Скачать 0.57 Mb.
|
Министерство образования науки Российской Федерации Министерство образования Иркутской области Отдел образования и молодежной политики Администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10». Номинация 1.7. Программы предпрофильной подготовки (для детей 8-9-х классов). Программа элективного _интегрированного курса_________ для учащихся ____8,9____ классов. Название курса «Симметричный мир». в системе _____предпрофильной подготовки__________________ Разработал: учитель математики II категории МБОУ «СОШ № 10» Александрова Светлана Николаевна г. Усолье-Сибирское 2012 год. Паспорт на программу Элективного курса в системе предпрофильной подготовки (предпрофильной подготовки, профильного обучения) Название курса «Симметричный мир». а) Александрова Светлана Николаевна, учитель, МБОУ «СОШ № 10», ул. Серегина 34. б) интегрированный курс (предметная область, интегрированный курс) в) ориентированный (межпредметный) вид курса: пробный (предметно-ориентированный), ориентированный (межпредметный) г) 12 часов д) Элективный курс индивидуально разработан, составлен на основе авторских программ, элективных курсов индивидуально разработан указать название, автора, издательство, год. ^ О симметрия! Гимн тебе пою! Тебя повсюду в мире узнаю Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке, Ты в елочке, что у лесной дорожки. С тобою в дружбе и тюльпан и роза И снежный рай – творение мороза. Благодаря многогранности изучения данной темы вовлекается интеллект, эмоции, стремления и другие стороны личности. Особое место будет занимать потребность в познании. При интенсивной работе мысли во время занятий у ребят будет появляться чувство удовлетворения своими успехами, которые они будут получать в ходе самостоятельной работы, а так же стремление довести начатую работу до конца. Учебный материал содержит достаточно ситуаций, когда обучающимся в ходе работы придется столкнуться с такими предметами, которые не относятся к математике. Например, химия, биология, физика, литература, изобразительное искусство. Предлагаемая программа элективного курса предполагает дополнительные возможности для обучающихся имеющих интерес к математике, желающих расширить свой кругозор, улучшить свои знания при изучении основного курса, рассмотрев данную тему в других областях знаний. В ходе данного элективного курса обучающиеся учатся использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве. У них воспитывается интерес и понимание значения в жизни общества и человека пластических искусств: декоративно-прикладных и архитектуры. Формируется художественно-образное мышление. Развиваются творческие способности. Воспитывается эстетическое отношение к искусству. Обучающиеся овладевают знаниями о живой природе, устанавливают гармоничное отношение к природе. Кроме всего этого обучающиеся получают по данным областям знания, которые находятся за гранью учебника. Школьная программа не дает возможности изучения данной темы в соотношении с различными областями знаний. Тема «Осевая и центральная симметрия» изучается в геометрии в 8 классе. По данной теме дано только общее понятие. И только внеклассная работа открывает для учителя такие возможности, где ребята должны работать самостоятельно, наблюдать, сопоставлять, видеть симметрию в окружающем мире, в предметах, творчески мыслить, уметь применять полученные знания в жизни. В основе курса лежат методологические положения: семинары, лекционно-практические занятия, практические занятии. Используются индивидуальные, коллективные, групповые формы работы с обучающимися. Актуальность данного элективного курса состоит в том, что симметрия играет важную роль в геометрии т. к. помогает решать большой класс задач на доказательство, построение и вычисление. В ряде случаев симметрия даёт наиболее простые и изящные решения задач по сравнению с методами, основанными на признаках равенства и подобия треугольника. Но симметрия играет важную роль не только в геометрии, но и в физике, химии, искусстве, биологии. Чтобы получить ключ к раскрытию чудесных тайн природы, необходимо обратиться к геометрическому учению о симметрии. Обучающиеся в ходе занятий будут узнавать расположение листьев, цветков, строение кристаллов, спирали раковин с точки зрения геометрии. Узнают, что люди с давних времён использовали симметрию в рисунках, орнаментах, предметах быта. Знания, полученные на элективном курсе, обучающиеся могут применить в дальнейшем своем обучении, например, при получении профессии дизайнера, или при решении геометрических задач практической направленностью. Новизна. Современная теория симметрии находит отражение практически в каждой научной области. По мнению Л.И.Пельмана, он полагал, что сложные научные истины надо делать доступными для непосвященного человека, удивлять его, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Занятия позволят научиться, пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, сравнивать, искать объяснение тому или иному явлению. В программе используется возможность побудить способность обучающихся удивляться, показать обучающимся, что окружающий, столь обычный для них мир наполнен чудесными и удивительными явлениями. Данный курс будет служить подспорьем в изучении не только математики, но и физики, химии и литературы. Поможет обучающимся видеть в окружающем мире симметрию и уметь распознавать ее в окружающих объектах. ^
Задачи элективного курса:
Содержание курса. (Программа рассчитана на 12 часов).
Структура курса.
Занятие № 1. Тема занятия: Введение. Цель занятия: Обобщить полученные знания о симметрии на уроках. Дать понятие симметрии в других областях знаний.
Много веков назад люди восхищались красотой, созданной самой природой. Крылья бабочки, узор снежинки, листья клёна и многое другое являлось своеобразной подсказкой для открытия такого явления как симметрия. В переводе с греческого языка симметрия означает “соразмерность”, сохраняемость, повторяемость каких-либо особенностей структуры изучаемого объекта при проведении с ним определенных преобразований. Понятие симметрия проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Многие народы с древних времен владели представлениями о симметрии, эквиваленте уравновешенности и гармонии.
« соразмерность, пропорциональность частей чего-нибудь, расположенных по обе стороны от середины, центра». Действительно, симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон. Она создает красоту и гармонию. Поэтому свою работу я назвала «Симметричный мир». В моей работе я постараюсь проследить, в каких областях встречается симметрия и как люди ее воспринимают. ^ Симметрия – одно из величайших таинств природы. Она проявляется не только на уровне изображения и внешнего вида. Это явление и природное, и математическое, и художественное, и космическое. Да и сам человек является частицей симметричного мира. Действительно симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон, мы имеем дело с симметрией везде, где наблюдается какая-либо упорядоченность. Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Получается, что симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, красота, совершенство. Весь мир можно рассмотреть как проявление единства симметрии и асимметрии. Асимметричное в целом сооружение может являть собой гармоничную композицию из симметричных элементов. Симметрия многообразна, вездесуща. Она создает красоту и гармонию. На сегодняшний день симметрия существует везде: в математике, физике, химии, природе и технике, в живописи и архитектуре, в музыке и хореографии, в поэзии. С симметрией мы встречаемся всюду. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Занятие № 2-3. Тема: Симметрия в математике. Цель занятия: Обобщить знания о центральной, осевой, зеркальной, переносной симметриях. Научить изготавливать развертки и модели правильных многогранников.
1. Рассказ учащихся о многогранниках. Древние греки полагали, что Вселенная симметрична потому, что симметрия прекрасна. Так, Пифагор считал сферу наиболее симметричной и совершенной формой, делал выводы о сферичности нашей Земли и ее движении по сфере. Ученые обратили внимание, что симметричны и правильные выпуклые многогранники. Они сделали вывод, чтобы тело было «совершенно симметричным», оно должно иметь равное число граней, встречающихся в углах, и эти грани должны быть правильными многоугольниками, то есть фигурами с равными сторонами и углами. Эти фигуры подробно описал древнегреческий философ Платон. Он их олицетворял с четырьмя природными стихиями: ![]() Огонь – тетраэдр (вершина всегда обращена вверх). Состоит из 4 правильных треугольников. З ![]() В ![]() ![]() Вода – икосаэдр (наиболее «катучее» тело). Состоит из 20 правильных треугольников. ![]() Додекаэдр представлял, как образ всей Вселенной. Состоит из 12 правильных пятиугольников. Простейшими видами пространственной симметрии является центральная, осевая, зеркально-поворотная и симметрия переноса. Данные виды симметрии изучают в геометрии.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() | «совершенствование системы формирования кадрового потенциала молодёжной политики в российской федерации» | ![]() | Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования... |
![]() | Российской Федерации на образование, исходя из принципов общедоступности и бесплатности общего образования, реализации государственной... | ![]() | Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации... |
![]() | Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования... | ![]() | Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования... |
![]() | Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования... | ![]() | Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая... |
![]() | Анализ опыта реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Этапы развития государственной молодежной политики,... | ![]() | Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 2015 годы (утверждена распоряжением... |