Рабочая программа учебного курса «Коррекционно-развивающее обучение учащихся с онр»




Скачать 349.49 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «Коррекционно-развивающее обучение учащихся с онр»
страница1/2
Дата публикации29.06.2014
Размер349.49 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2


Рассмотрена и одобрена на заседании

методического объединения учителей

начальных классов

Руководитель МО

______________ / Калмыкова Н. В./

Протокол № ___ от

« »____________________ 2013 г.




«Согласовано»

заместителем директора школы

по УВР МОУ «Ялгинская СОШ»

_______________ /Алексина Е. В./

« » _____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор «Ялгинская СОШ»

_________________ /Юркин Н. А./

« » _____________ 2013 г.


Рабочая программа учебного курса

«Коррекционно-развивающее обучение учащихся с ОНР»


Составитель: учитель-логопед

Дрянцева Т. Н.
2013-2014 учебный год

^ Пояснительная записка

Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение недостатков устной и письменной речи. Дети, идущие в массовую школу с диагнозом общего недоразвития речи, испытывают большие трудности в обучении. Программа коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОНР помогает решить эту проблему.

Программа разработана на основе перспективного плана работы с группой учащихся, имеющих общее недоразвитие речи (автор А.В. Ястребова).

Целью программы является устранение пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом по русскому языку и чтению.

Данная программа разработана с учётом:

- речевого онтогенеза;

- структуры речевого дефекта;

- основных принципов обучения (доступность, последовательность и преемственность, наглядность, активность, самостоятельность, прочность, осознанность знаний и умений).

Предлагаемое планирование занятий является примерным. Всё зависит от степени выраженности речевого дефекта. Для реализации содержания программы учитель-логопед использует следующие пособия:

  1. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы, автор А.В. Ястребова.

  2. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов, автор Л.Н. Ефименкова.

  3. Нарушение письменной речи у младших школьников, автор И.Н. Садовникова.


Программа рассчитана на 240 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю с учащимися 1,2-х классов и 2 раза в неделю с учащимися 3,4-х классов.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Разделы программы:

I этап обучения(1 класс) – восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи:

подготовительный период – 20 часов;

основной период – 70 часов.

II этап обучения (2 класс) – восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи – 90 часов.

III этап обучения (3,4 класс) – восполнение пробелов в формировании связной речи – 60 часов.

^ I этап(1 класс)

коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОНР.

П
одготовительный период (20 часов).


Задачи


1.Постановка и закрепление звуков.

2.Развитие фонематического восприятия и слуха.

3.Формирование психологических предпосылок к полноценному обучению (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать логопеда и т.д.).

Основной период (70 часов).

Задачи


1.Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, текстах.

2.Дальнейшее совершенствование фонематических процессов.

3.Формирование звукобуквенного анализа и синтеза слов с использованием изученных в классе букв и терминов.

4.Формирование предпосылок к восприятию орфограмм, правописание которых связано с полноценными представлениями о звуковом составе слов.

5. Совершенствование лексического запаса.

6. Формирование связной речи.

7. Формирование навыка чтения.

Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОНР

^ I этап (1 класс)

Подготовительный этап




п/п

Наименование тем и разделов

Коли-чество

часов

Содержание логопедической работы

Развитие фонематического внимания и слуха

^ Развитие и совершенствование психич.функций

Словарь

Дата проведения занятий
План Факт




I Четверть(21 час)







1

Вводное занятие.

1

Знакомство с кабинетом, требованиями к ученикам на занятии.

Проводятся игры:

«Угадай по звуку»

«Что, где звучит?»

«Волшебный сундучок»

«Красный- белый»

«Кто больше?»

«Кто внимательнее?»

«Отыщи и назови картинку»

«Угадай какой звук играет в прятки»


I Развитие зрительного восприятия:

-назвать контуры предметов;

-назвать недорисованные контуры предметов;

-перечеркнутые контуры предметов;

«Что правильно нарисовал художник?»

-выделить контурные изображения. наложенные друг на друга;

-зеркальные буквы.

II Развитие внимания:

«Что изменилось?»

«Путаница»

«Чего не стало?»

«Какая буква сломалась?»

«Сравни предметы»
III Развитие мышления

«Четвёртый лишний»;

«Исправь ошибку»:

-кроссворды,

ребусы,

пословицы, па-говорки.

-отгадывание загадок.
IV Развитие памяти:

-запомни и назови ряд предметов,

картинок;

-запомни и повтори задание;

Стихи.

скороговорки,

пословицы.
V Развитие мелкой моторики:

-массаж пальчиков;

-пальчиковая гимнастика;

-нанизование бус на нитку;

-«переберем крупу»

-составление фигур из палочек;

-«шнуровка»;

-завязывание и развязывание узелков;

-составление букв из элементов;

-оригами;

-штриховка;

-«графические диктанты»
VI Развитие и совершенствование психологических

предпосылок к

-устойчивости внимания

наблюдательности(особенно к языковым явлениям);

-способности к запоминанию;

-способности к переключению внимания;

-навыков и приемов самоконтроля;

-познавательной активности;

-произвольности и поведения.
VII Развитие коммуникативной готовности к обучению:

-умение слушать логопеда и подчинять свои действия его инструкциям;

-умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны.

«Школа»







2

Формирование прост-временных представлений.

2

Времена года, дни недели, месяцы ,сутки.

Ориентировка в пространстве и теле человека.

«Моя семья»







3

Слова, обозначающие предмет.

2

Усвоение понятий:

«слово, обозначающее предмет»

Живые и неживые предметы:

-Кто это?

-Что это?

Уточнение представлений о возрасте человека, о частях тела.

«Один-много»

«Чего не стало?»







4

Слова, обозначающие действие предмета

2

Усвоение понятий «слова, обозначающие действие предметов»

Назвать, кто что делает;

Узнать предмет и профессию по действию.

-кто как трудится;

«Кем быть?»

«Профессии»







5

Дифференциация

слов-предметов и

слов-действий.

2

Дифференциация понятий «предмет»-«действие предмета»

-кто что делает;

-кто как передвигается, подает голос.

Составление графических схем, подбор слов к схемам, запись слов в два столбика.

Упражнение в словоизменении:

«один-много», «Чего не стало?»




«Овощи»








6

Слова.

обозначающие признаки предмета

2

Усвоение понятий

«признак предмета»

-узнай по описанию;

-кто больше назовёт признаков к предмету;

-образование притяжательных и относительных прилагательных

«Чья морда,

чей хвост?»

«Какая каша,

какой сок?»

«С какой ветки детки?»

«Назови ласково»

«Большой-

маленький»

-образование антонимов;

«Скажи наоборот»

-согласование прилагательных с существительными в роде(мой,

моя,

моё)

Графическое обозначение

слов.

Подбор слов к схеме. Запись в 2 столбика.

«Фрукты»








7

Речь устная и письменная.

Предложение.


4

Дифференциация понятий

«слово-предложение»;

-составление предложений по картинке , схеме;

-«Кто где живет?»

-перестановка слов в предложении;

-распространение или сокращение предложений;




«Осень»

(признаки)







8

Образование звуков.

Звуки речи.

1

Способы образования гласных и согласных звуков.

Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Знакомство с работой артикуляционного аппарата.


«Птицы»

(перелётные и зимующие)







9

Звуки и буквы.

1

Закрепить понятия «звук» и «буква»;

-дифференциация звука и буквы;

-«разноцветные звуки и буквы»;

-«Буква заблудилась»;

-придумать слово с определённым количеством гласных и согласных звуков;

-придумать слово на заданный звук.

-«Узнай звуки»

-«Звуковые картинки»

-«Волшебный сундучок»(определение звука в слове)







10

Гласные и согласные звуки и буквы

2

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв;

-обозначение гласных и согласных звуков

-«Светофор»

-«Домики для звуков»

-«Азбука Морзе»

-«Ищу свой дом»

-«Найди место»

-«Докажи»

«Одежда, головные уборы, обувь»







11

Проверочная работа

1

Определение и обозначение звуков: гласный, согласный;

Запись букв под диктовку.

Составление схем слов и предложений.

Графический диктант.















^ Основной период




п/п

Наименование тем и разделов


Количество

часов

Содержание логопедической работа

Развитие фонематического внимания и слуха

^ Формирование навыков чтения

Коррекционно-развивающая работа.

Словарь

Дата проведения занятий
План Факт




I I Четверть(20 час)







1

Гласные звуки и буквы

А-Я

О-Е

У-Ю

У-О

А.О,У,И,Ы,Э


5

Разбор артикуляции с зеркалом, без зеркала, по беззвучной артикуляции.

Узнавание гласного звука в начале, середине слова. Выделение гласного звука из ряда гласных, из серии слов.

Соотнесение с буквой.


Вставить пропущенные буквы.

Добавить недостающие буквы.

Определить количество и последовательность звуков в слове.

Сравнить слова.

Составление «лесенок»слов на заданную букву.

На каждый звук в слове придумать другое слово.

Составление слова из данных букв.

Из звуков данного слова составить новые слова(мороженое-море. нож)

Отгадывание ребусов.


1Закрепление зрительного образа буквы:

-найти недостающий элемент,

-реконструирова-

ние буквы,

-найти букву среди

других,

-«Полубуква»,

-сравни буквы,

-зеркальные буквы.
2 Чтение по подобию: слоги с разными гласными, согласными.
3 Чтение обратных

слогов.
4 Чтение слов.
5 Чтение прямых слогов.

6 Чтение закрытого слога типа «сон» по следам анализа.

-исключение букв(роса-оса);

-наращивание слов(рот-крот);

-замена букв(кот-кит).

7 Чтение слоговых таблиц и сложенных из них слов.
8 Чтение слов по догадке.
9 Чтение слов с подготовкой.
10 Чтение родственных слов,

отличающихся

одной морфемой.
11 Чтение однокоренных слов.
12 Чтение слов со стечением согласных.
13 Чтение предложений.
14 Чтение инструкций к выполнение заданий.
15 Чтение стихотворений.
16 Чтение слов, предложений, коротких стихов в темпе скороговорок.
17 Выразительное чтение стихов.

Формирование учебных умений:

1)планирование предстоящей деятельности

а)принятие учебной задачи;

б)активное осмысление материала;

в)выделение главного в учебном материале и определение

путей и средств достижения

учебной цели

2)контроль за ходом своей деятельности(от умения работать с образцом до умения пользоваться приемами самоконтроля);

3)работа в определённом темпе;

4)применение знаний в новых ситуациях.

Формирование коммуникативных умений и навыков:

1)ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией;

2)ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;

3)ответы 2-3 мя фразами по ходу и итогам учебной работы.

4)применение инструкции(схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы.

5)употребление усвоенной терминологии в связных высказываниях

6)обращение к логопеду или товарищу за помощью;

7)пояснение инструкции,

учебной цели с использованием нужной терминологии.

1«Зима.Признаки зимы»

2«Зимующие птицы»

3«Посуда»

4«Мебель»

5«Транспорт»








2

Звуковой анализ слов.

5

Выделение гласных и согласных звуков из слов:

-узнавание ударных гласных в начале и в середине слова;

-выделение сонорных согласных в начале;

-выделение сонорных согласных в конце слова;

-выделение глухих согласных в конце слова:







3

Деление слов на слоги.


3

Уточнение понятия «слог».

Деление на слоги слов различной слоговой структуры.

Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги с опорой на слогообразующую роль гласных.

Слоговой анализ слова.

«Подбери слог»

«Слоговая таблица»

«Слоговая цепочка»

«Поезд»

«Добавь слог»

«Ромашка»

«Собери шары»

«Перевертыши»

Полный звуко-слоговой анализ

слов:

-слова из 2 звуков(ум) ;

-слова из 3 звуков(мак);

-слова из 2 слогов(аист);

-слова из 2 открытых слогов(мама, рама );

-слова из 1слога со стечением согласных(стол, слон)

-слова из 1 слога со стечением согласных (волк, торт, шарф)

-слова из 2 слогов со стечением согласных(кошка, сумка );

-слова из 3 открытых слогов(машина).









4

Ударение

2

Проговаривание слов, выделяя голосом ударную гласную.

Воспроизведение ритмического рисунка слов.

Выделение ударной гласной, ударного слога.

Смыслоразличительная роль ударения.

-переставить ударение,

-сгруппировать слова по ударному слогу;

-подобрать слово на данный ритмический рисунок.








5

Твёрдые и мягкие согласные.

Обозначение мягкости согласных звуков гласными второго ряда.

5

Дифференциация твердых -мягких согласных на слух, в отраженной речи и собственной речи.

«Тим и Том»

«Светофор»

«4 й лишний».



Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами.

Подобрать слова различной структуры из разрезной азбуки. Выбрать из предложений слова с

Определённым количеством звуков. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову и получи новое.

Преобразовать слова:

-добавить звук

-изменяя звук

-переставляя звук

«Живое слово»

«Поймай звук»

«Превращение слов»

«Поезд»

«Радист»



















III Четверть (30 часов)







6

Обозначение мягкости согласных с помоью Ь

4

Сравнить слова по звучанию и написанию. составить с ними предложения

-написать слова фишками

-вставить слово

-изменить по образцу Ь

-сравни слова-паронимы по

звучанию и написанию,

составить с ними предложения;

-вставить пропущенную букву;

-схемы слов;

-диктант.

От данного слова образовать цепочку слов

-отобразить картинки с определённым количеством звуков

-найти спрятавшееся слово

-выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков.

«Радист»(назвать слова по буквам)




«Дикие и домашние животные»







7

Звукобуквенный анализ и синтез слов. Обобщение

3

Позиционный анализ звуков в слове.

Определить количество и последовательность звуков в слове; начертить, выложить схемы слов.

Указать место звука в слове.


Составление схем слов:

-отобрать картинки с определенным количеством звуков.

-подобрать слова с определенным количеством звуков.




«Детёныши животных»







8

Звонкие и глухие согласные.

1

Установление глухости, звонкости согласных(опора на артикуляционный уклад, работу голосовых связок и на слуховое восприятие этих звуков) при произнесении звуков.







«Зоопарк»







9

Звуки П-ПЬ.

Буква П

2

Выделение указанного звука из слогов и слов в различных позициях.

Сравнение звуков по артикуляции и звучанию, подчеркивая различия.

Узнавание звука по беззвучному артикулированию.

Соотнесение с графемой.

Чтение слоговых таблиц.

Вставить подходящее слово по смыслу.

Найти ошибку в словах.

Выбери из текста слова.

Подобрать пару.

Запись слогов, слов под диктовку.

Запись слов в два столбика.

Преобразования слов.

Диктант(зрительный, слуховой)


«Поймай звук»

«Поезд»

«Домики для звуков»

«Магазин»

«Шифровальщики» Вставить подходящее слово по смыслу.

Найти ошибку в словах.

Выбери из текста слова.

Подобрать пару.

Запись слогов, слов под диктовку.

Запись слов в два столбика.

Преобразования слов


Чтение слогов слов, предложений, связных текстов с изучаемыми звуками.










10

Звуки Б-БЬ.

Буква Б

2




«Животные

водоёмов»







11

Дифференциация П-Б

1

«Рыбы»







12

Звуки Т-ТЬ.

Буква Т

2







13

Звуки Д-ДЬ.

Буква Д

2

«Насекомые»







14

Дифференциация Д-Т

1










15

Звуки К-КЬ.

Буква К

2










16

Звуки Г-ГЬ.

Буква Г

2










17

Дифференциация К-Г

1

«Цветы»







18

Звуки С-СЬ.

Буква С

2










19

Звуки З-ЗЬ.

Буква З

2










20

Дифференциация С-З

1










21

Звук Ш

Буква Ш

2



















IV Четверть (18 часов)







22

Звук Ж

Буква Ж

2









«Лес»







23

Дифференциация Ш-Ж

1













24

Дифференциация Ш-С

1




«Лекарственные растения»







25

Дифференциация Ж-З

1













26

Звук Ч

Буква Ч

2













27

Дифференциация Ч-Т

1




«Инструменты»







27

Дифференциация Ч-Щ

1













28

Звук Ц

Буква Ц

2













29

Дифференциация Ц-С

1




«Музыкальные

инструменты»







30

Дифференциация Ц-С

1













31

Дифференциация Ц-Т

1




«Лето»







32

Диктант

1













33

Итоговый диктант

1













По завершении I этапа коррекционно-компенсирующего обучения у учащихся должны быть:

  • Поставлены и отдифференцированы все звуки;

  • Сформирована направленность внимания на звуковую сторону;

  • Восполнены основные пробелы в формировании фонематического слуха;

  • Уточнены представления о звукобуквенном, слоговом составе слова;

  • Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, слово, гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные и т.д.


II этап(2 класс)

коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОНР (90 часов).

Задачи


  1. Уточнение значений имеющихся слов.

  2. Дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов.

  3. Развитие умения активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения.

  4. Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.

  5. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.



^ Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОНР (90 часов)

II этап (2 класс)


п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

Содержание логопедической работы

и грамматические термины,

используемые на занятиях.

Совершенствование

навыков чтения

Содержание коррекционно-

воспитательной работы

Дата проведения занятий
План Факт
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Коррекционно-развивающее обучение учащихся с онр» iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе программно-методических...
«Коррекционно – развивающее обучение» для начальных классов в 2 ч., Ч. 1/ «Литературное чтение» автор программы М. А. Бантова, Г....

Рабочая программа учебного курса «Коррекционно-развивающее обучение учащихся с онр» iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Данная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» создана для учащихся 3 класса общеобразовательной массовой школы мкоу...

Рабочая программа учебного курса «Коррекционно-развивающее обучение учащихся с онр» iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Данная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» создана для учащихся 2 класса общеобразовательной массовой школы мкоу...

Рабочая программа учебного курса «Коррекционно-развивающее обучение учащихся с онр» iconРабочая программа учебного курса «Филология»
Данная рабочая программа учебного курса «Филология» создана для учащихся 2 а класса общеобразовательной массовой школы мкоу сош им....

Рабочая программа учебного курса «Коррекционно-развивающее обучение учащихся с онр» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена в соответствии...
Рабочая программа учебного курса «музыка» предусмотрена для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Утверждена и рекомендована...

Рабочая программа учебного курса «Коррекционно-развивающее обучение учащихся с онр» iconПрограмма учебного курса «Искусство. Изо»
Данная программа учебного курса «Искусство. Изо» создана для учащихся 2 класса общеобразовательной массовой школы мкоу сош им. А....

Рабочая программа учебного курса «Коррекционно-развивающее обучение учащихся с онр» iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса «Литература»
Рабочая программа учебного курса «Литература» для 11 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе следующих нормативных...

Рабочая программа учебного курса «Коррекционно-развивающее обучение учащихся с онр» iconРабочая учебная программа по иностранному языку (английскому) (наименование...
«Программа курса английского языка к умк "EnjoyEnglish" для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений»под редакцией М....

Рабочая программа учебного курса «Коррекционно-развивающее обучение учащихся с онр» iconМетодические рекомендации Предисловие Глава Методические рекомендации к разделу «Здоровье»
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

Рабочая программа учебного курса «Коррекционно-развивающее обучение учащихся с онр» iconЛитература предисловие
Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница