Скачать 51.81 Kb.
|
Конспект урока русского языка во 2 классе по учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой Тема: «Корень. Родственные слова». Цели: 1. формировать умение определять в слове корень;
Задача: Создать условия для комфортности ученика на уроке. Оформление доски: левая часть: правая обратная часть доски: корень Корень слова - значимая часть, родственные слова Над словами родственными однокоренные держит власть. Выясни умело линию родства - однокоренные подбери слова. Наглядность: карточки, толковый словарь. Приложение 1. ^ 1.Чистописание. Бб Какие звуки обозначает буква? Дайте характеристику этим звукам. Березонька, березка, подберезовики, березовый, березняк. Записать слова. Прочитайте слова, записанные на доске. На какие вопросы они отвечают? Определите часть речи. Чем интересны эти слова? От какого слова они произошли? (Береза). ^ Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, у него появлялись слова - веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то еще их назвали родственными. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Почему сказка называется «Семья слов»? Какие главные слова вы выделили бы из этой сказки? Корень, родственные, однокоренные (открывается запись на доске). Что такое корень вообще? В «Толковом словаре» несколько значений этого слова. Послушайте.
- На уроке мы будем использовать какое значение этого слова? Корень - основная часть слова. - Как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока? Мы разобрали значение слова «корень», что обозначает слово «родственные» по-вашему мнению? Это родственники, близкие по смыслу слова. Обратимся к учебнику с. 65, как автор называет родственные слова. Что же за слова записаны на доске? - Почему вы так думаете? (Произошли от одного слова «береза» и имеют одинаковую общую часть). Из глубокого уважения к родителю однокоренные, родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный - Давайте выделим корень в родственных словах. ^ 1. Стр. 60, упр. №1. Обратимся опять к сказке. Сначала посмотрите на рисунок, о чем будем читать? (О грибах). Чтение сказки. На лесной поляне встретились большой белый гриб-боровик и маленький грибок -подосиновик. Завели они свои грибные разговоры. Вдруг раздались голоса грибников... Подумайте, почему боровик - гриб, а подосиновик - грибок? Кто такие грибники? Есть ли родственные слова в сказке? Назовите их, почему их называют родственными? Карандашом выделите корень в этих словах. Что же общего в значении родственных слов? (Корень). 2. Автор нашего учебника, Лидия Михайловна Зеленина, дает объяснение этого слова. Стр. 64. Читаем. Общая, главная часть родственных слов называется корнем. - Почему общая? (Во всех родственных словах). главная? (Без корня нет слова). 3. Проверим это на группе родственных слов. Упр. 4, читаем скороговорку три раза «про себя». Чтение вслух ^ Подобрать родственные слова к выделенным в скороговорке словам. 1 вариант - кот 2 вариант - козочка используя слова: корова, котище, коза, баран, котенок, козел, овца, козленок, теленок.
Защищать свой вариант будут Лида и Регина, записывая слова в столбик. Самостоятельно выделите корень в родственных словах. - Какой корень выделили учащиеся 1 варианта? (Кот). 2 варианта? (Коз). ^ Прочитаем текст, записанный на доске. Объясним значение каждого предложения. Корень слова - значимая часть (без корня нет слова). Над словами родственными держит власть (главная часть). Выясни умело линию родства - однокоренные подбери слова (близость по смыслу). Физминутка V. Дома в предложениях найдете родственные слова слову «лес», выделите в них корень. Запишите в судовые журналы домашнее задание: стр.61, №2. VI. Сейчас дружная работа в группах. Вспоминаем правила работы:
В данном тексте найти родственные слова, выписать их на чистый лист, выделить корень. (группам выдаются тексты – приложение) ^ Проверяем работу в группах с записью на доске (обратная сторона доски). снег вода рыба заснеженный заводь рыбалка снежная подводное рыбаки снежки водяной рыбку снеговой водичкой рыбешку снеговик водопровод рыбный снежинки рыбацкая снегурке рыбачкам подснежники 1. Снега, рыбу - это однокоренные слова? ^ Снег, снега; рыба, рыбу; 2. Лидеры групп, оцените работу каждого ученика (оценки комментируются). VIII. - Кто сегодня чувствовал себя уютно на корабле? У кого не испортилось настроение? А хотите его поднять? Послушайте стихотворение С. Иванова «Родственники». -Вы кто такие? Я - Гусь, это - Гусыня, это - наши Гусята. А ты кто? - А я ваша тетя - Гусеница. Права ли Гусеница? Почему ее нельзя принять в эту семью родственных слов? (ответы детей). IX. - Что нового узнали на уроке? - Поднимите руку, кому было интересно. Поблагодарите друг друга за помощь. - Ребята, спасибо за работу! |
![]() | Оборудование: кластеры «Слова», «Родственные слова»; напечатанные листы с отрывками текстов (каждому ученику), кластер «Р. с.» каждому... | ![]() | ... |
![]() | Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень | ![]() | А слово мороз к морю никакого отношения не имеет. К нему можно подобрать родственные слова: морозный, морозит. У них общий корень... |
![]() | Примерной программы начального общего образования авторской программы л м зелениной,т е хохловой «Русский язык»утверждённой М. О... | ![]() | Цель: 1 мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки |
![]() | «Родственные слова»; дать понятие общественной значимости труда людей разных профессий; расширять и пополнять словарный запас по... | ![]() | Обучающая: углубить представления о значении корня – главной значимой части слова, главной не только по смыслу, но и в структуре... |
![]() | ![]() | Цели и задачи. Развитие учебно-познавательных, речевых, рефлексивных компетенций учащихся |