«Любовная лирика М. Ю. Лермонтова». 10 кл. (1 час)




Название«Любовная лирика М. Ю. Лермонтова». 10 кл. (1 час)
Дата публикации30.01.2014
Размер83.1 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Физика > Урок
Тема урока: «Любовная лирика М. Ю. Лермонтова». 10 кл. (1 час)

Цель урока:

Обучающая:

  1. Показать связь жизни и творчества поэта.

  2. Познакомиться с произведениями М. Ю. Лермонтова, посвященной данной тематике.

  3. Узнать об адресатах любовной лирики.

  4. Обучить элементам анализа стихотворного произведения.

Развивающая:

  1. Развитие творческих способностей учащихся (чтение стихотворений).

  2. Развитие умения выступать перед аудиторией.

  3. Формирование умения отбирать материал для сообщений по данной теме.

  4. Развитие умения выразительного чтения стихотворений.

  5. Развитие умения конспектировать, выделяя главное.

Воспитывающая:

  1. Формировать серьезное отношение к чувству любви.

  2. Способствовать воспитанию серьезного отношения между мужчиной и женщиной.

  3. Формировать умение работать в группах.

  4. Формировать умение оказания взаимопомощи при работе в группах.

Тип урока – урок новой темы.

Форма урока - лекция с ассистированием (в ходе урока учитель обращается к помощи учеников, которые выступают с сообщением на заданную тему и выразительно читают стихи)

Предварительная работа:
1. Деление класса на творческие группы ( 3 группы + 3 докладчика).
2. Определение заданий для учащихся.
3. Исследовательская работа учащихся:
а) помощь в подборе материала для сообщения по теме; б) выбор стихов для чтения и анализа.
4. Выбор формы представления материала.
5. Творческое представление изученного материала (презентация).
Оборудование: доска, презентация, компьютер, стихи М. Ю. Лермонтова по данной тематике, распечатанные задания для групп по анализу стихов.

^ Ход урока:



Этапы урока

Слово учителя

Работа учащихся

1.

Оргмомент

Выяснение причин отсутствия учащихся.




2.

Целеполагание

Посмотрите на тему. Определите цель урока, исходя из темы.

Познакомиться с любов-ной лирикой поэта, прочитать стихи на данную тему, узнать адресатов данных стихов, понять, связаны ли эти произведения с жизнью самого поэта.

3.

Работа в тетради

Запись даты, темы урока.




4.

Вступительное слово учителя.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд № 1.

Сколько лет прожил М. Ю. Лермонтов? Верно. А полюбил впервые в десятилетнем возрасте. В автобиографической заметке 1830 года он написал: "Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет отроду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: к нам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я ее видел там. Я не помню, хороша собою была или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не зная почему. - Один раз, я помню, я вбежал в комнату: она была тут и играла с кузиною в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкосились.- Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так! О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! - И так рано! Иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстью! - но чаще плакать". Затем Лермонтов создает стихотворение "Кавказ", третью строфу которой посвящает воспоминанию о той первой детской любви:

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, вспоминая тот взор: Люблю я Кавказ!..


Он не помнил даже имени девочки, все собирался спросить у взрослых, но постеснялся. Так и жил со смутным воспоминанием чего-то прекрасного, почти божественного, соотнося с этим образом все, что встречалось в жизни. Это детское чувство, пожалуй, и осталось для поэта единственным светлым воспоминанием о любви, незамутненной горечью обид и разочарований.

Тема любви особенно волновала поэта в ранней юности. Любовная лирика несет в себе автобиог-рафические черты. Стихотворения адресованы в большинстве своем конкретным лицам. Сегодня на уроке мы познакомимся с адресатами любовной лирики М.Ю.Лермонтова. Многие произведения посвящены Наталии Федоровне Ивановой, Екатерине Александровне Сушковой, Варваре Александровне Лопухиной и многим другим женщинам, с которыми встречался поэт в юности. В 1830 году (16 лет) он открыл первую страницу лирического дневника, вписав в него стихи, обнажающие душу. Первым адресатом любовной лирики стала Екатерина Сушкова.

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь - 26 с небольшим лет.

5.

Работа в тетради.

Нацеливание на дальнейшую работу.

В процессе доклада вы должны самостоятельно записать следующее: кто был адресатом лирики Лермонтова, как называется цикл, посвященный данной женщине (название цикла пишем в кавычках с маленькой буквы), название произведений, входящих в этот цикл.. Запись должна выглядеть связно. В конце урока мы прочитаем эти записи.

Что необходимо будет записать в ходе доклада?

Как оформить?

Адресата любовной лирики поэта, наименование цикла, посвященного ей, название стихов, входящих в этот цикл и их количество.

Текст должен быть связный, запись циклов в кавычках, с маленькой буквы. Стихи в кавычках.

6.


Доклад учаще-гося с исполь-зованием ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Слайд № 2.




Следует доклад про Е. Сушкову (См. Приложение № 1) с использованием презентации, прерываемый анализом стихотворения «Нищий» (см. Приложение) и чтением называемых стихов, посвященных данному адресату. Всего 4 стихотворения.

7.

Анализ стихо-творения «Нищий»

Во время анализа докладчик садится на свое место и участвует в анализе стихот-ворения. Все остальные учащиеся следят по тексту стихотворения «Нищий».

Работа в группе № 1 по заранее выданному заданию.




Продолжение доклада учащегося.







8.

Доклад учаще-гося с исполь-зованием ПРЕЗЕНТАЦИИ

Слайд № 3.




Следует доклад про Н. Иванову (См. Приложение № 2) с использованием презентации, прерываемый анализом стихотворения «Я не унижусь пред тобою…» (см. Приложение) и чтением называемых стихов, посвященных данному адресату. Всего 2 стихотворения.

9.

Анализ стихо-творения «Я не унижусь пред тобою…»

Во время анализа докладчик садится на свое место и участвует в анализе стихот-ворения. Все остальные учащиеся следят по тексту стихотворения «Я не унижусь пред тобою…»

Работа в группе № 2 по заранее выданному заданию.




Продолжение доклада учащегося.







10.

Доклад учаще-гося с исполь-зованием ПРЕЗЕНТАЦИИ

Слайд № 4




Следует доклад про В. Лопухину (См. Приложение № 3) с использованием презентации, прерываемый анализом стихотворения «Молитва» ( «Я матерь Божия…» (см. Приложение) и чтением называемых стихов, посвященных данному адресату. Всего 3 стихотворения.




Анализ стихо-творения «Молитва»

Во время анализа докладчик садится на свое место и участвует в анализе стихот-ворения. Все остальные учащиеся следят по тексту стихотворения «Молитва»

Работа в группе № 3 по заранее выданному заданию.




Продолжение доклада учащегося.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд № 5







11.

Проверка записи в тетради.

Какие записи получились у вас в тетради?

Кто не успел или не понял, тот дописывает.

Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен «сушковский цикл», в который входят стихотворения: «Черно-окой", «Благодарю!», «Нищий», «Стансы».

Наталья Федоровна Иванова. Ей посвящен «ивановский цикл», в который входят стихи: «Я не унижусь пред тобою…», «Не ты, но судьба виновата…»

Варва́ра Алекса́ндровна Лопухина. Ей посвящены стихи: «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Она не гордой красотою…», «Молитва».

12.

Вывод .

О чем мы говорили на уроке?

Кто являлся адресатом лирики М. Ю. Лермонтова?

Какие произведения им посвящены?

Кто из перечисленных женщин был более всего дорог М. Ю. Лермонтову?

Чем закончились отношения с этими женщинами?

Какими мотивами это отразилось в творчестве поэта?

Мы говорили о любовной лирике М. Ю. Лермон-ва.

Адресатом его лирики являлись Сушкова, Иванова, Лопухина.

Перечисляют на выбор.

В. А. Лопухина.

Разрывом, непониманием.

Мотив одиночества.

13.

Обобщающее слово учителя.

Завершая наш урок, хочется сказать, что не остается сомнения в том, что нет ни одного поэта, который не писал бы про любовь. И если любовь Пушкина – это «прекрасное мгновенье», то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и в конечном счете – неверие в прочность любви. Но поэт, переживший разочарования, обиды, продолжал хранить в своем сердце любовь, которая помогла ему, как и его лирическому герою, оставаться в битвах, и в драмах жизни. Его любовь, несмотря на все потрясения, на разлуку, стала чувством, дающим поэту силы творить, что позволило ему навечно остаться в истории русской литературы.




14

Запись в тетради.

Сформулируйте и запишите, какая любовь для Лермонтова?

Проверка записи в тетради.

У Лермонтова любовь– это смятение сердца, боль потерь.

15.

Домашнее задание

Выучить одно понравившееся стихотворение наизусть.




16.

Оценки

Три докладчика и учащимся за работу в группах. Аргументация оценок.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Любовная лирика М. Ю. Лермонтова». 10 кл. (1 час) iconТема урока: «Любовная лирика М. Ю. Лермонтова»
Цель урока. Показать существенные черты лермонтовской лирики, учить приемам анализа лирического произведения

«Любовная лирика М. Ю. Лермонтова». 10 кл. (1 час) icon9б литер. Любовная лирика М. Ю. Лермонтова. Чтение и анализ стихотворений...
Алексеевне Щербатовой – Умнова Галя, о Наталье Федоровне Ивановой – Григорьева Рита. (На что обратить внимание в сообщении: Какой...

«Любовная лирика М. Ю. Лермонтова». 10 кл. (1 час) iconРеферат На тему: «Любовная лирика»
России в 18 веке. Конечно же, в русском фольклоре существовала любовная песня. Но древнерусская литература не включала земную, чувственную...

«Любовная лирика М. Ю. Лермонтова». 10 кл. (1 час) iconТест. Литература первой половины XIX века. (Лирика М. Ю. Лермонтова)...
В так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, и час их красоты...

«Любовная лирика М. Ю. Лермонтова». 10 кл. (1 час) iconЛюбовная лирика А. Ахматовой
Вступление 1-2 стр

«Любовная лирика М. Ю. Лермонтова». 10 кл. (1 час) icon«твой милый образ, незабвенный…»
Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений «Я помню время золотое» и «Я встретил вас»

«Любовная лирика М. Ю. Лермонтова». 10 кл. (1 час) iconЛюбовная лирика А. А. Ахматовой
Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний

«Любовная лирика М. Ю. Лермонтова». 10 кл. (1 час) icon“ Любовная лирика Ф. И. Тютчева” ("Я встретил Вас ") подготовлен учителем
Ф. И. Тютчеве как об авторе стихов о любви, раскрывающем в ней драматические переживания человека

«Любовная лирика М. Ю. Лермонтова». 10 кл. (1 час) iconУрок литературы в 10 классе по теме: «Любовная лирика Н. А. Некрасова»
Цели: внести дополнительные сведения в представление обучающихся о личности Н. А. Некрасова

«Любовная лирика М. Ю. Лермонтова». 10 кл. (1 час) iconУрок литературы по теме «Открытие человека. Владимир Маяковский....
Муниципальное общеобразовательное учреждение тазовская школа-интернат среднего (полного)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница