Российской Федерации Министерство образования Иркутской области Отдел образования и молодежной политики




НазваниеРоссийской Федерации Министерство образования Иркутской области Отдел образования и молодежной политики
страница1/7
Дата публикации25.09.2014
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Физика > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования науки Российской Федерации

Министерство образования Иркутской области

Отдел образования и молодежной политики

Администрации муниципального образования города

Усолье-Сибирское,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10».


Номинация 1.7. Программы предпрофильной подготовки

(для детей 8-9-х классов).

Программа элективного _интегрированного курса_________ для

учащихся ____8,9____ классов.

Название курса «Симметричный мир».

в системе _____предпрофильной подготовки__________________


Разработал: учитель математики II категории МБОУ «СОШ № 10» Александрова Светлана Николаевна

г. Усолье-Сибирское

2012 год.
Паспорт на программу

Элективного курса в системе предпрофильной подготовки

(предпрофильной подготовки, профильного обучения)

Название курса «Симметричный мир».

а) Александрова Светлана Николаевна, учитель, МБОУ «СОШ № 10», ул. Серегина 34.

б) интегрированный курс

(предметная область, интегрированный курс)

в) ориентированный (межпредметный)

вид курса: пробный (предметно-ориентированный), ориентированный (межпредметный)

г) 12 часов

д) Элективный курс индивидуально разработан, составлен на основе авторских программ, элективных курсов индивидуально разработан

указать название, автора, издательство, год.

^ Пояснительная записка.
О симметрия! Гимн тебе пою!

Тебя повсюду в мире узнаю

Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,

Ты в елочке, что у лесной дорожки.

С тобою в дружбе и тюльпан и роза

И снежный рай – творение мороза.
Благодаря многогранности изучения данной темы вовлекается интеллект, эмоции, стремления и другие стороны личности. Особое место будет занимать потребность в познании. При интенсивной работе мысли во время занятий у ребят будет появляться чувство удовлетворения своими успехами, которые они будут получать в ходе самостоятельной работы, а так же стремление довести начатую работу до конца.

Учебный материал содержит достаточно ситуаций, когда обучающимся в ходе работы придется столкнуться с такими предметами, которые не относятся к математике. Например, химия, биология, физика, литература, изобразительное искусство.

Предлагаемая программа элективного курса предполагает дополнительные возможности для обучающихся имеющих интерес к математике, желающих расширить свой кругозор, улучшить свои знания при изучении основного курса, рассмотрев данную тему в других областях знаний.

В ходе данного элективного курса обучающиеся учатся использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве. У них воспитывается интерес и понимание значения в жизни общества и человека пластических искусств: декоративно-прикладных и архитектуры. Формируется художественно-образное мышление. Развиваются творческие способности. Воспитывается эстетическое отношение к искусству. Обучающиеся овладевают знаниями о живой природе, устанавливают гармоничное отношение к природе. Кроме всего этого обучающиеся получают по данным областям знания, которые находятся за гранью учебника.

Школьная программа не дает возможности изучения данной темы в соотношении с различными областями знаний. Тема «Осевая и центральная симметрия» изучается в геометрии в 8 классе. По данной теме дано только общее понятие. И только внеклассная работа открывает для учителя такие возможности, где ребята должны работать самостоятельно, наблюдать, сопоставлять, видеть симметрию в окружающем мире, в предметах, творчески мыслить, уметь применять полученные знания в жизни.

В основе курса лежат методологические положения: семинары, лекционно-практические занятия, практические занятии. Используются индивидуальные, коллективные, групповые формы работы с обучающимися.
Актуальность данного элективного курса состоит в том, что симметрия играет важную роль в геометрии т. к. помогает решать большой класс задач на доказательство, построение и вычисление. В ряде случаев симметрия даёт наиболее простые и изящные решения задач по сравнению с методами, основанными на признаках равенства и подобия треугольника. Но симметрия играет важную роль не только в геометрии, но и в физике, химии, искусстве, биологии. Чтобы получить ключ к раскрытию чудесных тайн природы, необходимо обратиться к геометрическому учению о симметрии. Обучающиеся в ходе занятий будут узнавать расположение листьев, цветков, строение кристаллов, спирали раковин с точки зрения геометрии. Узнают, что люди с давних времён использовали симметрию в рисунках, орнаментах, предметах быта. Знания, полученные на элективном курсе, обучающиеся могут применить в дальнейшем своем обучении, например, при получении профессии дизайнера, или при решении геометрических задач практической направленностью.
Новизна. Современная теория симметрии находит отражение практически в каждой научной области. По мнению Л.И.Пельмана, он полагал, что сложные научные истины надо делать доступными для непосвященного человека, удивлять его, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Занятия позволят научиться, пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, сравнивать, искать объяснение тому или иному явлению.

В программе используется возможность побудить способность обучающихся удивляться, показать обучающимся, что окружающий, столь обычный для них мир наполнен чудесными и удивительными явлениями.

Данный курс будет служить подспорьем в изучении не только математики, но и физики, химии и литературы. Поможет обучающимся видеть в окружающем мире симметрию и уметь распознавать ее в окружающих объектах.


^ Цели элективного курса.


  1. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.

  2. Развитие математических, интеллектуальных способностей обучающихся, обобщенных умственных умений.


Задачи элективного курса:



  1. Овладеть конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для смежных дисциплин.

  2. Формировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности.

  3. Систематизировать знания по теме «Симметрия».

  4. Познакомить с историей появления симметрии.

  5. Научить учащиеся, использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве.

  6. Развить у личности учащегося, его познавательных способностей.

  7. Открыть новое для себя в этом мире.

  8. Улучшить свои знания при изучении основного курса, рассмотрев данную тему в других областях знаний.

  9. Научить осуществлять деятельность обучающихся в нестандартной ситуации.

  10. Исследовать в окружающей жизни наличие симметричных объектов.

  11. Воспитывать чувство ответственности за начатое дело.

  12. Дать понять значимость многогранности предмета математике.

  13. Научить находить симметрию в биологических объектах и уметь их классифицировать.

  14. Научить распознавать различные архитектурные стили.

  15. Научить видеть разные виды симметрии в декоративно-прикладном искусстве.

  16. Научить видеть в смене строф симметрию.

  17. Научить строить развертки многогранников.

  18. Научить видеть прекрасное в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры.

  19. Приобщить учащихся к работе с литературой.


Содержание курса.

(Программа рассчитана на 12 часов).



Ссылки на задачи



Темы занятий

Кол-во часов

Деятельность учащихся

всего

лекции

практика

2,4,6,12

1

Вводное занятие.

1

1

-

а) Рассказ с элементами беседы

б)Самостоятельная работа с литературой

1,3,4,7,8,10,12,17

2-3

Симметрия в математике.

2

1

1

а) Семинар

б)Изготовление развертки многогранников

5,7,8,9,10,13,19

4-5

Симметрия в живой природе.

2

-

2

а) Устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией

б) Самостоятельные исследования

в) Работа в группах

2,3,5,8,9,10

6

Симметрия в физике.

1

-

1

а) Лекция

б) Самостоятельные исследования - работа с зеркалом

5,6,7,8,19

7

Симметрия в химии.

1

0,5

0,5

а) Работа в группах с литературой

б) Самостоятельные исследования с кристаллическими решетками.

5,7,8,10,11,14,15,18,19

8-10

Симметрия в искусстве.

3

1

2

а) Самостоятельная работа с литературой

б) Анализ архитектурных сооружений

в) Самостоятельная исследовательская работа в группах – декоративно-прикладное искусство

7,8,11,12,16

11

Симметрия в поэзии.

1

-

1

а) Анализ стихотворной рифмы

1,2,3,7,8

12

Итоговое занятие «Симметричный мир»

1

-

1

а) Подготовка сценария для слайд-фильма

б) Презентация своих работ

в) Создание буклета


Структура курса.

Учебный модуль

Практический модуль

Полученный продукт.

Задачи: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,11,12,19

Задачи: 2,3,5,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18

Задачи: 2,3,5,7,8,9,11,17

1.Вводное занятие

а) Рассказ с элементами беседы

б) Самостоятельная работа с литературой

1.Вводное занятие





2.Симметрия в математике

а) Семинар

2.Симметрия в математике

б) Изготовление развертки многогранников

2.Симметрия в математике

б) Развертки многогранников

3.Симметрия в живой природе

а) Устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией


3.Симметрия в живой природе

а) Самостоятельные исследования

б) Работа в группах

3. Отчет об исследованиях.

4. Симметрия в физике

а) Лекция

4. Симметрия в физике

а) Самостоятельные исследования - работа с зеркалом

4. Симметрия в физике

а) Фотографии для слайдов

5. Симметрия в химии

а) Работа в группах с литературой

5. Симметрия в химии

а) Самостоятельные исследования с кристаллическими решетками.

5. Отчет об исследованиях.

6. Симметрия в искусстве

а) Самостоятельная работа с литературой

6. Симметрия в искусстве

а) Деловая игра: Путешествие в архитектурные сооружения

б) Самостоятельная исследовательская работа в группах – декоративно-прикладное искусство

6. Отчет об исследованиях.

7. Симметрия в поэзии

а) Подбор стихотворений.

7. Анализ стихотворной рифмы

7. Отчет об исследованиях.

8.Итоговое занятие «Симметричный мир»

8.Итоговое занятие «Симметричный мир»

8.Итоговое занятие «Симметричный мир»

а) Подготовка сценария для слайд-фильма

б) Презентация своих работ

в) Создание буклета
Ожидаемые результаты.



  1. Наличие у учащихся положительного мотива к деятельности.

  2. Наличие у учащихся потребности к познанию.

  3. При наличии интенсивной работе мысли во время занятий у ребят будет появляться чувство удовлетворения своими успехами.

  4. Наличие стремления довести начатую работу до конца.

  5. Осознание учеником усвоение нового как личностной ценности.


Занятие № 1.

Тема занятия: Введение.

Цель занятия: Обобщить полученные знания о симметрии на уроках.

Дать понятие симметрии в других областях знаний.


      1. Заполнение анкеты.

      2. Выявление знаний детей о симметрии.

      3. Рассказ учителя, конспект, подготовка вопросов.

      4. Итог занятия № 1. Систематизация знаний о симметрии полученных во время уроков и рассказа.


Много веков назад люди восхищались красотой, созданной самой природой. Крылья бабочки, узор снежинки, листья клёна и многое другое являлось своеобразной подсказкой для открытия такого явления как симметрия. В переводе с греческого языка симметрия означает “соразмерность”, сохраняемость, повторяемость каких-либо особенностей структуры изучаемого объекта при проведении с ним определенных преобразований. Понятие симметрия проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Многие народы с древних времен владели представлениями о симметрии, эквиваленте уравновешенности и гармонии.

  • Известный немецкий математик Герман Вейль писал: “^ Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство”.

  • В Кратком Оксфордском словаре симметрия определяется как «красота, обусловленная пропорциональностью частей тела или любого целого, равновесием, подобием, гармонией, согласованностью».

  • Но в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова, симметрия подразумевается как

« соразмерность, пропорциональность частей чего-нибудь, расположенных по обе стороны от середины, центра».

Действительно, симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон. Она создает красоту и гармонию. Поэтому свою работу я назвала «Симметричный мир». В моей работе я постараюсь проследить, в каких областях встречается симметрия и как люди ее воспринимают.
^ Области, где можно встретить симметрию.
Симметрия – одно из величайших таинств природы. Она проявляется не только на уровне изображения и внешнего вида. Это явление и природное, и математическое, и художественное, и космическое. Да и сам человек является частицей симметричного мира. Действительно симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон, мы имеем дело с симметрией везде, где наблюдается какая-либо упорядоченность. Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Получается, что симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, красота, совершенство.

Весь мир можно рассмотреть как проявление единства симметрии и асимметрии. Асимметричное в целом сооружение может являть собой гармоничную композицию из симметричных элементов.

Симметрия многообразна, вездесуща. Она создает красоту и гармонию.

На сегодняшний день симметрия существует везде: в математике, физике, химии, природе и технике, в живописи и архитектуре, в музыке и хореографии, в поэзии.

С симметрией мы встречаемся всюду.   Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки.

Занятие № 2-3.

Тема: Симметрия в математике.

Цель занятия: Обобщить знания о центральной, осевой, зеркальной, переносной симметриях.

Научить изготавливать развертки и модели правильных многогранников.

  1. Рассказ ученика (готовится дома) о правильных многогранниках.

  2. По готовым слайдам называют виды симметрии.

  3. Изготовление разверток и моделей многогранников.

  4. Итог занятий №1-№2: Выставка работ учащихся в кабинете математики.


1. Рассказ учащихся о многогранниках.
Древние греки полагали, что Вселенная симметрична потому, что симметрия прекрасна. Так, Пифагор считал сферу наиболее симметричной и совершенной формой, делал выводы о сферичности нашей Земли и ее движении по сфере.

Ученые обратили внимание, что симметричны и правильные выпуклые многогранники. Они сделали вывод, чтобы тело было «совершенно симметричным», оно должно иметь равное число граней, встречающихся в углах, и эти грани должны быть правильными многоугольниками, то есть фигурами с равными сторонами и углами. Эти фигуры подробно описал древнегреческий философ Платон. Он их олицетворял с четырьмя природными стихиями:




Огонь – тетраэдр (вершина всегда обращена вверх). Состоит из 4 правильных треугольников.

Земля – куб (самое устойчивое тело). Состоит из 6 квадратов.

Воздух – октаэдр. Состоит из 8 правильных треугольников.



Вода – икосаэдр (наиболее «катучее» тело). Состоит из 20 правильных треугольников.



Додекаэдр представлял, как образ всей Вселенной. Состоит из 12 правильных пятиугольников.
Простейшими видами пространственной симметрии является центральная, осевая, зеркально-поворотная и симметрия переноса. Данные виды симметрии изучают в геометрии.


  1. Работа со слайдами:




  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Министерство образования Иркутской области Отдел образования и молодежной политики iconДепартамент молодёжной политики и общественных связей федеральное агентство по делам молодёжи
«совершенствование системы формирования кадрового потенциала молодёжной политики в российской федерации»

Российской Федерации Министерство образования Иркутской области Отдел образования и молодежной политики iconРоссийской Федерации" Федеральный закон "
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...

Российской Федерации Министерство образования Иркутской области Отдел образования и молодежной политики iconЗаконом Российской Федерации от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании»
Российской Федерации на образование, исходя из принципов общедоступности и бесплатности общего образования, реализации государственной...

Российской Федерации Министерство образования Иркутской области Отдел образования и молодежной политики iconРоссийской федерации (минспорттуризм россии)
Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...

Российской Федерации Министерство образования Иркутской области Отдел образования и молодежной политики iconЗакон от 29. 12. 2012 n 273-фз "Об образовании в Российской Федерации"
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...

Российской Федерации Министерство образования Иркутской области Отдел образования и молодежной политики iconЗакон от 29. 12. 2012 n 273-фз "Об образовании в Российской Федерации"
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...

Российской Федерации Министерство образования Иркутской области Отдел образования и молодежной политики iconРоссийская федерация федеральный закон об образовании в российской федерации
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...

Российской Федерации Министерство образования Иркутской области Отдел образования и молодежной политики iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая...

Российской Федерации Министерство образования Иркутской области Отдел образования и молодежной политики iconДоклад «Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала»
Анализ опыта реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Этапы развития государственной молодежной политики,...

Российской Федерации Министерство образования Иркутской области Отдел образования и молодежной политики iconКонцепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде
Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 2015 годы (утверждена распоряжением...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница