Цель урока: сформировать представление о Марине Цветаевой Задача




Скачать 37.37 Kb.
НазваниеЦель урока: сформировать представление о Марине Цветаевой Задача
Дата публикации28.06.2014
Размер37.37 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Философия > Урок
Цель урока:

сформировать представление о Марине Цветаевой

Задача: осуществить нестандартный подход к творчеству Цветаевой: от знака препинания к постижению внутреннего мира поэтессы, ее судьбы, отразившейся в творчестве.

  1. Слово учителя

Читая художественную литературу, мы часто сталкиваемся с таким явлением, когда наших знаний правил пунктуации оказывается недостаточно, чтобы соотнести некоторые знаки с конкретными из этих правил, однако при достаточной подготовленности мы вполне читаем эти знаки, т.е. постигаем их сущность в контексте. Ясно, что мы имеем дело с нерегламентированной пунктуацией.

Причины нерегламентированной пунктуации:

  1. употребление знаков так же, как значение слова, может быть устаревшим.

  2. выбор знаков препинания в зависимости от контекста : «Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной»

  3. выбор знака препинания, свидетельствующий о выраженном пристрастии автора к определенным приемам

Такие знаки соответствуют особой манере письма, по которой можно узнать того или иного писателя. Знаки эти служат созданию выразительности, они являются своеобразными сигналами смысла.

Назовите любимый знак М. Цветаевой

Слайд № 1. От тире к ….

^ Объявление задачи урока: объяснить выбор поэтессой именно тире в стихотворениях

Чтение стихотворений, наблюдение: «На что влияет постановка тире в стихотворениях (в некоторых стихотворениях до 17 тире)»

Слайд № 2. Представлены строчки из стихотворений для тех уч-ся, у кого нет текстов

Слайд № 3 Тире Цветаевой, используется анимация

Ответ на поставленный вопрос:

Тире влияет на ритм (он резкий, лишенный интонационной плавности, сбивчивый), на строку (она разорванная паузами, с переносами), фразу (она отрывистая, лаконичная)

Повторение понятия «эллипсис» (не путать тире, обозначающее пропуск члена предложения с цветаевским тире)

^ Чем обусловлен выбор такой поэтической формы?

Слайд № 4 «Я не верю стихам, которые льются». Объяснить смысл слов

Вывод первый. Это своебразное поэтическое кредо поэтессы.

Слайд № 5 «Стихи мои - дневник». Объяснить смысл слов.

^ Какой вывод вы можете сделать о лирической героине Цветаевой (а значит, и о ней самой) по такой поэтической форме?

Слайд № 6Лирическая героиня -…

Учащиеся высказывают предположения, затем проверяют себя (используется анимация)

Учитель. Еще один шаг к Марине Цветаевой, к ее стихам – имя Марина.

^ Сообщение ученицы о значении имени Марина (от латинского «маринус» - морской, женщина с таким именем, как правило, красивая, высокого мнения о себе, ее отличает завышенная самооценка)

Слайд № 7

Составление кластера:

Море – непостоянное, своевольное, гордое…

^ Чтение стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины».

Уч-ся отмечают противопоставление лирической героини обычным людям

Вывод второй. Тире – отражение ее характера

Следующий шаг к постижению мира поэтессы, ее самой – дата рождения

Дата рождения – 26 сентября 1892

Не случайно своеобразным опознавательным знаком поэзии Цветаевой стала рябина

Слайд № 8 Изображение рябины (как символа судьбы)

Цитирование

«Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы – она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения». А. Павловский

Слайд № 9 Представлен текст стихотворения «Рябину рубили зорькою»

^ Анализ стихотворения

Выделение ключевого слова: рябина, составление смысловой цепочки: рябина – судьбина горькая – судьбина русская

Какое слово можно поставить в этом ряду?

Анализ синтаксиса:

Какова роль неопределенно – личного, неполного предложения?

Почему используется двусоставное предложение с нулевой связкой?
Каково значение суффикса ИН в слове судьбина?

Почему из ряда синонимов «горькая, трудная, тяжелая, горестная» судьба выбрано слово «горькая»?

Вывод третий. Тире – отражение нелегкой судьбы поэтессы.

Слайд № 10 «Мы дети страшных лет России». Выделены основные моменты биографии М. Цветаевой

^ Сообщение «Судьба М. Цветаевой»

Возвращение к слайду № 1. Формулировка темы урока

«От тире - к судьбе»
Презентация к уроку

Использование программы

Power point

предмет

Литература

класс

11

Раздел курса, по которому создана презентация

М. Цветаева

Цель использования

Освоение методики использования презентации на уроках литературы

Привитие «вкуса» к компьютерному творчеству, побуждение уч-ся к применению знаний, полученных на уроках информатики

Обеспечение последовательности в изложении материала



Описание технологии проведения урока с использованием данной презентации




Предполагаемый результат

Сформированные

умение объяснять роль знаков препинания в тексте;

интерес к изучению творчества М. Цветаевой

желание систематизировать знания в виде презентации по творчеству любого писателя или поэта

Графическое оформление

Сканер ?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель урока: сформировать представление о Марине Цветаевой Задача iconУрока: «Горы, их разнообразие» Цель урока
Цель урока: сформировать у учащихся представление о горе, её частях, разнообразии гор, образовании и разрушении гор, повторить основные...

Цель урока: сформировать представление о Марине Цветаевой Задача iconПлан-конспект урока (Тема урока)
Цель урока: Сформировать представление о зоне лесов, научить выделять части лесной зоны, характерные признаки растений

Цель урока: сформировать представление о Марине Цветаевой Задача iconУрока: Плоды. Разнообразие и способы распространения
Цель урока: сформировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосеменного растения

Цель урока: сформировать представление о Марине Цветаевой Задача iconКонспект урока по теме: "Витамины"
Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов и их влияние на организм; сформировать у учащихся представление гиповитаминозе,...

Цель урока: сформировать представление о Марине Цветаевой Задача iconУрока Предмет
Цель урока: сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы. Научить характеризовать реки по географическим картам,...

Цель урока: сформировать представление о Марине Цветаевой Задача iconУрок литературы в 8 классе Тема урока: «Поэтический образ зимы в...
Цель урока: сформировать представление о художественном произведении как о звене единой художественной системы

Цель урока: сформировать представление о Марине Цветаевой Задача iconИтак, цель урока – расширить знакомство с алфавитом, узнать о нем...
Цель: Расширить представление обучающихся об историческом процессе изменения русской письменности в сторону её упрощения. Сформировать...

Цель урока: сформировать представление о Марине Цветаевой Задача iconЛитературный процесс 1920-1930-ых годов
Цель урока: Сформировать целостное представление о чувашской литературе начала XX века; проследить за возникновением литературных...

Цель урока: сформировать представление о Марине Цветаевой Задача iconТема урока: Смута
Обучающая цель: сформировать целостное представление о Смуте как о всестороннем кризисе русского общества, закрепить знания об основных...

Цель урока: сформировать представление о Марине Цветаевой Задача iconУрок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой
Цель урока: рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений, дать ключ в...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница