№
| Этапы урока
| Слово учителя
| Работа учащихся
|
1.
| Оргмомент
| Выяснение причин отсутствия учащихся.
|
|
2.
| Целеполагание
| Посмотрите на тему. Определите цель урока, исходя из темы.
| Познакомиться с любов-ной лирикой поэта, прочитать стихи на данную тему, узнать адресатов данных стихов, понять, связаны ли эти произведения с жизнью самого поэта.
|
3.
| Работа в тетради
| Запись даты, темы урока.
|
|
4.
| Вступительное слово учителя.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Слайд № 1.
| Сколько лет прожил М. Ю. Лермонтов? Верно. А полюбил впервые в десятилетнем возрасте. В автобиографической заметке 1830 года он написал: "Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет отроду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: к нам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я ее видел там. Я не помню, хороша собою была или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не зная почему. - Один раз, я помню, я вбежал в комнату: она была тут и играла с кузиною в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкосились.- Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так! О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! - И так рано! Иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстью! - но чаще плакать". Затем Лермонтов создает стихотворение "Кавказ", третью строфу которой посвящает воспоминанию о той первой детской любви:
Я счастлив был с вами, ущелия гор; Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, вспоминая тот взор: Люблю я Кавказ!..
Он не помнил даже имени девочки, все собирался спросить у взрослых, но постеснялся. Так и жил со смутным воспоминанием чего-то прекрасного, почти божественного, соотнося с этим образом все, что встречалось в жизни. Это детское чувство, пожалуй, и осталось для поэта единственным светлым воспоминанием о любви, незамутненной горечью обид и разочарований.
Тема любви особенно волновала поэта в ранней юности. Любовная лирика несет в себе автобиог-рафические черты. Стихотворения адресованы в большинстве своем конкретным лицам. Сегодня на уроке мы познакомимся с адресатами любовной лирики М.Ю.Лермонтова. Многие произведения посвящены Наталии Федоровне Ивановой, Екатерине Александровне Сушковой, Варваре Александровне Лопухиной и многим другим женщинам, с которыми встречался поэт в юности. В 1830 году (16 лет) он открыл первую страницу лирического дневника, вписав в него стихи, обнажающие душу. Первым адресатом любовной лирики стала Екатерина Сушкова.
| Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь - 26 с небольшим лет.
|
5.
| Работа в тетради.
Нацеливание на дальнейшую работу.
| В процессе доклада вы должны самостоятельно записать следующее: кто был адресатом лирики Лермонтова, как называется цикл, посвященный данной женщине (название цикла пишем в кавычках с маленькой буквы), название произведений, входящих в этот цикл.. Запись должна выглядеть связно. В конце урока мы прочитаем эти записи.
Что необходимо будет записать в ходе доклада?
Как оформить?
| Адресата любовной лирики поэта, наименование цикла, посвященного ей, название стихов, входящих в этот цикл и их количество.
Текст должен быть связный, запись циклов в кавычках, с маленькой буквы. Стихи в кавычках.
|
6.
| Доклад учаще-гося с исполь-зованием ПРЕЗЕНТАЦИИ.
Слайд № 2.
|
| Следует доклад про Е. Сушкову (См. Приложение № 1) с использованием презентации, прерываемый анализом стихотворения «Нищий» (см. Приложение) и чтением называемых стихов, посвященных данному адресату. Всего 4 стихотворения.
|
7.
| Анализ стихо-творения «Нищий»
| Во время анализа докладчик садится на свое место и участвует в анализе стихот-ворения. Все остальные учащиеся следят по тексту стихотворения «Нищий».
| Работа в группе № 1 по заранее выданному заданию.
|
| Продолжение доклада учащегося.
|
|
|
8.
| Доклад учаще-гося с исполь-зованием ПРЕЗЕНТАЦИИ
Слайд № 3.
|
| Следует доклад про Н. Иванову (См. Приложение № 2) с использованием презентации, прерываемый анализом стихотворения «Я не унижусь пред тобою…» (см. Приложение) и чтением называемых стихов, посвященных данному адресату. Всего 2 стихотворения.
|
9.
| Анализ стихо-творения «Я не унижусь пред тобою…»
| Во время анализа докладчик садится на свое место и участвует в анализе стихот-ворения. Все остальные учащиеся следят по тексту стихотворения «Я не унижусь пред тобою…»
| Работа в группе № 2 по заранее выданному заданию.
|
| Продолжение доклада учащегося.
|
|
|
10.
| Доклад учаще-гося с исполь-зованием ПРЕЗЕНТАЦИИ
Слайд № 4
|
| Следует доклад про В. Лопухину (См. Приложение № 3) с использованием презентации, прерываемый анализом стихотворения «Молитва» ( «Я матерь Божия…» (см. Приложение) и чтением называемых стихов, посвященных данному адресату. Всего 3 стихотворения.
|
| Анализ стихо-творения «Молитва»
| Во время анализа докладчик садится на свое место и участвует в анализе стихот-ворения. Все остальные учащиеся следят по тексту стихотворения «Молитва»
| Работа в группе № 3 по заранее выданному заданию.
|
| Продолжение доклада учащегося.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Слайд № 5
|
|
|
11.
| Проверка записи в тетради.
| Какие записи получились у вас в тетради?
Кто не успел или не понял, тот дописывает.
| Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен «сушковский цикл», в который входят стихотворения: «Черно-окой", «Благодарю!», «Нищий», «Стансы».
Наталья Федоровна Иванова. Ей посвящен «ивановский цикл», в который входят стихи: «Я не унижусь пред тобою…», «Не ты, но судьба виновата…»
Варва́ра Алекса́ндровна Лопухина. Ей посвящены стихи: «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Она не гордой красотою…», «Молитва».
|
12.
| Вывод .
| О чем мы говорили на уроке?
Кто являлся адресатом лирики М. Ю. Лермонтова?
Какие произведения им посвящены?
Кто из перечисленных женщин был более всего дорог М. Ю. Лермонтову?
Чем закончились отношения с этими женщинами?
Какими мотивами это отразилось в творчестве поэта?
| Мы говорили о любовной лирике М. Ю. Лермон-ва.
Адресатом его лирики являлись Сушкова, Иванова, Лопухина.
Перечисляют на выбор.
В. А. Лопухина.
Разрывом, непониманием.
Мотив одиночества.
|
13.
| Обобщающее слово учителя.
| Завершая наш урок, хочется сказать, что не остается сомнения в том, что нет ни одного поэта, который не писал бы про любовь. И если любовь Пушкина – это «прекрасное мгновенье», то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и в конечном счете – неверие в прочность любви. Но поэт, переживший разочарования, обиды, продолжал хранить в своем сердце любовь, которая помогла ему, как и его лирическому герою, оставаться в битвах, и в драмах жизни. Его любовь, несмотря на все потрясения, на разлуку, стала чувством, дающим поэту силы творить, что позволило ему навечно остаться в истории русской литературы.
|
|
14
| Запись в тетради.
| Сформулируйте и запишите, какая любовь для Лермонтова?
Проверка записи в тетради.
| У Лермонтова любовь– это смятение сердца, боль потерь.
|
15.
| Домашнее задание
| Выучить одно понравившееся стихотворение наизусть.
|
|
16.
| Оценки
| Три докладчика и учащимся за работу в группах. Аргументация оценок.
|
|