, в мгновение ока);

  • место и месторасположение (на край света, белый свет, в двух шагах, под носом);

  • волевые акции (брать в свои руки, брать быка за рога, не мычит не телится);

  • наказание (намылить шею, стереть в порошок);

  • событийные (тянуть за уши, взвалить на свои плечи, держать под крылышком);

  • чувства, отношения (махнуть рукой, души не чаять, скрепя сердце);

  • свойства лица, квалифицируемые по физическим параметрам (кровь с молоком, коломенская верста, от горшка два вершка);

  • свойства характера (стреляный воробей, ни рыба ни мясо, не робкого десятка);

  • характеристику лица по социальному положению (гол как сокол, важная птица, ни кола ни двора, голь перекатная).

Работу над усвоением образных средств языка целесообразно начинать со сравнения, поскольку данный языковой феномен ранее других актуализируется в детской речи и является одной из простых форм вторичной номинации.

Одним из важных условий овладения старшими дошкольниками образными языковыми средствами является создание развивающей речевой среды. Она предполагает использование сравнений, олицетворений, фразеологических оборотов на занятиях познавательного цикла, в дидактических играх, в процессе рассматривания предметов, наблюдений во время прогулок, экскурсий, а также включение образных слов воспитателями и экспериментатором в повседневное общение с детьми.

Необходимым условием в достижении положительных результатов обучения является отбор детской литературы. Произведения должны быть небольшими по объему, содержать знакомый или несложный незнакомый образ, содержать лаконичное меткое изображение образов при помощи сравнений, олицетворений, фразеологизмов. Должны быть использованы произведения разных жанров.

Преподнесение образных выражений в разных контекстах повышает возможность их запоминания детьми, уточняет его значение, раскрывает границы употребления. Поэтому важным критерием отбора детской литературы является частота встречаемости одних и тех же лексических единиц в разных произведениях.

Нами определены умения, которыми овладевают дошкольники в процессе обучения образным средствам языка:

  • узнавание на слух сравнений, олицетворений, фразеологических оборотов;

  • выделение в тексте, предъявляемом педагогом, образных средств;

  • умение сравнивать предметы, их действия и признаки;

  • различение прямого и переносного значения слов;

  • понимание и объяснение значения образных языковых средств;

  • составление словосочетаний, предложений, небольших текстов с использованием средств вторичной образной номинации.

^ Основные направления коррекционной работы

Разработанная методика формирования образных средств языка у дошкольников с ОНР включает в себя пять направлений, при определении которых нами учитывается преимущественная направленность каждого из них на формирование психологических механизмов. В реализации первых трех направлений приоритетной является работа по развитию механизма метафоризации, в четвертом направлении - по формированию механизма смысловых замен и инференции, в пятом – по формированию механизмов генерализации и языкового контроля.

Коррекционная работа по обучению дошкольников образным языковым средствам актуализируется на сравнениях, олицетворениях, фразеологических оборотах. Рассмотрение направлений предлагаемой нами методики мы проиллюстрируем на модели сравнения.

Первое направление: «Восприятие образных средств языка в соответствующих когнитивно - речевых ситуациях».

Задачи:

  1. Обогащать фоновые знания, являющиеся базой для использования образных выражений.

  2. Расширять запас образных средств.

В начале обучения у дошкольников формируется представление об образных средствах, раскрываются их функции в речи. С этой целью детям предлагается прослушать стихотворение, сказку, рассказ, в котором встречаются сравнения (олицетворения, фразеологические обороты). При этом акцентируется внимание дошкольников на образных словах, затем предлагается найти их в тексте на основе слухового восприятия. Обучение детей умению выделять сравнения в художественных произведениях проводится на занятиях по развитию речи и художественной литературе.

Приведем фрагмент одного из занятий.

1.Чтение логопедом стихотворения Р.Сефа.

На свете все на все похоже:

Змея - на ремешок из кожи,

Луна – на круглый глаз огромный,

Журавль – на тощий кран подъемный,

Кот полосатый – на пижаму,

Я – на тебя, а ты – на маму.

2. Анализ содержания стихотворения. В процессе анализа содержания стихотворения детям задается вопросы.




Вопросы:

Предполагаемые ответы:

1

Какие похожие предметы нашел поэт?

«Змея и ремешок, луна и глаз, полосатый кот и пижама».

2

^ Чем похожи эти предметы?

«Змея длинная и ремешок длинный, луна круглая и глаз круглый, кот полосатый и у пижамы полоски».

3.Введение понятия «сравнение». Логопед обращает внимание детей на то, что поэт нашел много общего между предметами и сравнил их. Далее дается определение сравнения и предлагается найти отличие между ними.

Предполагаемые ответы:

«Змея живая, а ремешок неживой;

луна как большой круг, а глаз как маленький».

4.Выделение сравнений из текста загадок на основе слухового восприятия.

Речевой материал:

^ Кругла, как шар,

Красна, как кровь,

Сладка, как мед,

На дереве живет. (Черешня)

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же… (Крапива)

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч. (Арбуз)

При обсуждении содержания загадок дошкольники отвечают на следующие вопросы.




Вопросы:

Предполагаемые ответы:

1

Какие сравнения вы услышали?

«Как шар, как мед, как кровь».

2

^ Почему автор сравнивает черешню с этими предметами?

«Они похожи по форме и по цвету».

3

На что похож арбуз?

«Арбуз похож на мяч».

4

^ Какой он по цвету и по вкусу?

«Он сверху зеленый, внутри красный; арбуз очень сладкий».

5

Как говорится в загадке о крапиве. Она как волчица – какая?

Крапива злая, как волчица.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по формированию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи задачи, принципы и методы формирования образных средств iconКонсультация для учителей-логопедов Алгоритм проведения нод по формированию...
Структура нод по формированию лексико-грамматических средств языка и формированию связной речи

Методические рекомендации по формированию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи задачи, принципы и методы формирования образных средств iconПреодоление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
Нарушение слоговой структуры слов часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи,...

Методические рекомендации по формированию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи задачи, принципы и методы формирования образных средств icon«Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Овладение речью ребенком неразрывно связано с развитием коммуникативных умений и освоением речевого этикета. Проблема формирования...

Методические рекомендации по формированию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи задачи, принципы и методы формирования образных средств iconДидактическте игры как средство формирования навыка звукового анализа...
«Первоочередная задача обучения грамоте состоит в том, чтобы открыть ребенку звуковую форму слова, ознакомить его со звуковым строением...

Методические рекомендации по формированию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи задачи, принципы и методы формирования образных средств iconРабочая программа по аппликации реализует образовательную область «Художественное творчество»
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи «Воспитание и обучение...

Методические рекомендации по формированию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи задачи, принципы и методы формирования образных средств icon«Программа развитие речи детей дошкольного возраста»
«Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации....

Методические рекомендации по формированию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи задачи, принципы и методы формирования образных средств iconОграничение скорости движения автотранспортных средств (км/ч)
Вне населенных пунктов для грузовых автотранспортных средств общим весом менее 3,5 т 90 для грузовых автотранспортных средств общим...

Методические рекомендации по формированию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи задачи, принципы и методы формирования образных средств iconМетодические рекомендации по развитию выразительности речи у детей,...
Анализ литературных источников по проблеме формирования выразительности речи у дошкольников

Методические рекомендации по формированию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи задачи, принципы и методы формирования образных средств iconЛогопедическое занятие с элементами логоритмики на тему: профилактика...
...

Методические рекомендации по формированию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи задачи, принципы и методы формирования образных средств iconМетодические рекомендации Ципкина отчётливо указывают блоки, благодаря...
Поисково–исследовательская деятельность в объединениях, как одно из средств формирования интеллекта школьников



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница