Учебное пособие для подготовки бакалавров




НазваниеУчебное пособие для подготовки бакалавров
страница1/14
Дата публикации08.06.2014
Размер2.58 Mb.
ТипУчебное пособие
lit-yaz.ru > Финансы > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)
Кафедра экономической истории


ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ:
ПРОШЛОЕ – НАСТОЯЩЕЕ – БУДУЩЕЕ


Учебное пособие
для подготовки бакалавров





Москва 2011

УДК 378(091)

ББК 74.58я73

Ф59

Рецензенты

д.и.н., проф. В.В. Думный (Финансовый университет)

д.и.н., проф. С.А. Погодин

(Московский городской университет управления
Правительства Москвы)

Редакционная коллегия

Главный редактор – д.э.н., проф. М.А. Эскиндаров

Члены редколлегии:

д.э.н., проф. И.Н. Шапкин, д.и.н., проф. Н.А. Разманова

Авторский коллектив

д.э.н., проф. М.А. Эскиндаров (введение, глава 7, 8,
заключение, приложение); д.и.н., проф. Н.А. Разманова (главы 1, 2; 3.2, 7.4); к.и.н., проф. Е.И. Нестеренко (главы 3, 4); к.и.н., доц.
Н.Б. Хайлова (глава 5); к.и.н., проф. С.Л. Анохина (глава 6);

д.и.н., д.п.н., проф. Я.А. Пляйс (6.3)
Ф59 Финансовый университет: прошлое – настоящее – будущее: учеб­ное пособие / под ред. проф. М.А. Эскиндарова. М.: Финансовый университет, 2011. 184 с.

ISBN 978-5-7942-0835-1

Настоящее учебное пособие раскрывает процесс становления Финансового университета как ведущего финансово-экономического вуза России. В книге показана неразрывная взаимосвязь истории Финуниверситета с историей нашей страны, выделены этапы развития вуза. Указаны важнейшие достижения в организации системы подготовки кадров, научных исследованиях на протяжении 90 лет, рассказано о ведущих преподавателях, ученых и выпускниках, а также перспективах развития до 2020 года. Отдельная глава посвящена ректорам. В пособие включены вопросы для повторения и список литературы. Стратегия и программа развития Финансового университета при Правительстве Российской Федерации на 2010–2015 годы представлены в Приложении.

Издание предназначено для студентов бакалавриата, может быть интересно аспирантам, выпускникам и преподавателям Финансового университета, работникам финансово-банковского сектора российской экономики и всем, кто интересуется историей отечественного образования.

УДК 378(091)


ББК 74.58я73

ISBN 978-5-7942-0835-1

Ó Коллектив авторов, 2011




Ó Финансовый университет, 2011


^ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2010 г. № 510
МОСКВА
О федеральном государственном образовательном бюджетном

учреждении высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации»
Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Переименовать федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» в федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

2. Утвердить прилагаемый устав федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

3. Признать утратившими силу:

пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. № 375 «Об утверждении устава федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 25, ст. 2735);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 820 «О внесении изменений в устав федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 276).

Председатель Правительства

Российской Федерации В. Путин




^ Поздравление ректора
в связи с присвоением статуса


«Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации»


Поздравляю руководство, профессорско-преподавательский состав, работников структурных подразделений, ветеранов, выпускников, докторантов, аспирантов и студентов с присвоением Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации статуса – Университет. Это стало возможным благодаря накопленному опыту в деле подготовки высококвалифицированных специалистов, огромному научному потенциалу, большому авторитету в стране и за рубежом.

Впереди у нас стратегическая цель – стать национальным исследовательским университетом. В научно-образовательной среде мы должны развиваться с удвоенным зарядом энергии, абсолютным пониманием своей новой миссии и взятыми на себя обязательствами становления национального исследовательского университета.

Выражаю самую искреннюю благодарность всему коллективу Академии за ту огромную работу, которая проделана, чтобы наши студенты и выпускники могли гордиться своим Университетом, открывающим перед ними безграничные перспективы для будущей профессиональной деятельности.

Желаю всему коллективу Академии крепкого здоровья, твор­ческих успехов, неиссякаемой энергии, новых научных и педагогических свершений, благополучия и процветания!


Ректор

Заслуженный деятель науки

Российской Федерации,

доктор экономических наук,
профессор М.А. Эскиндаров


Введение

В марте 2009 г. наш вуз отметил свое 90-летие, а в 2010 г. получил статус Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Эти события послужили импульсом для осмысления пройденного пути, осознания наших задач на будущее и перспектив развития в XXI веке.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации прошел большой путь, анализ которого помогает в дальнейшем движении вперед. В «Стратегии и программе развития Финансового университета», утвержденных Ученым советом в 2010 г., отмечается: «…мы ценим прошлое, но основываясь на достигнутом, строим будущее». Обратившись к истокам Финуниверситета, изучив собственную историю, мы лучше понимаем причины и характер структурных преобразований, происходящих в настоящее время, особенности формирования профессорско-преподавательского коллектива Университета, значение научных и методических достижений.

Огромную роль в превращении вуза в ведущий финансово-экономический образовательный и научный центр сыграли его ректоры. Именно они обеспечили преемственность развития, придали новые импульсы движению вперед нашего вуза.

Основы отечественного финансово-экономического образования были заложены в 1890–1910 гг., когда в России началась индустриальная модернизация, связанная с именами С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. В то время сформировались материальные и интеллектуальные ресурсы, без которых существование финансово-экономического вуза невозможно. Спустя сто лет, в начале XXI века Россия вступает в эпоху новой модернизации, в соответствии с которой развивается Финансовый университет. Его история делится на четыре этапа.

Первый этап пришелся на период 1920 – середина 1940-х гг. Это было время становления финансово-экономического образования в нашей стране как самостоятельной отрасли в условиях создания плановой модели экономики. Накапливался опыт, формировался профессорско-преподавательский корпус, разрабатывались методики обучения, создавались первые научные работы, учебные программы и учебники. На протяжении двух десятков лет шла реорганизация финансовых вузов, отражавшая поиск путей оптимальной подготовки кадров для форсированного осуществления индустриализации.

Второй этап, начавшийся после победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., характеризуется возрастанием и укреплением качественных и количественных параметров учебной и научной деятельности. Тогда главной целью являлась подготовка дипломированных специалистов для социалистической экономики. Важным новым явлением в жизни вуза явилось установление тесных связей научных исследований с потребностями государственных органов власти и управления, промышленных предприятий и банков. Многие выпускники тех лет заняли руководящие посты в финансовых учреждениях СССР.

Третий этап истории вуза неразрывно связан с перестройкой советской экономики, началом экономической реформы 1987–1989 гг., зарождением рыночных отношений. В соответствии с потребностями нарождавшегося в России рынка произошли глубокие преобразования в структуре вуза и организации учебного процесса, исследовательской деятельности преподавателей. Коренным образом изменилось содержание дисциплин. В 1991 г. Московскому финансовому институту был присвоен статус Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. В 1990-е гг. Финансовая академия успешно осуществляла подготовку высококвалифицированных специалистов для новой экономики. Наши выпускники тех лет работают во многих отраслях экономики, занимают ведущее положение в крупнейших компаниях и государственных органах России.

Сегодня Финансовый университет вступает в четвертый, качественно новый этап своей истории. Нам предстоит стать инновационным научно-образовательным центром в финансовой сфере и максимально содействовать решению задач модернизации национальной экономики. Наши выпускники благодаря тем знаниям, которые получают в Университете, должны стать конкурентоспособными не только на российском, но и зарубежном рынке труда.

Во время празднования 90-летнего юбилея нашего вуза в его учебные планы была введена новая учебная дисциплина – «История Финансового университета», которая преподается студентам первого курса и является продолжением дисциплины «Введение в специальность».

Настоящее учебное пособие ставит целью помочь первокурсникам узнать историю и традиции вуза, в который они пришли учиться, познакомить новое поколение студентов с ректорами, преподавателями, выпускниками, ставшими успешными предпринимателями.

В основу учебного пособия положен проблемно-хроноло­ги­ческий принцип. В первых шести главах выделены основные вехи девяностолетней истории вуза в неразрывной связи с историей нашей страны. На фоне обобщенных характеристик политической и социально-экономической ситуации, достижений науки и образования рассматриваются процессы реорганизации структуры вуза, обновление учебно-методической работы, вклад научных исследований преподавателей в финансово-экономичес­кую политику государства. Седьмая глава учебного пособия посвящена ректорам, внесшим неоценимый вклад в становление и преемственное развитие Финуниверситета. Особое место в учебном пособии занимает восьмая глава, в которой анализируются важнейшие направления развития Финансового университета на период до 2020 года, что особенно важно для понимания первокурсниками перспектив развития их «alma mater».

Одну из задач авторы этой книги видели в том, чтобы показать читателям живую историю одного из ведущих российских вузов. Для этого в главы включены биографические справки о преподавателях, заведующих кафедрами, деканах, проректорах и выпускниках разных лет. Уделено внимание особенностям жизни и быта студентов на протяжении всей истории Финансового университета.

В учебное пособие в качестве приложения включена «Стратегия и программа развития Финансового университета при Правительстве Российской Федерации на 2010–2015 гг.». Этот документ призван помочь нынешнему поколению обучающейся молодежи и тем, кто еще готовится стать нашими студентами, лучше представлять будущее свое и своего Университета.

Изучение дисциплины «История Финансового университета» позволит первокурсникам не только знать, но и гордиться 90-летней историей своего вуза. Авторы надеются, что настоящее учебное пособие окажется интересным и полезным для новых поколений студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Ректор Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации

Заслуженный деятель науки РФ,

доктор экономических наук, профессор М.А. Эскиндаров

Глава 1
^ МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И МОСКОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТЫ в 1920-е годы

В октябре 1917 года в результате революции к власти пришли большевики, однако они не обладали ни ясной экономической программой, ни знаниями, ни практическим опытом, необходимыми для руководства такой страной, как Россия. Уровень их компетентности не соответствовал задачам управления огромной и разоренной войной страной. В первые месяцы власти они руководствовались утопическими теориями об отмирании при социализме торговли и о господстве прямого продуктообмена.

На основе этих представлений они приступили к радикальным хозяйственным преобразованиям – национализации земли, промышленных предприятий, капиталов и т.д. Эти меры привели к окончательному развалу промышленности, уничтожению банковской системы, гиперинфляции, возникли серьезные трудности в организации работы государственного аппарата управления. Забастовки служащих Государственного банка, казначейства и бывшего министерства финансов парализовали экономическую и финансовую жизнь страны и поставили новую власть на грань краха.

Стремясь преодолеть эти трудности, большевики начали срочно создавать собственную систему подготовки специалистов. Первые советские финансисты набирались из рабоче-кресть­ян­ской среды, были идеологически выдержаны и должны были обладать знаниями основ «буржуазной» финансовой науки.

Укрепляя свою власть в эпоху безденежного хозяйства, большевики учредили в Москве, Петрограде, Киеве, Харькове вузы финансово-экономического профиля как альтернативу дореволюционным коммерческим институтам.

^ 1.1. Московский финансово-экономический вуз
в годы Гражданской войны (1917–1922)


Важным событием явилось решение Народного комиссариата финансов (НКФ) РСФСР совместно с финансовым отделом Московского Совета рабочих и солдатских депутатов о создании в марте 1919 г. Московского финансово-экономического института (МФЭИ) НКФ РСФСР. Результатом этого решения стало превращение финансово-экономического образования в самостоятельную отрасль отечественной системы высшего профессионального образования.

Основной предпосылкой, определившей формирование финансово-экономического образования, явился уровень развития промышленности и денежно-кредитной системы дореволюционной России. Потребности экономики определяли специфику учебных программ, формирование преподавательского корпуса. Взаимосвязь политики и образования сохранялась и в советское время. В октябре 1918 г. Совет народных комиссаров (СНК) РСФСР принял декрет об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов с передачей им «функций ныне упраздненных казенных палат, губернских акцизных управлений и финансовых органов местных управлений». При этом требовалось, чтобы «ответственные работники финансового отдела» обладали «необходимыми специальными знаниями».

Острая потребность новой власти в квалифицированных руководителях в области финансовой политики побудила заместителя наркома финансов Д.П. Боголепова создать в начале 1918 г. первые в стране курсы советских финансовых работников. Их слушателями стали члены партии большевиков, руководители губернских и уездных финотделов. Курсы были краткосрочными, учебные программы были рассчитаны на обучение в течение трех недель по двум предметам – счетоводству и сметному делу. Остальные предметы – статистика, организация государственного контроля, учение о государстве, банковское дело, ведение народного хозяйства в социалистическом государстве – читались в виде обзорных лекций. Их вели коллеги Д.П. Боголепова по НКФ, преподаватели Петроградского университета.

В условиях разраставшейся Гражданской войны, наступления немцев на Петроград в феврале 1918 г. СНК принял решение о переводе столицы в Москву. В марте внимание руководства партии было сосредоточено на вопросе о заключении Брестского мира, а текущие вопросы финансово-экономической и образовательной политики отошли на второй план. В провинции вопросы организации управления на местном уровне стояли остро, и опыт Петроградских краткосрочных курсов стал использоваться, так как на местах требовались руководящие кадры большевиков с «теоретической подготовкой», «соответствующей периоду глубоких преобразований» в экономике советской России. Препятствием для быстрой и широкой подготовки финансовых работников на местах было отсутствие квалифицированных преподавателей.

Сформировать одновременно слой высших финансовых управленцев и преподавателей было возможно только в Москве, где финансово-экономи­ческое образовании развивалось с начала XIX века. 6 февраля 1919 г. газета «Экономическая жизнь» сообщила о создании финансового вуза – Московского финансово-экономического института.

2 марта 1919 г. в МФЭИ – первом финансово-эконо­ми­чес­ком институте нашей страны – начались занятия. Сегодня этот день отмечается в Финансовом университете как день его основания. Первым ректором был назначен Д.П. Бого­лепов. До революции, являясь членом партии большевиков, он читал финансовые дисциплины в Московском университете, Московском коммерческом и Московском частном юридическом институтах. Став заместителем наркома финансов, Д.П. Боголепов не только продолжил преподавание, но и выступил организатором советского финансово-экономического образования.

Первым проректором был назначен член коллегии НКФ А.М. Галаган, крупнейший специалист в области теории и практики бухгалтерии. На открытии МФЭИ присутствовали руководство вуза и первые слушатели, А.С. Микаэлян, заместитель заведующего финансовым отделом НКФ и профессор института, выступил с речью. В ней отмечалось, что главная задача МФЭИ – подготовить большевиков-финансистов в короткий срок – за шесть месяцев. Первоначально преподавание было организовано по циклам. Это позволяло ограничиваться изучением одного или нескольких циклов, что подтверждалось свидетельством об окончании института. Выпускные экзамены должны были стать по замыслу учредителей вуза решающим условием занятия руководящих должностей в советском государственном аппарате. Также предполагалось открыть трехмесячные прикладные курсы счетоводства и банковского дела, где наряду с общеэкономическими, финансовыми и юридическими дисциплинами давались бы знания по счетоводству. В 1920–1921 гг. курс обучения стал двухлетним, включавшим четыре семестра с чтением лекций, работой семинаров, зачетами и экзаменами, написанием квалификационных работ.

Одновременно с открытием вуза развернулась работа по набору слушателей. 6 марта 1919 г. газета «Известия» опубликовала обращение МФЭИ к отделам и учреждениям Моссовета направлять его служащих для подготовки специалистов финансовых учреждений. В МФЭИ принимались служащие Наркомфина, промышленных наркоматов, работники финансовых учреждений губернских и уездных исполкомов. Первый набор состоял из 300 человек. Две трети имели среднее, специальное и высшее образование. Достаточно высокий уровень подготовки слушателей позволял, по мнению ректората, выполнить поставленную задачу – за шесть месяцев выпустить первых специалистов. Именно этим МФЭИ отличался от Института народного хозяйства им. К. Маркса, переименованного в 1919 г. в Московский коммерческий институт (ныне – Российский экономический уни­верситет им. Г.В. Плеханова), и экономического отделения факультета общественных наук МГУ, где обучение было рассчитано на четыре года.

Непродолжительность обучения в МФЭИ поставила под сомнение его судьбу как высшего учебного заведения. Новый нарком финансов Н.Н. Крестинский, с начала 1919 г. взявший курс на свертывание денежного обращения, считал нецелесообразным существование вуза финансово-экономического профиля.

^ Крестинский Николай Николаевич (1883–1938) – советский партийный и государственный деятель, член партии большевиков с 1903 года. В 1918–1921 гг. возглавлял Наркомат финансов РСФСР, примыкал к «левым коммунистам». Один из проводников политики «военного коммунизма». Во время руководства НКФ Крестинским заложены основы плановой экономической системы, разработаны проекты отмены денег, сделана попытка перейти к прямому товарному обмену. В 1921–1930 гг. – представитель России, СССР в Германии. В 1930-х гг. – заместитель наркома иностранных дел. Читал лекции в МФЭИ в 1919 г. и начале 1930-х годов. Репрессирован. Посмертно реабилитирован.

В апреле 1919 г. комиссия из членов коллегии Наркомфина, изучив программу, состав лекторов и слушателей МФЭИ, приняла компромиссное решение: вуз немедленно не закрывать, а «продолжить его работу до середины августа», когда предполагался первый выпуск. МФЭИ не был закрыт и сохранял статус института в течение еще двух лет. В этом заслуга его руководителей: Д.П. Боголепова, А.С. Микаэляна, А.М. Галагана.

В принятом в 1920 г. Уставе МФЭИ определялись цель и задачи, организационная структура, особенности учебной деятельности, способ управления. Главной целью вуза была подготовка специалистов в области кассового, сметного, налогового дела и экономического строительства советской России. Обучение в МФЭИ было бесплатным. Учебные предметы группировались с таким расчетом, чтобы каждый курс представлял собою законченное целое. Такое построение учебной работы было вызвано условиями Гражданской войны. Студенты МФЭИ подлежали мобилизации на трудовой фронт и в действующую армию.

В МФЭИ преподавалось 35 учебных дисциплин, организованных в философско-исторический, общеэкономический, финансовый и юридический циклы. Проводились прикладные занятия по счетоводству. Спецкурсов в современном представлении не было, читались так называемые эпизодические лекции, дополнявшие и расширявшие отдельные аспекты обязательных курсов. Для осуществления столь обширной программы Д.П. Бо­голепов пригласил с экономического отделения факультета общественных наук МГУ крупных ученых-экономистов и юрис­тов – И.Х. Озерова, М.А. Рейснера, В.М. Экземплярского, С.В. Поз­ны­шева, С.Б. Членова, Л.И. Лубного-Герцыка. В МФЭИ проводили занятия и руководители Наркомфина – его глава Н.Н. Крес­тин­ский, заведующий отделом прямых налогов и пошлин Л.Л. Обо­ленский и др.

^ Озеров Иван Христофорович (1869–1942) – выдающийся ученый-эко­но­мист и общественный деятель. Из крестьян Костромской губернии. Окончил Московский университет. До революции крупный предприниматель, член правлений ряда промышленных и банковских акционерных предприятий, обладал большим состоянием. С 1898 г. заведовал кафедрой финансового права юридического факультета Московского университета. Учитель Д.П. Бо­голепова. В 1909 г. избран членом Государственного совета от Академии наук и университетов. Автор учебника «Основы финансовой науки». В 1920-е гг. сотрудник Наркомфина. В 1920-х гг. был профессором в МФЭИ и МПЭИ.
В 1930-е гг. его работы были запрещены, сам ученый подвергся репрессиям. Имеются данные, что И.Х. Озеров умер от голода 1942 г. в блокадном Ленинграде. В 1991 г. реабилитирован.

Политика «военного коммунизма» завела страну в тупик. Промышленное производство, сельское хозяйство, финансы, транспорт в результате радикальных хозяйственных реформ находились в катастрофическом положении. В дополнение к всеобъемлющему экономическому кризису в начале 1921 г. разразился кризис власти. Попытка сформировать систему безденежного хозяйства привела к разрушению высшего образования, в том числе и финансово-экономического. В 1919/1920 учебном году из-за отсутствия денежных средств, дров, из-за военных и трудовых мобилизаций закрывались десятки вузов. Из восьми, существовавших в стране финансово-экономических институтов, к началу 1921 г. осталось всего три, где обучалось около тысячи человек. В МФЭИ число студентов сократилось до 43. Почти в два раза уменьшился штат преподавателей – оставалось 11 профессоров, четыре преподавателя общеобразовательных дисциплин и два преподавателя иностранных языков.

Президиум МФЭИ и преподаватели предпринимали попытки спасти вуз. А.М. Галаган, бывший в то время ректором, предложил изменить структуру вуза и учебные планы и преобразовать его «в высшую школу нормального типа, с трехлетним курсом обучения», двумя факультетами – педагогическим и хозяйственным. Педагогический должен был готовить преподавателей по финансово-экономическим дисциплинам, а хозяйственный – давать знания, необходимые для практической деятельности в финансовых учреждениях, хозяйствах промышленного, менового и потребительского характера. К марту 1921 г. были разработаны учебные программы для двух факультетов, а в апреле все документы, необходимые для реорганизации института, были направлены в Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос), отвечавший за подготовку специалистов для народного хозяйства.

МФЭИ еще до того, как в марте 1921 г. В.И. Ленин провозгласил начало «новой экономической политики», предполагавшей восстановление товарно-денежных отношений, стал готовиться к реорганизации. Первоначально в Наркомате просвещения с одобрением отнеслись к этому предложению: «Организация подготовки преподавания счетных наук крайне необходима, – отмечало его руководство, – Финансово-экономический институт следовало бы учредить на правах повышенного техникума (практический институт)». Однако финансово-экономический кризис, голод, отсутствие четкой программы реализации нэпа, противоречивые суждения В.И. Ленина – всё это позволило левацки настроенным деятелям Наркомпроса вместо перестройки института 4 августа 1921 г. его закрыть.

Педагогический факультет был реорганизован на 1921/1922 учебный год в краткосрочные педагогические курсы для подготовки преподавателей счетных наук для техникумов. Им перешли здание на Арбатской площади, где располагался МФЭИ, и его скудная материальная база. Преподавательские кадры хозяйственного факультета, учебные планы и программы передавались Московскому промышленно-экономическому институту (МПЭИ), в котором был создан финансово-экономический факультет (цикл).

Подводя итоги деятельности МФЭИ, следует отметить, что он был создан в революционную эпоху. В отличие от других советских вузов он не имел предшественников и был организован без опоры на материальную и методическую базу какого-либо дореволюционного учебного заведения. Это была одна из первых попыток большевиков создать новое как по целям и задачам, так и по содержанию образовательного процесса, высшее учебное заведение.

МФЭИ внес заметный вклад в становление российского финансово-экономического образования, хотя и просуществовал всего три года. Вуз выполнил задачу подготовки кадров и повышения квалификации первых советских работников Наркомфина, местных финансовых органов в условиях гражданской войны и политики «военного коммунизма».

Разногласия в среде советских руководителей по поводу судьбы МФЭИ свидетельствуют о существовании различных взглядов на финансово-экономическую политику в целом. Свертывание вуза до уровня финансового цикла явилось ошибочной мерой. Для преодоления разрухи, оздоровления денежного обращения, развития промышленности требовались квалифицированные руководители-финансисты. Через год – в марте 1922 г. при Наркомфине были организованы центральные курсы по подготовке финансовых работников.

^ 1.2. От коммерческого училища до вуза:
Московский промышленно-экономический
институт (1918–1929)


В 1896 г. министр финансов С.Ю. Витте провел реформу, в результате которой сформировалась система коммерческого образования, включавшая более 300 училищ (мужских и женских) и Московский, Киевский и Харьковский коммерческие институты. В них готовились специалисты разных уровней для банков, промышленности, торговли, земств, для преподавания финансовых и экономических дисциплин. В развитие коммерческого образования большой вклад внесло российское предпринимательское сообщество, предоставлявшее значительные средства на строительство зданий училищ и их оборудование, на жалованье преподавателям и стипендии для учащихся.

Большевики изменили принципы организации и управления учебными заведениями. 30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе». Обучение объявлялось бесплатным, внедрялось самоуправление, поощрялось педагогическое новаторство. Все частные и общественные учебные заведения дореволюционной России становились государственными, а их имущество национализировалось. Изменилось ведомственное подчинение. Они перешли в управление Наркомата торговли и промышленности (НТиП). Новая власть переименовывала учебные заведения. В первую очередь эта мера коснулась коммерческих училищ.

Провозгласив торговлю спекуляцией, новая власть отказалась от термина «коммерция», ассоциировавшегося с наживой. Училища стали называться промышленно-экономическими или народно-хозяйственными – что более соответствовало содержанию образования. Коммерческие училища уже давно «переросли» самих себя, выпуская специалистов для всех отраслей экономики. В их числе было Александровское коммерческое училище Московского биржевого общества, уровень преподавания в котором приближался к вузовскому. Накануне революции руководство училища и попечительный совет предприняли попытку преобразовать училище в институт. Статус вуза училищем был получен уже при большевиках.

Судьба Александровского коммерческого училища в первые послереволюционные годы – это еще один пример того, как происходило становление отечественного финансово-экономичес­кого образования. Национализация капиталов учебных заведений привела к их фактическому закрытию. Острая необходимость в финансистах заставила учебный отдел НТиП накануне 1918/1919 учебного года на специальном заседании поднять вопрос о бывших коммерческих училищах. Член коллегии Наркомпроса П.И. Шелков, выпускник Московского коммерческого института, известный деятель в области коммерческого образования, предложил младших учеников коммерческих училищ перевести в общеобразовательные школы, а из старших классов создать промышленно-экономические группы. П.И. Шелков за­явил, что «если обучающиеся в коммерческих училищах распылятся», то ряды финансовых работников долго не получат пополнения.

В соответствии с предложением П.И. Шелкова в сентябре 1918 г. старшие классы Александровского коммерческого училища были реорганизованы в промышленно-экономические группы, а в октябре – в промышленно-экономический техникум, который как преемник Александровского коммерческого училища расположился в его здании и получил материальную базу этого богатейшего дореволюционного училища. МПЭИ управ­лялся советом, в который наряду с деканами входили пред­ставители преподавательского состава, слушателей и профсоюзов. На этом реорганизация не закончилась. В 1919 г. техникум был преобразован в Московский практический промышленно-экономичес­кий институт, поскольку учебные программы, преподавательский корпус (в основном профессора Московского университета) соответствовали статусу вуза. Первым ректором этого института был назначен П.И. Шелков.

По своему статусу практические институты были выше техникумов и входили в систему высшего образования, выпуская кадры для практической работы в народном хозяйстве. Институты и университеты готовили преимущественно специалистов для научной деятельности и преподавания в вузах. Аналогии можно найти в организации высшего образования современной России – для практической работы выпускаются бакалавры, для научной и педагогической деятельности – магистры. В 1920-х гг. выпускники МПЭИ наряду с окончившими собственно вузы направлялись на руководящие должности в государственные финансовые учреждения и промышленные предприятия.

МПЭИ в отличие от МФЭИ не только выжил в условиях хозяйственной разрухи и голода, но и успешно готовил специалистов для народного хозяйства. Этому есть ряд причин. Были сохранены «исторические корни», материальная база, которая до революции оценивалась более чем в один миллион рублей, остались «восприимчивые ко всякого рода методическим нововведениям» преподаватели. МПЭИ был подчинен Наркомпросу и Народному комиссариату торговли и промышленности (НКТиП), где левацки настроенным функционерам противостояли крупные деятели науки и культуры. В специалистах остро нуждались советские промышленные предприятия. МПЭИ изначально создавался как высшее учебное заведение, в отличие от созданного для экстренной подготовки финансовых руководителей МФЭИ. В МФЭИ принимались не просто члены правящей партии, а ее руководящие работники. МПЭИ, возглавляемый беспартийным П.И. Шелковым, до определенного времени был более демократичным, открытым для беспартийных и выходцев из служащих и крестьян, а потому и более многолюдным.

В эпоху нэпа именно МПЭИ стал вузом, где развивалось финансово-экономическое образование. С либерализацией экономической жизни, легализацией товарно-денежных отношений, восстановлением бюджетной и налоговой политики, банковской системы значение МПЭИ выросло. Необходимость широкого распространения промышленно-экономических знаний и скорейшей подготовки бухгалтеров, товароведов, экономистов, статистиков, коммерческих агентов и т.п. стала очевидной для власти на всех уровнях. Сохранялась задача подготовки руководителей для промышленности и центральных финансовых органов.

Решающими в судьбе МПЭИ стали 1923–1925 гг., когда он превратился в один из ведущих столичных вузов. В соответствии с распоряжениями правительства и Наркомпроса в МПЭИ были созданы учебные планы и программы для трех- и четырех­летнего обучения, выработаны условия приема с обязательной успешной сдачей вступительных экзаменов. Это был серьезный шаг по улучшению подготовки студентов по сравнению с 1918–1920 гг., когда действовал декрет Совнаркома, дававший право поступить в вуз без свидетельства об образовании. Так начиналась новая эпоха в образовательной политике советской власти. Радикализм первых послеоктябрьских лет уступал место трезвому отношению к организации высшего образования.

Одновременно усиливался идеологический контроль. Социальное происхождение слушателей регулировалось из соображений «орабочения» их состава. Это означало, что безусловным преимуществом при поступлении в вуз пользовались выходцы из рабочей среды, члены партии и комсомола, рабфаковцы, а также лица, рекомендованные партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями и командированные из Красной армии. Во вторую очередь принимались окончившие подготовительные курсы при институте, в третью – все остальные. Разверстку о принятии в вуз слушателей по указанным социально-политическим признакам «спускали» структуры Наркомпроса. В середине 1920-х гг. в МПЭИ обучалось 550–600 человек, а его партийно-комсомольская прослойка составляла около 340–350 человек, т.е. около 60% учащихся. Чтобы поддержать такое соотношение, в МПЭИ проводились «чистки», отчисление проводилось по классовому принципу. Эти процессы в жизни вуза можно рассматривать как симптомы грядущих радикальных перемен в системе образования 1930-х годов.

Статус вуза МПЭИ получил при поддержке Наркомфина летом 1923 года. Его структура не нуждалась в реорганизации: в нем существовало два отделения. Промышленное отделение выпускало специалистов для фабрик и заводов, оно состояло из двух циклов: организации и управления промышленными предприятиями и товароведения. Экономическое отделение готовило кадры для торговли и финансовой сферы. Ведущим в нем был счетно-финансовый цикл (бывший МФЭИ), кроме того были созданы административно-хозяйственный цикл и цикл заготовок, торговли и кооперации. По традиции существовал педагогический цикл, дававший право преподавать специальные дисциплины в техникумах и практических институтах. На первый курс планировалось принять всего 300 человек, на промышленное отделение – 100 студентов, а на экономическое – 200 слушателей.

Главная работа по превращению МПЭИ в советский вуз заключалась в создании новых учебных планов и программ. Ставилась задача – «пропитать» марксистской теорией преподавание общеобразовательных и специальных дисциплин. Контролировал внедрение идеологии в работу высшей школы Главпрофобр. С 1925 г. студенты получали подготовку по базовым дисциплинам на основе новых, идеологизированных программ.

Содержание образования обновлялось и в соответствии с изменениями в хозяйственной жизни страны. Наряду с лекциями проводились семинары и практика на предприятиях. Для всех циклов обязательно читались: учение о народном хозяйстве, история хозяйственного развития в новое время, энциклопедия промышленности, экономическая география, учение о праве и государстве, счетоведение, элементы высшей математики, финансовые вычисления. Специализация осуществлялась на втором и третьем курсах.

С 1923 г. Наркомфин осуществлял финансирование вуза, предоставляя средства на стипендии и оплату преподавателей.
В связи с этим было разработано «Положение о субсидировании вузов, ставящих своей задачей подготовку финансовых работников», дававшее Наркомфину право участвовать в управлении МПЭИ. В совет вуза вводился его представитель, следивший за соответствием учебных программ требованиям финансового ведомства.

В МПЭИ в качестве преподавателей работали ведущие сотрудники Наркомфина, крупные специалисты и ученые. Это – Ф.А. Меньков (финансовая политика), С.А. Иверонов (техника податного обложения), В.А. Ржевский (местные финансы и коммунальное хозяйство), С.Т. Кистинев (банковское дело), Н.А. Па­дейский (организация финансовых учреждений), А.Н. Дорошенко (организация мелкого кредита), Д.А. Лоевецкий и Л.Н. Юров­ский (деньги и кредит).

^ Юровский Леонид Наумович (1884–1938) – выдающийся экономист, государственный деятель. Окончил экономическое отделение Политехнического института в Петербурге и Мюнхенского университета, прослушал курс экономики в Берлинском университете. До 1917 г. – приват-доцент Петербургского университета, преподавал в Московском коммерческом институте. Летом 1917 г. избран деканом историко-филологического факультета Саратовского университета. В 1922–1928 гг. – начальник Валютного управления, член коллегии Наркомфина СССР. В 1920-х гг. – член правления Промбанка СССР. С 1926 г. профессор МПЭИ. В 1927–1930 гг. – декан финансового факультета МПЭИ. В 1930 г. – профессор МФЭИ. В партии большевиков не состоял. Автор научных монографий по проблемам денежной политики советского государства в 1920-х годах. В 1930 г. репрессирован, был в заключении вместе с Н.Д. Кондратьевым в Суздальском политизоляторе, преобразованном в Суздальскую тюрьму особого назначения (СТОН). После срока был поражен в правах, на жизнь зарабатывал переписыванием партитур. В 1938 г. вторично арестован, 17 сентября 1938 г. в день вынесения приговора расстрелян.
В 1987 г. реабилитирован.

На высококвалифицированных выпускников МПЭИ кроме Наркомфина стали подавать заявки Народный комиссариат торговли и промышленности, Народный комиссариат продовольствия, Народный комиссариат путей сообщения, Народный комиссариат внешней торговли, Всесоюзный совет народного хозяйства, ВЦСПС, Центросоюз. Летом 1925 г. отделения МПЭИ были преобразованы в торгово-промышленный, финансовый и кооперативный факультеты.

К середине 1920-х гг. сложилась организационная структура института. Во главе стоял ректор, на этот пост был назначен специалист в области права и учения о государстве В.И. Вегер, бывший одновременно ректором института Советского государства при Комакадемии.

П.И. Шелков стал проректором. Это была обычная практика того времени – руководящую должность занимал член большевистской партии, а его замом назначался беспартийный крупный специалист в своей области. Они занимали свои должности до 1929 г., когда были репрессированы. Деканом торгово-про­мыш­ленного факультета был назначен известный в то время партийный деятель, главный редактор «Торгово-промышленной газеты» М.А. Савельев. Как вспоминал современник, у Савельева «вкус к экономике, в особенности к конкретным... вопросам, совершенно отсутствовал». Бльшую часть работы выполнял за­меститель декана профессор А.М. Фишгендлер.

^ Савельев Максимилиан Александрович (1884–1939) – советский деятель науки и образования. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1903 г. Вступил в РСДРП, стал профессиональным революционером. В 1907–1910 гг. окончил Лейпцигский университет. В 1910-х гг. входил в редакции журнала «Просвещение», газеты «Правда». В ноябре 1917 г. стал членом ВСНХ. Был редактором журнала «Пролетарская революция», газет «Правда», «Известия» и «Торгово-промышленной газеты». С 1928 по 1932 г. возглавлял Институт Ленина. В 1932 г. был избран действительным членом Академии наук СССР. В 1927 г. – декан торгово-промышленного факультета МПЭИ. Репрессирован в 1938 году.

Финансовому факультету повезло больше. Его деканом стал Л.Н. Юровский, а заместителем стал крупный специалист по финансам Д.А. Лоевецкий. На финансовом и промышленном факультетах в 1925–1927 гг. вел занятия основатель и руководитель Конъюнктурного института Н.Д. Кондратьев.

^ Кондратьев Николай Дмитриевич (1892–1938) – советский экономист, со­здатель концепции длинных волн конъюнктуры («кондратьевских циклов»). Окончил экономическое отделение юридического факультета Петербургского университета. Среди его учителей был М.И. Туган-Барановский. В 1915 г.
остался на кафедре для подготовки к профессорскому званию. В 1917 г. Н.Д. Кондратьев стал секретарем А.Ф. Керенского по делам сельского хозяйства, затем заместителем министра продовольствия в последнем составе Временного правительства. В 1919 г. вышел из партии эсеров, отошел от политики и сосредоточился на научной деятельности. В 1920 г. стал директором Конъюнктурного института при Наркомате финансов, преподавал в МПЭИ и Тимирязевской сельскохозяйственной академии. В 1925 г. опубликовал работу «Большие циклы конъюнктуры». Состоял членом многих зарубежных экономических и статистических обществ, был лично знаком или состоял в переписке с У.  Митчеллом, А.С. Кузнецом, И. Фишером, Дж. Кейн­сом. В 1920 и в 1922 г. Кондратьева арестовывали по политическим обвинениям. В 1928 г. «кондратьевщина» была объявлена идеологией реставрации капитализма. В 1929 г. Кондратьева уволили из Конъюнктурного института.
В 1930 г. его арестовали по делу «Трудовой крестьянской партии» и приговорили к восьми годам заключения в Суздальском политизоляторе. В 1938 г. тяжело больной ученый был приговорен к расстрелу. В 1987 г. посмертно реабилитирован.

1920-е гг. были временем расцвета МПЭИ. Решились проблемы с финансированием, стабилизировалась его структура, учебные планы. Преодоление голода, восстановление народного хозяйства, подъем промышленности и сельского хозяйства порождали уверенность в возможности применять свои знания на благо страны. Как вспоминал Н.В. Вольский (Н. Валентинов), «люди тогда остро интересовались экономическими вопросами. За них хватались, о них спорили, о них рассуждали,… не одни коммунисты, а вместе с ними, параллельно, широчайший слой так называемой «беспартийной интеллигенции». В конце 1920 х гг. в недрах нэпа назрели социально-экономические и политические противоречия, разрешением которых стал «великий перелом» и «великий террор».

Эпоха первых пятилеток началась с политических процессов 1928–1929 гг., направленных в том числе против «буржуазных спецов». В первую очередь «чистки» охватили руководителей и сотрудников аппарата Наркомфина. Репрессиям были подвергнуты нарком финансов Г.Я. Сокольников и начальник валютного отдела Л.Н. Юровский, протестовавшие против расширения эмиссии как источника форсированной индустриализации. Поскольку ведущие работники Наркомфина вели занятия в МПЭИ, репрессии обрушились и на его преподавателей и сотрудников. «Вычищены» были и студенты. МПЭИ обезлюдел и в мае 1930 г. был расформирован.

^ Сокольников Григорий Яковлевич (1888–1939) – политический и государственный деятель, член ЦК большевистской партии. В 1918 г. – председатель советской делегации на переговорах с Германией, подписал Брестский мир. С 1920 г. – председатель Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК РСФСР. В 1921 г. – заместитель наркома, в 1922–1926 гг. – нарком финансов, один из инициаторов денежной реформы, приведшей к стабилизации рубля. В 1922 г. – участник Гаагской конференции, с 1926 г. – заместитель председателя Госплана, с 1928 г. – председатель Нефтесиндиката, с 1929 г. – на дипломатической работе. В 1920-е гг. – профессор МПЭИ, в 1930 г. – заведующий кафедрой «Финансы» в МФЭИ. В 1935–1936 гг. – первый заместитель наркома лесной промышленности СССР. В 1939 г. репрессирован и расстрелян. В 1987 г. посмертно реабилитирован.

В очередной раз политика вмешалась в жизнь института. Факультеты и отделения МПЭИ послужили базой для создания новых вузов. Промышленный факультет был преобразован в Московский инженерно-экономический институт, кооперативный факультет послужил основой для организации Московского института потребительской кооперации, финансовый факультет передавался в ведение НКФ и на его основе создавался Московский финансово-экономический институт Наркомфина СССР.



Подводя итоги, можно отметить, что возникновение первых финансовых вузов, ставших предшественниками современного Финансового университета, было обусловлено потребностями народного хозяйства. В основе нашего вуза лежали как достижения дореволюционного коммерческого образования, так и новаторство первого послереволюционного десятилетия.

1920-е гг. для финансово-экономического образования имели большое значение. В переходную эпоху бывшее Александровское коммерческое училище, выросшее до ведущего отраслевого вуза, сыграло связующую роль в передаче учебно-мето­ди­ческих и, в известной степени, научных традиций дореволюционного коммерческого образования советским финансово-эконо­мическим вузам. Традиции подготовки кадров развивались и совершенствовались, советская экономика получила квалифицированных специалистов.

Достижения МФЭИ и МПЭИ неразрывно связаны с развитием страны в целом и системы образования в частности. Оба вуза откликались на потребности зарождавшейся новой социально-экономической модели, готовили руководящие кадры для советской экономики, специалистов для аппарата центральных государственных учреждений финансово-экономического профиля. Значительный вклад в зарождение будущего Финансового университета внесли руководители Наркомифина и крупные ученые, явившиеся организаторами отечественного финансово-эко­но­мического образования 1920-х годов.

Вопросы для повторения

  1. Каковы предпосылки организации первых финансовых вузов?

  2. Каковы цели, задачи, организация обучения в МФЭИ?

  3. Укажите и охарактеризуйте этапы деятельности МПЭИ.

  4. Укажите различия в организации и деятельности МФЭИ и МПЭИ.

  5. Назовите организаторов МФЭИ и МПЭИ и охарактеризуйте их вклад в становление финансово-экономического образования.

  6. Расскажите о преподавателях первых финансово-экономи­чес­ких вузов, предшественников Финансовой академии.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для подготовки бакалавров iconУчебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент»
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент», по профилю...

Учебное пособие для подготовки бакалавров iconУчебное пособие Кировград С. Е. Артёмова учебное пособие для учащихся старших классов
Учебное пособие предназначено для уроков по деловому письму в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы. Пособие является дополнительным...

Учебное пособие для подготовки бакалавров iconРабочая программа дисциплины операционные системы для подготовки...
...

Учебное пособие для подготовки бакалавров iconУчебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом...
С 43 педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е....

Учебное пособие для подготовки бакалавров iconУчебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено...
Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). Ростов н/Д: "Феникс", 2003....

Учебное пособие для подготовки бакалавров iconОс общего назначения
Учебное пособие разработано на основе курса лекций по дисциплине «Операционные системы» для бакалавров направления 230700. 62, читаемой...

Учебное пособие для подготовки бакалавров iconШнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов социально-психологи­ческих и психологических факультетов университетов, готовящих себя...

Учебное пособие для подготовки бакалавров iconУчебное пособие Чернушка 2013 Э. Р. Муллаярова. Учебное пособие «Времена английского глагола»
Учебное пособие предназначено для студентов учреждений среднего и начального профессионального образования. Основная цель работы...

Учебное пособие для подготовки бакалавров iconАллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г....
Учебное пособие предназначено для психологов, представителей других наук, а также для всех интересующихся тем, как возникает новое...

Учебное пособие для подготовки бакалавров iconУчебное пособие по чтению математических
Учебное пособие предназначено для студентов математических факультетов неязыковых педвузов, изучающих английский язык. Пособие состоит...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница