Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»




Скачать 79.79 Kb.
НазваниеПрограмма курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»
Дата публикации03.10.2014
Размер79.79 Kb.
ТипПрограмма курса
lit-yaz.ru > Физика > Программа курса
Программа курса внеурочной деятельности

«Мир вокруг меня»

Пояснительная записка

Никто, наверное, не будет отрицать, что изучение такого предмета как физика в 7 классе, когда интерес к естественнонаучным проблемам уступает место проблемам общения уже несколько «поздно». Зачастую у ученика уже складывается своя, порой неверная картина мира. От учителя требуется много усилий, чтобы заинтересовать семиклассников физикой. Проблема эта отчасти снимается при введение курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня» для шестиклассников. Этот курс является пропедевтическим курсом.

У учащихся пробуждается живой интерес к явлениям окружающего мира, они обучаются обращению с физическими приборами, знакомятся с физическими величинами и устанавливают взаимосвязь между ними, находят практическое применение своих знаний, полученных на других уроках.

Для того, чтобы интерес учащихся не угасал, необходимо сочетать в ходе занятий рациональное и эмоциональное, факты и обобщение, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы, вовлекать учащихся в различные виды деятельности, использовать игры.

Цель курса: создание условий для освоения учащимися первичных физических понятий, формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.

Задачи курса:

  1. Создать условия для освоения учащимися первичных физических понятий.

  2. Сформировать умения проводить наблюдения, описывать результаты, использовать приборы для изучения явлений.

  3. Развить познавательный интерес учащихся, их интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний.

  4. Воспитать убеждённость в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки для развития человеческого общества.

Продолжительность реализации программы составляет 34 часа (1 час в неделю).

Каждое занятие в той или иной степени содержит проблему, требующую решения. Проблемные вопросы вызывают у учащихся определённые творческие усилия. Заставляют излагать собственное мнение, искать источник решения. Дети наблюдают, сравнивают, делают выводы. Конечно, направляет их деятельность и вместе с тем является равноправным участником диалога учитель, а его предложения, мнения, оценки открыты для критики. В диалоге «учитель - ученик» соблюдается принцип постоянного убывания помощи и увеличение доли самостоятельной деятельности. Диалог учителя с учениками делает обучение посильным, воспитывает уверенность в себе.

Дети любят играть, перевоплощаться и это широко используется на занятиях курса. Благодаря широкому применению музыкальных заставок, стихов, картин художников, видеозаписей, способствующих проявлению эмоций, развивается не только мыслительная, но и чувственная деятельность ученика.

Особое внимание уделено простому, наглядному и безопасному эксперименту, который зачастую носит исследовательский характер. Учащиеся на этих занятиях приобретают опыт проведения физического эксперимента.

Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня» состоит из четырёх разделов.

Первый раздел (3 часа) – «Ведение» формирует представление о возникновении науки, убеждённость в возможности познания природы, способствует осознанию значения науки для понимания явлений природы и трудовой деятельности человека.

Второй раздел (9 часов) – «Измерения» формирует умение определить цель, спланировать пути достижения цели, оценить правильность выполнения, способствует овладению основами самоконтроля.

Третий раздел (5 часов) – «Строение вещества» формирует умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками (работа в группе) создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы.

Четвёртый раздел (6 часов) – «Плотность вещества» формирует умение применять и преобразовывать символы для решения познавательных задач.

Пятый раздел (11 часов) – «Механическое движение» формирует стремление в самостоятельности приобретения новых знаний, умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей, чувств.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»

Учащиеся, освоившие курс:

  • осознают роль знаний в жизни человека;

  • имеют представление о первичных физических понятиях;

  • знают и соблюдают правила работы с простейшими измерительными приборами;

  • имеют опыт работы с простейшими измерительными приборами;

  • имеют первоначальные навыки планирования целей, путей достижения целей;

  • владеют навыками самоконтроля, взаимоконтроля;

  • владеют этикой взаимоотношений «ученик - ученик» и «ученик - учитель»;

  • обладают самодисциплиной;

  • проявляют интерес к явлениям окружающего мира.





Раздел, темы занятий

кол-во часов

Раздел 1. Введение

1

Мир, в котором мы живем+

1

2

Что изучает физика?

1

3

Методы физического исследования.

1

Итого по разделу

3




Раздел 2. Измерение




1

Измерение длины.

1

2

Площадь, измерение площадей.

1

3

Объем, единицы объема. Определение объема.

1

4

Повторительно - обобщающее занятие в форме игры

«Путешествие на остров Сокровищ»

1

5

Масса. Измерение массы

1

6

Деловая игра «Мы строим дом» на использование рычажных весов.

1

7

Температура. Термометр. Измерение температуры.

1

8

Время, Его измерение.

1

9

Контрольная работа

1

Итого по разделу

9

Раздел 3. Строение вещества

1

«Знакомые незнакомцы».

1

2

Движение молекул.

1

3

Взаимодействие молекул.

1

4

Агрегатные состояния вещества.

1

5

Урок - соревнование. Заключительное путешествие.

1

Итого по разделу

5

Раздел 4. Плотность вещества

1

Плотность вещества.

1

2

Л/р «Определение плотности твердого тела.»

1

3

Занятия по решению задач.

1

4

Почему утонул «Титаник»?

1

5

Контрольная работа №2.

1

Итого по разделу

5

Раздел 5. Механическое движение

1

Механическое движение.

1

2

Решение задач.

1

3

Урок - соревнование «Как спасти принцессу».

1

4

Инерция.

1

5

Взаимодействие тел.

1

6

Сила, что движет мирами.

1

7

Сила упругости.

1

8

Вес. Невесомость.

1

9

Сила трения.

1

10

Занятие - повторение.

1

11

Заключительное занятие «Аукцион знаний».

1

Итого по разделу

11

Содержание программы.

Раздел 1. Введение (3 часа)

Теоретическая часть. Понятия «тело», «вещество», «явление». Знакомство с видами явлений. Понятие «стихийное бедствие». Знакомство с лабораторным оборудованием.

^ Практическая часть. Выполнение работы по соотношению «явление какое?» «тело - вещество». Демонстрация разных тел из одного и того же вещества и одного тела из разных веществ. Выполнение творческих заданий по изготовлению разных тел из одного и того же вещества. Разгадывание загадок. Рисование рисунков. Просмотр видеофрагментов, описание своих ощущений от увиденных природных явлений.

Раздел 2. Измерение (9 часов)

^ Теоретическая часть. Понятие «цена деления», «предел измерений». Знакомство с физическими величинами (длина, площадь, объём, масса, температура, время) их условными обозначениями, единицами измерений.

^ Практическая часть. Измерение размеров тел: длины, ширины, высоты бруска. Измерение длины криволинейной траектории. Определение площади различных фигур, объёма тела. Измерение массы, температуры, времени. Изготовление карточек с условными обозначениями физических величин.

Раздел 3. Строение вещества (5 часов).

^ Теоретическая часть. Понятия «молекула», «движение молекул», «взаимодействие молекул», «состояние вещества».

Практическая часть. Изучение свойств тел в различных агрегатных состояниях. Установление связи между скоростью движение молекул и температурой. Выполнение творческих заданий (кроссворд, загадки, стихи).

Раздел 4. Плотность вещества (6 часов)

^ Теоретическая часть. Понятия «плотность».

Практическая часть .Определение плотности жидкости и плотности твёрдого тела. Решение качественных и количественных задач с использованием таблицы плотности. Выяснение условий плавания тел. Выполнение творческих заданий (составление задач). Выполнение контрольной работы.

Раздел 5. Механическое движение (11 часов).

^ Теоретическая часть. Понятия «механическое движение», «относительность движения», «траектория», «путь», «время»», «скорость», «равномерное и неравномерное движение».

^ Практическая часть. Решение задач на определение пути. Времени и скорости. Составление задач. Проведение необходимых измерений и вычислений скорости движения автомобиля (выход на улицу).

Заключительное занятие «Аукцион знаний»

Список литературы

  1. Балашов М.М. О природе. – М., Просвещение, 1991.

  2. Большой справочник школьника. 5-11 класс. – М.: Дрофа, 2008.

  3. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М., Просвещение, 1989

  4. Я.И.Перельман. Знаете ли вы физику. – Д.:: ВАП. 1994.

  5. Я.И.Перельман. Занимательная физика. – Д.: ВАП. 1994.

  6. Ф.Б. Рабиза. Опыты без приборов. М.: Детская литература, 1998

  7. И.Я.Ланина.100игр по физике. М.: Просвещение, 1995

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня» iconПрограмма Курса внеурочной деятельности Направление: Название : «Мир техники»
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов во внеурочной деятельности учителей начальной

Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня» iconПрограмма элективного курса «Мир вокруг нас вместе с английским»
Программа элективного курса «Мир вокруг нас» предназначена для учащихся 5-6 классов. Объём курса 5 класс-34 ч., 6класс-34ч

Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня» iconПрограмма внеурочной деятельности «мой мир»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы внеурочной деятельности...

Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Художественное слово»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня» iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному...
Программа начала реализовываться в мкоу белоозёрской оош №9 в качестве программы организации внеурочной деятельности обучающихся...

Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня» iconРабочая программа внеурочной деятельности курса «Юный эколог»
Умк «Перспективная начальная школа». В своей теоретической основе программа опирается на методическое пособие Федотовой О. Н., Трафимовой...

Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня» iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный английский»
Программа внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов

Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня» iconПрограмма курса внеурочной деятельности «Современная грамматика английского...
Авторская программа курса внеурочной деятельности «Современная грамматика английского языка для подготовки к егэ»

Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос) учащихся 1 класса моу сош №1
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...

Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года. (таблицы №1 -5)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница