Скачать 4.23 Mb.
|
![]() ![]() Дарио Антисери и Джованни Реале ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО КАНТА В переводе и под редакцией С. А. Мальцевой ПНЕВМА 2002 ББК 87.3.-4 Ит А. 31 Охраняется Законом об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части будет преследоваться по закону. D. Antiseri — G. Reale, Il pensiero occidentale dalle origini ad oggi © Copyright by Editrice LA SCUOLA, Brescia (ITALIA) 1983-1994 D. Antiseri — G. Reale, Storia della filosofia © Copyright by Editrice LA SCUOLA, Brescia (ITALIA) 1997 А 31 ^ Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта / В переводе и под редакцией С. А. Мальцевой. С-Петербург, «Пневма», 2002, 880 с, с ил. ISBN 5-901151-05-4 Учебное пособие "Западная философия. От Возрождения до Канта" является переводом второй книги многотомного итальянского издания. В нем подытожены результаты исследований европейских историков философии. Издание имеет контрольно-обучающий характер, включает в себя документы, фрагменты текстов мыслителей различных эпох, материалы справочного характера, хронологические таблицы, биографии, именной указатель. Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и лицеев гуманитарного профиля, а также для всех, самостоятельно изучающих историю развития научных и философских идей. © С. А. Мальцева © Издательство «Пневма» ^ Электронное оглавление. 4 Список иллюстраций. 12 Список текстов. 13 Оглавление. 15 Часть 1. ГУМАНИЗМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ.. 22 Глава 1. МЫСЛЬ ЭПОХИ ГУМАНИЗМА И ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.. 22 Историографическое значение термина «гуманизм». 22 Историографическое значение термина «Возрождение». 25 Хронологические границы и существенные характеристики гуманистико-возрожденческого периода. 26 Восточные и языческие «пророки» и «маги» как основатели теологической и философской мысли: Гермес Трисмегист, Зороастр и Орфей 27 ^ . 27 Гермес Трисмегист и Corpus Hermeticum в их исторической реальности и возрожденческой интерпретации. 28 Гермес Трисмегист. 28 Зороастризм эпохи Ренессанса. 30 Орфей Ренессанса. 31 Глава 2. ИДЕИ И ТЕНДЕНЦИИ ГУМАНИСТИКО-ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ.. 31 Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство. 31 Начала гуманизма. 31 Этико-политические дебаты гуманистов кватроченто Л. Бруни, П. Браччолини, Л. Б. Альберти. 33 Неоэпикуреизм Лоренцо Валла. 34 Возрожденческий неоплатонизм. 35 Краткие сведения о платоновской традиции и византийских ученых XV века. 35 Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному. 36 Николай Кузанский. 37 Марсилио Фичино и платоновская Академия во Флоренции. 40 Пико делла Мирандола между платонизмом, аристотелизмом, Каббалой и религией. 42 Франческо Патрици. 45 Проблемы аристотелевской традиции в эпоху гуманизма. 45 Пьетро Помпонацци и споры о бессмертии. 46 Возрождение скептицизма. 48 Новая жизнь эллинистической философии. 48 Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости. 48 Глава 3. ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ.. 49 Возрождение и религия. 49 Эразм Роттердамский и «философия Христа». 49 Мартин Лютер. 51 Мартин Лютер. 51 Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха. 54 Кальвин и Женевская реформа. 55 Другие теологи реформации и представители протестантизма. 56 Контрреформация и католическая реформа. 57 Историографические концепции контрреформации и католической реформы.. 57 Тридентский Собор. 58 Новое появление схоластики. 59 Возрождение и политика. 59 Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики. 59 Никколо Макиавелли. 60 Жан Боден и абсолютизм власти государства. 65 Гуго Гроций и обоснование естественного права. 65 Часть 2. ВЕРШИНЫ И ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЛЕОНАРДО, ТЕЛЕЗИО, БРУНО, КАМПАНЕЛЛА 68 ^ .. 68 Леонардо: природа, наука и искусство. 68 Механическое строение природы.. 68 Леонардо да Винчи. 68 Леонардо между Возрождением и Новым временем. 69 «Умозрительное рассуждение» и «опыт». 70 Бернардино Телезио: исследование природы согласно ее собственным принципам. 71 Жизнь и творчество. 71 Новизна физики Телезио. 72 Собственные принципы природы.. 72 Человек как природная реальность. 73 Природная мораль (этика) 73 Божественная трансценденцня и душа как сверхчувственное существо. 73 Джордано Бруно: религия как метафизика бесконечного и «героический энтузиазм». 74 Жизнь и творчество. 74 Характеристика основных идей Бруно. 75 Искусство запоминания (мнемотехника) и магико-герметическое искусство. 76 Вселенная Бруно и ее значение. 76 Бесконечность Всего и смысл, который Бруно сообщил коперниканской революции. 78 «Героические энтузиасты». 78 Заключение. 79 Томмазо Кампанелла: натурализм, магия и тревожное ожидание всеобщей реформы.. 79 Жизнь и творчество. 79 Природа и смысл философского познания и переосмысление сенсуализма Телезио. 80 Самопознание. 81 Метафизика Кампанеллы: три первоосновы бытия. 82 Панпсихизм и магия. 83 «Город Солнца». 83 Заключение. 84 Часть 3. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.. 84 Глава 5. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.. 85 Общая характеристика. 85 Формирование нового типа знания, требующего союза науки и техники. 87 Ученые и ремесленники. 87 Новая «форма знания» и новая «фигура ученого». 88 Оформление научного инструментария и его использования. 89 Научная революция и магико-герметическая традиция. 90 Присутствие и отторжение магико-герметической традиции. 90 Характеристики астрологии и магии. 91 И. Рейхлин и каббалистическая традиция; Агриппа: «белая магия» и «черная магия». 92 Ятрохимическая программа Парацельса. 93 Три итальянских «мага»: Фракасторо, Кардано, делла Порта. 94 Николай Коперник и новая парадигма гелиоцентрической теории. 96 Философское значение «коперниканской революции». 96 Николай Коперник. 96 Николай Коперник: формирование ученого. 97 Коперник: общественная деятельность. 98 «Первое повествование» Ретика и инструментальная интерпретация Оссиандером деятельности Коперника. 98 ^ . 99 Проблемы астрономии до Коперника. 100 Теория Коперника. 100 Коперник и отношения между традицией и революцией. 101 Тихо Браге: ни старая расстановка Птолемея, ни нововведения великого Коперника. 102 Тихо Браге: улучшение инструментария и техники наблюдений. 102 Тихо Браге отрицает существование материальных сфер. 102 Ни Птолемей, ни Коперник. 103 Система Тихо Браге (из книги: Томас Кун. Коперниканская революция. Турин, 1972) 103 Система Тихо Браге: реставрация с семенами революции. 104 Система Коперника (из книги: Паоло Росси. Научная революция от Коперника до Ньютона. Турин, 1973)^ Иоган Кеплер: переход от «круга» к «эллипсу» и математическая систематизация теории Коперник. 105 Кеплер — преподаватель в Граце: Mysterium cosmographicum.. 105 Иоган Кеплер. 106 Кеплер — придворный математик в Праге: «Новая астрономия» и «Диоптрика». 106 Кеплер в Линце: «Рудольфинские таблицы» и «Гармония мира». 107 «Космографическая тайна»: в поисках божественного математического порядка небес. 108 От «круга» к «эллипсу». «Три закона Кеплера». 109 Солнце как причина движения планет. 110 Драма Галилея и основание современной науки. 111 Галилео Галилей: жизнь и творчество. 111 Галилео Галилей. 111 Галилей и вера в подзорную трубу. 113 «Звездный вестник» и подтверждение системы Коперника. 114 Эпистемологические корни разногласия между Галилеем и Церковью.. 115 Реализм Галилея против инструментализма Беллармино. 116 Несоразмерность науки и веры.. 117 Первый суд. 118 «Диалог о двух главнейших системах» и поражение космологии Аристотеля. 119 Второй суд: осуждение и отречение. 121 Последняя большая работа. 122 Галилеевский образ науки. 123 Проблема метода: «чувственный опыт» и (или?) «необходимые доказательства». 126 «Опыт» — это «эксперимент». 127 Роль мысленных экспериментов. 127 Система мира, методология и философия в творчестве Исаака Ньютона. 128 Философское значение творчества Ньютона. 128 Жизнь и творчество. 129 Исаак Ньютон. 129 «Правила философствования» и «онтология», которую они предполагают. 131 Порядок мира и существование Бога. 132 «Гипотез не измышляю». 132 Великий мировой механизм. 133 Механика Ньютона как программа исследований. 134 Открытие исчисления бесконечно малых величин и спор с Лейбницем. 134 Ньютон (тексты) 136 Четыре правила экспериментального метода. 136 Бог и мировой порядок. 137 Науки о жизни. 137 Развитие анатомических исследований. 137 Уильям Гарвей: открытие кровообращения и биологический механицизм. 138 Уильям Гарвей. 138 Франческо Реди против теории самозарождения. 139 Академии и научные общества. 139 Академия Линчеи и академия Чименто. 139 Лондонское Королевское общество и Королевская академия наук во Франции. 141 Часть 4. БЭКОН И ДЕКАРТ. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ АСПЕКТАХ В СРАВНЕНИИ С НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ.. 142 ^ ... 142 Фрэнсис Бэкон: жизнь и деятельность. 142 Фрэнсис Бэкон. 143 Почему Бэкон критикует магов и алхимиков. 145 Почему Бэкон критикует традиционную философию.. 146 Почему Бэкон критикует традиционную логику. 146 Антиципации и интерпретации природы.. 147 Теория идолов. 148 Социология познания, герменевтика и эпистемология. 149 Цель науки: открытие «форм». 149 Индукция путем элиминации. 150 Experimentum cruris («Решающий аргумент») 151 Бэкон против чистого техницизма. 152 Глава 7. ДЕКАРТ — ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.. 152 Жизнь и творчество. 153 Рене Декарт. 154 Опыт крушения культуры.. 155 Правила метода. 157 Сомнение как метод. 158 Cogito ergo sum.. 159 Существование и роль Бога. 160 Мир как машина. 162 Революционные последствия механицизма. 164 Рождение «аналитической геометрии». 164 Душа и тело. 166 Правила морали. 167 Декарт (тексты) 168 Правила метода. 168 Правила нового метода. 168 Новая математическая модель знания. 168 Применение метода к философии. 168 Cogito ergo sum.. 169 Душа и тело. 169 Часть 5. ВЕЛИКИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ. ОККАЗИОНАЛИЗМ, СПИНОЗА И ЛЕЙБНИЦ 170 Глава 8. МЕТАФИЗИКА ОККАЗИОНАЛИЗМА И МАЛЬБРАНШ.... 170 Предшественники окказионализма. 170 Мальбранш и развитие окказионализма. 171 Жизнь и сочинения Мальбранша. 171 Постижение истины и видение вещей в Боге. 171 Отношения между душой и телом. 173 Всё в Боге. 174 Значение философии Мальбранша. 175 Глава 9. СПИНОЗА И МЕТАФИЗИКА МОНИЗМА И ПАНТЕИСТИЧЕСКОГО ИММАНТЕИЗМА.. 175 Жизнь и сочинения Спинозы.. 175 Геометрический порядок. 178 «Субстанция», или Бог Спинозы.. 178 «Атрибуты». 180 Модусы.. 180 Бог и мир, или же natura naturans и natura naturata. 181 Познание. 182 Три рода познания. 182 Адекватное познание любой реальности подразумевает Бога. 183 В формах адекватного познания нет места для случайности, все оказывается необходимым. 183 ^ . 184 Нравственный идеал Спинозы и amor dei intellectualis. 184 Геометрический анализ страстей. 184 Попытка Спинозы встать «по ту сторону добра и зла». 185 Познание как освобождение от страстей и основа добродетели. 185 Познание sub specie aeternitatis и amor Dei intellectualis. 186 Концепции религии и государства Спинозы.. 186 Государство как гарантия свободы.. 187 Глава 10. ЛЕЙБНИЦ: МЕТАФИЗИКА ПЛЮРАЛИЗМА И ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ.. 188 Жизнь и сочинения Лейбница. 188 «Финализм» и «субстанциальные формы». 191 Новое значение «финализма». 191 Новое значение субстанциальных форм. 192 Опровержение механицизма и учение о монадах. 193 «Примечательная ошибка» Декарта. 193 Следствия из открытия Лейбница. 194 Природа монады.. 195 Каждая монада представляет вселенную.. 196 Принцип тождества неразличимых. 197 Закон непрерывности и его метафизическое значение. 197 Монады и строение вселенной. 198 Объяснение материальности и телесности монад. 198 Объяснение строения живых организмов. 198 Отличие духовных монад от остальных. 199 Предустановленная гармония. 200 Бог и лучший из возможных миров. 201 Истины разума, истины факта и принцип достаточного основания. 202 Теория познания: виртуально врожденные идеи как новая форма «припоминания». 203 Часть 6. РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЗМА.. 206 Глава 11. ТОМАС ГОББС: ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО АБСОЛЮТИЗМА.. 206 Жизнь и сочинения Гоббса. 206 Томас Гоббс. 207 Концепция философии и ее разделов. 207 Номинализм, конвенцианализм и чувственный опыт у Гоббса. 210 Принцип телесности и механицизм. 211 Теория абсолютного государства. 212 «Левиафан» и выводы из философии Гоббса. 214 Левиафан. 215 Гоббс (тексты) 216 Рассуждать значит рассчитывать. 216 Три закона природы.. 216 Глава 12. ДЖОН ЛОКК И СОЗДАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО ЭМПИРИЗМА.. 217 Жизнь и сочинения Локка. 217 Джон Локк. 218 Задача и программа «Опыта о человеческом разуме». 218 Принцип опыта и критика теории врожденных идей. 219 Учение Локка об идеях и его общая основа. 221 Критика идеи субстанции, сущности и универсалий и язык науки. 223 Познание, его значение и границы.. 224 Вероятность и вера. 226 Морально-политическая доктрина. 226 Религия, разум и вера. 227 Заключение. 228 Do/сон Локк (тексты) 228 Ошибочно полагать, что в душе наличествуют врожденные принципы.. 228 Недостаточность аргумента всеобщего согласия. 228 Идея — объект мысли. 229 Два источника человеческого познания. 229 Так называемые спекулятивные принципы не суть предмет всеобщего согласия. 229 Три вида телесных качеств. 229 Врожденных практических принципов не существует. 229 Собственность. 229 Глава 13. ДЖОРЖ БЕРКЛИ: ГНОСЕОЛОГИЯ НОМИНАЛИЗМА В РОЛИ ОБНОВЛЕННОЙ АПОЛОГЕТИКИ.. 230 Жизнь и научное наследие Беркли. 230 Джорж Беркли. 231 «Философские заметки» и «программа исследований» Беркли. 232 Теория зрения и мысленное конструирование «предметов». 234 Объектами нашего знания являются идеи, а они суть ощущения. 235 Почему абстрактные идеи являются иллюзией. 236 Различие между первичными и вторичными качествами ложно. 236 Критика идеи материальной субстанции. 237 Великий принцип: esse est percipi 238 Бог и законы природы.. 238 Беркли — предшественник Маха. 239 Джорж Беркли (тексты) 241 Идеи суть предметы нашего познания. 241 Esse est percipi — существовать значит воспринимать. 241 Абстрактные идеи иллюзорны.. 242 Критика разведения первичных и вторичных качеств. 242 Критика идеи моральной субстанции. 242 Глава 14. ДЭВИД ЮМ И ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ЭПИЛОГ ЭМПИРИЗМА.. 243 Жизнь и сочинения Юма. 243 «Новое поприще философии», или «наука о человеческой природе». 244 Дэвид Юм.. 244 Впечатления и идеи. Принцип ассоциации. 245 Отрицание общих понятий и номинализм Юма. 246 Отношения между идеями и «факты». 247 Критика понятия причинности. 248 Критика материальной и духовной субстанций. 249 Теория аффектов и отрицание свободы и практического разума. 251 Внерациональная основа нравственности. 251 Религия и ее иррациональная основа. 253 Вырождение эмпиризма в скептический разум. 254 Часть 7. ПАСКАЛЬ И ВИКО: ДВА МЫСЛИТЕЛЯ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 255 Глава 15. ЛИБЕРТИНИЗМ. ГАССЕНДИ: СКЕПТИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ И ЗАЩИТА РЕЛИГИИ. ЯНСЕНИЗМ И ПОР-РОЯЛЬ 255 Либертинизм. 255 Либертинизм эрудитов и светский либертинизм. 255 Пьер Гассенди: эмпирик-скептик в защиту религии. 256 Полемика против аристотелевско-схоластической традиции. 256 Гассенди против Картезия. 257 Почему и как Гассенди возвращается к Эпикуру. 257 Янсенизм и Пор-рояль. 258 Янсений и янсенизм. 258 Логика и лингвистика Пор-Рояля. 258 Глава 16. БЛЕЗ ПАСКАЛЬ. АВТОНОМИЯ РАЗУМА, НИЧТОЖЕСТВО И ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА. ДАР ВЕРЫ И ЕГО РАЗУМНОСТЬ 259 ^ . 259 Блез Паскаль. 259 «Первое» и «второе» обращение. 260 Паскаль в Пор-Рояле. 261 «Письма к провинциалу». 261 Научный разум между традицией и прогрессом. 262 Идеал научного знания и правила построения аргументации. 263 Esprit de geometrie и esprit de finesse дух геометрии и дух утонченности. 263 «Дивертисмент». 264 «Без Христа не постичь ни жизни, ни смерти, ни Бога, ни себя». 265 Против «Картезия, бесполезного и неточного». 266 «Спорим на Бога»?. 266 Глава 17. ДЖАМБАТТИСТА ВИКО И ОБОСНОВАНИЕ «СОТВОРЕННОГО ЛЮДЬМИ ГРАЖДАНСКОГО МИРА». 267 Жизнь и сочинения. 267 Джамбаттиста Вико. 267 Границы знания «новых философов». 268 Verum-Factum и открытие новой истории. 269 Вико против истории философов. 270 Вико против истории историков. 270 «Четыре автора» Вико. 271 Единство и различия философии и филологии. 271 Истина, которой философия оснащает филологию.. 272 Точность, сообщаемая филологией философии. 273 Люди как герои истории и гетерогенность целей. 274 Три возраста истории. 274 Язык, поэзия и миф.. 275 Провидение и смысл истории. 277 Исторические колебания. 277 Вико (тексты) 278 Философия и филология как основные разделы новой науки. 278 Национальная спесь и высокомерие ученых. 278 Философия и основания истины.. 278 Филология и основания достоверного. 279 Принципы поэтической теологии и исторической мифологии. 280 Сущность мифов. 280 4. Происхождение языков и всеобщий этимологический принцип. 281 Часть 8. РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ.. 282 Глава 18. РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.. 282 Девиз эпохи просвещения: «имей мужество пользоваться собственным умом». 282 Просветители о разуме. 282 «Просветительский разум» против метафизических систем. 283 Атака на «суеверия» «позитивных» религий. 284 «Разум» и естественное право. 285 Просвещение и буржуазия. 286 Как просветители распространяли «свет». 287 Просвещение и Неоклассицизм. 288 Просвещение, истории и традиции. 289 Пьер Бейль: задача историка — в выявлении ошибок. 290 Часть 9. РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО РАЗУМА ВО ФРАНЦИИ, АНГЛИИ, ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ 292 Глава 19. ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ.. 292 Энциклопедия. 292 Цели и принципы «Энциклопедии». 294 Д'Аламбер и философия как «наука о фактах». 295 «Философский век» и «век эксперимента и анализа». 295 Д'Аламбер. 295 Деизм и естественная мораль. 297 Дени Дидро: от деизма к материализму. 298 Деизм против атеизма и позитивной религии. 298 Всё есть материя в движении. 299 Кондильяк и гносеология сенсуализма. 300 Жизнь и творчество. 300 Ощущение как основа познания. 301 «Статуя, внутренне устроенная, как мы», и построение человеческих функций. 302 Вредный «жаргон» метафизиков и хорошо составленный язык науки. 303 Традиция и воспитание. 304 Просветительский материализм: Ламерти, Гельвеций, Гольбах. 304 Ламетри и его труд «Человек-машина». 304 Гельвеций: ощущение как начало умственных способностей, а интерес — начало морали. 306 Гольбах: «Человек — это творение природы». 307 Вольтер: борьба за терпимость. 308 Жизнь и творчество Вольтера. 308 Зашита деизма от атеизма и теизма. 311 «Защита человечества» от «возвышенного мизантропа» Паскаля. 312 Против Лейбница и его «лучшего из возможных миров». 313 Основы веротерпимости. 314 «Дело Каласа» и «Трактат о веротерпимости». 315 Монтескье: условия свободы и правовое государство. 316 Жизнь и сочинения Монтескье. 316 Соображения об исключительном значении наук. 317 Монтескье. 317 «Персидские письма». 318 «О духе законов». 319 Разделение властей — это когда одна власть может остановить другую.. 321 Жан-Жак Руссо: просветитель-«еретик». 321 Жизнь и сочинения. 321 Человек в «естественном состоянии». 323 Руссо против энциклопедистов. 325 Руссо-просветитель. 326 «Общественный договор». 327 «Эмиль», или Педагогический путеводитель. 328 Естественность религии. 330 Глава 20. АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. 332 Спор о деизме и религии откровения. 332 Джон Толанд: христианство без тайн. 332 Сэмюэль Кларк и доказательство существования необходимого и независимого Существа. 333 ^ . 333 Мэтью Тиндаль и сведение Откровения к естественной религии. 334 Джозеф Батлер: естественная религия фундаментальна, но это не все. 335 Этика английского просвещения. 336 Шефтсбери и автономия морали. 336 Фрэнсис Хатчесон: наилучшее действие обеспечивает наибольшее счастье наибольшему числу людей. 338 ^ . 339 Бернард Мандевиль и «Басня о пчелах, или пороки частных лиц — блага для общества». 339 Когда частный порок становится общественной добродетелью.. 339 Когда частная добродетель ведет общество к гибели. 340 Бернард Мандевиль (тексты) 341 Частные пороки и общественные добродетели. 341 «Шотландская школа» «здравого смысла». 343 Томас Рид: человек как культурное животное. 343 Рид и теория интеллекта. 344 Рид: реализм и здравый смысл. 344 Дугальд Стюарт и условия философской аргументации. 345 Томас Браун: философия духа и искусство сомнения. 346 Глава 21. НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. 346 Немецкое Просвещение: характеристики, предшественники, социокультурная среда. 346 Характеристики. 346 Источники. 347 Э. В. фон Чирнхауз: ars inveniendi как вера в разум. 347 Самюэль Пуфендорф: естественное право и проблема разума. 347 Христиан Томазий: различие между правом и моралью.. 347 Пиетизм и его связи с Просвещением. 348 Фридрих II и политическая ситуация. 348 «Энциклопедия знания» Христиана Вольфа. 348 Александр Баумгартен и обоснование эстетической систематики. 350 Герман Самюэль Реймарус: натуральная религия против религии откровения. 351 Мозес Мендельсон и существенное различие между религией и государством. 351 Готхольд Эфраим Лессинг и «Страсть к истине». 352 Лессинг и проблема эстетики. 352 Готхольд Эфраим Лессинг. 352 Лессинг и проблема религии. 353 Глава 22. ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. 354 Истоки Итальянского Просвещения. 354 Антиклерикализм Пьетро Джанноне. 354 Людовико А. Муратори и защита «хорошего вкуса», т. е. критического взгляда на вещи. 355 Просветители Ломбардии. 356 Пьетро Верри: «Добро рождается из зла». 356 Алессандро Верри: недоверие — «ласточка истины». 357 Чезаре Беккариа: против пыток и смертной казни. 358 Беккария (тексты) 358 Против смертной казни. 358 Неаполитанское Просвещение. 360 Антонио Дженовези: первый итальянский профессор политической экономии. 360 Фердинандо Галиани: автор трактата «О деньгах». 361 Гаэтано Филанджери: разумные и универсальные законы должны учитывать состояние нации. 361 ^ .. 363 Иммануил Кант. 363 Глава 23. КАНТ И ПОВОРОТ К ФИЛОСОФСКОЙ КРИТИКЕ. 363 Жизненный путь и сочинения Канта. 363 Сочинения Канта. 364 Сочинения критического периода: 364 Духовная перспектива докритического периода. 365 «Великий свет» 1769 г. и Диссертация 1770 г. 366 «Критика чистого разума». 366 «Коперниканская революция» Канта. 367 Трансцендентальная эстетика (теория чувственного познания и априорных форм) 369 Трансцендентальная аналитика и теория априорных форм рассудочного познания. 370 Категории и их дедукция. 370 Cogito, или трансцендентальная апперцепция. 371 Трансцендентальный схематизм и трансцендентальное обоснование ньютоновской физики. 372 Различие между феноменом и ноуменом (вещью в себе) 372 Трансцендентальная диалектика. 373 Способность разума в специфическом смысле и идеи разума в кантианском смысле. 373 Рациональная психология и паралогизмы разума. 374 Рациональная космология и антиномии разума. 374 Рациональная теология и традиционные доказательства существования Бога. 375 Регулятивное использование идей разума. 376 «Критика практического разума» и кантианская этика. 376 Понятие «практического разума» и цель новой «Критики». 376 Моральный закон как категорический императив. 377 Сущность категорического императива. 378 Формулы категорического императива. 378 Свобода как условие и основание морального закона. 378 Принцип автономии морали и его смысл. 379 Моральное благо и типология суждения. 380 Страница рукописи Канта. 381 «Ригоризм» и кантианский гимн долгу. 381 Постулаты практического разума и примат его над чистым разумом. 381 «Критика способности суждения». 382 Положение третьей «Критики» по отношению к двум предыдущим. 382 Способность суждения определяющая и способность суждения рефлектирующая. 382 Эстетическая способность суждения. 383 Понятие возвышенного. 383 Телеологическая способность суждения и выводы из «Критики способности суждения». 384 Звездное небо надо мной и моральный закон во мне. 384 Кант (тексты) 385 «Критика чистого разума» О различении аналитических и синтетических суждений. 385 Аналитические суждения. 385 Апостериорные синтетические суждения. 385 Синтетические априорные суждения. 385 Математика основана на синтетических априорных суждениях. 386 Физика основана на априорных синтетических суждениях. 386 И метафизика должна основываться на синтетических априорных суждениях. 387 Главная проблема чистого разума. 387 Коперниканская революция Канта. 388 Человеческая способность познавать не может выйти за пределы возможного опыта. 388 Безусловное как предмет метафизики. 388 Безусловное доступно человеку только в сфере чистого разума. 389 В каком смысле можно правильно осмыслить свободу. 389 Критическое ограничение научного знания дает пространство для веры.. 389 Трансцендентальная эстетика. 390 Пространство и время как чистые априорные формы интуиции. 390 Из пространства как чистой интуиции происходят другие синтетические знания. 391 Время как чистая априорная интуиция. 391 Трансцендентальная эстетика: общие наблюдения. 392 Пространство и время как чистые интуиции лежат в основе синтетических априорных суждений. 392 Трансцендентальная аналитика. 392 Синтез лежит в основе любого познания. 393 Чистые понятия рассудка, или категории. 393 Таблица категорий. 393 Трансцендентальная дедукция категорий. 393 Возможность синтетического объединения множества вообще. 394 Изначально синтетическое единство чистой априорной апперцепции. 394 Принцип синтетического единства апперцепции как высший принцип использования интеллекта. 394 Что такое объективное единство самосознания. 395 Функция категории — в применении к предметам опыта. 395 ^ .. 396 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ.. 404 |
![]() | Гуманисты Возрождения ставят человеческую индивидуальность, личность как творца собственной жизни и судьбы в центр своего мировоззрения.... | ![]() | Образовательная: создать условия для изучения и повторения произведений великих мастеров эпохи Возрождения |
![]() | Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии возрождения | ![]() | Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения |
![]() | Во время военных походов в Италию французы познакомились с достижениями итальянской культуры. Они глубоко прочувствовали и восприняли... | ![]() | Р 13 Рабочая тетерадь для самостоятельной работы по истории зарубежной литературы (средневековья и эпохи Возрождения)/ сост. О. А.... |
![]() | Данная книга содержит изучаемые в высших учебных заведениях произведения философов средневековья и эпохи Возрождения от Тертуллиана... | ![]() | Праздничный концерт с участием общественности Кабардино-Балкарской Республики, посвященный Дню возрождения балкарского народа |
![]() | Европе от средних веков к Ренессансу давно уже стало невозможно. Чтобы не заходить очень далеко, укажем на то, что, по мнению многих,... | ![]() | Европе, т е. V век. Окончание средневекового периода связывают с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытием... |