Урок в 6 классе Повторение изученного по теме «Имя существительное»




НазваниеУрок в 6 классе Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Дата публикации05.08.2014
Размер68.1 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Философия > Урок
Лицей № 48

г. Калуга

Открытый урок в 6 классе

Повторение изученного по теме

«Имя существительное» (2 часа)
Учитель: Григорьева Т.И.

Повторение изученного по теме

«Имя существительное»
Цели урока: 1. Обеспечить в ходе урока повторение изученного об имени существительном.

2. Развивать навык умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы, систематизировать изученный материал.

3. Воспитывать культуру речи.

Метод: беседа, практикум.

Оборудование: таблицы, схемы-опоры.
Ход урока:
I. Оргмомент.
Слово учителя: - Ребята, сегодня на уроке мы постараемся повторить все сведения об имени существительном.

Что нового мы узнали об имени существительном в 6 классе? Перечислите темы, виды орфограмм. (Это более полное определение имени существительного, разносклоняемые существительные, несклоняемые существительные, существительные общего рода, виды орфограмм: не с существительными, суффиксы - чик, -щик, -ик, -ек, о и е в суффиксах существительных).

Повторение будем проводить, работая по вопросам учебника, с таблицами, схемами-опорами и тренировочными упражнениями.
II. Работа с таблицами и схемами-опорами у доски:


  1. 1-ый ученик воспроизводит схему-опору «Имя существительное»





  1. Опорный конспект «Имя существительное»

    Р=В во мн.ч.

    Сущ.- предмет то? И=В во мн.ч.
    м. ед.

    ж.

    ср. мн.
    нариц. – однородные город, река

    собств. – единичные Калуга, Ока

    « Название. Заглавие. »

    __________ _ _ _ _ _ _ _

    только

    ед. ч. мн. ч.

    фарфор ворота

    молоко сливки

    учительство очки

    . . . . . .


    2- ой ученик работает с таблицей « Буквы ы, и после ц », приводит примеры на каждый случай, графически выделяя данную орфограмму.

  2. 3- ий ученик работает с таблицей « Буквы е, и в существительных », приводит примеры на доске, графически обозначая данный вид орфограммы.



Таблица. « Буквы е, и в существительных»


Падежи

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Разноскло-няемые

большин-ство

- ция

- ия

большин-ство

- ие

- ий

Р.

- и (ы)

- и







- и

- и

Д.

- е

- и







- и

- и

П.

- е

- и

- е

- и

- и

- и



  1. Класс по цепочке комментирует под диктовку учителя слова и словосочетания, называя вид орфограмм.


Циркуль, цыпленок (искл.), жёлтая акация, перелетные птицы, поседеть к старости (д.п.), идти по аллее (д.п., 1 скл.), ошибки в изложении (п.п., 2 скл, на – ие), находится в санатории (п.п.,2 скл., на – ий), приехать к дочери (д.п., 3 скл.), в пламени (п.п., на -мя) костра, стоять у знамени, звать по имени (д.п., на -мя).


И

Ы

в

в

на -ция

в




в слов-искл.
Таблица. « После ц »


  1. Проверка ответов ребят у доски.

Дополнительный вопрос: - Что образуют окончания существительных: формы слов или однокоренные слова? Докажите.
^ III. Проверка домашнего задания.
- Какое задание нужно было выполнить дома?

-Написать сочинение-миниатюру на тему: «Поездка по Черноморскому побережью Кавказа», определить род несклоняемых существительных, подбирая к ним прилагательные:
Жаркий Тбилиси, Сочи, Туапсе, Батуми, полноводная Ингури, Риони.
- Зачитываем 2-3 сочинения, ребята оценивают, кто правильно справился с заданием.

^ IV. Синтаксическая пятиминутка:
1) Солнечный Баку раскинулся на берегу залива (Повест., невоскл., прост., двусост., распр.)

(самостоятельная работа в тетрадях, проверка)

2) В это время на доске учитель записывает задание:

а) подберите подходящие по смыслу прилагательные к следующим существительным: метро, шоссе, кенгуру, кофе, жюри;

б) определите род данных существительных.
После проверки 1-го задания ребята записывают в тетрадь словосочетания: прил. + сущ.
Московское метро, асфальтированное шоссе, серый кенгуру, горячий кофе, справедливое жюри.

^ V. Словарная работа: под диктовку записываем слова (по цепочке), называем вид орфограммы, графически обозначаем её, объясняем значение слов:

непреклонность (стойкость), неприязнь (враждебность), недоброжелательность, непримиримость (несоглашательство), невзгоды (тяжелое переживание), небрежность, неряшливость, неаккуратность, нерешительность.

- Какой случай написания не с существительными мы не охватили? Приведите пример.

( - Не_правда, а ложь.)
^ VI. Воспроизвести опорные конспекты:
I вариант «Буквы ч и щ в суффиксах – чик-, -щик-»






Ж
переводчик каменщик

переплетчик стекольщик

смазчик
II вариант «о, е после шипящих и ц в и существительных»


в и после шипящих и ц

о е

врачом синицей

ручонка рученька

книжонка книжечка

- Обратим внимание на суффиксы - онк, - еньк, -ечк. Какое значение суффиксов в этих словах? (уменьшительно-ласкательное, пренебрежительное)

- Следует ли так говорить:

маленькая книжечка? Что это за явление? – Тавтология.

- Для того, чтобы знать значение данных суффиксов, выполним устно упр. 233

- Почему этот текст вызывает смех? (Герой этого текста не знает значение суффиксов)

- Ребята, и вы не допускайте таких ошибок в речи.
^ VII. Лексическая разминка.

- Ребята, обратите внимание на эпиграф к уроку:

Имя существительное-хлеб

языка.

Лев Успенский

Данный эпиграф – изречение языковеда-филолога, писателя Льва Успенского.

- О чем говорит этот эпиграф? (Он характеризует основную мысль урока: имя существительное – очень важная часть речи).

- Подтвердим эту мысль таким примером: послушаем стих Р. Фархади «Земные слова».

В этом стихотворении 67 слов, из них 34 имени существительных.

Действительно, в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.
Читаю стихотворение 2-ой раз.
- Какие существительные вы запомнили, что это за слова?
- Мать, Родина, счастье, река, синева, хлеб, утро, работа, мечта, красота, мир, дружба. Это живые, земные, понятные всем слова – «путеводные наши огни», как сказано в стихотворении.
Вывод: Это говорит о том, как много существительных, которые мы употребляем в речи, именно существительные занимают ведущее место в нашем языке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 6 классе Повторение изученного по теме «Имя существительное» icon«Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе»
Практическая: выполнение заданий, закрепляющих изученный материал; заполнение кластера

Урок в 6 классе Повторение изученного по теме «Имя существительное» iconУрок русского языка по теме "Имя существительное", 3-й класс
Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное

Урок в 6 классе Повторение изученного по теме «Имя существительное» iconИмя существительное. Повторение изученного в 5 классе
Цель урока: систематизировать изученное о грамматических значениях имени существительного, его коммуникативной роли в речи

Урок в 6 классе Повторение изученного по теме «Имя существительное» iconУрок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе...
Обучающая: актуализация теоретических знаний по теме «Имя существительное», формирование орфографического навыка и пунктуационной...

Урок в 6 классе Повторение изученного по теме «Имя существительное» iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи

Урок в 6 классе Повторение изученного по теме «Имя существительное» iconУрок-игра по теме: «Имя существительное»
Урок проводится в конце изучения темы «Имя существительное». Может проходить как внеклассное мероприятие

Урок в 6 классе Повторение изученного по теме «Имя существительное» iconТема: Имя существительное как часть речи
Повторить и закрепить знания, полученные в 5 классе по теме «Имя существительное»

Урок в 6 классе Повторение изученного по теме «Имя существительное» iconУрок русского языка в 6 классе. Повторение изученного по теме «Имя числительное»
Цель обучения: обобщить и систематизировать знания учащихся о числительном как части речи; уметь отличать числительные от других...

Урок в 6 классе Повторение изученного по теме «Имя существительное» iconУрока по русскому языку Тема урока «Имя существительное. Обобщение...
Тема урока «Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного материала в 3 классе»

Урок в 6 классе Повторение изученного по теме «Имя существительное» iconИмя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (Да)
Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница